Личный кабинет

Россия в мире

Курс для старшеклассников
В. К. ( Пользователь )
" сформированность представлений об особенностях современного глобального общества; информационной политике и пропаганде как способе создания образа исторической и современной России в мире"

Итак, о чем говорится в этом тезисе? О том ли, что содержание курса должно быть основано на пропаганде? Конечно, нет, поскольку речь идет о формировании представления у ученика об информационной политике и пропаганде как способах (замечу сразу, не говорится о них как хороших или плохих) формирования образа России. То есть учащиеся должны понимать, что существует такая деятельность как информационная политика и пропаганда и ее результатом является искаженный образ России или мифологизированный, пропагандистский образ России, которому необходимо противопоставить научно аргументированные представления о прошлом и настоящем России. Возможно, что наших учеников знакомить и учить работать с таким современным феноменом как информационная политика и пропаганда не нужно, а нужно, чтобы они "проглатывали" любые пропагандистские бредни. И я понимаю, что значительная часть учителей будет против, поскольку они давно свыклись с ролью агитаторов-пропагандистов, а здесь им предлагают критический анализ информационной политики и пропаганды.

Но это не по существу дела.
Теперь о курсе. На мой взгляд,
1. новый курс не должен быть простым сокращением на основе выделения ключевых событий традиционного фундаментального курса отечественной и мировой истории, то есть он должен быть выстроен концептуально иначе, не от периода к периоду в хронологической последовательности.
2. это должен быть проблемный курс, то есть его основу должны составить фундаментальные проблемы, через анализ которых учащийся сформирует свое представление о России.
Поэтому я бы выстроил ее следующим образом. В 10-м классе основное внимание уделяется рассмотрению истории России в контексте мировой истории по основным линиям развития: формирование территории, географического пространства; становление государственности (роль государства в русской истории); становление и развитие многонационального и поликонфессионального народа; динамика общественного развития, демократические институты, тенденции, эластичность, подвижность общества, включая народные движения и революции; конечно, отдельно культура в контексте диалога культур. Это позволит выстроить образ. В 11-м классе сосредоточиться на ХХ веке, становлении глобального мира, современных проблемах, месте России в современном мире. И опять же не последовательно хронологически: не от революции до перестройки. Мозаика тем, позволяющая выстроить образ.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 12:06) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, о чем говорится в этом тезисе? О том ли, что содержание курса должно быть основано на пропаганде? Конечно, нет, поскольку речь идет о формировании представления у ученика об информационной политике и пропаганде как способах (замечу сразу, не говорится о них как хороших или плохих) формирования образа России.


О существовании феномена пропаганды учащиеся вполне могут быть проинформированы в рамках курсов истории и обществозанния. Здесь же речь идёт об отдельном курсе, в основу которого положены методы пропаганды. В этом - даже формальное его отличие от прочих обществоведчесикх курсов, которые в основе своей базируются на базовую науку.

Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 12:06) <{POST_SNAPBACK}>
. В 10-м классе основное внимание уделяется рассмотрению истории России в контексте мировой истории по основным линиям развития: формирование территории, географического пространства; становление государственности (роль государства в русской истории); становление и развитие многонационального и поликонфессионального народа; динамика общественного развития, демократические институты, тенденции, эластичность, подвижность общества, включая народные движения и революции; конечно, отдельно культура в контексте диалога культур. Это позволит выстроить образ. В 11-м классе сосредоточиться на ХХ веке, становлении глобального мира, современных проблемах, месте России в современном мире. И опять же не последовательно хронологически: не от революции до перестройки. Мозаика тем, позволяющая выстроить образ.


Ну так это предложение, по сути дела, полностью повторяет концепцию Второго концентра изучения истории в старшей школе.

Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 12:06) <{POST_SNAPBACK}>
То есть учащиеся должны понимать, что существует такая деятельность как информационная политика и пропаганда и ее результатом является искаженный образ России или мифологизированный, пропагандистский образ России, которому необходимо противопоставить научно аргументированные представления о прошлом и настоящем России.


Опять же: если бы целеполагание было именно таким, то никакой надобности в отдельном курсе не возникло. Ибо противоставлять мифам о россии правду о России можно (и только так и можно!) в рамках курса истории России.
А вот для того ,чтобы формировать мифолагизированный, пропагандистский позитивный образ России (как бы в ответ на формирование негативного её образа аналогичными же методами) как раз и нужне тот курс, концепция которого была приведена в начале этой темы.
Я ещё раз, пользуясь случаем, предлагаю всем интересующимся прочитать книгу в.Мединского "Война": она являет собой великолепный образчик именно подобного, пропагандистского подхода к формированию позитивного образа России.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 21:06) <{POST_SNAPBACK}>
" сформированность представлений об особенностях современного глобального общества; информационной политике и пропаганде как способе создания образа исторической и современной России в мире"

... И я понимаю, что значительная часть учителей будет против, поскольку они давно свыклись с ролью агитаторов-пропагандистов, а здесь им предлагают критический анализ информационной политики и пропаганды.


Нет, Владимир Владимирович. учителя - "агитаторы-пропагандисты" как раз будут "за", ибо для них это дело привычное.
А вот те, кому эта роль как раз не по нраву. будут против... До тех пор, пока они не увидят в учебнике КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ информационной политики и пропаганды. А ОН ТАМ БУДЕТ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
В. К. ( Пользователь )
Критический анализ будет не в учебнике, а на уроке и во внеурочное время. Содержание любого учебника можно и нужно корректировать, и это вполне могут сделать как учитель, так и учащиеся в реальной учебной практике, вступая с авторами в полемику по тем или иным вопросам. А для того, чтобы эту полемику организовать, в основе учебника должна лежать современная дидактическая концепция , в соответствии с которой системообразующим элементом учебника являются познавательные проблемы или задачи, которые можно использовать и как средство организации процесса образования на всех его этапах, и как своеобразный систематизатор его содержания, и как эффективный мотиватор учения (развития познава-тельного интереса), и как интегратор, обеспечивающий межпредметный и междисциплинарный перенос и, наконец, как критерий и показатель эффективности и результативности обучения.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 11:06) <{POST_SNAPBACK}>
Но это не по существу дела.
Теперь о курсе. На мой взгляд,
1. новый курс не должен быть простым сокращением на основе выделения ключевых событий традиционного фундаментального курса отечественной и мировой истории, то есть он должен быть выстроен концептуально иначе, не от периода к периоду в хронологической последовательности.
2. это должен быть проблемный курс, то есть его основу должны составить фундаментальные проблемы, через анализ которых учащийся сформирует свое представление о России.
Поэтому я бы выстроил ее следующим образом. В 10-м классе основное внимание уделяется рассмотрению истории России в контексте мировой истории по основным линиям развития: формирование территории, географического пространства; становление государственности (роль государства в русской истории); становление и развитие многонационального и поликонфессионального народа; динамика общественного развития, демократические институты, тенденции, эластичность, подвижность общества, включая народные движения и революции; конечно, отдельно культура в контексте диалога культур. Это позволит выстроить образ. В 11-м классе сосредоточиться на ХХ веке, становлении глобального мира, современных проблемах, месте России в современном мире. И опять же не последовательно хронологически: не от революции до перестройки. Мозаика тем, позволяющая выстроить образ.

Спасибо, Владимир! Записал.
Вопрос. Как бы нам избежать следующего:
1)не дублировать курс истории страшей школы, который, по сути своей, должен быть проблемным
2)ориентироваться все же на несформерованное историческое мышление и быть понятным школьнику 10-11 класса.
3)брать классические периоды истории России в контексте мировых или тянуть линию по сферам деятельности?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 26.02.2011, 11:17) <{POST_SNAPBACK}>
О существовании феномена пропаганды учащиеся вполне могут быть проинформированы в рамках курсов истории и обществозанния. Здесь же речь идёт об отдельном курсе, в основу которого положены методы пропаганды. В этом - даже формальное его отличие от прочих обществоведчесикх курсов, которые в основе своей базируются на базовую науку.

Валерий Борисович! Отвлекитесь от пропаганды и создания позитивного образа России.
Ваш вариант!!! Вот это прошу.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 26.02.2011, 11:44) <{POST_SNAPBACK}>
Нет, Владимир Владимирович. учителя - "агитаторы-пропагандисты" как раз будут "за", ибо для них это дело привычное.
А вот те, кому эта роль как раз не по нраву. будут против... До тех пор, пока они не увидят в учебнике КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ информационной политики и пропаганды. А ОН ТАМ БУДЕТ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Вы считаете именно это нужно в учебнике 10-11 класса?
Нравится не нравится... Отвлекитесь. Говорим о том, как сделать "правильно".
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 11:52) <{POST_SNAPBACK}>
...как своеобразный систематизатор его содержания, и как эффективный мотиватор учения (развития познава-тельного интереса), и как интегратор, обеспечивающий межпредметный и междисциплинарный перенос и, наконец, как критерий и показатель эффективности и результативности обучения.

Вот это взял на заметку.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 26.02.2011, 21:52) <{POST_SNAPBACK}>
... вступая с авторами в полемику по тем или иным вопросам. А для того, чтобы эту полемику организовать, в основе учебника должна лежать современная дидактическая концепция , в соответствии с которой системообразующим элементом учебника являются познавательные проблемы или задачи, которые можно использовать и как средство организации процесса образования на всех его этапах, и как своеобразный систематизатор его содержания, и как эффективный мотиватор учения (развития познава-тельного интереса), и как интегратор, обеспечивающий межпредметный и междисциплинарный перенос и, наконец, как критерий и показатель эффективности и результативности обучения.


Без излишней теоретизации и наукообразия любой человек прикинет, чтО в учебнике должно быть, чтобы ученики МОГЛИ ВСТУПАТЬ В ПОЛЕМИКУ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВОПРОСАМ. И я опять спрашиваю, всё это там будет? Честно говоря. у меня нет уверенности.
В. К. ( Пользователь )
Цитата (Андрей Лукутин, 26.02.2011, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Владимир! Записал.
Вопрос. Как бы нам избежать следующего:
1)не дублировать курс истории страшей школы, который, по сути своей, должен быть проблемным
2)ориентироваться все же на несформерованное историческое мышление и быть понятным школьнику 10-11 класса.
3)брать классические периоды истории России в контексте мировых или тянуть линию по сферам деятельности?


1) проблемность бывает разной. Уровень обобщения тоже бывает разный. Наконец, проблемность должна лежать в основе всего учебного процесса в старшей школе.
3) поэтому классические периоды - это в курсе Истории (базовый или профильный) и на национальное тестирование, а Россия и мир - это линии по сферам, но лучше по проблемам, например, как, в связи с чем, каким образом сложилось религиозное или конфессиональное многообразие в России? И взаимосвязь проблем, переклички проблем: огромная территория и сильное государство и др.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+