Личный кабинет

Кое-что по следам поездки в Бийск

Про учителей и администраторов
PYM ( Пользователь )
Уже многое отлежалось и можно кое-какие соображения высказать.

Пытаюсь проанализировать и как-то свести воедино впечатления-ощущения от пяти круглых столов и оной встрече с литераторами-русистами. С одной стороны - осталось приятное ощущение заинтересованности и готовности к диалогу. С другой... устойчивое ощущение, что большую часть того, что я говорил воспринимали как чудачество, а не как серьёзный разговор про образование и ценности.
Как мне показалось, учителя не готовы - по неведомым мне причинам - перейти на сторону детей и родителей. Они всё равно сея от них отделяют как бы. Видят в себе не друга своих учеников, а наставников, которые знают как надо. Причём очень многие делают это с искренней уверенностью, что это благо для ребёнка.
Очень сильна тенденция "заставить". Любопытно, что в одной из школ была даже такая реплика - "Да, я плохой учитель, так что ж мне теперь увольняться?" То есть человек вполне критично оценивает себя, о продолжает заставлять детей делать нечто, что якобы кому-то надо.
Даже в самой благожелательной аудитории - а такая тоже была - всё равно оставалось ощущение, что мы по разные стороны баррикад, хоть и не воюем.
К сожалению, у меня почти нет обратной связи с теми кто был участником круглых столов, так что одна надежда на Татьяну Васильевну, что она что-то передаст-донесёт из того, что осталось за кадром.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 01.04.2011, 09:51) <{POST_SNAPBACK}>
Уже многое отлежалось и можно кое-какие соображения высказать.

Пытаюсь проанализировать и как-то свести воедино впечатления-ощущения от пяти круглых столов и оной встрече с литераторами-русистами. С одной стороны - осталось приятное ощущение заинтересованности и готовности к диалогу. С другой... устойчивое ощущение, что большую часть того, что я говорил воспринимали как чудачество, а не как серьёзный разговор про образование и ценности.
Как мне показалось, учителя не готовы - по неведомым мне причинам - перейти на сторону детей и родителей. Они всё равно сея от них отделяют как бы. Видят в себе не друга своих учеников, а наставников, которые знают как надо. Причём очень многие делают это с искренней уверенностью, что это благо для ребёнка.
Очень сильна тенденция "заставить".


Я бы на Вашем месте уже смирилась с собственным "чудачеством". При невозможности для учителей создавать школы, в которых бы проявилась их личность, они естественно будут реагировать на Ваше предложение "перейти на сторону детей и родителей" не совсем адекватно.
Мне лично кажется, что посыл должен все-таки идти от учителей, создающих школы, в которых есть авторская идея. А уже родители и дети, совершив сознательный выбор, должны требовать соблюдения заявленных правил. Вот как-то так.

А вот касательно самой темы - я ужасно завидовала не Вашей возможности провести семинары, а тому, что Вас приняли, дети посмотрели мир... Нас тоже в прошлом году "приняли", только в Сочи, организовали для наших десятиклассников и сочинских бесплатную летнюю математическую школу прямо на берегу моря.
Вот репортаж о ней http://lcmespb.ru/node/297.
Так что чудаки и сумасшедшие в системе образования, пугающие чиновников своими инициативами, еще есть. Только надо их искать!
По следам Вашей поездки надо было бы организовать сообщество тех, кто готов принимать детей из других городов в своих школах, организовывать летнее или каникулярное общение. Я бы просила бы делиться опытом тех, кто принимает группы путешественников, если такие еще есть, кроме Татьяны Васильевны и наших сочинских знакомых, которые выдержали атаки чиновников и сохранили летнюю школу и возможность принимать ребят у себя в "южной столице".

Долго мучилась совестью сама после поездки в Сочи, потом оправдала себя тем, что мы ( оргкомитет Балтийского научно-инженерного конкурса, на 80% состоящий из выпускников Лаборатории непрерывного математического образования) принимаем у себя в Санкт-Петербурге на всероссийском научном конкурсе www.baltic.contedu.ru, проводим бесплатные экскурсии, и даже открыли в этом году историческую секцию по просьбам трудящихся . Иногородние участники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием (спонсоров пока удается находить). Научную работу для такой поездки нужно начинать писать где-то с весны, если хочешь победить.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 01.04.2011, 23:49) <{POST_SNAPBACK}>
При невозможности для учителей создавать школы, в которых бы проявилась их личность,


Я категорически е могу согласиться с такой постановкой вопроса.
Личность учителя может проявляться везде, если есть чему проявляться.

У нас на семинаре были вопросы, и немало, о том, как воспринимает нас школа, и я честно отвечал - в целом отрицательно. Это трудно, часто нервирует, утомляет, но точно не мешает быть личностью.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 01.04.2011, 23:57) <{POST_SNAPBACK}>
Я категорически е могу согласиться с такой постановкой вопроса.
Личность учителя может проявляться везде, если есть чему проявляться.

У нас на семинаре были вопросы, и немало, о том, как воспринимает нас школа, и я честно отвечал - в целом отрицательно. Это трудно, часто нервирует, утомляет, но точно не мешает быть личностью.


Личность учителя, конечно, будет "проявляться". Только вот раньше ( до 17 года, в 90-е годы ХХ века) учитель в принципе мог предложить свою идею школы, ее разработать и реализовать. Была такая маленькая возможность. А вот попробуйте теперь выйти к чиновникам со своей концепцией целой школы, где были бы разработаны новые принципы управления, новые правила взаимодействия родители - учителя, новые программы, поставлены какие-то особенные цели образования. Предложите целую государственную школу преобразовать в школу с яркой авторской концепцией....Что будет?
.... Вот это я и имела в виду.
Если уж просто создание "особой атмосферы" вокруг ярких преподавателей шокирует как чиновников, учителей, а теперь уже и родителей, настолько все привыкли к "стандартному", обезличенному, что уж говорить о СОЗДАНИИ школ нового типа. Девяностые годы, когда возможно было придумать свою концепцию обучения и начать ее внедрять внутри государственной школы, к сожалению, прошли.

В общем, мне интересно про путешествия... Кто и как их организует, и как это удалось Татьяне Васильевне (подозреваю, что это тоже был подвиг). Мне кажется , если "пробивать стену", то надо точно знать, как это делают другие, желательно в деталях. Может быть, где-то есть подробный отчет о поездке (где были, что делали дети и преподаватели, как удалось то или иное мероприятие организовать, какие были сложности) - это был бы бесценный репортаж, на основании которого в других регионах можно было бы придумать что-то новое.
Интересно вот что: там, где в "педагогических " мероприятиях участвуют дети, невозможно лгать, лицемерить, заниматься профанацией. Поездка в Бийск уникальна тем, что дети и преподаватели СОВМЕСТНО работали, общались, показывали опыт школы. Такое можно организовать только тогда, когда у тебя действительно живое дело, живая идея. Я бы на педагогические семинары по демонстрации "инновационного опыта" принимала не презентации, а только педагогов вместе с учениками - чтобы наглядно было видно, как реализуется опыт.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 01.04.2011, 23:49) <{POST_SNAPBACK}>
Я бы просила бы делиться опытом тех, кто принимает группы путешественников,


Мне не очень нравится термин "путешественники". МЫ ездили прежде всего работать.

Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 00:17) <{POST_SNAPBACK}>
А вот попробуйте теперь выйти к чиновникам со своей концепцией целой школы, где были бы разработаны новые принципы управления, новые правила взаимодействия родители - учителя, новые программы, поставлены какие-то особенные цели образования. Предложите целую государственную школу преобразовать в школу с яркой авторской концепцией....Что будет?
.


Что будет? Школа откроется - вот что будет.
Я мог бы открыт школу, и без особых трудностей. Вы спросите - а почему не открываю я или те учителя, которые с нами работают. Отвечу - потому что у нас нет ответа на вопрос "зачем?".



Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 00:17) <{POST_SNAPBACK}>
что уж говорить о СОЗДАНИИ школ нового типа.


Мне кажется тут есть какой-то ненужный пафос. Можно просто честно работать - это и будет школа нового типа, если уж так нужно, чтобы она была.
Чиновники мешают? А вот когда пловец плывёт против течения - он жалуется, что течение мешает?
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 02.04.2011, 00:19) <{POST_SNAPBACK}>
Что будет? Школа откроется - вот что будет.
Я мог бы открыт школу, и без особых трудностей. Вы спросите - а почему не открываю я или те учителя, которые с нами работают. Отвечу - потому что у нас нет ответа на вопрос "зачем?".

Мне кажется тут есть какой-то ненужный пафос. Можно просто честно работать - это и будет школа нового типа, если уж так нужно, чтобы она была.
Чиновники мешают? А вот когда пловец плывёт против течения - он жалуется, что течение мешает?


Мне очень нравится Ваша уверенность и Ваш пафос, в принципе, мы так и живем.
Но все-таки у меня ощущение, что мы из двух разных миров, государств и т.д.. У моего мужа есть собственная концепция, детально разработанная, невероятные успехи его учеников, которые могли бы лечь в основание школы, конкурс всероссийского масштаба и т.д. Он не может просто честно работать один внутри государственной школы с "директором": ему нужны коллеги, сподвижники, ему нужно , чтобы вокруг были люди, разные, далеко не всегда сотрудники его школы, ему нужно постоянно нарушать некие правила - а у нас даже поездка на конференцию и бесплатное проведение семинара человеком со стороны - это нарушение.
К своему ужасу я не могу сказать: он может открыть школу и без особых трудностей. Не может, хотя "пробивает стену" уже 18 лет, не может поставить и "своего" директора - чиновники отчаянно боятся. Когда речь идет о свободном открытии школы, неужели Вы говорите о связях, о знакомствах? - тогда это плохо. Или все же Москва - это другое государство, где еще есть свобода и идеи?
Действительно , когда на Москву одних тлько православных частных школ около 40 а то и больше (может быть, в цифрах я ошибаюсь), "авторских" государственных - довольно много, и в каждую конкурс - наверное, это другой мир. У нас же в основном - обезличенные гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением.... и т.д.. Пара имен приличных директоров. 3-4 школы с оригинальной концепцией, которую можно озвучивать. Ведь не назовешь же концепцией изучение китайского языка. В общем, в Петербурге нет никаких течений - одна гнилая застоявшаяся вода, где ты можешь барахтаться - и довольно долго, можешь даже 100 граммов белой сметанки сбить из густой болотной воды и радоваться успехам.
В общем, когда я приезжаю в Москву, у меня возникает ощущение полета. Физически кажется, что в Москве все живет, дышит, что есть какая-то энергия на улицах, зданиях, в самом воздухе. Я Вас прекрасно поняла бы в Москве: как только выходишь из поезда, сразу рождается ощущение, что ты все можешь. Наверное, в этом секрет и Вашей уверенности. В Петербурге, в отличие от Москвы, и, кстати, в отличие от любого провинциального русского города, каждое действие происходит с невероятным усилием, есть постоянное ощущение каких-то щупалец . Вполне может быть, что это мое личное ощущение, но слишком многие его высказывают. В общем, еще раз Вам завидую, и не только по поводу поездки.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 01:02) <{POST_SNAPBACK}>
Или все же Москва - это другое государство, где еще есть свобода и идеи?


Нет, тут дело не в том, что Москва.
А дело в том, что я не вижу сложностей не потому, что какие-то особые связи или взятки, а потому, что я, как говорится, из другого коровника. В том смысле, что мне вся эта возня с образованием - глубоко до лампочки. Я бы легко открыл школу потому, что у меня нет никаких личных мотивов её открывать - мне не нужна работа, я не педагог, я никогда в школе не работал, но при этом я представляю, как работает система. А работает она тупо и как это ни странно - очень послушно сама себе.
Но я школу не открываю, как видите - нет смысла. Много возни, много рисков - а в результате пшик. Проще создать автономию внутри обычной госшколы, больше намного степень независимости.

Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 01:02) <{POST_SNAPBACK}>
В общем, когда я приезжаю в Москву, у меня возникает ощущение полета. Физически кажется, что в Москве все живет, дышит, что есть какая-то энергия на улицах, зданиях, в самом воздухе.


Смешно то, что аналогичное ощущение возникло у меня в Бийске - там много живого, в Москве всё уже давно протухло.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 02.04.2011, 01:10) <{POST_SNAPBACK}>
Нет, тут дело не в том, что Москва.
А дело в том, что я не вижу сложностей не потому, что какие-то особые связи или взятки, а потому, что я, как говорится, из другого коровника. В том смысле, что мне вся эта возня с образованием - глубоко до лампочки. Я бы легко открыл школу потому, что у меня нет никаких личных мотивов её открывать - мне не нужна работа, я не педагог, я никогда в школе не работал, но при этом я представляю, как работает система. А работает она тупо и как это ни странно - очень послушно сама себе.
Но я школу не открываю, как видите - нет смысла. Много возни, много рисков - а в результате пшик. Проще создать автономию внутри обычной госшколы, больше намного степень независимости.

Смешно то, что аналогичное ощущение возникло у меня в Бийске - там много живого, в Москве всё уже давно протухло.


Читала Вашу ветку об уходе 20 учеников. Проблема в том, что при нашей довольно большой независимости будут уходить человек 150-200. 400 человек родителей , среди них очень влиятельные лица, сидевшие полгода в чиновничьих кабинетах чуть ли не раз в неделю, не добились исполнения своих требований. Вот Вам и автономия. Надеюсь, что все к лучшему, что мы все-таки прорвемся. Не в этом суть.

Возможно ли показать план Вашей поездки: как Вы работали по дням, где селились, что видели.. Хотя бы очень кратко? Мне, правда, очень интересно, я все мечтаю о таком взаимодействии- сотрудничестве с другими регионами, хотелось бы просчитать, насколько насыщенными делают такие поездки...
Мне всегда казалось, что можно было бы договариваться, привозить детей из разных городов на экскурсию в какое-либо историческое место, а параллельно устраивать семинары, мини-конференции преподавателей и детей, обмениваться опытом, показывать спектакли... Ловила себя на мысли в этом году, что просто так везти детей, например, в Пушгоры скучновато - и откладывала поездку.
На Балтийском конкурсе у нас последние 2 года совершенно отсутствует практика общения с научными руководителями, закрутились совсем с заботами о быте. Приезжают интересные люди из 33 регионов - а нам их никак не собрать вместе. Вот бы там завести практику семинаров- обмена опытом, а то мы все выпендриваемся в информационных агентствах. Буду думать, наверное, объявлю что-нибудь такое.

Приезжайте в Санкт-Петербург, проверим ощущения!
PYM ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 01:38) <{POST_SNAPBACK}>
Возможно ли показать план Вашей поездки: как Вы работали по дням, где селились, что видели.. Хотя бы очень кратко?


Совсем кратко и просто.

Три сельских школы, один городской лицей и Алтайская государственная академия образования.

Вовсех пяти точках - спектакль, круглый стол, который вёл я, с администраторами школ и директорами, мастер-класс по анализу текста, вела наша педагог по лит-ре, дети после спектакля либо что-то смотрели, либо участвовали со мной в круглых столах.

Плюс к этому нам кое-что показали - скажем, из сильно зацепившего, музей Шукшина, где по сути тоже были занятия, импровизированные.

И в нагрузку к этому я в академии провёл небольшую лекцию-семинар по проблемам преподавания современной литературы в школе.



Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 01:38) <{POST_SNAPBACK}>
хотелось бы просчитать, насколько насыщенными делают такие поездки...


Чем насыщеннее, тем лучше

Цитата (Мария Чистякова, 02.04.2011, 01:38) <{POST_SNAPBACK}>
Приезжайте в Санкт-Петербург, проверим ощущения!


Были прошлой весной - в качестве сотрудничества с частной школой "Унисон". Очень хорошая была поездка - с очень плотной программой. Но если Вы что-то предложите особое - поедем ещё раз.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 02.04.2011, 01:46) <{POST_SNAPBACK}>
Совсем кратко и просто.

Три сельских школы, один городской лицей и Алтайская государственная академия образования.

Во всех пяти точках - спектакль, круглый стол, который вёл я, с администраторами школ и директорами, мастер-класс по анализу текста, вела наша педагог по лит-ре, дети после спектакля либо что-то смотрели, либо участвовали со мной в круглых столах.

Плюс к этому нам кое-что показали - скажем, из сильно зацепившего, музей Шукшина, где по сути тоже были занятия, импровизированные.

И в нагрузку к этому я в академии провёл небольшую лекцию-семинар по проблемам преподавания современной литературы в школе.

Были прошлой весной - в качестве сотрудничества с частной школой "Унисон". Очень хорошая была поездка - с очень плотной программой. Но если Вы что-то предложите особое - поедем ещё раз.



Точно буду что-то организовывать для научных руководителей в рамках Балтийского научно-инженерного конкурса, устала от того, что не видим людей, которых принимаем. Вас, конечно, пригласим!
Хорошо было бы , чтобы Вы подготовили парочку научных исследований с детьми! Конкурс, правда, по математике, физике, химии, технике и биологии. Но в этом году мы зачем-то открыли секцию истории, она была наполовину конференционной, наполовину стендовой (сначала ребенок в Петровском зале СПбГУ представлял свою идею перед всеми членами жюри, потом наступало общение в формате ярмарки - у стендов). В жюри - профессура Исторического факультета СПбГУ, дети целый день должны представлять свой проект-идею тем, кто интересуется и подходит к стенду. Более 30 человек могут задать любые вопросы с 12 до 18-00. Участники бывают и очень маленькими, из Зеленограда нам привозили даже 11--летнего ребенка с инженерными разработками. В результате около трети участников получают серьезные призы, остальным - маленькие подарки.

Как-то грамотно надо организовывать общение детей между собой на таких мероприятиях, мы совсем не умеем это делать, и в Сочи в летней школе было скучновато из-за этого . Вот Ваши дети общались, например, с "местными" детьми? Вот еще что странно: дети, участвующие в педагогических семинарах? как они все воспринимали, и как их воспринимали преподаватели?
А сколько дней продолжалась поездка? На каждое мероприятие - один день, и каждый раз - новое место жительства? А жили в гостиницах или в школах? А платили за поездку родители или удалось все спонсировать?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+