Личный кабинет

ПО для управления образованием

Каждый сам по себе или разумны какие-то типовые решения для округа
Андрей Калеников ( Пользователь )
Должно ли специализированного ПО для управления образованием быть много? Насколько хорошо, когда в одной школе стоит один АРМ, в другой - другая система? Если Управление образованием заставляет использовать конкретный софт, должно ли оно финансировать его закупку?

Какие виды деятельности чаще всего автоматизируются в школе: документооборот, учет кадров и контингента, составление расписания и управление заменами, тарификация, бухгалтерия и т.п.? Какой софт для этого используется?
Владимир Вострецов ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 12:44 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Должно ли специализированного ПО для управления образованием быть много? Насколько хорошо, когда в одной школе стоит один АРМ, в другой - другая система? Если Управление образованием заставляет использовать конкретный софт, должно ли оно финансировать его закупку?

Какие виды деятельности чаще всего автоматизируются в школе: документооборот, учет кадров и контингента, составление расписания и управление заменами, тарификация, бухгалтерия и т.п.? Какой софт для этого используется?


Я лично думаю что нет необходимости использовать большое количество программного обеспечения.
Нужно для начала определиться: какие задачи будут решаться. Объеденить их в комплексы, ну а затем уже пдбирать софт. Да и ждать, что кто то что-то купит я думаю не надо.

Например учет кадров и бухгалтерию можно объеденить в одно целое, благо есть много достойного софта для этой работы. Ну и так далее.
Татьяна Власенко ( Пользователь )
На мой взгляд, школа должна сама определять софт, который будет использоваться в управлении, исходя из своих целей и задач. Если не стоит задача обработки данных на более высоком уровне, то теоретически все равно, какая школа какими программными средствами пользуется. Другое дело, что Управление образования или другие компетентные организации могут делать (и хотелось бы, чтобы и делали :)) экспертную оценку имеющихся на рынке программных средств.
Виктор Похилько ( Пользователь )
(Вострецов @ Sep 30 2005, 10:10 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Я думаю, что специализированного программного обеспечения должно быть в достаточном количестве.
Очень даже плохо, то что приходится собирать компьютерные классы и рабочие места учителя из разных составляющих часто вступающих в конфликт с друг другом. А происходит это из-за отсутствия финансирования информатизации образовательного процесса. Конечно, было бы неплохо, если бы Управление образованием определило бы конкретный софт для образовательных учреждений по следующим видам деятельности: документооборот, учет кадров и контингента, составления расписания, тарификации, бухгалтерии – и профинансировало его закупку.
Виктор Любезный ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 12:44 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Должно ли специализированного ПО для управления образованием быть много? Насколько хорошо, когда в одной школе стоит один АРМ, в другой - другая система? Если Управление образованием заставляет использовать конкретный софт, должно ли оно финансировать его закупку?

Какие виды деятельности чаще всего автоматизируются в школе: документооборот, учет кадров и контингента, составление расписания и управление заменами, тарификация, бухгалтерия и т.п.? Какой софт для этого используется?


Действительно специализированного ПО много не бывает - есть много универсальных комплексов, "заточенных" под среднестатистические ОУ и обладающих различными возможностями настройки под конкретную окружающую среду. И, насколько в двух школах отличаются порядки (обычаи делового оборота, документооборот и т. д.), настолько разным может быть и ПО. Соответственно, насколько конкретная система сможет подстроиться под нужды конкретного ОУ, настолько велик шанс её успешного внедрения в данном ОУ. Также практикуется внедрение разных систем на различных участках учебного процесса. Так, для составления расписания мы используем одну систему стороннего разработчика, в бухгалтерии - другую, для печати академических справок и приложений к дипломам разработали ПО самостоятельно, хотя могли, в принципе, использовать и другие системы (процесс более или менее однозначен), а для автоматизации участка приёмной комиссии стороннего ПО, подходящего под наши правила приёма (они не противоречат закону, но имеют некоторые особенности), найти не смогли - пришлось также писать самостоятельно.
Если органы управления образованием заставляют использовать конкретный софт (мы это уже проходили), то оно должно, по идее, финансировать не только закупку данного софта, но и техники, на которой это ПО будет работать. А то может получиться так, что орган управления закупит ПО под P4 с WinXP, а в школе 486 и Win95, да ещё и пиратский.
У нас в Москве Департамент образования пытается наладить централизованную базу по контингенту учащихся с помощью проекта "Всеобуч", однако получается это у него, мягко говоря, аляповато (охотникам за подробностями добро пожаловать на официальные форумы техподдержки по ссылке http://www.educom.ru/ru/projects/software/.../list.php?FID=6 ).
А так наиболее часто, наверное, встречается автоматизация бухучёта (разумеется, там, где бухгалтерия есть). Где-то сотрудники ведут базу по контингенту учащихся и кадров, реже, наверное, используется ПО для составления расписания и прочих нужд.
Андрей Калеников ( Пользователь )
Давайте для начала бухгалтерию отставим в сторону. Например, в Москве большинство образовательных учреждений "пользуются услугами" централизованных бухгалтерий и информатизация этой темы явно не их головная боль.

Остается документооборот, кадры и контингент, расписание уроков. Естественно, "самодеятельность" школы ограничивается тем, что "наверх" подаются разные отчеты и базы...

"Всеобуч" - это хорошо, Но меня собственно и смущает, что одну программку предлагают для одного, другую - для другого... В Ресурсных центрах ваяют разного рода "софтины" под локальные задачи...

А я сторонник комплексных решений. Информатизация, по существу, должна была упростить, минимизировать работу в этой области. Но как-то не ощущается упрощения...

Может, кто-то расскажет про свои решения, когда действительно получилось упрощение?..
Виктор Любезный ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте для начала бухгалтерию отставим в сторону. Например, в Москве большинство образовательных учреждений "пользуются услугами" централизованных бухгалтерий и информатизация этой темы явно не их головная боль.


Согласен, хорошо.

(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Остается документооборот, кадры и контингент, расписание уроков. Естественно, "самодеятельность" школы ограничивается тем, что "наверх" подаются разные отчеты и базы...


В школе - может быть, хотя всё зависит от директора. А нам, "профессиональникам", приходится ещё и самостоятельно думать, например, как привлечь побольше народу, особенно на специальности и профессии, не особо пользующиеся популярностью, дабы обеспечить набор. И мы проводили всевозможные исследования по профориентации, используя результаты самостоятельно при планировании наших мероприятий.

(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
"Всеобуч" - это хорошо,


Я этого не говорил. Кому-то "наверху", может, конечно, и хорошо, а для нас это только лишняя трата времени и нервов.

(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Но меня собственно и смущает, что одну программку предлагают для одного, другую - для другого... В Ресурсных центрах ваяют разного рода "софтины" под локальные задачи...


А чего тут смущаться? Задачи-то не всегда типовые, а ждать, пока дядя из большой конторы-разработчика универсального комплексного ПО сделает и привезёт новую версию с реализованной новой функцией (если он ещё захочет это делать, что сомнительно для разовых нетипичных задач), времени нет.

(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
А я сторонник комплексных решений. Информатизация, по существу, должна была упростить, минимизировать работу в этой области. Но как-то не ощущается упрощения...


Это зависит от того, как конкретный сотрудник на конкретном рабочем месте представляет себе упрощение своей работы с помощью компьютера. Если сотрудник, имеющий на своём рабочем месте компьютер, хорошо понимает, что данные, с которыми этот сотрудник работает, можно перевести в электронную форму, а стоящий рядом большой программируемый калькулятор с памятью может с этими данными быстро и безошибочно делать те операции, которые сотрудник делает вручную, тратя на это время и нервы, то нетрудно определить и направления автоматизации и информатизации работы на данном месте. Но у нас на всё учебное заведение (штат в несколько сотен сотрудников), дай Бог, 7-8 человек, которые на должном уровне представляют себе то, как компьютер может облегчить им работу, и могут корректно сформулировать задачи на автоматизацию. Несколько из этих сотрудников сами владеют программированием и делают себе ПО, а с остальными, как программист, работаю я. Для остальных же сотрудников (уборщицы и другой младший обслуживающий персонал не в счёт) компьютер на рабочем месте - это только пишущая машинка с памятью и возможностью что-то несложное посчитать. Более того, у некоторых сотрудников я "спинным мозгом" ощущаю, что компьютер они используют только по воле начальства, которому нужны красивые бумажки. Быть может, эту проблему можно снять повышением квалификации сотрудника, однако я не видел ещё ни одного курса повышения квалификации, не сводящегося к обучению просто нажимать на клавиши и использовать конкретное(в большинстве случаев универсальное) ПО, а рассказывающего, на решение каких задач компьютер можно запрограммировать если не самостоятельно, то с привлечением сторонних людей, и обучающего формулировать задания для программистов.

(Aron @ Sep 30 2005, 10:49 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Может, кто-то расскажет про свои решения, когда действительно получилось упрощение?..


Комплексного решения у нас пока что нет, но на отдельных управленческих участках удалось определить направления использования ИКТ, а кое-где - и добиться реального упрощения работы (упрощение я оцениваю с позиции экономии рабочего времени сотрудников и появления новых возможностей в работе). Так, мы уже больше 5 лет используем средства автоматизации работы в приёмной комиссии. Это позволило нам не только вести базу по контингенту приёма, но и оперативно готовить информацию к зачислению и анализировать конкурсную обстановку и перспективы предстоящего зачисления (доберём мы сейчас контингент или нет). Компьютер готовит информацию для анализа за 10-15 секунд, а 2 сотрудника делают ту же работу вручную за 2-4 часа, так что на ручном труде оперативный контроль обстановки, мягко говоря, непрактичен.
На подготовительных курсах мы смогли реализовать проект автоматизации учёта часов учебной работы. Даже несмотря на некоторое неудобство интерфейса программы (над упрощением мы пока что думаем), в результате появилась возможность быстрого выявления преподавательских ошибок в записи часов в журналах, а ежемесячное "снятие" часов из журналов для оплаты стало занимать на час-два меньше времени.
Из малоосвоенных направлений, на мой взгляд, перспективно направление связи между компьютерами и людьми, которые за этими компьютерами работают. Как известно, телефонизация ОУ часто ограничивается одним телефонным номером на всё учреждение, и сотрудникам приходится бегать друг к другу, уточняя простые вопросы. И это даже в тех случаях, когда на местах сотрудников стоят компьютеры, объединённые в сеть. Если оснастить компьютеры микрофонами и колонками, а также специальным ПО вроде NetMeeting (а совсем удобно будет, если поставить ещё и сервер с адресной книгой - мы так и сделали), то получается экономия рабочего времени, причём довольно существенная. У нас в заведении телефонов довольно много, и мы не сильно пользуемся этой системой, но с учётом того, что к нам присоединили 5 бывших профучилищ и лицеев здесь есть, где развернуться (главное - чтобы нам всем обеспечили постоянное подключение к Internet или хотя бы просто объединили в локалку).
Виктор Любезный ( Пользователь )
Вдогонку - ещё одна идея. Многие учебные заведения имеют свои сайты и публикуют них разнообразную информацию для своих учащихся. Это могут быть какие-то методички, расписание занятий, замены и т. д. Во всех крупных городах у многих людей есть мобильные телефоны. Почти все современные телефоны поддерживают доступ в Internet хотя бы по протоколу WAP, и, хотя экран дисплея трубки относительно мал, некоторую текстовую информацию с этого экранчика считывать уже можно. Так вот: почему бы, скажем, учебному заведению не сделать небольшую WML-страницу для мобильников, на которой можно представлять текстовую информацию, например, о расписании занятий в данном классе на текущий и завтрашний день с учётом замен? Это позволит ученику оперативно узнать, какие домашние задания надо сделать на завтра, а родителю - проверить слова ребёнка, если он, например, говорит, что первого урока у него нет, и он может выспаться.
Александр Король ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 03:44 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Должно ли специализированного ПО для управления образованием быть много? Насколько хорошо, когда в одной школе стоит один АРМ, в другой - другая система? Если Управление образованием заставляет использовать конкретный софт, должно ли оно финансировать его закупку?

Какие виды деятельности чаще всего автоматизируются в школе: документооборот, учет кадров и контингента, составление расписания и управление заменами, тарификация, бухгалтерия и т.п.? Какой софт для этого используется?


Вот бы федеральным структурам (МОН, ФАО) один раз потратить бы средства на создание типового ПО для управления образованием, включая статистику (от школы - до МОНа).
Все же не очень эффективно каждому изобретать "свой велосипед". Должна быть обеспечена совместимость и много чего другого.
Это же касается систем управления качеством для вузов.
Работники МОНа? Ау? Где вы с федеральными бюджетными деньгами на эту глобальную и нужную задачу?
Виктор Любезный ( Пользователь )
(Александр Король @ Oct 2 2005, 08:46 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Все же не очень эффективно каждому изобретать "свой велосипед". Должна быть обеспечена совместимость и много чего другого.


Мне кажется, достаточно выработать однозначные открытые стандарты обмена информацией между программными модулями на разных участках управления, чтобы разработчики сами "подгоняли" свои технологии под эти стандарты. И, если эти стандарты действительно открыть и сделать обязательными для ПО, используемого в управлении, то проблема совместимости будет снята, точнее, перенесена на разработчиков ПО.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+