Личный кабинет

БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ . БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ в ШКОЛЕ

Татьяна Афанасьева ( Пользователь )
Что относится к базовым знаниям?
Какие базовые предметы должны быть в школе?
По какому основанию они должны быть выбраны, знания и предметы?

Современному человеку именно базовые (а не профессиональные) знания нужны в первую очередь, так как на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность и постараться забыть всё специфическое и морально устаревшее, связанное с прежней профессией.
Тема звучит так: "Без каких базовых знаний ТРУДНО прожить жизнь человеку?"


Что относится к базовым знаниям?Какие базовые предметы должны быть в школе?По какому основанию они должны быть выбраны, знания и предметы?Современному человеку именно базовые (а не профессиональные) знания нужны в первую очередь, так как на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность и постараться забыть всё специфическое и морально устаревшее, связанное с прежней профессией.

Тема звучит так: "Без каких базовых знаний ТРУДНО прожить жизнь человеку?"

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ вопрос. Который требует ответа, для того, чтобы знать, что делать с нашими детьми и внуками. ИМЕННО НАМ, а не школе и государству. Чтобы определить какие БАЗОВЫЕ знания нужны. Надо определить какие БАЗОВЫЕ деятельности, присущи человеку. Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие-базовые, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд.
Здесь на первом месте стоит общение, три остальные базовые деятельности, тоже не существуют без общения.
Мы выделили БАЗОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ номер 1. ОБЩЕНИЕ
Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения.
Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Начиная с «агушечек», обращенных к грудному младенцу, и кончая обращением на «ты» к покойнику на гражданской панихиде, жизнь человека пронизана общением с другими людьми. Поэтому проблема общения стоит в центре внимания социальной психологии, будучи особо заостренной в результате все возрастающего значения средств массовых коммуникаций: прессы, радио, телевидения. Конечно, тамтам — африканский барабан, передававший вести от племени к племени, и «подзатыльник» невнимательному ученику — это тоже средства общения, как и живопись — от наскальных рисунков до улыбки Джоконды. Но высшая, наиболее человеческая форма общения — это речь с помощью слов как выражение понятий.
Сущность речевого общения заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых, видимых и осязаемых слов между передающим ее агентом, и воспринимающим ее перципиентом, которые последовательно могут меняться местами.
Речевое общение практически почти всегда включает в себя пять его видов: интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное и волюнтаристическое.

ТЕПЕРЬ ответим на вопрос: Что необходимо для общения? ОТВЕТ ЯЗЫК. ЗНАНИЕ ЯЗЫКА.
ВОТ ВАМ И 1-е БАЗОВОЕ знание без которого ТРУДНО прожить жизнь человеку. ЗНАНИЕ ЯЗЫКА.


Человек может знать слова "болт" и "гайка", но никогда их не видел и не знает их функции и устройства. Заприте его и обезьяну болтом с гайкой и подожгите сарайчик - и эти организмы будут одинаково беспомощны. А данный человек из этого мысленного эксперимента, в отличие от обезьяны может наизусть цитировать Бодлера и Кафку, Ницше и Шопенгауэра, страшно гордиться тем, что цитировать эти тексты может лишь небольшое количество людей, и по этому поводу считать себя исключительно умным - интеллектуалом. Но он сдохнет в этом сарайчике, как животное, просто потому, что не имеет знаний для жизни, а заученные им цитаты "из умных книг" никому не нужны. Мозг его, "интеллектуала", потерял способность искать самостоятельные решения. Он дебил.

Начнем издалека:

Что значит «знать что-либо»


Речь может идти о любой абсолютно информации, необязательно языке. Понятие «знание» имеет несколько составных частей:

1) Получение информации
самостоятельно
логическим путем
практическим путем
услышав некое явление (к примеру, бурление кипящей воды)
увидев некое действие (к примеру, пузырьки кипящей воды)
почувствовав что-то (что держать руки над паром горячо)

от кого-то
прочитав
услышав объяснения
увидев объяснение некоего действие
почувствовав что-то, сделанное для объясления

2) Запоминание информации, ее накопление
3) В нужный момент обращение к уже полученной информации (то есть, Вы помните, что где-то это уже видели, слышали или делали)
4) Извлечение этой уже когда-то полученной информации
5) Способность правильно применить полученную информацию именно там, где она нужна (а не там, где получилось).

Я бы объединила первые два пункта в понятие «изучение», а последние два пункта — в понятие «пользование». И добавила бы для определения «знание» еще такой фактор, как «скорость» извлечения информации — одно дело говорить или писать автоматически, задумывась только над смыслом, как носитель, и другое дело — необходимость вспоминать на ходу правила, пытась вспомнить какое же все-таки должно быть окончание у глагола –ется, -еться, или –иться, если даже, в конечном итоге, Вы сделаете правильный выбор.

«Пользование» информацией критично для понятия «знание». Если Вы что-то не можете вспомнить (как пишется русское слово, означающее «стелить, класть» в прошедшем времени (стелили, положить), и есть ли какая-то разница со словом «класть» в прошедшем времени клад)), Вы не можете сказать, что Вы это «знаете». И, наконец, если Вы все-таки через 30 секунд усилий вспомнили значение слова, но не можете грамотно записать или произнести это слово, употребить в общепринятом контексте, Вы точно также не можете сказать, что Вы его «знаете».



16.02.2011
НАВЕРНО НАДО ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ВОПРОСА УЧЕСТЬ И ЭТО.


Типы ВНД, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.

Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.

Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работ! мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возмож ность создавать научные понятия, формулировать законы.

Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являютс физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.

Физиологические основы речи. Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и ре-чеслухового анализаторов (центр Вернике).

Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций.

Вторая сигнальная система допускает неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (словом), что позволило человеку действовать разумно в условиях вероятностного событийного окружения (информационной неопределенности). Это во многом способствовало развитию способностей к интуитивному мышлению. Возникла принципиально новая форма мыслительной деятельности - построение умозаключений на основе использования многозначной (вероятностной) логики. Постоянное использование языка привело к тому, что человеческий мозг, как правило, оперирует неточными понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.


Цитата (Татьяна Афанасьева, 09.02.2011, 17:35) <{POST_SNAPBACK}>
Татьяна Афанасьева ( Пользователь )
Современному человеку именно базовые (а не профессиональные) знания нужны в первую очередь, так как на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность и постараться забыть всё специфическое и морально устаревшее, связанное с прежней профессией.
И только базовые знания (а к ним относятся, например, естественный язык, чтение, письменность) нужны будут всегда, так как именно они позволяют «перебросить мостик» от старого к новому.
«Никому и ни при каких обстоятельствах нельзя объяснить больше того, что он может освоить с помощью своего аналитического механизма». А базовые знания предназначены именно для того, чтобы сформировать этот столь необходимый для познания и обучения свой собственный аналитический механизм.
Как известно (см. книгу В.Д. Паронджанова «КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УМА»), сознание, интеллект и духовная культура человека (а, следовательно, поведение) на 99% зависит от символьной (знаковой) среды обитания, и только на 1% от предметной среды обитания. Компьютер и телевизор с выключенным экраном, а также компьютерные программы, хранящиеся на дисках являются предметами и не вызывают никаких изменений интеллекта людей. А чувственное восприятие символов (звуковой и письменной речи, визуальное, обонятельное, осязательное восприятие символьных сигналов) формирует интеллект.
Юрий Гудель ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Афанасьева, 12.03.2011, 16:23) <{POST_SNAPBACK}>
Современному человеку именно базовые (а не профессиональные) знания нужны в первую очередь, так как на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность и постараться забыть всё специфическое и морально устаревшее, связанное с прежней профессией.
.....


Нельзя с Вами не согласиться.
Вижу, как Вы в разных темах пытаетесь задать очень важный вопрос всем, а именно задуматься педагогам, чему же они учат детей? На сколько эти знания доступны детям? На сколько получаемые знания будут им полезны в жизни?

Ведь, если нет БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ, то и нет продолжения эффективному обучению и развитию человека.

Так вот, на мой взгляд, все дело в отсутствии понятия формальной логики в школе, - как научить ученика правильно мыслить? Как привить учащемуся практические умения правильно работать с информацией?

Основы конечно закладываются в детском садике, где 3-4 летних детей учат, например, отбирать предметы по определенным свойствам и т.п. А, что в школе, пройден этап начальной школы, где еще мимоходом дают некоторые элементы логики и всё. Средняя и тем более старшая ступень лишена даже элементарных правил формальной логики. Спросите сегодня об этом понятии у среднестатистического учителя, что он Вам ответит...?

Неизбежно ученики не знают элементарных вещей и раз за разом допускают одни и те же ошибки. Просто потому что природа этих ошибок им непонятна...
Татьяна Афанасьева ( Пользователь )
Юрий Петрович !
Бльшое спасибо за понимание. Вы совершенно правильно увидели направление приложения моих сил. Жаль,что вы пока один, кто думает так же как я. Надеялась конечно, что сумею очень быстро развернуть со всеми эту тему. Но, что-то получается не очень удачно.
Сергей Васильев ( Пользователь )
Формальная логика не учит мыслить. Она учит только правильности мышления.
Юрий Гудель ( Пользователь )
"Квадрат - это когда все стороны равны"
"Подлежащее, оно обозначает предмет"

Это типичные ответы большинства учеников. Почему так происходит? Да потому что, ученики не видят причину этих ошибок!

То ли не научили правильно мыслить, то ли нет правильности мышления?

Но самое главное, что к решению таких задач не надо подходить с научной точки зрения! Надо предложить учителям понятный подход и методики которые помогли бы им при обучении.... желательно практические рекомендации ...


Рекомендую ссылку на систему тестов "Тесты. Развитие способностей" , в тестах нужно выбрать курс "Правила работы с понятиями. Часть 1"


Уверен, что эти тесты заинтересуют большую часть педагогов.


Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Юрий Петрович, 14.03.2011, 12:41) <{POST_SNAPBACK}>
"Квадрат - это когда все стороны равны"
"Подлежащее, оно обозначает предмет"

Это типичные ответы большинства учеников. Почему так происходит? Да потому что, ученики не видят причину этих ошибок!

То ли не научили правильно мыслить, то ли нет правильности мышления?

Но самое главное, что к решению таких задач не надо подходить с научной точки зрения! Надо предложить учителям понятный подход и методики которые помогли бы им при обучении.... желательно практические рекомендации ...


Рекомендую ссылку на систему тестов "Тесты. Развитие способностей" , в тестах нужно выбрать курс "Правила работы с понятиями. Часть 1"


Уверен, что эти тесты заинтересуют большую часть педагогов.

Учеников просто никто не учил правильно формулировать свою мысль. Хотя бы для того, чтобы она была верно понята собеседником.
Сейчас у меня есть одна такая ученица открытого университета, которая мыслит похожим образом.
Правда мне уже удалось (за 2 часа) убедить её в важности правильных формулировок.
Так что ещё не всё потеряно.
Татьяна Афанасьева ( Пользователь )
[quote name='Юрий Петрович' date='14.03.2011, 12:41' post='184390']
[

Рекомендую ссылку на систему тестов "Тесты. Развитие способностей" , в тестах нужно выбрать курс "Правила работы с понятиями. Часть 1"

/quote]
Я бы назвала это не работа с понятиями, а тренировка нахождения в памяти нужной информации. Есть информация найдём, нет поставим 2. К ПОНЯТИЯМ это имеет отдалённое отношение.
Юрий Гудель ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Афанасьева, 16.03.2011, 09:35) <{POST_SNAPBACK}>
......Я бы назвала это не работа с понятиями, а тренировка нахождения в памяти нужной информации. Есть информация найдём, нет поставим 2. К ПОНЯТИЯМ это имеет отдалённое отношение.


ПОНЯТИЕ - мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними. Существенную роль в формировании понятия играют процессы обобщения, спецификации и абстракции. Признаки фиксируемые в понятии , представляют собой свойства изучаемых предметов и явлений и отношения между ними. (Цитаты из "Краткого словаря по логике")

И если внимательно проходить предлагаемые тесты, то можно отметить, что задания в тестах подобраны таким образом, чтобы "привить правильность" понимания понятий, т.е. тесты тренируют вышеназванные процессы...

Не о какой оценки "2" там речи не идет! Ведь не всегда тесты есть контроль! И в случае предлагаемого теста "Правила работы с понятиями. Часть 1" речь идет именно о развитии "правильности мышления", а оценочная шкала говорит об ошибках. Причем, в тестах есть подсказки, которые дают краткую справку к вопросу.
Татьяна Афанасьева ( Пользователь )
1. Базовые знания.
2. Язык
3. Вторая сигнальная система
4. Мышление
5. Память
6. Процессы происходящие голове при чтении и письме
7. Сенситивный период
8. Зона ближайшего развития
9. Навык чтения
10. Теория чтения
11. Технология чтения
12. Техника чтения
13. Словарный запас

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+