Личный кабинет

Почему я не люблю среднюю школу

Валерий Гальетов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Шишкалов, 05.03.2011, 11:17) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, пожалуйста, а у Вас, как системщика, есть чёткий план реформирования системы?
Или хотя бы общее видение того, - какой она должна быть.
Где узкие места и чему именно система образования должна научить 100% учеников?


Еще в 1998 году я написал статью "ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ", где показал направление развития образования. Вот здесь можно скачать статью. С тех пор прошло больше 10 лет и я с удовольствием наблюдаю и участвую в создании Разумной Образовательной Системы (РОС).

Она уже есть, уже растет, надо просто ВИДЕТЬ эти ростки. А старая система - СОС! - отмирает, но всячески цепляется, пытается тратить ЕЩЕ БОЛЬШЕ ресурсов на себя. Беда в том, что Управляющих Системой никто не учил заниматься Развитием, Перестройкой Систем.

Разумная Образовательная Система отличается тем, что Эффективно Использует Обратные Связи на всех уровнях.
А в СОС, как вы вероятно ощущаете, ОС есть, но не используются. Пример - модернизация, против которой восстают все, а МинОбраз как
бы не видит этого. А как называть живое существо, у которого Обратные Связи не работают? Помните дуболомов из сказки про Элли? Они с удовольствием смотрели, как горят их руки и ноги!

Пример из класса, аудитории: работают ли обратные связи в Классе, в Аудитории вуза? Может ли студент - о ужас! - пойти на лекцию к тому преподавателю, куда хочет, а не куда его направила диспетчерская? Интересует ли учителя мнение учеников об уроке? Учитывает ли он это мнение учеников? Учитывает ли он мнение родителей?
Если репетитор - ДА!, если в классе - НЕТ? Получается репетитор - из Разумной Системы, а учитель из.................................. :-(

Впервые к Разумной Системе приблизился Лев Толстой в своей школе, затем С.Т.Шацкий, потом А.С.Макаренко, затем Карл Роджерс в своих лекциях - есть описание его занятия его учеником. Он назвал это Свободное Учение. Вышла книга Роджерс и Фрейберг "Свобода учиться". На сайте с тем же названием можно с этой системой познакомиться. Вот ссылка

А система образования должна учеников научить А) учиться, то есть преобразовывать свои умения, навыки, знания Б) управлять своим образованием, помогая им Осознавать - что есть? и Куда можно продвинуться?
Отчасти все это есть в Парном Обучении, которым занимается Григорий Олегович Громыко.

Так что не все так мрачно, процесс развития РОС идет, его не остановить. Но Главное Узкое место - Система Управления.
А в СУ - главное узкое место - Выработка Правильных Решений. У них нет даже представления о том, что
А) Правильное Решение ВСЕГДА ВОЗМОЖНО - как в математике теорема существования Правильного решения доказана.
Б) ВОЗМОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, а не тыкаться как ежик в тумане в поисках его.

Вот этим я и занимаюсь - Алгоритмом Вычисления Правильных Решений. Заходите на сайт
"Разумные Решения"
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Игорь Фрост, 05.03.2011, 19:04) <{POST_SNAPBACK}>
Есть план.

Понимаете, всё то, о чем написано в этом "плане" и в вашем первом посте — оно ведь не потому, что директора, учителя, чиновники,... такие плохие и ничего не понимают. Несвобода в образовании опосредована его содержанием. С конца XVII века школа во всем мире занимается плановой передачей детям отчужденного от них, отобранного взрослыми "знания". Это содержание деятельности востребует и соответствующую педагогику — педагогику насилия.

Поэтому пока будут программы, стандарты и впендюривание детям "всего лучшего, что накопило человечество" — будет и нынешняя педагогика и ничего вы с этим не сделаете. Образовательная система — это всегда надстройка над когнитивной парадигмой :) 11 лет назад я даже высказался об этом в небольшой заметке:

Гольдин А. М. Концепции познания и образовательные системы // Вопросы психологии. – 2000. — № 1. — С. 156–157.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Когнитивная парадигма - индустриально-потребительская экономика - государство, обслуживающее интересы имущего класса - школа, способствующая самовоспроизведению всей системы, в том числе, и когнитивной парадигмы.
Порочный круг.
Его может разорвать каждый, но не все.
Валерий Гальетов ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 05.03.2011, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
Несвобода в образовании опосредована его содержанием.


Уважаемый Александр!

Содержание определяют Управляющие системой. Согласны? Последняя попытка сделана в проекте Стандартов.
А почему они ТАК определяют Содержание? Почему они определяют ТАКОЕ содержание?
"Отыщи всему начало и ты многое поймешь", говаривал незабвенный Козьма Прутков.

На мой взгляд - от страха за кресло.
А страх за кресло идет от управленческой неграмотности: от непонимания того, что такое Настоящий Прогресс и куда он должен двигаться, то есть от неумения Прогнозировать Развитие, осуществлять Настоящее Развитие, а не модернизацию, как имитацию развития.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Валерий Павлович Гальетов, 05.03.2011, 20:15) <{POST_SNAPBACK}>
Содержание определяют Управляющие системой. Согласны?

Конечно, нет. Какие управляющие, какой системой? И почему они с большой буквы? Эти "управляющие" давно уже ничем не управляют, система развивается по внутренним законам. И чем определяется содержание — вопрос сложнейший и не имеет такого очевидного ответа, который вы предложили.
Валерий Гальетов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Чернышов, 05.03.2011, 14:19) <{POST_SNAPBACK}>
Как я понял из этой статьи, наше руководство копировало американскую систему уже давно. С некоторым отставанием. Почему? Засланные казачки или есть другая причина?
И если так пойдёт дальше, то возврат к древне-греческому принципу-один учитель на 5-6 учеников и таких групп десяток на страну?
Или есть другой выход?


Владимир!
Руководство копирует чужие Решения, поскольку своим Творцам не доверяет. А само может только финансирование сокращать.
Правильное Решение позволяет а) сократить Затраты б) качество Результатов повысить.

Например, учить читать, писать и считать не 3 года, а за 1 месяц, и не с 7 до 10 лет, а в 3-4 года по системе Н.А.Зайцева.
Например, математику 15-16 века изучать не 5 лет, а за неделю, как это делает Виктор Федорович Шаталов. ВСЮ ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ за 1 НЕДЕЛЮ.
Тогда наша система образования будет передовой. Конечно, сразу возникают вопросы: а чему учить дальше, а куда девать избыток педагогов? Вот эти вопросы и ПРОТИВОРЕЧИЯ и можно было бы не только обсуждать, но и решать с помощью ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач.
Тогда один учитель будет заниматься сразу с 60-ю учащимися, а не как у греков. Причем - обратите внимание! - наслаждаясь процессом такого образования :-))


Владимир Чернышов ( Пользователь )
А что, если ученик придёт добровольно, ему будут "впендюривать самое худшее"?
То же самое.
Только вопрос-придёт ли? По моим прикидкам, максимум 5%.
Я не помню, как научился читать, так как самые ранние воспоминания от 3,5 лет. Но то, что не сам научился, а меня научили-знаю.
но это так, к слову.
Разумная система, обратная связь...
И тут же: "А система образования должна учеников научить". А они не хотят научиться. Они хотят свободы. Им больше нравится мячик пинать, на солнышке греться.
Валерий Гальетов ( Пользователь )
Цитата (Игорь Ф., 01.03.2011, 21:15) <{POST_SNAPBACK}>
Просто несколько фактов, наблюдений, воспоминаний


Разместил на сайте и в блоге. Получил отклик читательницы:

"Нашла у тебя на сайте:

Почему дети не любят школу. На сайте Педсовет.Ру Игорь Ф. сделал очень полное описание недостатков Существующей Образовательной Системы - СОС!

... как точно он все описал. Как важно все это! И насколько серьёзны последствия для учащегося. Заставляю себя думать, что образовательная система не так плоха, но все, что он пишет - правда!

На словах про домашние задания меня дрожь пробрала. Я, наконец, призналась сама себе: Я НЕНАВИЖУ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ!!!
Это мое съеденное кем-то остающееся от занятий крохотное ЛИЧНОЕ время вместе с понижаемой самооценкой каждый раз, когда что-то не сделано.

Полноценные посевы шизофрении в голове ребенка: сначала ты делаешь то, что приносит тебе удовлетворение, а потом начинаешь презирать себя за то, что делал то, что приносило тебе удовлетворение.

Неужели они этого не видят, те, кто заведуют системой образования?! Неужели они не помнят себя???!!"
----------------------------------------------------------
- В том то и дело, что не помнят! Помнят одно - как бы не выгнали!
Вы вдумайтесь, войдите в положение Управляющего образованием! Надо осуществлять изменения - но непонятно как? Одни говорят так, другие - эдак!
А у него, бедолаги, НЕТ АЛГОРИТМОВ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕТ КРИТЕРИЕВ ОТСЕВА НЕПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ!
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Чернышов, 05.03.2011, 20:28) <{POST_SNAPBACK}>
А что, если ученик придёт добровольно, ему будут "впендюривать самое худшее"?
То же самое. Только вопрос-придёт ли? По моим прикидкам, максимум 5%.

Ему вообще не будут ничего впендюривать. А прикидки... вещь хорошая, конечно :) только я больше доверяю реальным фактам. Мы познавательную активность меряли в 10-летнем эксперименте, результаты опубликованы. Балабан поставил 16 экспериментов. Есть огромный опыт Тубельского, Саммерхилл, наконец. Это всё опубликовано, почитайте. Не 5%, а практически 100% детей активно познают мир, если им не мешать.

Цитата (Владимир Чернышов, 05.03.2011, 20:28) <{POST_SNAPBACK}>
А они не хотят научиться. Они хотят свободы. Им больше нравится мячик пинать, на солнышке греться.

Я уже многократно высказывался на эту тему. Да, если выбор между тупым изучением никому не нужных параграфов и пинанием мячика — дети выберут мячик и будут совершенно правы. Но точка зрения на человека как на от природы ленивую и нелюбопытную скотину мне глубоко противна. Я (и многие) считаю, что человек от природы активен и любознателен. А если дети не хотят научиться — в том 100% вина школы. «Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию» (Гекльберри Финн).


Цитата (Валерий Павлович Гальетов, 05.03.2011, 20:37) <{POST_SNAPBACK}>
Вы вдумайтесь, войдите в положение Управляющего образованием! Надо осуществлять изменения - но непонятно как? Одни говорят так, другие - эдак!
А у него, бедолаги, НЕТ АЛГОРИТМОВ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕТ КРИТЕРИЕВ ОТСЕВА НЕПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ!

Валерий Павлович, вы мыслите в административно-командном ключе :) Почему некие "управляющие" (да еще с большой буквы опять) должны быть экспертами? Нет и не может быть никаких критериев, как нет и не может быть "правильных" и "неправильных" решений. На поле должны цвести разные цветы, и управляющие (с маленькой буквы) должны создавать для этого условия. А выбор всегда за потребителем.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Павлович Гальетов, 05.03.2011, 18:37) <{POST_SNAPBACK}>
Вы вдумайтесь, войдите в положение Управляющего образованием! Надо осуществлять изменения - но непонятно как? Одни говорят так, другие - эдак!
А у него, бедолаги, НЕТ АЛГОРИТМОВ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, НЕТ КРИТЕРИЕВ ОТСЕВА НЕПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ!


И вообще не понятно, - каким образом он стал "Управляющим образованием".
Кто его тестировал на профпригодность?

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+