Личный кабинет

Интуитивное знание

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Цитата (Александра Сурина, 01.02.2011, 15:37) <{POST_SNAPBACK}>
Я, собственно к чему - идея размышления "не словами" отнюдь не нова.


А я бы даже сказал, что идея мышления словами это ноу-хау появившееся не так давно. Более это эта технология очень ограничена в применении и её доминирующее положение обусловлено только тем, что общаемся мы между собой в основном речью отсюда возникает естественное желание к речи все и свести и сразу же возникает ошибочное убеждение в возможности такого действия. К этому же нас подталкивает наука, которую мы уважаем не замечая, что язык её главный инструмент, а следовательно трудно от науки в этом вопросе ожидать беспристрастности.


И еще считается, что ученик знает если может выразить словами. Это опять из той же оперы, что и чуть выше.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Александра Сурина, 01.02.2011, 15:37) <{POST_SNAPBACK}>
Один из вариантов - остановка внутреннего диалога в восточных религиозных практиках.
Второй вариант - мышление не словами, а образами. Музыканты порой утверждают, что мыслят мелодией. Может, и врут, конечно.
У Набокова в "Защите Лужина" чел мыслил шахматными ходами. И даже процесс приготовления бутерброда с колбасой был способен помыслить, как небольшенькую такую партейку.
У Зюскинда в "Парфюмере" безумец мыслил запахами.
Я, собственно к чему - идея размышления "не словами" отнюдь не нова.
Офтоп: Всегда было любопытно, какими категориями мыслит ребенок, еще не знающий слов или глухой от рождения человек.

Можно задаться вопросом: как в ситуации затруднения действует психика многоклеточного, и то, что так же могло бы называться у живой клетки, если бы было?
Александра Сурина ( Пользователь )
Цитата (Владимир Суходоев, 01.02.2011, 16:30) <{POST_SNAPBACK}>
Можно задаться вопросом: как в ситуации затруднения действует психика многоклеточного, и то, что так же могло бы называться у живой клетки, если бы было?


Можно :) Но мы так договоримся до устриц и сколопендр. Может, они и мыслят, но нам об этом не говорят. Во всяком случае не всем.
Давайте останемся в пределах человеческого вида. Даже этого - вполне достаточно.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Александра Сурина, 01.02.2011, 17:47) <{POST_SNAPBACK}>
Можно :) Но мы так договоримся до устриц и сколопендр. Может, они и мыслят, но нам об этом не говорят. Во всяком случае не всем.
Давайте останемся в пределах человеческого вида. Даже этого - вполне достаточно.
Ваша воля... Но попробуйте применить рассмотрение явления в его разных формах, от примитивных, когда явление только "покушается" на обретение своего названия до самых развитых, когда все, что этому явлению присуще, уже на своих местах и в полной форме.
Тогда Вам не будет сложно заметить, что действия живых существ, как реакция на внешние воздействия в конкретных обстоятельствах, обеспечивались сначала раздражительностью, потом рефлексом, комплексом рефлексов, всё более сложной деятельностью, вплоть до инструментальной на основе ощущений, их эмоциональной оценки, на основе цельного внутреннего образа всего явления, выделения его существенных качеств, сопоставления с другими понятиями, вплоть до философских категорий, методологии и разных форм синтеза...
Мышление образное разве не является развитием эмоционального реагирования, разве не служит основой для абстрагирования и абстрактного мышления?
Александра Сурина ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 01.02.2011, 13:41) <{POST_SNAPBACK}>
Может например оказаться, что нет необходимости в опоре на уже изученный материал. Существенно меняется представление о сложности материала и т.д. и т.п.


Непонятно, как учитель сможет использовать интуитивное знание ученика, если ученик не может выразить словами то, что он знает. А знает ли он? Или только думает, что знает? Без слов, наверное, все-таки не обойтись. Не залезешь же в голову к человеку. А если и залезешь, то много ли там поймешь? Особенно учитывая вышесказанное насчет разных методов познания. Ну, как если бы один все воспринимал на слух, а второй на вкус, и они попытались бы объясниться друг с другом.
Даже если интуитивная база существует, она, наверное, предназначена для сугубо личного пользования.
Впрочем, всё это отдаленно напоминает выкладки разнообразных психиатров навроде Фрейда, Юнга и Фромма - попытки залезть в область мышления, закрытую не только от посторонних, но и от самого владельца. И чего-то они вроде даже наизвлекали из этой области с помощью медицинского гипноза. Только, пишут, это небезопасная штука - запросто можно пациенту добавить новых проблем.

P.S. Предположим, что таки получится использовать интуитивную базу ученика. Но это же, наверняка, предполагает индивидуальное обучение. То есть в массовом порядке с группой учащихся этот фокус не получится - мозги-то у всех разные. Не слишком ли велики будут временные затраты на каждого по отдельности?

Цитата (Владимир Суходоев, 01.02.2011, 18:26) <{POST_SNAPBACK}>
Мышление образное разве не является развитием эмоционального реагирования, разве не служит основой для абстрагирования и абстрактного мышления?


Это лишь предположение. И неясно, что дает это предположение в контексте заданной темы.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Александра Сурина, 06.02.2011, 16:23) <{POST_SNAPBACK}>
Это лишь предположение. И неясно, что дает это предположение в контексте заданной темы.
Если бы Вы решились посмотреть немного шире и глубже, я мог бы предложить свой сайт. Но, чувствую, Вы готовы назвать любое высказывание лишь мнением, поскольку не предоставляете собеседнику права пользоваться своим мозгом?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 01.02.2011, 16:09) <{POST_SNAPBACK}>
И еще считается, что ученик знает если может выразить словами.

Это мнение Юнга: "Мысль, которая не может быть выражена словами, до конца не понята".
Уникальное несимметричное образование в мозге человека связано именно с речью. Если до 3-х лет речь не развивается, эта часть мозга не развивается и человек не выходит на уровень привычного человеческого интеллекта. Именно поэтому всегда волнуются, когда речь проявляется у детей позже обычного. Некоторые дети практически не говорят, но у них развита внутренняя речь - они в результате говорят сразу правильно, без типичных детских корявостей произношения.

Но сам процесс мышления вовсе не обязательно должен быть словесным - результат мышления часто словесный, если он не носит эмоциональной выразительности: музыка, танец, изо ...
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Единственная в этой теме реплика об интуитивном знании была отброшена, как неинтересная - мол, это в пояснениях не нуждается. Очень очень жаль. Я надеялся услышать серьёзный комментарий от серьёзных людей.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 06.02.2011, 17:19) <{POST_SNAPBACK}>
Единственная в этой теме реплика об интуитивном знании была отброшена, как неинтересная - мол, это в пояснениях не нуждается. Очень очень жаль. Я надеялся услышать серьёзный комментарий от серьёзных людей.


В этой теме масса реплик о интуитивном знании. О какой реплике говорите вы?
Александра Сурина ( Пользователь )
Цитата (Владимир Суходоев, 06.02.2011, 17:03) <{POST_SNAPBACK}>
не предоставляете собеседнику права пользоваться своим мозгом?


Это неотъемлемое право любого человека, я не в силах его запретить. Впрочем, повторюсь: как знание об эмоциональном реагировании у простейших может помочь нам в работе с интуитивным знанием? Действительно интересно. А вдруг дельная мысль.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+