Личный кабинет

Почему я не люблю среднюю школу

Владимир Чернышов ( Пользователь )
И свободная беседа и жёсткий спрос-результат один, оценка в журнал. Дело в отношении к оценкам. С меня дома успеваемость не спрашивали. В школе, в общем, тоже, так как до явных двоек не скатывался. Да и получал их за невыполненные упражнения по русскому языку, получая пятёрки за изложения и сочинения.
Кстати, со своими детьми поступал так же. Результат-одна медаль и двое почти с медалью. Но, учитывая свой опыт, направлял их обучение на все предметы. Если бы и меня направили вовремя, , тоже была бы медаль, а так только Похвальная грамота по куче предметов.
И ещё. 6-ти или 7-летний ребёнок выбирает предметы для изучения? "Не смешите мои подковы!".
Моя младшая в шестилетнем возрасте заявила: "Больше в садик ходить не буду!" . Посоветовались с воспитателями, учителями-отправили в школу. Сейчас ей 20, учится на 4-ом курсе.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата (Владимир Чернышов, 03.03.2011, 08:31) <{POST_SNAPBACK}>
А что, добровольное изучение не предполагает зазубривания? В любом случае, надо заставить себя выучить.
Только в тех случаях, когда ученик сам видит в этом необходимость или искренне доверяет рекомендации учителя именно зазубрить. Хотя мне вот легко запомнить то, что я недавно прочитал интересного: что пингвины в апреле выходят на берег Антарктиды чтоб пройти 100 км по ледяной пустыне, спустя 2 месяца отложить яйца и только в августе самки принесут самцам рыбку чтоб подкрепиться, что белый медведь может плыть месяц-два по ледяному морю без еды и воды, что ДНК образована 4-мя основаниями (аденин, цитозин, гуанин, тимин); это знания, которые были получены не из под палки, а добровольно и с интересом (пусть для этого я и должен был постараться чтоб запомнить). Чувствуете разницу?



Цитата
О свободе. По определению свободен только абсолютный творитель, над которым и возле которого никого нет.
Есть коолеги по работе, есть куководство, есть распорядок дня в любой профессии. Можно выторговать себе условия работы, отличающиеся от других, но выполнять их придётся. Иначе найдут другого, более надёжного партнёра.
Опять же, когда взрослый устраивается на работу - он может выбирать и вид работы, и график, и может уволиться если найдет что-то интереснее, может брать заказы и работать на дому, может быть курьером, дайв-инструктором. Работ миллион, деньги можно зарабатывать с удовольствием а не только с тоской просиживая штаны от звонка до звонка (чему и "учат" в школе). Если деятельность приносит удовольствие, если человек на своем месте, то он сам себе и график составит - для своего же удобства, и модернизирует все производство так чтоб оно было максимально эффективным, и вообще свернет горы. Не делайте из расписания культ и закон божий. Расписание - для людей, а не люди - для расписания.


Цитата
Вот про библиотеку почти правильно. сам там и учился. Есть минус. Получаются знания неполные и несистематизированные.

Все, что я хорошо знаю и умею - этому я выучился сам, и не в школе. Потому что мне это было интересно, я ставил себе такую цель, и никто не стоял с палкой над душой, не капал на мозги. Этих неполных и поверхностных знаний (а иногда и глубоких, зависит от интереса) - вполне хватает чтоб ориентироваться в мире, чтоб понять куда двигаться дальше, куда хочешь углубиться. А там уже можно выбрать курсы, обложиться учебниками по предмету, в общем ринуться в выбранном направлении.

Цитата
Этим как раз и занимаются учителя, тренеры и прочие наставники, которые видят всю проблему в целом, так как находятся на более высокой ветке бесконечного дерева Познания.

Вы в облаках витаете. Давно были в обычной российской школе? Бывали на школьных педсоветах, общались с учителями и учениками? Нынешние школьные учителя с их формализмом, надзирательством и желанием лишь удержать вверенное им стадо в загончиках у 99,99% детей вызывают только тошноту, дикую, неудержимую, космическую.

Цитата
У меня достаточно большой возраст, чтобы дать оценку своему образованию, как раз добровольному. В школе по тем предметам, где надо было много учить-тройки. (Литература, история, ....) А где надо было понять (математика, физика, химия,....)-пятёрки. Через много лет понял, что сделал неправильно. Поэтому и написал про котёнка.

Вы отличаете РАЗОВОЕ принуждение от ПОСТОЯННОГО? 11 лет, каждый день (кроме каникул и выходных), 7 часов в школе и 3 часа дома над домашними заданиями. Причем знание не актуальное и живое, а кондовое, пресное, академическое, бессистемное. Это все равно что тыкать котенка в молоко каждый час, 10 часов в день, 6 дней в неделю, 10 лет подряд. Да еще молоко не вкусное, а прокисшее, горькое.
Это не тыканье котенка мордочкой в молоко. Это клизмы. Литровые. В уши, в рот и в нос. Каждый час насильно вдавливают "высококалорийный" концентрат.
Это еще на фуа-гра похоже. Гуся помещают в деревянную клетку, такую узкую что он не может там пошевелиться. В горло всовывается толстая железная трубка до самого желудка и через нее под давлением поступает питательная смесь. Печень у гуся в процессе разрастается.
Я не против разового принуждения - чисто чтоб показать, как оно еще бывает по-другому. Вывести, например, ребенка на лодочную прогулку, если он там ни разу не был и упирается полагая что там ничего интересного, или уговорить съесть что-то новое - ломтик ананаса или сыра; это достаточно один раз сделать чтоб потом ребенок сам принимал решения, надо оно ему вообще или нет. Познакомить - да. Сажать на цепь - нет.

Цитата
В любом случае получать знания надо. Сейчас это проще. Много у нас 60-летних, которые в детстве дома обучались?

см. Постулаты.
Это все равно что оправдывать существование концлагарей соображениями "Работать ведь кому-то надо. А если их не заставлять, то кто тогда будет работать?"
Еще раз. Кроме негативной (принуждение) бывает еще и позитивная (интерес) мотивация.

Цитата
А по поводу классно-урочной системы согласен. Часто она убивает тягу к знаниям. Именно потому, что в "понедельник первым математика", а ученику хочется прочитать стихотворение. Или помяукать на уроке ("Ералаш"). Но у учителя план, программа, логическая цепочка, в которую мяуканье не вписывается. И ограничение по времени-урок, который не трамвай, не резиновый, но к звонку должен быть логически завершён.
Кому не интересно сидеть на уроке - пусть не сидят. Останутся те, кому это действительно нужно. Не решайте за детей, что им нужно а что нет. Пусть сами разберутся.

Цитата (Владимир Чернышов, 03.03.2011, 13:56) <{POST_SNAPBACK}>
И ещё. 6-ти или 7-летний ребёнок выбирает предметы для изучения? "Не смешите мои подковы!".

Ок. Пусть принудительно сходят по 1-2 раза на каждый из уроков, почитают описание курса, полистают учебники, посмотрят научно-популярные фильмы по теме - и тогда смогут легко выбрать. К тому же интересы меняются. Речь не идет о том, чтоб раз и навсегда от чего-то отказаться. Сегодня им математика не интересна, а через месяц возможно заинтересуются. Отстали за это время от программы лекций? Не беда, походят в более младшие группы. Да и курс в общем не расчитан на отличников, когда на каждом уроке что-то новое дается, а происходят повторения для отстающих.
Владимир Чернышов ( Пользователь )
Начну с конца.
Это верно. Школьный курс расчитан на среднего. Более того, больше всего учителя вынуждены тратить на тех, кто не хочет или не может учиться хотя бы на среднем уровне.
В школе я был последний раз 6 часов тому назад. И бываю там с 1982 года в качестве учителя разных специальностей. До этого 10 лет учеником и 5 лет в институте. Кстати, там тоже не всегда с большой охотой посещал лекции. по многим предметам хватило школьного запаса.
Работал после ВУЗа по распределению 3 года. Механик в строительстве. Пришлось почти с нуля изучать технологию строительства. Потом электриком, по своей воле, затем учителем. Почти по своей воле. Уговорили.
Вот и приходилось не раз и не два менять специальность и изучать самостоятельно очень многое.
А то, что знаний не хватает ("неполных и поверхностных, а иногда глубоких"), понял в первый послеинститутский год. Оказалось, что плохо знаю экономику, юриспруденцию. То, что давали в ВУЗе, помогало мало.
Когда попал в школу, тем более понял, что учитель должен знать очень много, причём не по своему предмету.

Ну и в заключение. Переход выше, ниже... Как? Заинтересуется? Сомневаюсь.
Сколько сейчас бродит подростков, с трудом читающих, которые считать могут только деньги? Кроме этого они и цену деньгам не знают, поскольку не зарабатывют, а воруют или выпрашивают. Это они в 20-25 лет пойдут учиться? Я не Станиславский, но тоже скажу: "Не верю!".
Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата
Вот и приходилось не раз и не два менять специальность и изучать самостоятельно очень многое.
А то, что знаний не хватает ("неполных и поверхностных, а иногда глубоких"), понял в первый послеинститутский год. Оказалось, что плохо знаю экономику, юриспруденцию.

Вот-вот. А школа претендует на то чтоб максимально подготовить человека к будущим специальностям. Осталось еще включить в школьную программу экономику, юриспруденцию, политологию, археологию, медицину, лингвистику, этнографию, энергетику, геологию, социологию, архитектуру - причем с той же нагрузкой, как и по истории и биологии (ведь все науки важны, и нельзя сказать что какая-то важнее другой). Это дико неэффективный способ.
"Лодка качнулась, воды зачерпнула..."
Поэтому подходим к изначальной проблеме добровольного или принудительного выбора. Пусть ребенок решит, что ему нужно. А для кругозора - пусть и будут обзорные занятия, которые будут не вбивать знания, а ненавязчиво и ненасильственно рассказывать о разном. Причем так чтоб пропуск лекций не отражался фатально на получении картины мира. Например, сегодня в классе биологии лекция о жизни лис, а завтра - о жизни сурков: кто-то не придет сегодня, зато придет завтра - и без ущерба для целостности получит импульс интереса к более углубленному изучению биологии. Ну нельзя объять необъятное, да и незачем, не говоря о том что метод принудиловки - анти-эффективный. Я в начальной школе любил разбираться с радио-конструктором, но когда начались уроки физики, я утратил интерес к радиотехнике. На уроках рисования училка была довольно либеральной и часто ничего не проверяла, не ставила оценок, в основном была "свободная тема", и мне удалось сохранить любовь к рисованию и после школы. По истории нас гоняли, пичкали датами и именами, в которых я в упор не видел никакого смысла. Это отбило мне интерес к истории на 20 лет; вот только-только сейчас я вновь начал оживать, чувствовать интерес к разным событиям прошлого, именам (вот Птолемей со своим Альмагестом, а вот Тихо Браге и его замок-обсерватория и новый звездный каталог, жил в Дании, переехал в Польшу... Или революционная ситуация в России начала 20-го века: вот Учредительное собрание, вот Петроградский совет, вот Временное правительство. Дико интересно в отличие от всех прошедших 20-ти лет. Будто заново открываю для себя новый мир. Если бы не школа, заинтересовался бы этим еще в детстве - чисто по фильмам, книгам). Про русскую литературу молчу: наверное на всю жизнь я возненавидел Пушкина с Гоголем, Грибоедова и Тургенева - с их морализаторством и чаяниями о стезе русского народа.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Игорь Фрост, 03.03.2011, 15:27) <{POST_SNAPBACK}>
Меня интересует реформа именно средней общеобразовательной школы в масштабах страны. Необходимо что-то поменять в мышлении пед.работников, чтоб они стали видеть в детях настоящих людей, а не марионеток и стадо.

Мышление педработников развивается под воздействием соответствующей среды, в которую они погружены. Эта среда на сегодняшний день основана на классно-урочном принуждении, поэтому она востребует людей с определенным типом мышления и развивает в людях именно такой тип мышления.

По поводу «реформы в масштабах страны». Боюсь показаться примитивным, но я считаю, что никакие реформы невозможны «сверху», типа преобразования милиции в полицию или насильного внедрения выборности предметов в старщих классах. Ничего не получится. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» — это чистейшей воды большевизм. Мне ближе, если угодно, меньшевизм, т. е. создание условий (законодательных, административных, финансовых) для параллельного развития альтернативных образовательных систем. Пусть дети и родители имеют возможность выбора — школа насилия или школа ответственного свободного выбора.

«Свобода, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяна железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять ее любовью,
А там посмотрим, что сильней».
(Ф. Тютчев)

Никто ведь не закрывал муниципальные магазины с хамоватыми продавцами в грязных халатах и убогим ассортиментом. Были просто созданы условия для параллельного развития свободной торговли. И муниципальные убогие магазины умерли сами собой — туда просто не пришел покупатель.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Игорь Фрост, 03.03.2011, 17:04) <{POST_SNAPBACK}>
Только в тех случаях, когда ученик сам видит в этом необходимость или искренне доверяет рекомендации учителя именно зазубрить. Хотя мне вот легко запомнить то, что я недавно прочитал интересного: что пингвины в апреле выходят на берег Антарктиды чтоб пройти 100 км по ледяной пустыне, спустя 2 месяца отложить яйца и только в августе самки принесут самцам рыбку чтоб подкрепиться,

Это не образование, а КЛИПЫ. Ну что ж, человек "века информационных технологий"!
Цитата
Если деятельность приносит удовольствие, если человек на своем месте, то он сам себе и график составит

БОльшая часть людей работает в тех или иных структурах. Где график диктуется РАБОТОЙ, причём согласованной с другими. Социум, состоящий из "вольных художников" -- уже давно развалился бы.

Цитата
Все, что я хорошо знаю и умею - этому я выучился сам, и не в школе.

Ну, растратили, ратранжирили зазря те 11 лет -- кто ж Вам виноват? Другие, случается, уже из школы выходят с неким систематизированным образованием. Вы не пожелали -- Ваша проблема.
Цитата
Нынешние школьные учителя с их формализмом, надзирательством и желанием лишь удержать вверенное им стадо в загончиках у 99,99% детей вызывают только тошноту, дикую, неудержимую, космическую.

Согласен, количество описываемых Вами баранов велико. Но насчёт 99.99% -- брехня. Допустим, половина -- оценка реалистичная. Просто у вас тусовка такая -- или вообще судите по 2-3 близким знакомым.
Мои сыновья, к примеру, учились в школах, где у них одноклассников вот этого "тошнотворного" мироощущения практически не было. Не совсем типично -- но и эти 99.99% тоже нетипично.
Вот -- с другой стороны -- на студентов смотрю. Вчерашних школьников. И в среднем -- видно, кто из тех в школе был, "тошнотворных". Они составляют в нашем не самом крутом (полагаю, "среднем" вузе) процентов 25-30. Правда, и остальных, не-тошнотворных, обучили не лучшим образом. (В частности, и потому, что на тошнотворных время тратили). Но это уж другой вопрос. вот этого декларируемого ВАами отвращения -- у бОльшей части всё же нет. Вы -- о своём меньшинстве пишете, вероятно, выдавая его за "всю" Вселенную.

Цитата
Не решайте за детей, что им нужно а что нет. Пусть сами разберутся.

С какого возраста? Вы своих-то детей воспитывали? И что, так-таки и не размышляли о них -- что им нужно?
Цитата
Ок. Пусть принудительно сходят по 1-2 раза на каждый из уроков, почитают описание курса, полистают учебники, посмотрят научно-популярные фильмы по теме - и тогда смогут легко выбрать.

Это с глянцевым журналом можно познакомиться за 1-2 раза.
Цитата
Сегодня им математика не интересна, а через месяц возможно заинтересуются.

И холоп барчуку тут же быстренько выложит -- что такое математика, что в ней интересного, а за пару занятий поможет ему от питекантропа подняться до хомо сапиенса.
А пошёл он, это барчук........... Я ему холопом быть не собираюсь. Я бригадир в его работе НАД СОБОЙ. А не хочет работать -- не будет и пряников.
Владимир Чернышов ( Пользователь )
Не часто я на 100% соглашаюсь с Владиславом Владимиривичем, но тут согласен.
Игорь Михъайлович!
Ещё не стало "мучительно больно за безцельно прожитые годы"? Но уже становится. За 20 лет дошло, что история, оказывается, интересна. Ну, какие Ваши годы. Лет через 20 и Пушкина прочитаете. А там и до Достоевского очередь дойдёт. До каждого доходит по-разному.
Как-то один из бывших учеников письмо покаянное прислал. Бил себя пяткой в грудь, вспоминал учителей, называл себя дураком. Ему на это потребовалось не 40 лет, а всего 8. В колонии строгого режима. Там быстрее доходит.
A propos. Мои дети учились в самой обыкновенной сельской школе. Она у нас одна, так что выбора не было. Так вот. Они с самого начала каникул стонали: "Скорей бы каникулы кончились и в школу пойти!".
Психи? Нет. Нормальные дети. Вот на тусовки и дискотеки они не ходили. Им там было скучно.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата (воронн, 03.03.2011, 18:14) <{POST_SNAPBACK}>
Это не образование, а КЛИПЫ. Ну что ж, человек "века информационных технологий"!

Это быстрое "схватывание" мира, окидывание взглядом. И не думайте, что свободный человек этим ограничится. Если не стоять с палкой у него над душой, он будет знать больше нас с вами, и сможет легко поддержать разговор с любым специалистом на его уровне. Интересы - штука потрясающего потенциала, если их не убить в зародыше принудиловкой. Почитайте про Фейнмана, Циолковского.

Цитата
БОльшая часть людей работает в тех или иных структурах. Где график диктуется РАБОТОЙ, причём согласованной с другими. Социум, состоящий из "вольных художников" -- уже давно развалился бы.

Порядок работы - это принятые человеком правила игры для достижения определенных целей. Ребенок не принимал эти правила, не ввязывался сам в эту игру. Ему эти правила спустили сверху, а в игру ввели не спрашивая согласия. Обучиться распорядку - дело нескольких дней. Тратить на это 11 лет по 7 часов в день - это садизм.

Цитата
Ну, растратили, ратранжирили зазря те 11 лет -- кто ж Вам виноват? Другие, случается, уже из школы выходят с неким систематизированным образованием. Вы не пожелали -- Ваша проблема.

Ага, а вина жертвы изнасилования в том, что она выбирает страдать вместо того чтоб расслабиться и получить удовольствие, а потом взять себя в руки и продолжать жить как ни в чем не бывало.

Цитата
Согласен, количество описываемых Вами баранов велико. Но насчёт 99.99% -- брехня. Допустим, половина -- оценка реалистичная. Просто у вас тусовка такая -- или вообще судите по 2-3 близким знакомым.
Мои сыновья, к примеру, учились в школах, где у них одноклассников вот этого "тошнотворного" мироощущения практически не было. Не совсем типично -- но и эти 99.99% тоже нетипично.

Да, статистику я не собирал. Это гипербола. Но факт в том, что баранами делает из детей именно школа. Делает, и превращает. Почитайте Кена Робинсона (не смотрите, что он говорит про америку: система принуждения везде одинакова).

Цитата
С какого возраста? Вы своих-то детей воспитывали? И что, так-таки и не размышляли о них -- что им нужно?

С рождения. Способность и потребность интересоваться всем подряд заложена в человеке изначально. Своих детей - воспитываю. Но на самом деле - просто не мешаю им жить своей жизнью, люблю рассказывать о разном, объяснять, шутить, играть, всячески поощряю самостоятельность, позволяю им в мелочах ошибаться и набивать шишки, никогда не ругаю (только если дерутся - силой разнимаю). Это люди со своими интересами, потребностями, живые и полноправные, и я к ним соответствующе отношусь.

Цитата
Это с глянцевым журналом можно познакомиться за 1-2 раза.

С методикой преподавания - тоже. Уроки в общем все похожи по принципу построения. Стиль объяснения, форма подачи - об этом можно получить представление. К тому же у ученика есть доступ к любой литературе, любым научно-популярным фильмам, лекциям (если мы говорим о свободном посещении).

Цитата
И холоп барчуку тут же быстренько выложит -- что такое математика, что в ней интересного, а за пару занятий поможет ему от питекантропа подняться до хомо сапиенса.
А пошёл он, это барчук........... Я ему холопом быть не собираюсь. Я бригадир в его работе НАД СОБОЙ. А не хочет работать -- не будет и пряников.

Некорректное сравнение. Никому не нравится иметь над собой надзирателя. Проводника, гида - нравится видеть. У детей нет выбора - их завели в класс и не выпускают пока звонок не прозвенит. О какой работе над собой вообще тут может идти речь? Еще раз: у них нет выбора. Их поставили в эту ситуацию. И это играет решающее значение. Если бы они сами пришли на вашу лекцию, то они могли бы принять предложенные правила игры (а не принимают - ок, до свидания. Ничего против не имею). Работа над собой может быть только добровольной. И возможна еще при условии веры в свои силы. Когда ребенку не доверяют ничего - он тоже себе не будет доверять, будет считать себя ленивой бестолочью. После чего из этой размягченной болванки можно лепить голема по школьным стандартам. Только это уже будет труп, пусть и дергающийся рефлекторно и повторяющий заученные фразы.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Игорь Михайлович, да не спорьте вы с ними :) Ваши взгляды разделяют очень и очень многие (и я в том числе), но не надо ничего доказывать адептам насилия над детьми "для их же блага". Как говорится, "никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы" :) Никого не хочу обидеть из уважаемых посетителей этой темы, это так, пословица...
Владимир Чернышов ( Пользователь )
Почему нет выбора? Выбор есть всегда, тем более, сейчас. Это я был вынужден сидеть от звонка до звонка. В то время свобода не приветствовалась. Но и то читал не тот параграф, который задан, а в два-три раза больше или в окно смотрел, одним ухом слушая учителя. Для отмазки хватало.
Если судить по написанному, в вопросах воспитания детей мы сходимся. Мои дети и в несвободной школе свободно учились. Самое страшное в современной школе-отношение к оценкам. Ну оценили знания по каким-то вопросам на 3 балла. Ну и что? Трагедию делать? Классический пример-Пушкин, с двойкой по математике.
И работу учителя оценивают по среднему баллу. Это вообще дурь. Кстати, ходят слухи, что при "погрошевом" финансировании школа будет получать средства только за ударников и отличников. Вот это уже не смешно.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+