Личный кабинет

Самообразование современного педагога.

Илера Ибадуллаева ( Пользователь )


Самообразование современного педагога.

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться.»

А.С. Макаренко.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять, к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в современном мире и различных сферах общественной жизни, иметь знания в близлежащих научных областях, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Ключевым фактором для профессионального самосовершенствования должно стать самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

· осуществляется добровольно;

· управляется самим человеком;

· необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств человека.

В Толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Цель моего профессионального развития: обеспечить своё собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы обучения учащихся, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность не только определяется психологическими и интеллектуальными возможностями каждого отдельного педагога, но и развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа своей деятельности.

Рассматривая наиболее часто используемые формы организации самообразования, следует отметить проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям:

Индивидуальная работа по самообразованию может организовываться с помощью СМИ; посещения библиотек, музеев, театров, экскурсий; общения с учеными и интересными людьми; осмысления передового опыта, чтения периодики, подписки на профессиональные периодические издания. Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.


Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но и материальное благополучие опять накладывает свой отпечаток. Ежемесячное «пособие» на приобретение методической литературы давно уже смехотворно . Даже если в течение года откладывать эту сумму, то её катастрофически не хватает на личную годовую подписку, например, газеты – приложения к «1 сентября» ,методического журнала «Биология в школе». Просмотрите прайс – листы на методическую литературу и мультимедийные пособия. Для нормального и систематического использования современных методических материалов, они должны быть прежде всего личными, а не взятыми у кого-то «на прокат» или из библиотек.

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно. И опять проблемы: скорость Интернета, предлагаемого для школ, давно оставляет желать лучшего, а ежемесячная оплата личного безлимитного трафика у наших провайдеров (другие тарифы обходятся намного дороже) от 400 до 500 рублей .

В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие. Чувства ответственности и долга пока ещё «стимулируют» коллективы школ, но кто серьезно исследовал статистические данные о здоровье учителей и забил в колокола?

В настоящий момент усиливается стрессовое состояние педагогов по многим причинам : увеличение с каждый годом потока информации; падение престижа профессии учителя, систематически провоцируемое и подогреваемое СМИ; незащищенность педагогов в правовой сфере, постепенное снижение уровня жизни учителя на фоне постоянного повышения стоимости товаров и услуг.

Конечно, проблем в процессе самообразования возникает много... Самообразованию можно и нужно учиться, что и делают педагоги школ, не смотря, а точнее, вопреки всем возникающим проблемам.



Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Илера Рифовна Ибадуллаева, 22.03.2011, 20:25) <{POST_SNAPBACK}>
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность не только определяется психологическими и интеллектуальными возможностями каждого отдельного педагога, но и развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа своей деятельности.

Хвала интернету!
Думаю, что все деньги, выделяемые на Ваше самообразование государством, стоит потратить на приобретение собственного компьютера с принтером-сканером-факсом и доступа в интернет.
Тогда вам не понадобятся горы методической литературы, зачастую совершенно пустой.
Татьяна Волкова ( Пользователь )
Илера Рифовна! Очень хочу поддержать Ваши мысли по поводу необходимости самообразования учителей и по поводу множества проблем...А стрессовое состояние педагогов , по моим наблюдениям, усиливается в конце учебного года (???)
Валентина Иноземцева ( Пользователь )
Здравствуйте! Ответ отсылаю Татьяне Волковой. Учителя начальной школы - это особая категория учителей и обсуждать они могут только начальную школу. Чем живет учитель средней школы и старшей Вы не ведаете и говорить "...А стрессовое состояние педагогов , по моим наблюдениям, усиливается в конце учебного года (???) " Вы не имеете морального права, т.к. не имеете понятия о работе этой категории учителей.
Елена Евсюкова ( Пользователь )
Цитата (Илера Рифовна Ибадуллаева, 22.03.2011, 20:25) <{POST_SNAPBACK}>
Самообразование современного педагога.

Конечно, проблем в процессе самообразования возникает много... Самообразованию можно и нужно учиться, что и делают педагоги школ, не смотря, а точнее, вопреки всем возникающим проблемам.


Согласна с цитируемым высказыванием! По роду деятельности сталкиваюсь с учителями, которые уделяют своему самообразованию много времени. Радует то, что это делается не из под палки(потому что нужны документы для аттестации), а для себя. Читая их рефлексии, не перестаю радоваться тому факту, что в наших школах есть такие педагоги!
Вот, что они пишут:
  • "Во-первых, интересно, во-вторых, достигается определенный учебный эффект. И в третьих: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.» Элвин Тоффлер,американский футурист"
  • "... жизнь все равно заставит учиться пользоваться всеми современными сервисами, как бы тяжело это ни было. Начало положено..."
  • "Создавать свой блог, давать ему новую жизнь это конечно интересно, но узнавать новое вдвойне. Знакомство с сервисами оказалось полезным и интересным..."
  • "Проведенная работа очень полезна, она позволяет не ржаветь. Чувствуешь себя моложе, ближе к свои воспитанникам, ведь теперь ты можешь как они и даже лучше"

Очень рада, что мы помогли кому то реализовать свой потенциал и научиться чему - то новому!!!
Фестиваль педагогического мастерства "Дистанционная волна" от Центра "СНЕЙЛ"
Татьяна Волкова ( Пользователь )
Добрый день всем! Адресую сообщение Валентине Иноземцевой. Не буду уточнять то, как я и другие учителя нашей школы занимаются самообразованием. Хотелось бы ответить на реплику о стрессовом состоянии учителей в конце учебного года. (Я работаю в сельской школе учителем начальных классов).
Вы пишете:"Вы не имеете морального права, т.к. не имеете понятия о работе этой категории учителей."
Горжусь тем, что я учитель начальной школы. Люблю малышей. Работаю больше 30 лет, и все эти годы учусь, учусь сама и вместе с детьми. Проблем "выше крыши". Ждешь окончания учебного года, а тут- контрольные, отчеты, подготовка к летннему отдыху уже в апреле-мае.
Смею отметить так же, что в течение учебного года участвую в семинарах, конкурсах и т. п. вместе с учителями среднего и старшего звена. А в конце учебного года у нас начинается пятая трудовая четверть, где обучающиеся всех возрастов проходят летнюю трудовую практику (я, например, работала с разными группами со 2 по 10 класс). Так же, хоть я учитель не среднего или старшего звена, но несколько лет являюсь организатором ЕГЭ. Можно было бы привести и другие примеры...Полагаю,я все же ведаю, чем живет учитель.
Успехов всем, взаимопонимания, здоровья на весь учебный год!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Чем хорошо интернет-пространство - высказаться имеет право каждый.
Мир, в сущности, очень маленький, и иметь реальные основания для создания и высказывания собственного мнения по тому или иному поводу очень даже можно. Уж тем более, в общей сфере интересов - в образовании.

Так что, Татьяна Сергеевна, не обращайте, по возможности, внимания на "запрещантов".
А то они совсем всё поназапрещают :(
Наталья Балакина ( Пользователь )
Илера Рифовна!
Согласна с Вашим мнением о необходимости самообразования несмотря на возникающие проблемы.
Я работаю учителем более двадцати лет и постоянно учусь: семинары, мастер-классы, изучение новинок методической литературы, интернет-ресурсы. Нельзя довольствоваться только приобретенным багажом знаний, нужно систематическое обновление знаний.
Людмила Белякова ( Пользователь )
Соглашусь, но одновременно и расширяю поле дискуссии. Думаю, сегодня не только самообразованием должен быть озабочен учитель, сколько самореализация в деятельности. Далеко не второстепенной характеристикой личностной зрелости является профессиональное самоопределение и потребность в достижении результата.
Идея «непрерывного образования» через повышение квалификации – это главное условие самореализации, это важная точка роста учителя. Тогда не придёт пресловутое "профессиональное выгорание"
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Людмила Белякова, 20.09.2011, 17:45) <{POST_SNAPBACK}>
Соглашусь, но одновременно и расширяю поле дискуссии. Думаю, сегодня не только самообразованием должен быть озабочен учитель, сколько самореализация в деятельности. Далеко не второстепенной характеристикой личностной зрелости является профессиональное самоопределение и потребность в достижении результата.
Идея «непрерывного образования» через повышение квалификации – это главное условие самореализации, это важная точка роста учителя. Тогда не придёт пресловутое "профессиональное выгорание"

Вы и правда так беседуете с людьми и учениками?
Или просто цитируете кусок своей статьи?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+