Личный кабинет

Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения

Проблема легитимности дистанционных технологий и методика дистанционны
Николай Гаврилов ( Пользователь )
Как показывает практика ДО, игнорирование законодательной базы ведет к задержке практического внедрения ДО, которое, правда, и без нормативно-правовой базы внедряется в российскую научно-педагогическую практику. Нам известен только два официальных документа, юридически закрепляющие и определяющие возможность вести образовательный процесс, используя технологии ДО с выдачей соответствующих документов об образовании. Это Приказ №1050 от 30.05.97. Минвуза РФ «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» и Инструктивное письмо Минобразования 03.07.08 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании».,приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения"», МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002, Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий)», Этого явно недостаточно, поэтому требуются незамедлительные действия по разработке образовательного законодательства для СДО. Тенденции к изменению законодательства отразились, в частности в издании приказа № 63 Минобрнауки от 10 марта 2005 года[21] ,в котором отменяется действие предыдущего документа и вводятся новые правила внедрения ДОТ в образовательный процесс. Тем не менее и этот новый документ не учитывает все реалии, существующие в учебном процессе. Так, актуальными остаются проблемы оплаты труда преподавателей, использующих дистанционные технологии обучения, соотнесение дистанционного и лекционного часов ( их равносильность в образовательном процессе) .Остаются открытыми вопросы о соотношении дистанционной и очной части образовательных программ – насколько много дистанционных технологий возможно использовать в образовательном процессе
Особенно актуальна эта проблема на региональном уровне
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Извините, Николай Анатольевич, если не по теме вставляюсь...
п р и к а з ы в а ю :
1. Утвердить прилагаемый порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий.

Почему-то не стает вопрос ЗАЧЕМ?
Зачем и как нужно дистанционно обучать, если и в прямом контакте ещё не научились? Может только хуже от этих адинистративно внедряемх технологий будет? Как это оцегнить? как померить результаты? Добро или зло? Через дистанционный ЕГЭ?
Николай Гаврилов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ Sep 29 2005, 09:15 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Извините, Николай Анатольевич, если не по теме вставляюсь...

Почему-то не стает вопрос ЗАЧЕМ?
Зачем и как нужно дистанционно обучать, если и в прямом контакте ещё не научились? Может только хуже от этих адинистративно внедряемх технологий будет? Как это оцегнить? как померить результаты? Добро или зло? Через дистанционный ЕГЭ?


Дистанционные технологии- не административно внедряемый механизм,а исторически закономерная
новая технология обучения.Во всем мире информационные технологии уже внедрились в образовательную систему достаточно прочно.Уж лучше образовательному сообществу взять под контроль информационные технологии,чем плестись за ними в хвосте,постоянно опаздывая и догоняя
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Гаврилов Н.А. @ Sep 29 2005, 09:22 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Уж лучше образовательному сообществу взять под контроль информационные технологии,чем плестись за ними в хвосте,постоянно опаздывая и догоняя

Вы же снова, Николай Анатольевич, не отвечаете на вопрос ЗАЧЕМ? Потому что все прыгают с десятого этажа и я за ними? Извините..

И как результаты и последствия оценивать?
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ Sep 29 2005, 09:39 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Вы же снова, Николай Анатольевич, не отвечаете на вопрос ЗАЧЕМ? Потому что все прыгают с десятого этажа и я за ними? Извините..

И как результаты и последствия оценивать?

Владислав Иванович! Позвольте мне Вам ответить. На сегодняшний день, не говоря о завтрашнем, только дистанционное обрахзование(без оглядки на человеческие качества и квалификацию педагога) позволит получить необходимые знания, красиво говорят и пишут о переподготовки учителей, которых уже сегодня не хватает, а нашим ученикам не хватало знаний ещё вчера smile.gif и получить их они смогут с помощью ДО, а вот дать азы, заинтересовать, научить пользоваться возможностями ДО-это наша забота учительская smile.gif
Николай Гаврилов ( Пользователь )
Практика нормотворчества в области внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс института повышения квалификации работников образования
Автор Гаврилов Николай Анатольевич
Проректор по информационным технологиям
Пермский Областной (региональный) Институт Повышения квалификации работников образования
Г.Пермь
Тел.(342) 236-80-59,E-mail:nikgavrilov@narod.ru


Глоссарий


Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных информационных и телекоммуникационных технологий.
Курс дистанционного обучения ( КДО)- это учебный курс, созданный с применением информационных технологий и предназначенный для образовательных целей


Федеральная законодательная база


Одним из принципов реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является принцип опережающего развития нормативно-правовой базы
При внедрении дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс требуется создание четкой нормативно правовой модели образовательного учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. Игнорирование законодательной базы ведет к задержке практического внедрения ДО, которое, правда, и без нормативно-правовой базы внедряется в российскую научно-педагогическую практику. Существуют следующие документы, юридически закрепляющие и определяющие возможность вести образовательный процесс, используя технологии ДО с выдачей соответствующих документов об образовании. Это Приказ №1050 от 30.05.97. Минвуза РФ «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» и Инструктивное письмо Минобразования 03.07.08 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании».,приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения"», МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002, Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий)», Этого явно недостаточно, поэтому требуются незамедлительные действия по разработке образовательного законодательства для СДО. Тенденции к изменению законодательства отразились, в частности в издании приказа № 63 Минобрнауки от 10 марта 2005 года (файл Prikas63,подшит к сообщению),в котором отменяется действие предыдущего документа и вводятся новые правила внедрения ДОТ в образовательный процесс. Тем не менее и этот новый документ не учитывает все реалии, существующие в учебном процессе. Так, актуальными остаются проблемы оплаты труда преподавателей, использующих дистанционные технологии обучения, соотнесение дистанционного и лекционного часов ( их равносильность в образовательном процессе) .Остаются открытыми вопросы о соотношении дистанционной и очной части образовательных программ – насколько много дистанционных технологий возможно использовать в образовательном процессе
В приведенной нормативной базе [1-5]определены только основные направления использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В частности, последним документом ,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ [2] и устанавливает новые правила[6] Согласно п.3. данного документа . “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” .Из прежних действующих документов исчезла существенная часть, регламентирующая понятия «освоение образовательных технологий в дистанционных формах», где однозначно указан объем образовательной программы ( 80%),который является порогом для определения формулировок по выдаче документов государственного образца. Ранее регламентировалось указывать о том, что обучение прошло дистанционным способом, если превышен этот порог. Существует большое количество иных аспектов.

Проблемы ДО


У Образовательного учреждения, внедряющего новые технологии,остается масса нерешенных правовых вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные

· учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО)
· соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО
· учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО
· учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права
· учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом.
· учет оплаты инновационного труда преподавателя
· методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий
· проблема финансирования инновационной работы преподавателя по созданию электронного контента
Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент пока только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ, а также региональных нормативных актов, регламентирующих процесс внедрения и использования дистанционных технологий обучения в образовательном процессе . Пути решения индивидуальны для ОУ , как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ:
Авторами КДО, специалистами по информационным технологиям (ИТ), Тьюторами, администрацией ОУ.

Из практики нормотворчества

Примером реализации индивидуального подхода может служить модель, внедренная в Пермском региональном институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) в качестве переходной до момента появления официальной законодательной базы . В рамках образовательного учреждения разработаны и приняты на ученом совете локальные нормативные акты «Положение о порядке создания электронных учебных пособий»,»Положение о стимулировании работы сотрудников ,принимающих участие в создании КДО, «Положение о порядке проведения курсов дистанционного обучения».На основании данных локальных документов определены некоторые рабочие параметры по оценке учета организации ДО
(таблица параметров подшита к сообщению файл Parametr)

Создание КДО


Широкий диапазон нормативных ( от 4 до 20 )показателей стоимости создания КДО определяется степенью сложности создаваемого продукта. Структуру общей стоимости можно определить следующим образом:

ОС=(0,1*К+0,20*С+0,18Т+0,03Ис+0,05Им)+(0,04Ои+0,25Нт+0,15Вид),

Где ОС – общая стоимость курса = 1.К- компьютерный набор информации,С-структурирование информации, Т- формирование базы тестовых заданий, Ис-подбор интернет ссылок, Им-подбор иллюстративного материала, Ои-обработка иллюстративного материала, Нт-оформление в формате HNML,Вид-изготовление и отцифровка видеоматериала
Непосредственная величина стоимости ОС определяется исходя из финансовых возможностей ОУ и объема КДО.. Сама структура и параметры может видоизменяться в зависимости от выполняемых задач при создании КДО и появлением новых технологий.

Авторское право


КДО, являясь сложным техническим продуктом как результатом работы группы авторов – технической и содержательной части является предметом авторского права группы лиц. Это является причиной возникновения новых отношений между администрацией ОУ и участниками процесса ДО.
После оплаты КДО права собственности на созданное КДО переходят к ОУ в соответствии с законодательством и могут быть использованы ОУ в образовательном процессе.
В случае отсутствия оплаты КДО также может быть внедрен в образовательный процесс при сохранении прав собственности у автора КДО при наличии отдельного соглашения между автором и ОУ. Права собственности при создании КДО регулируются в договоре подряда. Кроме того, при создании КДО возникает проблема сертификации и лицензировании готового электронного продукта. Порядок лицензирования электронных образовательных продуктов определен в [5] В остальном вопросы авторского права на КДО регулируются законом РФ « О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и законом РФ «Об авторских и смежных правах»
Часть работ по созданию КДО может быть вменена в качестве функциональных обязанностей преподавателей ОУ, однако это не снимает проблемы авторских отношений между администрацией и авторами продукта, поэтому вопрос авторства КДО должен быть четко регламентирован в нормативно-правовой базе ОУ.

Организация учебного процесса с использованием ДОТ


Организация учебного процесса с использованием ДОТ тесно связана с учетом рабочего времени преподавателя, функционирующего в дистанционном режиме. Главной проблемой является конвертация этого времени из дистанционного часа в академический. Законодательно на данный момент это соотношение не закреплено, но очевидно, что между ними нельзя установить знак равенства. Из таблицы видно, что предлагаемое соотношение выглядит как 1дистанционный час=0,5-0,7 академического. Данные цифры приведены из опыта работы Пермского областного регионального института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и Пермского Классического университета . Отношения между преподавателем и ОУ могут быть также выстроены путем заключения трудовых договоров, предусматривающих систему плавающих окладов [7]

Региональные аспекты

Создание локальных актов подобного типа позволяет систематизировать и унифицировать подходы к процессу организации ДО в ОУ и определить четкие правила, определяющие права и обязанности участников процесса на всех этапах,онако создание локальных нормативных актов не решает общую проблему внедрения дистанционных технологий, связанную с нормативно-правовым обеспечением на региональном уровне. Финансирование инновационной работы преподавателя ,при отсутствии региональной законодательной базы может осуществлятся только из внебюджетных источников ( грантов, конкурсов, надтарифного фонда и пр). Для полноценного функционирования системы ДО на уровне региона необходима прежде всего институционализация различных форм ДО, которая в первую очередь предполагает наличие четкой нормативно-правовой базы,регламентирующей все процессы ДО – от создания учебного контента и программного обеспечения до реализации в учебном процессе. На сегодняшний день в регионах не существует прецендентов по организации подобных нормативно –правовых систем.

Литература


1.Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения"
2 МЕТОДИКА применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002
3. ФЗ от01.07.2002 №110819-3 « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в части дистанционных образовательных технологий)
4. Приказ Минобразования РФ от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме»
5. Письмо Минобразования России от 21.01.2003 №43-52-06/12 Об электронных изданиях
6. Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года «Порядок разработки и использования образовательных технологий»
7. Т.Н.Мартынова.,А.Ю.Валявский.,В.Е.Бочков «Об организации оплаты труда преподавателей в системе открытого дистанционного обучения» г.Москва.материалы конференции «Качество дистанционного образования декабрь 2004 г. МГИУстр 224-234
8. Гаврилов Н.А. «Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования» Труды Х!! Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2005» 6-9 июня 2005 г стр 184-186 издательство Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

[attachment=4:attachment][attachment=4:attachment]
Раил Гатауллин ( Пользователь )
Видно, пока литературу не дочитают не ответят. smile.gif
С интересом прочитал Вашу информацию. На базе Образовательного портала Министерства образования РТ решаем вопрос дистанционного обучения, подготовки и переподготовки кадров. Рады сотрудничать с Вами по вопросам дистанционного обучения.
Николай Гаврилов ( Пользователь )
(Раил Гатауллин @ Sep 29 2005, 09:22 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Видно, пока литературу не дочитают не ответят. smile.gif
С интересом прочитал Вашу информацию. На базе Образовательного портала Министерства образования РТ решаем вопрос дистанционного обучения, подготовки и переподготовки кадров. Рады сотрудничать с Вами по вопросам дистанционного обучения.

Согласен,тема для обсуждения конечно тяжеловата и включиться полностью могут наверное только те,кто уже погружен в нее и сталкивался с проблемами на практике.Гораздо больше людей наверное интересует сам процесс,чем
формальное его оформление.
Я с радостью готов к сотрудничеству в этой области в любом виде
Юлия Нацкевич ( Пользователь )
(Гаврилов Н.А. @ Sep 30 2005, 06:29 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен,тема для обсуждения конечно тяжеловата и включиться полностью могут наверное только те,кто уже погружен в нее и сталкивался с проблемами на практике.Гораздо больше людей наверное интересует сам процесс,чем
формальное его оформление.
Я с радостью готов к сотрудничеству в этой области в любом виде

Присоединяюсь к вашему обсуждению. Согласна, большинству интересно само дистанционное обучение, а не то как данны
Николай Гаврилов ( Пользователь )
(Юлия Нацкевич @ Sep 30 2005, 05:28 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Присоединяюсь к вашему обсуждению. Согласна, большинству интересно само дистанционное обучение, а не то как данны

Предлагаю после ознакомления с нормативной базой,если нет информативных сообщений или предложений просто перейти к обсуждению эффективности дистанционного обучения на другой ветке форума:

My Webpage

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+