Личный кабинет

Эфективное обучение и развитие

Концептуальные подходы по разработке специализированного программного обучения образовательного назначения
Лилия Кузнецова ( Пользователь )
Понятие - совсем другая, сложная конструкция. В понятии свернуто сложное знание об объекте. И очень не простай процесс - формирование понятий. В учебном процессе учителя (и не только) понятие отождествляют с определением.
Если же понятие отождествлять с признаками, то ничему не научим.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (alex sergeev, 23.03.2011, 01:55) <{POST_SNAPBACK}>
Интересно, приходила ли кому идея написать книгу о высказываниях форума? Бестселлер получился бы!


А отеройте и заведите такую тему. Интересно же... Я пробовал... Может у Вас лучше получится...
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Юрий Петрович, 04.05.2011, 15:57) <{POST_SNAPBACK}>
...чтобы убедиться - формальная логика к математике имеет не большее отношение, чем к литературе, биологии или истории.

С чем я безусловно соглашусь: в биологии или языкознании действительно та же самая формальная логика. Она ОДНА И ТА ЖЕ -- всюду.
К какой "науке" её относить? К самостоятельной отдельной науке? Да это смотря как договориться классифицировать.
Ту неподалёку А.Захаров в своих тренажёрах относит к "логике", к примеру, нечто, относящееся... к чему, не знаю? К риторике? К психологии общения?
Например, в его тестах я сначала не понял -- чем "вводный вопрос" отличается от "контактного вопроса"? (Потом осознал смысл терминов). И он ЭТОТ момент почему-то относит к "логическим"! Меж тем, как приёмы построения общения с аудиторией или собеседником и договорённости об используемых тут терминах -- к логике имеют отношение никакое.
Цитата
Лиственница - это название (имя предмета) конкретного вида деревьев. Лиственное, хвойное, плодовое - свойства (содержание предмета).

А содержание и свойства -- тождественные понятия?
А в какой иерархии -- "лиственница" выступает как частное или как общее?

Если речь идёт об индивидуальном дереве, растущем около окна, то определение "лиственница" относит его к некоей совокупности деревьев с определёнными свойствами. Это -- "содержание"?

Если же "лиственница" понимается как индивидуальный вид среди всего множества видов "хвойных" -- то содержанием становится "хвойное".

Если же речь вообще идёт обо всех деревьях -- то качеством становится "дерево", а "хвойное" (вопреки Вашей раскладке) -- имя КОНКРЕТНОГО отдела растительного царства.

Тем самым, не указывая иерархии -- Вы употребляете термины по своему произволу. И учащийся тогда должен знать не ЛОГИКУ, а что под чем имет в виду лично Юрий Петрович.

Цитата
Для подавляющего большинства людей со словом градусник первая ассоциация - это то, чем он меряет температуру, в 99,99% - штука с ртутью.

А уличный градусник за окошком (спиртовой)?
И вообще -- тут исследование "у кого какие ассоциации"? Или логика? И если человек имеет не такие ассоциации, как у Вас (не знаю, сколько таких количественно) -- то он даёт "неправильный" ответ? Не знает логику?
Цитата
И вообще, курс носит легкий, игровой характер. Иначе формальная логика - СКУЧНА!

Во что -- игра? В знание того "что под каким словами подразумевает Юрий Петрович"?
Вот , к примеру, другой тест.

http://www.txtblog.ru/blog/1146687292
Юрий Гудель ( Пользователь )
Цитата (воронн, 06.05.2011, 14:16) <{POST_SNAPBACK}>
.....


Владислав Владимирович!
Хотел бы отметить, что проект Effor.ru развивается творческим коллективом педагогов. На вышеупомянутом сайте есть масса статей, идей и различных точек зрения на образование. Поэтому, Ваша позиция и интерпретация тестов это и есть процесс нахождения истины... И формальная логика занимает, на мой взгляд, одну из лидирующих позиций по определении ее места в образовании. Об этом говорят не многочисленные, но все таки реальные ответы в этой и др. темах форума.
Хотел бы так же отметить, что педагог который разрабатывал выше обсуждаемый Вами тест имеет свою точку зрения, выраженную именно таким образом. Если же Вы готовы разработать и предоставить учебный тест по данной (или другой) тематике, то надеюсь что он займет достойное место в нашем проекте и возможно будет также обсуждаем в той или иной плоскости понимания...
С уважением.
Юрий Гудель ( Пользователь )
Попробуем возобновить тему.

Вот такое интересное мнение на вопрос "Можно ли превратить домашний компьютер в эффективный инструмент?"

Сегодня компьютер (в широком смысле, как совокупность информационно-коммуникационных технологий) стал для людей:
системным источником информации;
системным средством общения.

Системным в том смысле, что компьютером для вышеуказанных целей пользуются постоянно и при этом гарантировано достигается значимый результат.

Постоянным и значимым источником информации сделали компьютер поисковые машины и портальные технологии. Постоянным и значимым средством общения сделали компьютер, электронная почта и социальные сети.

Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения? Сложный вопрос с неоднозначным ответом. Поэтому уточним его. Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения школьника? Наверное, большинство современных родителей однозначно и уверенно ответят: нет!

Более того, у многих родителей образовался настоящий комплекс в отношении домашнего компьютера для своего чада. Не покупать – вроде как неправильно, XXI век на дворе. Покупаешь – и получаешь постоянную головную боль в виде борьбы с чрезмерным погружением ребенка в мир компьютерных игр и социальных сетей.

Про компьютерные игры, социальные сети и их влияние на неокрепшие умы наших детей написано много. Далеко не всегда это влияние отрицательное, но дискуссия на эту тему не является предметом данной статьи. Нас интересует ответ на вопрос, сформулированный выше.

По-другому его можно сформулировать так. Способен ли компьютер настолько повысить результативность процесса обучения, чтобы его стоило использовать на постоянной основе? Или так. Может ли компьютер существенно сократить временные затраты школьника при гарантированном достижении заданного результата? На оба вопроса отвечаю "да" и попробую это обосновать.

Сначала четко определим, на каком этапе обучения стоит подключать компьютер. На мой взгляд, это этап закрепления пройденного учебного материала. Во-первых, закрепление пройденного материала чаще всего проводится в форме самостоятельной работы. А компьютер – это в первую очередь инструмент самостоятельной работы. Во-вторых, именно на данном этапе можно по максимуму задействовать уникальные возможности компьютера.

Опишем идеальную модель закрепления учебного материала, а также незаменимую роль компьютера на этом этапе.

Закреплять стоит тот учебный материал, который усвоен плохо. Конечно, приятно делать задачки по математике, которые решаются легко и без проблем. Но результат от этого – практически нулевой. Лучше это время потратить на решение задач, с которыми возникают проблемы. То есть перед закреплением нужно выявить пробелы в знаниях школьника. Так, по сути, работает хороший репетитор, когда занимается с одним ребенком. Так в принципе не может работать школьный учитель, перед которым на уроке сидит двадцать человек. Но пробелы в знаниях легко может вычислить и запомнить компьютер. А потом предложить индивидуально адаптированную программу их устранения.

Для реального закрепления учебного материала нужно выполнить достаточное количество тренировочных действий. Простой пример. Придумайте и попробуйте запомнить телефонный номер, повторив его пять раз. Вроде запомнили. Потом переключитесь на другую информацию минуты на три. Например, прочитайте заголовки новостей на TUT.BY. Теперь попытайтесь вспомнить телефонный номер. С вероятностью 90% у Вас это не получится. Так же и наши дети. Для них новые знания – это телефонные номера, на запоминание которых далеко не всегда отводится нужное время. Правильно организованный компьютерный тренинг способен решить эту задачу.

Очень часто важно не только правильное решение, но и скорость, с которой оно получено. Наиболее яркий пример – это устный счет. Во втором классе наших детей научили складывать двузначные числа столбиком на бумаге. Потом они перенесли эту схему в устные вычисления. Подавляющее большинство выпускников начальной школы и учащихся средних классов на вопрос "Сколько будет 39 прибавить 47?" закатят глаза, мысленно представят себя запись примера столбиком и за 7-10 секунд выдадут правильный ответ. Третьеклассник, который с помощью компьютерного тренинга за 2-3 часа овладел рациональными навыками устного счета, выполнит этот пример за 3 секунды. А поставить школьника в жесткие временные рамки при выполнении учебных заданий способен только компьютер. Тут даже репетиторы не помогут.

В заключение хочется отметить, что в первую очередь закрепление учебного материала нужно проводить на самом значимом учебном материале. Многие знают классическую формулировку закона Парето (правила 80 на 20): "80% результата достигается за счет 20% усилий, а 80% усилий дают лишь 20% результата". Существует множество формулировок этого закона для разных ситуаций. Вот еще одна, применимая к теме статьи: "20% учебного материала применяется в 80% ситуаций, а 80% учебного материала – лишь в 20% ситуаций". Это правило стараются по мере возможности учитывать хорошие учителя. Но сама схема построения школьных учебных программ не позволяет это делать в полном объеме. Закон Парето неявно учитывают репетиторы. Этот закон безусловно должен соблюдаться при проектировании содержания компьютерного тренинга.
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Юрий Петрович, 19.01.2012, 14:30) <{POST_SNAPBACK}>
Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения? Сложный вопрос с неоднозначным ответом. Поэтому уточним его. Является ли сегодня компьютер инструментом обучения и самообучения школьника? Наверное, большинство современных родителей однозначно и уверенно ответят: нет!

Для меня комп (точнее, ресурсы Интернета) - поразительная по своим возможностям среда самообучения, которой я не устаю удивляться уже несколько лет. Это самообучение носит как сознательный характер, так и непроизвольный. Школьник в этом смысле тоже самообучается, почему бы нет, я же вижу, что это так. Другое дело, что в круг интересов ребенка и подростка школьные предметы как правило не входят. Ведь многих взрослых ведь это тоже не не интересует. И почему ребенку это должно быть интересно? С какой стати?

Поэтому надо различать совершено две разные ипостаси: добровольная, исходящая от самого индивида, потребность в данной области знаний и немотивированное, навязанное обучение. В первом случае комп существенно увеличивает и без того немаленькую эффективность . Во-втором -- что в лоб, что по лбу -- никакого заметного сдвига что-то не видно.
Серж Андреев ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 19.01.2012, 21:55) <{POST_SNAPBACK}>
В первом случае комп существенно увеличивает и без того немаленькую эффективность . Во-втором -- что в лоб, что по лбу -- никакого заметного сдвига что-то не видно.


Абсолютно точно!
alex sergeev ( Пользователь )
Цитата (Павел Широков, 19.01.2012, 20:55) <{POST_SNAPBACK}>
....
Поэтому надо различать совершено две разные ипостаси: добровольная, исходящая от самого индивида, потребность в данной области знаний и немотивированное, навязанное обучение. В первом случае комп существенно увеличивает и без того немаленькую эффективность . Во-втором -- что в лоб, что по лбу -- никакого заметного сдвига что-то не видно.


эффективность чего? и как вы это оценивали?
Юрий Гудель ( Пользователь )
Думаю, что статью "Можно ли превратить домашний компьютер в эффективный инструмент?" можно было бы дополнить и такими вопросами:

Домашний компьютер - зло или благо?
......
Бесполезная игрушка, развращающая человека, или инструмент для подготовки к жизни в информационном обществе?
......
Бич современности, доступ к которому нужно максимально ограничить, или пряник, которым можно успешно стимулировать ребенка выполнять свои обязанности?
.....



То ли вопросы неуместны, то ли форумчане в "отпуске"...?

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+