Личный кабинет

Как научиться писать без ошибок словарные слова русского языка?

Ассоциативные тесты, методики запоминания, правописание словарных слов
АМИ . ( Пользователь )
Цитата (Марина Иванова, 30.10.2011, 12:59) <{POST_SNAPBACK}>


Good, Марина, велки сенк.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Да, присоединяюсь к предыдущему оратору.
Татьяна Мазыкина ( Пользователь )
Цитата (Юрий Гудель, 20.02.2011, 01:52) <{POST_SNAPBACK}>
Активный словарь среднестатистического выпускника школы содержит не менее 3000 словарных слов, эрудированного - не менее 4000. И это без учета однокоренных слов!

Проблема правописания заключается в том, что запоминание словарных слов не поддается логике. Словарные слова можно сравнить с телефонными номерами. Если часто набирать один и тот же номер - он в конце концов сохранится в долгосрочной памяти. Но опять же - не навечно!

Самое интересное - не поможет многократное повторение и переписывание словарного слова вместе со всеми его однокренными собратьями. Пройдет три месяца - и вероятность правильного написания снова будет равна 50%.

К счастью, мозг устроен так, что поступающая в него информация может связываться с другой информацией многочисленными связями. Психологи называют их ассоциативными связями.

Придумывая запоминалку, нужно придерживаться двух простых правил. Буквы-подсказки в сопровождающих словах должны быть в сильной позиции. Запоминалки должны быть короткими и, по возможности, образными.


агроном нА пОле АгрОном

аромат АрОмат - зАпах духОв

баскетбол бАскЕтбол - игрА на мЕткость

вариант вАрИант задАчИ

Нами проделана уже достаточно большая работа. Пока мы отобрали 4500 словарных слов и распределили их по 9 комплектам. В каждом комплекте ровно по 500 словарных слов.

И самое главное, мы предлагаем возможность всем в свободном доступе не просто пройти тесты на словарные слова, а предлагаем обучающую систему (Effor.ru) по запоминанию словарных слов.

Особую ценность составляет то, что после прохождения теста система показывает Ваши результаты, и сохраняет их (нужно зарегистрироваться). Так что, при очередном прохождении курса по правописанию словарных видно, что пройдено и как усвоены знания.

По этой ссылке можно перейти в общий раздел курсов, выбрать курс «Русский язык», и в нем выбрать, например, «Словарная лексика. Часть 1. Итоговая работа. Тренинг». http://effor.ru/courses.php

Успешной работы!

Спасибо, за предоставленный материал. Тема очень важная. К сожалению, это одна из распространенныхошибок в ЕГЭ
Зиля Ганиева ( Пользователь )
Я работаю в школе 12 год. Преподаю русский язык в башкирской школе. Как я учу правильно писать? Стараюсь с 5 класса научить детей работать со словарями, почти в начале каждого урока пишем словарный диктант... Работаю как все.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
А вот это, напротив, полная профанация. (№73)

Примеры не отвечают предъявленным требованиям (буквы должны быть в сильной позиции):

нА поле - слабая;
задачИ - слабая;

но, главное - повторюсь, проще запомнить слова, даже механически, чем "запоминалки".
Валентина Грибцова ( Пользователь )
Цитата (Зиля Ганиева, 03.11.2011, 07:56) <{POST_SNAPBACK}>
Я работаю в школе 12 год. Преподаю русский язык в башкирской школе. Как я учу правильно писать? Стараюсь с 5 класса научить детей работать со словарями, почти в начале каждого урока пишем словарный диктант... Работаю как все.



Здравствуйте! Полностью с Вами согласна по поводу систематического проведения контрольных срезов, это даст валидные данные об уровне знаний. Мой педагогический стаж уже более 30 лет, за столь долгое время работы можно сделать выводы для подбора методического материала при ведении уроков, и Вами было верно подмечено, что словарь является неотъемлемой частью самостоятельной словарной работы. При подготовке к контрольным и проверочным работам я советую детям воспользоваться электронными словарями, которые широко распространены для свободного доступа в сети интернет.


В качестве примера предлагаю ознакомиться с одним из словарей www.slovoed.ru
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Валентина Грибцова, 03.11.2011, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
Вами было верно подмечено, что словарь является неотъемлемой частью самостоятельной словарной работы.


Необычайно ве'но!
Ирина Яценко ( Пользователь )
Отважусь добавить мнение дилетанта и "страдальца"

По русскому языку меня в школе вытягивали - медаль хотели дать, а девочка была ой какая безграмотная. При этом читала я лет с четырех-пяти, и много читала (без книжки в школу не ходила, чтобы на переменке можно было почитать). Не помогало и все тут. Сочинения - стандартная оценка: 5/3 (3 - за грамотность). Встречала и других людей, которые читают много, но абсолютно грамотными от этого не становятся. Чтение помогает, но это не панацея. Думаю, зависит от того, как мозги у конкретного человека устроены - я не имею в виду умный-глупый, может, разные виды памяти более развиты...

А потом уже в очень сознательном возрасте пришлось учить английский, где каждое слово - словарное. И оказалось, все не так плохо. На рабочие темы сейчас пишу не хуже, чем носители языка. Проверка орфографии при печати помогает запоминать слова: раз посмотришь на него, как правильно, два посмотришь, а не третий обойдешься уже и без красных "червячков" самостоятельно. А если и напишешь с ошибкой - коллеги подтрунят немного, что ж такого? У меня и с русским лучше стало. По-моему, школа меня так затюкала правилами и оценками, что писать "как душе хочется" уже не получалось, хоть во многих случаях было бы правильно.

Я думаю, любые игры со словами способствуют улучшению грамотности. Причем, чем меньше упора делается на том, что "сейчас, дети, мы выучим, как правильно писать такое-то слово", тем вернее будет успех. Таким образом, я "за" :
- визуальные ассоциации и сказки про слова, даже не имеющие отношения к происхождению данного конкретного слова
- словосочетания с ударными буквами, можно смешные или рифмованные. Главное, не зацикливаться на том, что какая-то конкретная ассоциация - "правильная". Если ребенку надо напрягаться, чтобы вспомнить ассоциацию, значит она не сработала. На полку ее, и играть со словами дальше.
- изучение этимологии слова (сравнение с иностранными словами, если ребенок знает другой язык)
- словообразование и словотворчество, чтобы слова запоминались гнездами (при этом не важно, найдется ли проверочное слово для проблемной безударной гласной, или нет - может оказаться, что хоть и безударная, но все равно запомнилась)
- составление анаграмм, и новых слов из букв данного слова, Эрудит, и т.д.

При этом быть готовым к тому, что некоторые дети/взрослые все равно будут делать ошибки. Не дано им, и все тут. Вот некоторым не дано логическое мышление. Мне в молодости казалось - бред, если правильно учить, то логично рассуждать сможет любой человек. Сейчас я уже в этом далеко не так уверена. И детей учила разных (как мне казалось, правильно учила), и с очень талантливыми коллегами работала, которые при этом думают как-то иначе чем я. А вот некоторым не дано цветное зрение - это уж точно медицинский факт.

P.S. Не уверена, правильно ли написала все "не" с причастиями и прилагательными - ну почему бы не договориться и не писать их всегда раздельно, как с глаголами? :)
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Вот это дилетант! Побольше бы таких дилетантов!
Спасибо, Ирина, как дилетант Вам говорю!

Ещё раз, не могу удержаться: "любые игры со словами способствуют улучшению грамотности".

Ирина, я Вас люблю.
Ирина Яценко ( Пользователь )
А раз так, то я расхрабрюсь и еще скажу :)

Мне кажется, Алексей Михайлович про это тоже писал, но я попробую своими словами еще раз сформулировать. На мой взгляд, в российской школе огромное внимание уделяется грамотности как таковой: орфографии, пунктуации и всяким разным грамматическим классификациям. При этом за деревьями теряется лес - ведь грамотно писать нам надо зачем-то, а не просто так.

Например, у моей дочери в американской школе нет и не было отдельно уроков языка и литературы (она сейчас в восьмом классе). Есть один час каждый день, называется "Language Arts". Обсуждают книги, устраивают дискуссии, дебаты и презентации. Пишут эссе, рецензии, сказки, сочинения, письма родителям, объявления, деловые письма, стихи, инструкции, ответы на вопросы по читаемому произведению, исторические исследования, и т.д. Пишут в количествах, каких мне в школе и не снилось, а началось это классе в третьем (дети здесь идут в первый класс в шесть лет).

БОльшую часть работ печатают на компьютере. Наличие проверки орфографии в софте учителей нисколько не смущает, и, я думаю, так и надо. Ребенок пытается использовать какое-то слово и, допустим, пишет его неправильно - ему сразу же обеспечена обратная связь, чем не учебный процесс? Причем работа ведется именно над теми словами, которые ребенку сейчас нужны для выражения своей мысли, поэтому запоминаются они прекрасно, самим фактом того, что эти слова становятся частью активной лексики ребенка, а не абстрактным набором букв в рамочке из учебника. Оценки за письменные работы включают и оценку грамотности тоже. Но при этом можно сделать пару ошибок и все равно получить "5".

Есть и некоторое количество (сравнительно немного) "словарной" работы. Выдается список слов, которые детям надо самим найти в словаре, придумать с ними предложения, найти синонимы. Могут быть какие-нибудь еще задания, а потом словарный диктант. Мое чадо регулярно получает на таких диктантах "3". Через месяц помнит значения слов, но правильное написание улетучивается. А что делать, если эти слова так и не стали часть активного словарного запаса?

Конечно, для местного эквивалента ЕГЭ нужно уметь правильно писать определенный набор слов (в основном, с латинскими и греческими корнями). К экзамену приходится детей натаскивать, но как явление краткосрочное, оно не омрачает всех двенадцати лет обучения в школе и не сказывается на детях отрицательно :)

P.S. От своего предыдущего комментария я нисколько не отказываюсь. Перечисленные там способы помогают "активизировать" слова и, следовательно, запомнить. Необходимость производить письменный текст - это просто еще один способ.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+