Личный кабинет

Природоведение для современных пятиклашек

Химия или биология? Физика или география? Что или зачем?
Елена Зачесова ( Пользователь )
Ув. коллеги!

Ясна ли вам цель объединения в одной рубрике предметов "биология" и "окружающий мир"?

Если курс ОМ является пропедевтическим по отношению к предметам естественнонаучного цикла, то могут почувствовать себя обиженными физики, химики и географы (кроме экономических). cool.gif

Если же исходить из общей трактовки понятия "окружающий мир", то круг учебных предметов можно расширить, включив в него весь гуманитарный цикл. Ведь нас окружают другие люди (история, обществознание, психология, социология), созданные ими различные объекты: строения, механизмы, произведения искусства и пр. (технология, ИЗО, МХК, литература, музыка) и т.д.

Может быть, смена названия предмета в ряду "ПРИРОДОВЕДЕНИЕ" - "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" - "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" должна подкрепиться сменой содержания курса?
blink.gif

С ув. Елена Зачесова
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 30.09.2005, 01:34) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть, смена названия предмета в ряду "ПРИРОДОВЕДЕНИЕ" - "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ" - "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" должна подкрепиться сменой содержания курса?

Передо мной стоит та же проблема. Мир многообразен. Человек – часть природы. Человеческие взаимоотношения часть биотических связей. Но курсы «Природоведение», «Естествознание» дробят всё это в сознании пятиклашек совершенно непонятно под какую задачу. Ведь не изучаем же мы в этом же году с ними химию, биологию, физику…. Сейчас я пытаюсь погрузиться в современные разработки этих курсов (Алексашина и пр.). Но за красивыми, умными и, в общем-то, даже правильными словами авторов учебников у меня так и не возникает образа такого же умного и понимающего ученика 5 класса. Опять ощущение, что учим детей с «клиповым мышлением» знаниям «на вырост». Раз Вы, научный сотрудник, может быть у вас в арсенале есть экспериментальная программа? Можно было бы её апробировать на моих детях…. Готов к взаимодействию!
Сначала предлагаю обсудить стандарт второго поколениа по естествознанию. Не возражаете?
Серж Андреев ( Пользователь )
Мне кажется, что живое и неживое тесно взаимосвязаны. Неживое является пищей для консументов. Так вещества передаются по пищевой цепи снизу вверх. А потом они помещаются обратно в неживую природу в качестве отложений. На сколько я знаю, то почти все полезные ископаемые - это продукты жизнедеятельности. Живое не может без неживого (в то время как обратное не верно).
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Фёдор Борисович, 06.03.2010, 07:04) <{POST_SNAPBACK}>
Раз Вы, научный сотрудник, может быть у вас в арсенале есть экспериментальная программа? Можно было бы её апробировать на моих детях…. Готов к взаимодействию!
Сначала предлагаю обсудить стандарт второго поколения по естествознанию. Не возражаете?

Уважаемый Федор Борисович!
Я, конечно, научный сотрудник, но случилось так, что сфера моих интересов за 5 лет, прошедших с момента опубликования исходного поста, переместилась в область профессионального образования, поэтому стандарты и программы у меня сейчас не школьные, а колледжные. :blush:
Предлагаю Вам обратиться к модератору этого форума Ивану Владимировичу, возможно, вместе вы сумеете что-то придумать.
Мой опыт участия в его проектах оставил самые лучшие воспоминания.

Елена
Иван Черепанов ( Пользователь )
Ну... разработано-утверждённой программы у меня нет.

Конструктор такой есть:

У курса естествознания для 5 класса должен быть (или желателен) сюжет. Яркий, такой. чтобы большую часть класса он захватывал как приключенческий фильм. Чтобы ещё учитель мог азарту добавить. Чтобы основной ствол всего года был им пронизан с 1 сентября по последнее марта.

И вот, отдельные главы (приключения, так сказать) должны позволять развернуть связанную с этим естественноНАУЧНУЮ тему. Ветки этакие из этого ствола должны расти.

Скажем, такую схему мы разрабатываем для пятиклассников вокруг истории географических открытий. Географический, биологический, физический материал туда преимущественно ложится хорошо, ещё и переплетаясь между собой и с историей вместе. Общий восторг.

Иван Черепанов ( Пользователь )
Серж: неправильно. Для консументов пища - живые организмы итд.

Формально можно из этого программу естествознания сделать. Но глаза этим не зажжёшь большинству ребят.
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Иван Владимирович, ваша идея и практика создания "сюжетной программы" мне оооочень понравились.
В начальных классах предмет "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" содержательно подобен газообразному телу...... А так хотелось бы для этого формально интегрированного предмета предложить и увлекательный понятный детям целостный сюжет)). Как можно познакомиться с вашими "приключениями" поближе?
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Чтобы не потерять исходно волновавший меня предмет разговора, мне пришлось уточнить название этой ветки – природоведение 5 класс (средняя школа), а не окружающий мир (начальная школа). Хотя, подозреваю, что первое как-то вырастает из второго. Второе, может и требует отдельной ветки на форуме, но... это уж совсем от меня сегодняшнего далековато.
Разговор о природоведении в школе я начал неспроста: сам я учитель химии, по диплому «учитель и биологии с доп. спец. Химия» один год работал с 6 классом (ботаника, Понамарёва) и вот в сентябре примусь за пятиклашек.
Как учитель химии я точно знаю, что для изучения этого моего предмета в 8 классе самое выгодное и для меня, и для учащихся активно использовать природный инструмент познания – целостность восприятия. Но для этого нужно, чтобы к этому моменту у меня и у них уже было кем-то сформировано и востребовано в учебном процессе целостное мировидение, миропонимание. Очевидная несуразность такого предположения в современной школе привела меня к определённой технологии обучения химии с опорой на целостность мировидения школьников. Но формировать её надо гораздо раньше! Что для этого можно сделать уже в 5 классе?
Защитив диссертацию по проблеме педагогической интеграции в обучении химии 8 класса, я очень скептически подхожу к курсу «Естествознание» в 5 классе, т.к. ни программа, ни учебник, ни учитель (чаще биолог) её – интеграцию – ни в какой форме не обеспечивают. Ну, а слова, можно какие угодно придумать! Природоведение меня тоже, как название курса, не устраивает, т.к. сразу выключает из процесса гуманитарные и технические аспекты. Вот и Иван Владимирович говорит про сюжет, приключения, история…
Но бывает и такое...
Цитата (Иван Черепанов, 06.03.2010, 23:27) <{POST_SNAPBACK}>
И вот, отдельные главы (приключения, так сказать) должны позволять развернуть связанную с этим естественноНАУЧНУЮ тему.

Кому должны? И что в случае успеха с этим делать ученику 5 класа? Биология и география в шестом, физика в седьмом, а химия – так та вообще в восьмом классе.
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Фёдор Борисович, я по диплому родственный вам «учитель биологии и химии») и как учитель - больше химик. сейчас учу студентов и учителй начальных классов в системе повышения квалификации. Понимаю важность поднятой вами темы - "целостность мировидения школьников" и "природного инструмента познания – целостности восприятия). Вы несомненно правы, что формировать их надо гораздо раньше, до изучения отдельных естественнонаучных предметов . НО и 5 класс - это практически этап "собирания камней" в этом смысле. А начальная школа с её "Окружающим миром" как цокольный этаж светлого здания общего образования мало кем из предметников воспринимается серьёзно... не ворчу, просто сама через это прошла. А теперь мне оттуда, снизу, хочется сказать словами старой хорошей песни: ВОЗЬМЁМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ, ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПО ОДИНОЧКЕ!)
Пофантазировать можно? если есть у вас возможность - возьмите детей с первого класса по программе окружающего мира "Школа 2100". как минимум - полистайте программу и учебники Вахрушева А.А...
Ну а если серьёзно, Вы уточнили название этой ветки – природоведение 5 класс (средняя школа) чтобы "не потерять исходно волновавший предмет разговора". Однако, вы правильно подозреваете, что волнующий вас предмет КАК-ТО вырастает из окружающего мира (начальная школа). Считаю, что НЕ ТРЕБУЕТСЯ отдельной ветки на форуме)))
я искренне рада была прочитать ваши слова. здесь на форуме я новичок. Но пишу, так как тема, поднятая вами, вошла в резонанс с моими научными убеждениями и предположениями...
если не затруднит, дайте ссылку на вашу диссертацию
Иван Черепанов ( Пользователь )
А "Должны" - это немного более многозначное слово, чем кажется. Назойливый вопрос "кому должны" здесь здорово популярен, и это жаль.

Главы должны (но долг этот с них не получить ТАК ПРОСТО) - значит просто, что если они НЕ, то это, по моему мнению, плохо.

Просто я ищу (и мне кажется - нашёл) сюжет, который:
1) самоценен
2) увлекателен для значительной части класса
3) позволяет к нему прикручивать многое.

Большинство мировоззренческих позиций естествознания просто не берутся с одного раза школьниками. Пропедевтика очень нужна. Тем более, в том возрасте. когда любознательности полно. Иначе им и потом с этим часто нечего делать.

Что же до начальной школы - то в школе с ними я не работал, а в лаборатории у нас есть группы младшеклассников. Так вот, неточности всякие - это ладно, ну их. Но ведь опять же, любознательность (во всяком случае - в большинстве школ) недокармливается и неразвивается.
А что, программа Вахрушевой - всерьёз того стоит?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+