Личный кабинет

Минаич С.Е. Использование межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами

Максим Водянников ( Пользователь )
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ГУМАНИТАРНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СОЦИАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Минаич Сергей Евгеньевич (e-mail: komato3nick@mail.ru)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 131», г. Омск

В настоящее время Министерство Образования РФ ведет целенаправленную работу по созданию «современных и доступных для освоения стандартов общего образования», которые «…должны быть нацелены на формирование способностей и компетентностей…»[1].

Методология компетентностного подхода особо выделяет роль межпредметных связей для формирования общих и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, которые, являясь «элементами общего механизма взаимодействия ученика с социальным опытом человечества» [3], должны найти свое воплощение и конкретизацию в стандартах второго поколения.

В последние годы в среде педагогов очень много говорится о гуманизации образовательного процесса. При этом практически каждый учитель вкладывает в это понятие свой смысл, опирающийся на годами выстраданный личный педагогический опыт. Мне думается, что организация образовательного процесса, предполагающая учёт индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося, его интересов, запросов, способностей, создание условий для их реализации и приведёт нас в итоге к гуманизации процесса обучения в целом.

Работая в профильных классах гуманитарного цикла, я всегда сталкивался с проблемой повышения качества математических знаний. Не секрет, что в таких классах математика часто отходит на второй план, вытесняясь такими учебными дисциплинами, как литература, история, обществознание и т. д. Как в таком случае мотивировать познавательный интерес гуманитариев к математике? Как отбирать содержание учебного материала, образовательные технологии, соблюдая при этом требования государственных образовательных стандартов, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся? Как создать благоприятную обстановку на уроке, чтобы дети чувствовали себя комфортно и не смотрели в окно, абстрагируясь от сухого математического языка? Эти и другие вопросы я задавал себе при подготовке к каждому уроку. Ведь позитивное решение поставленных проблем во многом определяет и уровень качества знаний обучающихся, и уровень их тревожности, и многие другие показатели личностного роста и психологического состояния ребёнка. Иначе ни о какой гуманизации не может быть и речи.

И тогда я решил для себя, что лучший путь к гуманизации образовательного процесса в создавшихся условиях - это его гуманитаризация, то есть наполнение зачастую скучного математического материала гуманитарным содержанием, связь математики с любимыми профильными предметами (литературой, историей и т. д.).

Я попытаюсь привести ряд примеров из личного педагогического опыта гуманитаризации процесса преподавания математики в школе.

Одним из фундаментальных понятий математического анализа, начала которого изучается в 10 - 11 классах любой полной средней школы РФ, является понятие функции, исследование которой в окрестности любой точки и составляет основную задачу математического анализа. Часто, пытаясь получить от выпускников 11 класса какое - либо определение этого понятия, в ответ слышишь формулировки, отдалённо напоминающие определение функции. В этой ситуации очень эффективным бывает проведение обобщающего урока-лекции в конце 11 класса или вводной беседы по этому понятию в начале 10 класса. При этом очень важно дать учащимся историческую справку о возникновении, развитии понятия, его различных определениях, великих математиках (Бернулли, Коши, Дирихле и др.), различным образом трактовавших понятие функции. Например, «функцией переменного количества называется переменное количество, составленное каким - либо образом из переменных и постоянных количеств» [6](одно из первых определений функции).

Говоря же о способах задания функции, целесообразно, помимо традиционных (аналитический, табличный, графический и т. д.), рассказать и об описательном способе, при этом, обращая внимание учащихся на то, что не любое соответствие между двумя множествами являет собой функцию. Например, y = отец x на множестве жителей г. Омска - функция, так как у каждого человека не может быть более одного отца, а у = брат х на том же множестве не является функцией, поскольку у определённых жителей может быть более одного брата. Можно связать числовые и нечисловые множества. Например, X - множество учащихся класса, Y- множество натуральных чисел, тогда у = возраст х в годах (или у= рост х в сантиметрах) - функция. Другой пример. Х- множество столиц государств Мира, Y- множество букв русского алфавита, тогда у - заглавная буква названия, Х - функция, которую можно задать также перечислением пар: (Москва; М), (Париж; П.) , (Лондон; Л) и т. д. В результате учащиеся сами могут придумать различные примеры соответствий описательного характера, задающих как функцию, так и не функцию.

Некоторые аналитически заданные функции можно литературно интерпретировать. Например, в четвёртой главе своего бессмертного романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкин пишет:
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей…»[5].
Попытаемся сделать интерпретацию известной функции y = к/х по Пушкину, где х описывает степень отношения мужчины к женщине, k - коэффициент любви, который для каждой пары может быть индивидуальным. При этом х не может быть равным нулю, а это говорит нам о том, что к женщине можно относиться положительно, можно относиться отрицательно, но нельзя быть к ней безразличным.

Другой пример. Когда я рассказываю учащимся об основных свойствах функции (ограниченность, непрерывность, монотонность и т. д.), можно некоторые из них, с определённой натяжкой, конечно, иллюстрировать цитатами из классической и современной поэзии. Например, монотонность по В.В. Маяковскому:
«Хотите -
буду от мяса бешенный
- и, как небо, меняя тона -
хотите -
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а - облако в штанах!» [4].
Или ограниченность по В.С. Высоцкому:
«Не дают мне больше интересных книжек,
И моя гитара - без струны.
И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны» [2].

Я привел лишь несколько примеров, связанных с понятием функции и процессом гуманитаризации преподавания математики в школе. Для творческого педагога это необозримое поле деятельности. Если при этом ещё оптимально отобрать образовательные технологии, формы проведения учебных занятии, то рост качества знаний за счёт мотивации познавательного интереса учащихся обеспечен.

Отбор образовательных технологий в классах гуманитарного цикла, форм урока необходимо производить с учётом специфики эмоциональной сфера учащихся. Как правило, гуманитарии общительны, коммуникабельны, у них хорошо развита речь, поэтому целесообразно использовать в работе с ними такие технологии, как ПЦТО, проектное обучение, организовывать работу в парах и группах сменного состава использовать такие формы урока, как урок - лекция; урок - семинар, урок вопросов и ответов и т. д.

А самое главное, конечно же, чтобы каждый ученик на каждом уроке мог самореализоваться, чувствовал себя комфортно и испытывал радость познания.

Литература.
1. О мерах по развитию образования // Выступление Андрея Фурсенко на заседании Правительства РФ, 2005, 22 сентября.
2. Высоцкий В.С. Где же наша звезда? – М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000. – 429 с.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Интернет-журнал «Эйдос». – 2003. – 4 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm.
4. Маяковский В.В. Собрание сочинений в двух томах, том 2. – М.: Художественная литература, 1988. – 755 с.
5. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Academia, 1992. – 495 с.
6. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа: В двух томах, том 1 – М.: Лань, 2004.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Cпасибо за идеи со стихами.
Я уроки темы функция начинаю словами: Какие ассоциции возникают у Вас при слове функция?
Раньше были из физики, а теперь - из биологии. В прошлом году порадовали: "Функция организма"и уточнили: "Функция кишечника."
После таких ассоциаций обратную функцию объяснять было легко. biggrin.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
Спасибо за интерактивную ссылку на "Эйдос", покопаемся...
Максим Водянников ( Пользователь )
(anisol @ Oct 22 2005, 07:30 PM) <{POST_SNAPBACK}>
В прошлом году порадовали: "Функция организма"и уточнили: "Функция кишечника."
После таких ассоциаций обратную функцию объяснять было легко. biggrin.gif

Уважаемая Ольга Владимировна! bravo.gif ar.gif thumbs.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+