Личный кабинет

Есть ли место геополитике на уроках географии?

Евгения Кострова ( Пользователь )
Уважаемые участники дискуссии, если бы Вы принимали устный экзамен по географии у современых детей, то идея ввести в курс географии побольше вопросов геополитики отпала бы сама собой. Поверьте. :) Дети изменились. Если уж так хочется углубиться в геополиику, то экзаменационные рефераты в 9 классе ещё не отменили, а старшим ребятам можно предложить проектную работу с завязкой на геополитику (и дискуссия с учителем обеспечена, и работа получится интересной, так как по своей инициативе, да и работу будут выполнять не всем классом огульно, а только способные "покопаться" в этой сложной теме).
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Евгения Кострова, 21.06.2011, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
Дети изменились...


Согласен, дети стали свободней относиться ко всему; преобладает клиповое мышление, которое не позволяет ученикам охватывать достаточно глобальные темы без условия их заинтересованности (потому, что якобы кому-то там что-то надо из учителей). Но при интересе никакого труда не составляет "заставить" ребенка с плохой памятью выучить какое-нибудь географическое название (например, Эйяфьятлаёкюдль). У меня троюродный брат за полчаса выучил, хотя знаний у него нет вообще ни в чем - сельская школа.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Евгения Кострова, 21.06.2011, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые участники дискуссии, если бы Вы принимали устный экзамен по географии у современых детей, то идея ввести в курс географии побольше вопросов геополитики отпала бы сама собой. Поверьте.


Евгения, я принимал устный экзамен по географии у девятикласснков не далее, как в этом месяце. Но, однако же, не совсем уловил Вашу мысль. Не могли ли бы Вы её пояснить?
Петр Гремченко ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 09.06.2011, 08:26) <{POST_SNAPBACK}>
Хочу предложить уважаемым учителям географии (и прочим, пожелавшим высказаться) обсудитьтакой вопрос: возможно ли на уроках географии давать ученикам основы знаний геополитики?
Ведь сама эта наука долгие годы была у нас (да и во многих других странах) фактически под запретом. А не следует забывать, что она в своё время выросла из политической географии. Так не пришло ли время вновь включить её основы в школьный географический курс?

Уважаемые коллеги!
С окончанием ученого года!
Хорошего отдыха.
А теперь по существу.
География, мои дорогие други - это мощная семья наук и там есть место и вопросам политической географии и геополитике. Вы, забыли, что география - это наука о территории и ее сути и содержании. Так что вопросы геополитики как раз всегда были в школьном курсе. Без этого нельзя. Я конечно понимаю Вас, когда Вы вспоминаете древние года, где географии то и не было. Теперь есть возможность копать в огороде не политизированную морковку, а нормальные знания.
Так что я за географию как комплексную науку. Мы единственные носители реальных знаний и всех призываю учить детей разумному светлому мудрому, а не уповать на то, что скажет президент. Не надо политику, надо правду. Ваш ПИГ
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Петр Гремченко, 25.06.2011, 18:20) <{POST_SNAPBACK}>
А теперь по существу.



Что-то по существу я ни слова и не увидел...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 26.06.2011, 09:26) <{POST_SNAPBACK}>
Что-то по существу я ни слова и не увидел...

Видимо, смотрели предвзято.
Человек прямо пишет: "География, мои дорогие други - это мощная семья наук и там есть место и вопросам политической географии и геополитике."
Сергей Ларичев ( Пользователь )
После долгого отсутствия тыкнулся я в некоторые темы, а они уже и закрыты! :o
Так и думал, что кроме компьютерного треда, да про загадки экономические больше и отметиться нигде не получится.
А, оказывается, этой теме еще не подвели черту. Хотя все и ушли на каникулы.

Сначала, если можно, повторюсь за Петром Ивановичем: география − комплексная наука о среде и взаимодействиях в этой среде. А в социальной среде без политики − ни шагу. В советское время было у меня присловие: "Без политики у жены три рубля на бутылку не выпросишь!"

Так что нормальный учитель-географ, как только он с учениками переходит от изучения природной среды к изучению среды социальной, тут же о политике и вспоминает. Потому что если в природе главный драйвер есть физика/энергия, то среди людей/социумов рулят экономика и капитал − её энергетический эквивалент. А суть любой политики и состоит в редистрибуции, т.е. перераспределении, ресурсов. Политика − это социальная инженерия. Если она направлена к позитивным целям. И грязное дело, если у человека загажена душа, совесть и мозги.

Поэтому, когда приступаем к материалу 9 класса, первым делом рассказывается о том, что взаимодействие в социальной среде осуществляется по законам этой среды. И потому какие поставлены перед обществом цели, как расставлены приоритеты, какие выбраны траектории достижения этих целей можно выделить политику экономическую, социальную, сельскохозяйственную, энергетическую, культурную и т.д. и т.п.

Конечно, далеко не всегда удается показать ученикам, когда "политика" конкретных "политиков" вступает в противоречие с законами географии, а порой и со здравым смыслом. Чаще, просто промолчишь в надежде, что лет через 5 -10 они сами это поймут, если им запомнились уроки географии. А если учителю повезет с администрацией и разрешат еще и Гладких подключить − вот тогда всё просто замечательно.

Геополитика -- Часть политической географии. О ней в учебнике Максаковского есть пару абзацев. Конечно, на Хаусхофера и Ратцеля, "географический детерменизм" и теорию "жизненного пространства" при 1 часу в неделю (это если курс размазан на 10 и 11 классы), было бы несколько растратно. Но всё же кое-что пытаемся дать.

Но сводить в старших классах весь курс к политическим экзерцисам − на мой взгляд, значит обворовывать ребят.

Географических сфер на нашей планете можно выделить бесчисленное количество. Приоритеты, что и в каком объеме изучать,
расставляет учитель/учредитель/государство. Очень редко − сам ученик или его семья. Но, если учитель научил правильно организованной географической рефлексии, интересующийся сам сумеет расположить то, что ему интересно, по полочкам и извилинам. И вот это разложенное из его головы уже ничем не выбьешь!
Людмила Якушкина ( Пользователь )
Вопросы геополитики частично рассматриваются в курсе социальной и экономической географии в 10 классе, но времени , считаю,недостаточно для изучения данной темы. Современный мир изменяется динамично, и знания о политической стабильности и изменениях происходивших в настоящее время
Ольга Березовская ( Пользователь )
Я считаю эта тема очень важна для современных школьников. Многие подростки даже не знают элементарного в геополитике. Я всегда использую на уроках выдержки из статей авторитетных изданий: "аргументы и факты", "аргументы недели". Кстати, дети очень интересуются местом россии в мире и многим другим. Дети хоть газеты начинают читать и новости смотреть.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Ольга Березовская, 28.03.2012, 09:02) <{POST_SNAPBACK}>
Я всегда использую на уроках выдержки из статей авторитетных изданий: "аргументы и факты", "аргументы недели".


Довольно странные для учителя представления о том - какие издания являются авторитетными. Хотя, может быть, как раз для учителя и не странные.

Цитата (Ларичев С.В., 25.08.2011, 22:48) <{POST_SNAPBACK}>
Географических сфер на нашей планете можно выделить бесчисленное количество. Приоритеты, что и в каком объеме изучать,
расставляет учитель/учредитель/государство. Очень редко − сам ученик или его семья. Но, если учитель научил правильно организованной географической рефлексии, интересующийся сам сумеет расположить то, что ему интересно, по полочкам и извилинам. И вот это разложенное из его головы уже ничем не выбьешь!


А что значит "географическая рефлексия"? Как хотя бы вкратце её охарактеризовать?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+