Личный кабинет

Заседание Совета по науке, технологиям и образованию

25 октября 2005 года
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вступительное слово Президента РФ на заседании Совета по науке, технологиям и образованию
25 октября 2005 года Москва, Кремль

В.В.ПУТИН: "Знаю, что члены Совета провели глубокую работу по изучению вопросов, на которых мы должны сегодня остановиться, позвольте мне сказать несколько вступительных слов.
Вы хорошо знаете, что в России 60 процентов населения так или иначе вовлечены в образовательную сферу. И граждане должны быть хорошо информированы, как и в каком направлении развивается эта отрасль. Отрасль, с которой десятки лет тесно связана и их собственная жизнь, и жизнь их детей, внуков.
В нашем обществе исторически утвердилось понимание безусловной ценности образования, всего, что связано с этой сферой. В последнее время именно с ним, с образованием, всё теснее увязываются устремления людей к жизненному успеху. Около 80 процентов граждан в возрасте до 35 лет считают получение высшего образования важнейшей своей целью. Должен сказать, что еще несколько лет назад тенденции были немножко другими. То, что они поменялись в направлении, о котором я сейчас сказал, это, конечно, очень хорошая, по-моему, подвижка, это крайне значимый показатель. Он говорит о высокой готовности молодых людей к профессиональному росту. Без сомнения, доступность и качество образования прямо влияют на наши национальные перспективы.
Вы знаете, мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одаренным ученикам.
Подчеркну: все объявленные здесь финансовые и организационные меры будем строго отслеживать и контролировать. Кроме того, молодым педагогам окажем поддержку в ходе реализации еще двух других национальных проектов – по доступному жилью и улучшению жизни на селе, потому что в принципе все это взаимосвязано.
В конечном итоге все эти меры дадут дополнительный импульс для системной модернизации отрасли в целом. Модернизации, которая пока идет медленно и трудновато.
Убежден, сейчас уже есть все возможности, чтобы образование действенно помогло притоку квалифицированных кадров в науку и высокотехнологичные сферы производства. Стало эффективной, передовой частью мировой системы образования, сохранив при этом свои, конечно, – мы об этом много раз говорили, встречаясь в разных форматах, – наработанные веками и десятилетиями преимущества национальной системы образования.
Все звенья образовательной системы: от дошкольных учреждений до вузовской науки – должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. А она сама обязана стать стабильной, современной и понятной людям.
Уже в ближайшее время Правительству надо проработать решения по обязательному полному среднему образованию, по кардинальному изменению качества работы средних специальных и всех профессиональных учебных заведений. Нужны меры, противодействующие необоснованному росту платных услуг в высшей школе. Нам давно пора навести порядок в малоизвестных, но многочисленных вузах и их филиалах, где плата за обучение стала самоцелью. Не качество образования, не само образование, а именно плата за этот процесс.
Проблемой номер один остается качество образования. Для чего нужна не только хорошая материально-техническая и методическая база, но и достойные условия жизни и работы педагога. Он главная движущая сила качественного обновления наших вузов и школ и сейчас нуждается в поддержке государства.
Вы знаете о тех предложениях, которые были сформулированы Правительством в рамках образовательной программы, знаете об индивидуальных грантах, выплатах ежегодных премий, планируемых в рамках национального проекта. Мы можем, конечно, подискутировать на эту тему. Я недавно встречался с представителями профсоюзов, и коллеги, которые работают в профсоюзных организациях, связанных с образовательной сферой, высказывали свои предложения по этому вопросу. Если у вас будут какие-то соображения, я с удовольствием их выслушаю. Более того, проанализируем возможность внесения корректив в те планы, которые у нас есть.
Однако сами педагоги тоже должны пройти свой путь, путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий. К тому, чтобы квалифицированно работать с дистанционными программами обучения и широкими возможностями Интернета. Напомню, что к 2007 году Интернетом будут охвачены не менее 20 тысяч, а к 2008 году – более половины всех школ в России.
Второе, что хотел бы сегодня обсудить, – это обеспечение непрерывности образования.
В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь. Педагоги и в высшей школе, и в начальной, средней школе знают это лучше всего, потому что сами постоянно этим занимаются. Мы от этого идеала – когда я говорю «мы», имею в виду все население страны – пока еще далеки. И люди плохо представляют себе, каким образом их стремление продолжить образование будет поддержано государством.
Убежден: не только рынок должен стимулировать потребности людей к росту образовательного уровня. В эпоху «экономики знаний» и инноваций государство, конечно же, должно поддержать граждан в их желании наращивать знания.
Это, кстати, расширит горизонт возможностей и для самих педагогов. В частности, повысит их профессиональную мобильность. Известно, что в силу демографических причин, из-за прошлых волн падения рождаемости мы сейчас теряем по миллиону учащихся в год. И учителя уже загружены неравномерно. Одновременно начинает увеличиваться число новорожденных. Как следствие, в начальной школе будет больше детей, чем несколько лет назад.
Кроме того, не хватает детских садов, а молодые, особенно работающие, родители крайне в них нуждаются. Регионам и муниципалитетам надо совместно работать над восстановлением сети дошкольных учреждений.
Еще одна проблема – это интеграция профессионального образования с производством. Здесь по-прежнему отсутствует долгосрочное планирование и по объективным потребностям, и по самой структуре кадрового спроса. Конечно, надо активнее задействовать и российский бизнес. Он в этом заинтересован прежде всего. Надеюсь, что Евгений Максимович [Примаков] нам сегодня что-нибудь об этом скажет.
Несколько слов об интеграции российского образования в европейскую и международную системы в целом. Наряду с уже идущей работой в рамках Болонского процесса просил бы сосредоточить усилия на глобальной программе «Образование для всех». Россия играет ключевую роль в подготовке заседания «восьмерки», где этот вопрос должен быть в повестке дня.
Нам надо активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран, и, конечно, прежде всего имею в виду страны Содружества Независимых Государств. В последние годы страны СНГ стали чаще обмениваться опытом реформ и предъявлять бoльший спрос на качественные российские услуги в образовании.
Это вполне естественно и понятно – подросли национальные экономики стран Содружества, стала очевидной их зависимость от роста интеллектуального капитала. Потребовался активный оборот знаний и технологий. Не говоря уже о том, что страны Содружества исторически связаны схожими традициями в образовании и науке.
Обращаю внимание: существующие здесь возможности не должны быть упущены. И ни в коем случае нельзя допустить ни уменьшения филиальной сети наших вузов в этих странах, ни снижения качества ее работы. Надо также в обязательном порядке заполнять все выделенные Россией квоты для студентов и аспирантов из государств СНГ.
Знаю, что МГУ расширяет свою филиальную сеть, будем всячески содействовать этому процессу и помогать.
Напомню: уже третий год действует порядок, согласно которому до одного процента всех бюджетных студентов мы набираем из этих стран. Полагаю, сейчас уже можно проработать возможности для увеличения их числа. А с коллегами по Содружеству выработать единые четкие критерии к отбору кандидатов. Может быть, не всегда это просто, с учетом того, что у нас у самих проходят реформы, но это можно и нужно сделать.
Больше того, мы должны активнее направлять российскую молодежь на учебу и стажировки в государства СНГ. Прежде всего по таким дисциплинам, как национальные языки, культурология, история. Это наши самые близкие партнеры. И их культуру мы обязаны хорошо знать.
Уважаемые коллеги!
Хотел бы рассчитывать на самое результативное участие членов Совета и ваших коллег в реализации названных задач. Надеюсь также на более активное привлечение к работе молодого крыла отечественной педагогики.
Знаю о вашей инициативе по формированию Национального совета молодых ученых, педагогов и специалистов. Полагаю, что интеграция общественных усилий только на пользу и науке, и образованию, государству, всему народу Российской Федерации.
Рассчитываю, что Наталья Викторовна Полосьмак, лауреат Государственной премии за прошлый год, своим высоким научным авторитетом и энергией поможет координировать эту деятельность.
Позвольте мне перейти к следующей части нашей работы, к обсуждению всех названных тем, проблем и предоставить слово Людмиле Алексеевне Вербицкой".

Источник информации -
http://www.kremlin.ru/appears/2005/10/25/2...634_96106.shtml

Участники заседания Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию
http://www.kremlin.ru/text/docs/2005/10/96107.shtml

Из материалов доклада рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию
http://www.kremlin.ru/text/docs/2005/10/96053.shtml
Максим Водянников ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ Oct 27 2005, 01:16 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Вступительное слово Президента РФ на заседании Совета по науке, технологиям и образованию
25 октября 2005 года Москва, Кремль

В.В.ПУТИН:[i] "Знаю, что члены Совета провели глубокую работу по изучению вопросов...

Из материалов доклада рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию:
Исследования качества образования, в том числе международные, выявили ...неподготовленность большей части учителей.
Сергей Галаган ( Пользователь )
"28 марта 2007 года общее собрание Российской академии наук (РАН) подавляющим большинством голосов приняло новый устав. В его окончательном варианте академики не учли ни одного из принципиальных рекомендаций Минобрнауки. С самого начала проигнорировав чиновничью идею создания в РАН наблюдательного совета и правления, в последний момент академики убрали из своего устава и единственное поначалу прошедшее предложение Минобрнауки – ввести возрастные ограничения для руководства РАН и ее подразделений.
Маневры с официально-неофициальным модельным уставом, от которого исполнительная власть, с одной стороны, открещивается, но, с другой, настаивает на включении его основных положений в устав РАН под угрозой отлучения академии от бюджетного финансирования, стали последней каплей в чаше академического терпения. За новый устав в РАН голосовали под лозунгом «Хватит вытирать о нас ноги!».

Наш коментарий:
Вообще-то приятно, что ученые оказались действительно элитой нашего общества и первые отказались быть марионетками в чиновничьих играх. Браво!Подробности: http://www.gazeta.ru/education/2007/03/28_a_1525983.shtml "
Давид Штейн ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 13.04.2007, 21:12) <{POST_SNAPBACK}>
Маневры с официально-неофициальным модельным уставом, от которого исполнительная власть, с одной стороны, открещивается, но, с другой, настаивает на включении его основных положений в устав РАН под угрозой отлучения академии от бюджетного финансирования, стали последней каплей в чаше академического терпения. За новый устав в РАН голосовали под лозунгом «Хватит вытирать о нас ноги!».

Наш коментарий:
Вообще-то приятно, что ученые оказались действительно элитой нашего общества и первые отказались быть марионетками в чиновничьих играх. Браво!Подробности: http://www.gazeta.ru/education/2007/03/28_a_1525983.shtml "


Принято считать, что научные достижения России после революции есть самые значительные успехи за период прошедшего века. Справедливо российский народ гордился этим. Что же случилось? Почему научные школы в током плачевном положении при новой власти? Это ли не политика пришедших к власти? К чему эта политика может привести страну?
Д.Ш.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+