Личный кабинет

Почему я не люблю среднюю школу

Игорь Ф. ( Пользователь )
Просто несколько фактов, наблюдений, воспоминаний (можно еще вначале почитать Постулаты):

• Учат думать и вести себя КАК ПОЛОЖЕНО, а не КАК ХОЧЕТСЯ. Инициатива наказуема: нельзя даже вместо одного заданного на дом упражнения сделать другое или из другого предмета, если в данный момент этот не интересен. Это значит, что основанием для любой дальнейшей работы будет служить не интерес, а страх наказания и чувство долга. Отметки ставят за тупую исполнительность - за то что сделали задание вовремя и по всем правилам.

• Необходимость учиться предметам лишь по тем учебникам и задачникам, которые выдали. Если я хочу знать географию иии астрономию и читаю детскую энциклопедию и другие интересные книжки по теме, меня все равно заставят отвечать по учебнику и тем заданиям которые в нем.

• Пытка обездвиженностью во время сидения за партой; Крутиться нельзя, вставать и ходить нельзя, развалиться поудобнее нельзя, прилечь башкой на руки нельзя.

• Унижающая и омертвляющая система оценок. Осуждение двоечников-троечников приводит к маргинальной, асоциальной самооценке тех, кто не хочет учиться по правилам. При этом необходимость хранить эти оценки и постоянно их видеть в дневнике (который необходимо еще и безрадостно хранить) - становится постоянным грузом негатива и последующего осуждения родителями и учителями. И наоборот, поощрение отличников и выставление их в пример приводит к тому, что прилежные ученики привыкают к самоизнасилованию (вместо озаренной устремленности и радостному желанию узнавать новое), к пренебрежению радостными желаниями. Предвкушение становится незначащим фактором, зато место мотивации занимает желание позитивной оценки (механическая мотивация), желание превосходства над другими, страх перед негативной оценкой.

• Замкнутый коллектив. Нет возможности менять коллектив (а иногда и соседа по парте) по желанию. Как сформировали - так и будет до конца школы. При формировании групп не учитываются желания и нежелания детей находиться постоянно друг с другом. Следствие замкнутости - незащищенность перед возможной травлей (кстати, травля - основное следствие замкнутости коллектива; поскольку слабый постоянно на виду и под ударом. А агрессия - следствие невозможности поменять правила и избежать диктата), невозможность просто так покинуть коллектив (пока ситуация не доведена до взрыва). См. также: школьная иерархия.

• невозможность встать и уйти с урока, необходимость сидеть до самого звонка если неинтересно.
• необходимость идти на следующий урок, если звенит звонок в конце переменки. Даже если не хочется
ВЫВОД: Личные желания и интересы считаются чем-то неважным. Важнее всего - то, что НАДО и ПРИКАЗАНО делать, а не то что ХОЧЕТСЯ.

• обучение сводится к зазубриванию чего-либо (вроде в каком году что-то произошло, как звали того-то и того-то. Какая валентность у иона, о чем гласит параграф №3 2-й главы методички по лабораторке за 2-е полугодие по химии) и повторению заданных алгоритмов для решения задачек из сборника. В школе НЕ УЧАТ думать, творить, придумывать что-то свое, ставить самому себе задачки. Учат лишь хранить в памяти несусветное количество бесполезных и неинтересных фактов и алгоритмов вне связи их с другими предметами, т.е. не имеющими ровно никакой ценности. (По-хорошему, ценность знаний заключается в умении их применять для решения новых нестандартных задач, в самой жизни. А не в щелкании как семечек задачек типа: "рассчитать энергию связи между молекулами сульфата меди при заданной концентрации раствора и при комнатной температуре".)
См. также: Из школьных сочинений

• Жесткое расписание не предполагает, что у всех 30 учеников в понедельник в 9 утра имеется интерес к математике, в 9:55 - интерес к пению, в 10:40 - интерес к русскому языку и т.д. На интересы учеников всем плевать. Учеба не предполагает наличия интереса. Учеба предполагает исполнительность и послушание: умение тупо и без интереса выполнять то что задано.

• Самый лучший способ сделать так, чтобы книгу никто не читал, - это включить её в школьную программу

• Статус человека, получившего образование (вроде как "аттестат - это статус полноценности") - это не бонус, если иметь ясность что из себя представляет школа. Такой статус - все равно что статус бывшего зэка, служившего в армии. Возможно такой чел и уважает себя за то что прошел некие испытания чтобы "возмужать" или что-то в этом роде, возможно другие его побаиваются или сочувствуют или одобряют что все сделал правильно (такие же носороги, как и он). Но у здравомыслящего человека подобный статус вызывает сочувствие, опаску или брезгливость. Зато статус человека не учившегося в школе и при этом интересующегося знаниями, умеющего разбираться самостоятельно в предметах, умеющего ставить себе задачи и решать их - вызывает как минимум интерес и симпатию.

• Изоляция каждого ученика во время контрольных: советоваться нельзя, обращаться к знающим людям нельзя и стыдно. Отучают от командной работы и взаимовыручки. Формируют чувство беспомощного одиночества, стыд за незнание, ненависть и зависть к более знающим и умеющим (вместо того чтоб обратиться за помощью).

• Жесткая субординация "учитель/ученик". К учителю необходимо обращаться на "Вы", и по имени-отчеству (Принудительное уважение. я слышал про случаи, когда учитель в неформальной обстановке позволял обращаться к себе по имени и на "ты", но это очень редкие исключения), при этом ученика называют на "ты" и по фамилии (унижение, демонстрация власти). Когда входит учитель - всем классом надо встать, а потом сесть ) Учителя нельзя перебивать, ученика перебивать можно. Учителю нельзя делать замечаний, если тот некорректно себя ведет; ученику - можно делать замечания по любому поводу, если что-то не понравится учителю. Учителя можно лишь о чем-то просить, и то по серьезным поводам. Ученика не просят, от него требуют. С учителем спорить нельзя, его можно слушаться и выполнять приказы (в рамках обучения, но все же приказы). От ученика требуют подробного отчета, если тот нарушил требования учителя: "Почему опоздал?", "Почему не в форме?", "Почему тетрадь грязная?", "Почему не сделал домашнее задание?". Дети привыкают к тому, что "старших и начальство надо слушаться, терпеливо отвечать, принимать обвинения и ругань как должное, и никогда нельзя спорить с ними". Это формирование психологии раба.

• Уроки и школа как правило настолько отвратительны, что новость типа "училка заболела, урока не будет" или "сегодня карантин (мороз, теракт, смог), школа закрыта" воспринимается как небывалый праздник, что хочется кричать "Ура!" и бегать от счастья по потолку. Аналогично, если утром ты кашляешь, жалуешься родителям на головокружение, мигрень, тошноту, то услышав что останешься дома, хочется стоять на ушах от радости. См. также: школьный фольклор

• Обычно еще возражают, что школа необходима для самодисциплины, чтоб научиться себя заставлять делать что-то неприятное ради определенной цели. Да, бывают ситуации, когда необходимо взять себя за шкирку чтоб достичь цели, и без неприятной предварительной работы цели не достичь. Но цель может быть либо желанной, озаренной, либо безрадостной, механической (например, чтоб от тебя отъебались, или чтоб начали завидовать). В школе нет желанных целей. Все цели продиктовавны негативной мотивацией (чтоб не ругали, чтоб не поставили двойку, чтоб потом не пришлось пересдавать) или механические (получить хорошую оценку - чтоб похвалили или завидовали, т.е. ради чувства собственной важности и чтоб не возникло чувство ущербности). Когда заставляют делать упражнения и домашку - практически ни разу, никогда, ни один ученик не делает это ради озаренной цели (узнать что-то новое, ощутить красоту знания, приобрести новое увлечение). Любое взятие себя за шкирку, т.е. самоизнасилование - происходит после приказа, из под палки, а значит формирует отвращение. Понятно, что ни о каком предвкушении не может идти речи. Вот если бы там ПРЕДЛАГАЛИ взять себя за шкирку с целью обрести для тебя самого лакомые плоды (новое клевое знание, новые ясности) - то ученик получил бы опыт самодисциплины, причем позитивно подкрепленный, опробованный самим: ему лишь примерно показали как можно достичь, а научился бы он сам, т.е. нащупал бы в себе усилие ради желанной цели. Получил бы опыт самодисциплины РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ! А обычно (даже всегда) в школе получает опыт самодисциплины РАДИ ЧУЖИХ ЦЕЛЕЙ! Еще раз. Своя цель - та, которая привлекательна самому. Чужая - которую делают потому что другие так приказали. Например, своя цель - "ХОЧУ научиться знакомиться с девушкой". Чужая цель - "НАДО таскать эти мешки от забора и до обеда". Еще раз. Свою цель хочется лелеить и придумывать как бы поскорее до нее добраться через разные препятствия. Чужую цель хочется выбросить на помойку при первом удобном случае, т.е. как только исчезает необходимость отчитываться перед начальством. Свою цель хочется достичь. От чужой цели хочется поскорее избавиться. Своя цель окрыляет. Чужая цель придавливает к земле.

• Рабочий день школьника превышает 8 часов. Считаем: 36 часов в неделю / 5 = 7 часов и 10 минут в день. + домашние задания (от 2 до 4-5 часов). Взрослый человек имеет право не работать вне 8-часового рабочего дня; ребенок - нет. У взрослого нет домашних заданий, у ребенка есть. Причем взрослый получает плату за свой труд, дети не получают (то, что при этом их бесплатно кормят и одевают родители - к теме не относится. Даже если ребенок не будет учиться, он все равно имеет право на то чтоб его кормили-одевали, это входит в безусловные родительские обязанности. Аналог во взрослом мире - примерно как стариков кормят-одевают их выросшие дети или государство, что не мешает им работать или не работать).

• "учить" (стихотворение, формулы, "уроки") - как правило, означает зазубривание, запоминание слов в заданной последовательности. К учебе это не имеет никакого отношения, потому что учеба предполагает обучение, овладение знанием через понимание. Попугайское повторение (или в лучшем случае, умение подставить в формулу значения для получения правильного ответа в задачнике) - это не понимание, не обучение.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Алло, школьные учителя! Ау! Противопоставьте этому что-нибудь. http://www.inr.ac.ru/~info21/welcome.html: вот здесь, по крайней мере, конструктив.
Интересно: то, что мне нравятся как реплика Игоря Ф., так и Информатика-21 - это признак шизофрении? Или чего-то другого?.. :)
Владимир Чернышов ( Пользователь )
Кое-что, естественно, правильно.
Но остальное-мысли котёнка, которого тычут в миску с молоком.
Очень хорошая мысль, что "ценность знаний заключается в умении их применять". Но для этого их надо иметь. Интернет не всегда под рукой. и в Википедии не всегда правдивые сведения.
И классика. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".
Самодисциплина только для СВОЕЙ цели. Вы господь Бог? Если ДА, то к чему жалобы. Творите, что хотите.
Если НЕТ, то придётся подчиняться дисциплине. Только если в школе за опоздание погрозят пальчиком, то на производстве за опоздание можно лишиться работы и получить возможность "самодисциплинированно" сдохнуть под забором.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата (Владимир Чернышов, 02.03.2011, 13:02) <{POST_SNAPBACK}>
Кое-что, естественно, правильно.
Но остальное-мысли котёнка, которого тычут в миску с молоком.
Очень хорошая мысль, что "ценность знаний заключается в умении их применять". Но для этого их надо иметь. Интернет не всегда под рукой. и в Википедии не всегда правдивые сведения.
Почему думаете, что знаний не будет? Потому что обязаловки в обучении не будет? Что ж, будет добровольное обучение. Которое гораздо эффективнее, и спасительнее для любого ребенка. Можно еще записать ребенка в библиотеку, дать возможность ходить в кружки, секции, свободно посещать разные лекции.
(раз уж мы тут фантазируем, что будет если школу сделать необязательной).

Цитата
И классика. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".

Это к чему? К альтернативе домашнего обучения? Есть опять же гости, двор, кружки, секции, походы, переписка с друзьями, телефонная и компьютерная связь. Нынешняя цивилизация предлагает кучи возможностей для общения людей, для объединения по интересам, для обмена информацией.

Цитата
Самодисциплина только для СВОЕЙ цели. Вы господь Бог? Если ДА, то к чему жалобы. Творите, что хотите.

Под своими целями я понимаю такие, которые человек выбирает осознанно и не из страха, не из давления. Это вера в свои силы.

Цитата
Если НЕТ, то придётся подчиняться дисциплине. Только если в школе за опоздание погрозят пальчиком, то на производстве за опоздание можно лишиться работы и получить возможность "самодисциплинированно" сдохнуть под забором.

Мы тут воспитываем роботов-исполнителей или творческих и самостоятельных людей, которые могут сами выбрать что им больше нравится? Захотят быть рабами на конвейере - ок, их право. Никакое домашнее обучение и никакой Саммерхилл им в этом не помешает. Первоклашки вон быстро усекают что к чему, и сидят смирно уже на третий-четвертый день. Узники лагерей и тюрем тоже быстро схватывают нехитрые правила, что там можно делать и что нельзя, буквально в первый же день; учить людей 10 лет этому послушанию необязательно.
Валерий Гальетов ( Пользователь )
Цитата (Игорь Ф., 01.03.2011, 21:15) <{POST_SNAPBACK}>
Просто несколько фактов, наблюдений, воспоминаний:

• Учат думать и вести себя КАК ПОЛОЖЕНО, а не КАК ХОЧЕТСЯ. Инициатива наказуема: нельзя даже вместо одного заданного на дом упражнения сделать другое или из другого предмета, если в данный момент этот не интересен. Это значит, что основанием для любой дальнейшей работы будет служить не интерес, а страх наказания и чувство долга. Отметки ставят за тупую исполнительность - за то что сделали задание вовремя и по всем правилам.

• Необходимость учиться предметам лишь по тем учебникам и задачникам, которые выдали. Если я хочу знать географию иии астрономию и читаю детскую энциклопедию и другие интересные книжки по теме, меня все равно заставят отвечать по учебнику и тем заданиям которые в нем.


Для сравнения можно посмотреть вот здесь СОВЕРШЕННО ИНОЙ ПОДХОД!
Известный в мире уже лет 50!

ДОПОЛНЕНИЕ

На основе перечня, сделанного Игорем, можно приступать к Проектированию Разумной Образовательной Системы. Просто через инверсию указанных недостатков, превращения в их противоположности.
При этом - неизбежно! - будут возникать Противоречия! Но противоречия есть показатель Места, требующего Изменения Принципов, Ценностей старой системы. А в ТРИЗ есть более 40 приемов для снятия противоречий.

Вывод: "И ноты есть у нас, и Инструменты есть" для того, чтобы создавать Разумную Образовательную Систему там, где это НЕОБХОДИМО.
Дмитрий Колосов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 02.03.2011, 10:49) <{POST_SNAPBACK}>
Алло, школьные учителя! Ау! Противопоставьте этому что-нибудь.

http://www.inr.ac.ru/~info21/welcome.html вот здесь, по крайней мере, конструктив.

Интересно: то, что мне нравятся как реплика Игоря Ф., так и Информатика-21 - это признак шизофрении? Или чего-то другого?.. :)


Исключительно для дополнения картины.

Цитата
Я начну со случая, мне хорошо известного. Я читаю физиологию, науку практическую. Теперь стало общим требованием, чтобы такие экспериментальные науки и читались демонстративно, предъявлялись в виде опытов, фактов. Так поступают остальные, так веду свое дело и я. Все мои лекции состоят из демонстраций. И что же вы думаете! Я не видел никакого особенного пристрастия у студентов к той деятельности, которую я им показываю. Сколько я обращался к своим слушателям, столько я говорил им, что не читаю вам физиологию, я вам показываю. Если бы я читал, вы бы могли меня не слушать, вы могли бы прочесть это по книге, почему я лучше других! Но я вам показываю факты, которых в книге вы не увидите, а потому, чтобы время не пропало даром, возьмите маленький труд. Выберите пять минут времени и заметьте для памяти после лекции, что вы видели. И я оставался гласом вопиющего в пустыне. Едва ли хотя бы один когда-либо последовал моему совету. Я в этом тысячу раз убеждался из разговоров на экзаменах и т.д.


Источник:
Павлов И.П. "Нобелевская лекция, читанная в 1918 году в Санкт-Петербурге".

Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата (Валерий Павлович Гальетов, 02.03.2011, 13:24) <{POST_SNAPBACK}>
Для сравнения можно посмотреть вот здесь СОВЕРШЕННО ИНОЙ ПОДХОД!
Известный в мире уже лет 50!

Спасибо:)
Запомню его. У меня там уже хорошая компания собирается: Александр Нилл, Кен Робинсон, Джон Тэйлор Гатто, Джон Холт.

Цитата
ДОПОЛНЕНИЕ

На основе перечня, сделанного Игорем, можно приступать к Проектированию Разумной Образовательной Системы. Просто через инверсию указанных недостатков, превращения в их противоположности.
При этом - неизбежно! - будут возникать Противоречия! Но противоречия есть показатель Места, требующего Изменения Принципов, Ценностей старой системы. А в ТРИЗ есть более 40 приемов для снятия противоречий.

Вывод: "И ноты есть у нас, и Инструменты есть" для того, чтобы создавать Разумную Образовательную Систему там, где это НЕОБХОДИМО.

Слова конечно громкие, но принципы разделяю. Готов сотрудничать, только пока не знаю, как.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Мне кажется, автор темы ломится в открытую дверь. Классно-урочная школа, основанная на перечисленных автором постулатах, не единственно возможная. Альтернативные образовательные системы существуют, причем не только в теории, но и на практике; они успешно работают. Посмотрите на систему образования Дании, на школу Тубельского, на нашу парк-школу, на вероятностную школу Александра Лобка, на школу Тома Сойера, на шотландскую Саммерхилл-скул или международную сеть Садбери-Велли, на проект продуктивного образования "Город-как-школа"...
Владимир Чернышов ( Пользователь )
А что, добровольное изучение не предполагает зазубривания? В любом случае, надо заставить себя выучить.
О свободе. По определению свободен только абсолютный творитель, над которым и возле которого никого нет.
Есть коолеги по работе, есть куководство, есть распорядок дня в любой профессии. Можно выторговать себе условия работы, отличающиеся от других, но выполнять их придётся. Иначе найдут другого, более надёжного партнёра.
Вот про библиотеку почти правильно. сам там и учился. Есть минус. Получаются знания неполные и несистематизированные. Этим как раз и занимаются учителя, тренеры и прочие наставники, которые видят всю проблему в целом, так как находятся на более высокой ветке бесконечного дерева Познания.
У меня достаточно большой возраст, чтобы дать оценку своему образованию, как раз добровольному. В школе по тем предметам, где надо было много учить-тройки. (Литература, история, ....) А где надо было понять (математика, физика, химия,....)-пятёрки. Через много лет понял, что сделал неправильно. Поэтому и написал про котёнка.
Систем образования много. В большинстве российских школ принята классно-урочная. В современных условиях она себя не оправдывает, но другой массовой, пока не видать. Экспериментов много. (Выше список). Есть ещё вальфдорская система (не ручаюсь за правильное написание). Большинство из них требуют особых условий. Или гения-учителя, или отбор учеников. Я со всеми не знаком, кто знает больше-поправят.
В любом случае получать знания надо. Сейчас это проще. Много у нас 60-летних, которые в детстве дома обучались?

"И ноты есть, и инструменты есть" .
Так за чем дело встало? Нет музыкантов? "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!"

А по поводу классно-урочной системы согласен. Часто она убивает тягу к знаниям. Именно потому, что в "понедельник первым математика", а ученику хочется прочитать стихотворение. Или помяукать на уроке ("Ералаш"). Но у учителя план, программа, логическая цепочка, в которую мяуканье не вписывается. И ограничение по времени-урок, который не трамвай, не резиновый, но к звонку должен быть логически завершён.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 02.03.2011, 18:42) <{POST_SNAPBACK}>
Классно-урочная школа, основанная на перечисленных автором постулатах, не единственно возможная. Альтернативные образовательные системы существуют, причем не только в теории, но и на практике; они успешно работают. Посмотрите на систему образования Дании, на школу Тубельского, на нашу парк-школу, на вероятностную школу Александра Лобка, на школу Тома Сойера, на шотландскую Саммерхилл-скул или международную сеть Садбери-Велли, на проект продуктивного образования "Город-как-школа"...

Это очень приятные и редчайшие исключения. Меня интересует реформа именно средней общеобразовательной школы в масштабах страны. Необходимо что-то поменять в мышлении пед.работников, чтоб они стали видеть в детях настоящих людей, а не марионеток и стадо. В идеале я бы заменил лишь одно слово в Конституции, где говорится о праве на образование: "обязательно" - на "доступно" (или "добровольно"). Но даже минимальных мер типа свободного выбора учеником состава предметов для себя или контроля за успеваемостью в виде свободной беседы а не жесткого спроса по программе - было бы достаточно чтоб дети глотнули свежего воздуха свободы и веры в себя.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+