Личный кабинет

Психологические особенности понимания внутреннего мира литературного персонажа младшими школьниками.

Думали ли Вы о том, уважаемый читатель, что есть общего между вн
Владимир Мирошников ( Пользователь )
А давайте поговорим о психологических особенностях понимания внутреннего мира?
Людмила Шевцова ( Пользователь )
Здравствуйте! Это мой первый опыт общения в форумах и поэтому
очень интересно будет узнать Ваши мнения об этой статье.[attachment=461:attachment]
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Шевцова Людмила @ Oct 21 2005, 10:17 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте! Это мой первый опыт общения в форумах и поэтому
очень интересно будет узнать Ваши мнения об этой статье.[attachment=461:attachment]

Интересное исследование, Людмила Владимировна!
Жаль, что вы не поместили его в раздел начальной школы - я случайно его заметил. Полагаю, что каждый прочитавший Вашу статью, извлечёт из неё что-то полезное именно для себя. Остановлюсь на тех Ваших цитатах, которые я отметил, скажем так, карандашом.
Итак, всё, что я привожу ниже, принадлежит перу Людмилы Владимировны Шевцовой, извлечения: "Думали ли Вы о том, уважаемый читатель, что есть общего между внутренним миром младшего школьника и литературным персонажем?.. Так сложилось, что за пределами развивающего обучения оказалось развитие понимания внутреннего мира человека - его ценностей, характера, мыслей, чувств, желаний, мотивов. Но если можно прожить жизнь, не понимая законов физики, химии, лингвистики и т.п., то непонимание самого себя _и_другого человека существенно осложняет нашу жизнь, делает нас не только нетерпимыми к мнению другого, но и «эмоционально глухими»… Использование игры для выявления отношения детей к герою подсказано нам следующими соображениями: как известно из исследований по психологии детской ролевой игры, игра на один и тот же сюжет имеет различное содержание в зависимости от того, что для ребенка выделяется как наиболее важное, наиболее существенное, в наибольшей мере вызывающее у него эмоциональный отклик… Игры проводились с небольшими группами детей (5—7 человек). Всего роли главных героев в этой части исследования исполняли 68 человек — учащиеся из 1,2 ,3 и 4 классов. Каждый из них разыгрывал главную роль в играх по 2—4 рассказам. Всего я получила данные о 182 исполнененных ролей главных героев. Проведение игр было организовано так, что дети, исполнявшие одну и ту же главную роль, не видели исполнения друг друга… При разыгрывании ролей других литературных героев обнаружилось следующее. Дети подробно и с увлечением разыгрывают положительные поступки тех героев, которые во время беседы были отнесены ими к числу понравившихся. При этом отрицательные поступки героев почти не разыгрываются… Ученики 1,2 и 3,4 классов выражают свое отношение к герою во время разыгрывания роли сходным образом. Игры учащихся IV класса отличаются в основном только тем, что они более подробны по сравнению с играми первоклассников, второклассников и в них ярче выражено отношение к герою и его поступкам... Следует отметить, что ученики II класса обычно при пересказе, и в беседе говорят только о том, что сделал или хочет сделать герой. Учащиеся IV класса останавливаются и на том, как герой думал это сделать… Учащиеся 1,2 классов не запоминают мыслей героев об отношениях. Что касается четвероклассников, то, хотя и у них еще нет значительного внимания и интереса к этим мыслям всё же обнаруживается зарождение тех особенностей, которые станут характерными для последующего, подросткового возраста… Иногда дети объясняют свою отрицательную или положительную оценку героя, ссылаясь на приписываемые ему ими самими поступки. Создается впечатление, что ссылка на несущественные моменты для обоснования своего отношения к литературному герою объясняется трудностями, которые дети испытывают при необходимости выполнить такую задачу. В других случаях такого рода обоснования являются выражением тенденции исходить в своих оценках из привычных установок — плохой потому, что «плохо поступил», хороший потому, что «не поругал» и г. п… В отношении к литературному герою младшие школьники исходят, главным образом, из оценки наиболее впечатляющего его поступка и не учитывают мотивов ,и причин, его вызвавших. В результате дети одинаково относятся к героям, поступки которых обусловлены разными причинами и имеют в своей основе неравнозначные мотивы. Этот .факт, безусловно, должен учитываться при руководстве детским чтением. Нужно помочь детям увидеть не только результат поступка, но и лежащие в его основе мотивы".

Это то, на что я обратил внимание при первом прочтении. В целом вся работа производит очень приятное впечатление. Спасибо, Людмила Владимировна, за работу.
Людмила Шевцова ( Пользователь )
Спасибо, Игорь Георгиевич!
Для меня это тем более важно, что это исследование - часть моей кандидатской диссертации, над которой я работаю.
Владимир Мирошников ( Пользователь )
Людмила Владимировна!
цитата из статьи "... Выявленные на основе разработанных показателей и возрастных нормативов психологических особенностей понимания внутреннего мира литературных персонажей младшими школьниками могут помочь учителю в индивидуализации обучения."
Это верно, но при одном условии - дети любят читать. Мне же кажется, что наше время - это время мультиков и у ребят нет желания читать "первоисточники"
smile.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Шевцова Людмила @ Oct 22 2005, 01:36 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Игорь Георгиевич!
Для меня это тем более важно, что это исследование - часть моей кандидатской диссертации, над которой я работаю.

О диссертации - я так сразу и понял.

(Владимир @ Oct 22 2005, 09:35 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Людмила Владимировна!
цитата из статьи "... Выявленные на основе разработанных показателей и возрастных нормативов психологических особенностей понимания внутреннего мира литературных персонажей младшими школьниками могут помочь учителю в индивидуализации обучения."
Это верно, но при одном условии - дети любят читать. Мне же кажется, что наше время - это время мультиков и у ребят нет желания читать "первоисточники"
smile.gif

Это не всегда так. Порой просмотр мультфильма катализирует прочтение книги. Но согласен - не всегда.
Владимир Мирошников ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ Oct 22 2005, 11:29 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Это не всегда так. Порой просмотр мультфильма катализирует прочтение книги. Но согласен - не всегда.

Видимо в этом есть логика - когда-то были устные формы передачи знаний ( былины, саги) - потом
пришло время печатного слова. Теперь мультимедийные образы... Что делать?( извечный вопрос smile.gif )надо ли бороться и заставлять читать? или переходить на комиксы?!
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Владимир @ Oct 22 2005, 04:23 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Видимо в этом есть логика - когда-то были устные формы передачи знаний ( былины, саги) - потом
пришло время печатного слова. Теперь мультимедийные образы... Что делать?( извечный вопрос smile.gif )надо ли бороться и заставлять читать? или переходить на комиксы?!

Книжное чтение вечно. Дети обязательно должны читать. И начинать не позже начальной школы. Одна из проблем в том, что программы перегружены, и дети не успевают читать. Если в начальной школе на это и можно выкроить время, то в старших классах - нет (там на сон времени не хватает, не то что на чтение). А то, что "не читающее поколение" - в определённой степени миф, показал феномен "Гарри Поттера". Он элементарен - шепнуть одному школьнику, что есть интереснейшая книга такая-то. Он прочитает и другому шепнёт. Я, разумеется, сильно утрирую, и всё же! А в каждой семье родители ОБЯЗАНЫ читать детские книжки (лучше сказочные повести) не говоря об этом детям, но располагая их в раскрытом виде на видных местах. Дети пока ещё любопытны. Ребёнок обязательно глянет разок, другой, а затем… Это один из приёмов.
Владимир Мирошников ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ Oct 22 2005, 05:42 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Книжное чтение вечно. Дети обязательно должны читать. И начинать не позже начальной школы. Одна из проблем в том, что программы перегружены, и дети не успевают читать. Если в начальной школе на это и можно выкроить время, то в старших классах - нет (там на сон времени не хватает, не то что на чтение). А то, что "не читающее поколение" - в определённой степени миф, показал феномен "Гарри Поттера". Он элементарен - шепнуть одному школьнику, что есть интереснейшая книга такая-то. Он прочитает и другому шепнёт. Я, разумеется, сильно утрирую, и всё же! А в каждой семье родители ОБЯЗАНЫ читать детские книжки (лучше сказочные повести) не говоря об этом детям, но располагая их в раскрытом виде на видных местах. Дети пока ещё любопытны. Ребёнок обязательно глянет разок, другой, а затем… Это один из приёмов.

Согласен, Игорь Георгиевич! Родителидолжны сами читать детские книжки))) Беда только, что они стали такими дорогими
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Владимир @ Oct 23 2005, 11:50 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, Игорь Георгиевич! Родителидолжны сами читать детские книжки))) Беда только, что они стали такими дорогими

А нужно читать старые детские книжки, до 1991 года издания - тогда на каждую книгу было по 7 корректоров (в издательстве "Детская литература"). А книги после 1991 года детям читать вообще нельзя - нередко там и редактора нет, не то, что корректора.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+