Личный кабинет

Профильные классы - вопросы

Просьба о помощи
PYM ( Пользователь )
Если кто-то сможет помочь - буду признателен.

В Интернете информации много, но она вся разрозненная и трудно структурируемая.

Кто-нибудь может дать консультацию по существующей на данный момент практике открытия профильных классов. Интересует раскалад по часам базовых, профильных и элективных курсов, практические результаты работы профильных классов и т.п.

Очень важный вопрос для меня - формы организации учебного процесса. Классно-урочная система ведь тут не прокатит, да?

Ещё вопрос - а кем реализуются профильные и элективные курсы? Силами школы? И что, в школе обычно есть специалисты?

В общем - интересно многое, буду благодарен за любую информацию.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Это опять я.Кажется, я могу Вам помочь.....

Но... только как ни странно, по профильным математическим классам. Вот несколько выработанных принципов создания профильных классов, ориентированных на результат.

- неформальная роль руководителя
- наличие цели помимо государственных экзаменов (например, научные исследования, научные конкурсы серьезного масштаба), и разработанного механизма ее осуществления (занятия на научных семинарах с руководителями)
- выстраивание иной, чем в массовой школе, среды, свободной: домашние праздники, поездки, общение и т.д.
- отбор (в гоу обычно проводится незаконно)
- наличие нескольких классов(преемственность, конкуренция)
- коллектив преподавателей - не совсем школьных людей, то есть тех, кто качественно учит и обладает широтой мышления (их надо искать преимущественно во внешкольной среде и воспитывать). Профильные предметы преподают. асы, остальные - очень качественно. Спецкуры и семинары - приглашенные преподаватели из научной среды.
- учебный план, который позволяет: в 11 математическом классе 10 часов математики, 6 часов физики, 4 (+2 доп.) часа иностранного, 8 часов литературы и русского, 2 физкультуры, 4 истории, 2 часа программирования (обж - нет, заявлено в пояснительной записке)
- разные хитрости

Все это невозможно без заинтересованного и умного директора. (выделяю не случайно).

Но, мне кажется, у Вас в Москве есть очень классные школы, у которых можно поучиться. В СПб совсем застой .

Это все совсем коротко. Могу отвечать и подробнее, если что-то покажется интересным.
PYM ( Пользователь )

Это опять я.Кажется, я могу Вам помочь.....

Уже спасибо :-)


Только как ни странно, по профильным математическим классам. Результат их деятельности таков, что подготовлено 26 победителей Всемирного смотра-конкурса научных исследований школьников и школа стала лицеем. Может быть, Вы слышали, Лаборатория непрерывного математического образования в СПБ.

Ну, вероятно, это хороший результат - я в этом ничего не понимаю.

На чем все строится:
- неформальная роль руководителя (такого "духовного лидера-фаната")
- наличие цели помимо государственных экзаменов (например, научные исследования, научные конкурсы серьезного масштаба), и разработанного механизма ее осуществления (занятия на научных семинарах с руководителями)
- выстраивание иной, чем в массовой школе, среды, свободной: домашние праздники, поездки, общение и т.д.
- занятия парами (допустимо и законно с 9 класса)
- отбор (в гоу обычно проводится незаконно)


Это всё есть в избытке

- наличие нескольких классов(преемственность, конкуренция)

Класс один и второго не будет. Да и конкуренция абсолютно нам не нужна. Мы по другой части :-)

- коллектив преподавателей - не совсем школьных людей, то есть тех, кто качественно учит и обладает широтой мышления (их надо искать преимущественно во внешкольной среде и воспитывать). Профильные предметы преподают. асы, остальные - очень качественно. Спецкуры и семинары - приглашенные преподаватели из научной среды.


Это не проблема.

- учебный план, который мне лично очень нравится, он позволяет: в 11 математическом классе 10 часов математики, 6 часов физики, 4 (+2 доп.) часа иностранного, 8 часов литературы и русского, 2 физкультуры, 4 истории, 2 часа программирования (обж - нет, заявлено в пояснительной записке)


Не впечатляет, если честно :-)

- разные хитрости

Этого завались :-)


Все это невозможно без заинтересованного и умного директора.

Это есть.

Это все совсем коротко. Могу отвечать и подробнее, если что-то покажется интересным.

Спасибо! Но, с одной стороны, рассказанное вами у меня почти всё и так есть - без профилей. Во вторых - у меня вопросы совсем другого плана.



Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Как-то поздновато увидела эту тему... Но, может быть, это еще актуально?
Я учитель информатики. Есть опыт работы с профильными классами. Классно-урочная система остается. Но часов больше, и больше возможностей для применения новых методик. Расклад по часам максимально, насколько это в наших условиях было возможно, приведен в соответствие с программами преподавания предметов для профильных классов.
Было три направления. Социально-экономический класс (базовая программа + час экономики + курсы подготовки по программе принимающего ВУЗа, часов, правда, в разы меньше, чем у них запланировано было; все материалы, учебники, методички по всем предметам присылали),
Геолого-географический (дополнительные часы геологии на базе учреждения дополнительного образования, вели специалисты, у меня в программе по информатике был изменен курс моделирования для ознакомления учеников с программными продуктами, используемыми геологами и географами - я по образованию инженер-геофизик).
Информационно-технологический. Это мой класс (мой предмет, информатика и ИКТ, был основным). В неделю: четыре часа информатики по программе Н.Г. Угриновича для профильных классов, плюс два часа элективных курсов, плюс час для работы с проектами. Все вела сама (инженерное образование способствовало, опыт работы с данными разного типа был). Программы элективных курсов брала утвержденные, чтобы меньше было проблем - компьютерная графика, моделирование, подготовка к ЕГЭ. Остальные предметы - как в базовом классе (хотя им необходима была и математика в большем объеме, но дали всего один дополнительный час для подготовки к ЕГЭ по математике).
Если Вас интересуют учебные планы, могу выложить.
Результаты.
Результаты ЕГЭ выше, чем в общеобразовательных классах (у отдельных детей - значительно выше, 97 баллов у лучшего). Вообще выше учебные показатели, дети изначально мотивированные в большинстве.
Выпускники профильных классов значительно легче поступают на бюджетные отделения профильных ВУЗов (включая профильные факультеты МГУ). Это, собственно, главный результат, не считая успешных выступлений на различных конференциях и олимпиадах, что тоже имело место быть.
Очень интересно было работать.
Трудности тоже были. Причем усиливаются, как и положительный эффект, в разы. Но про них Вы не спрашивали.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Михайловна, 19.04.2011, 19:44) <{POST_SNAPBACK}>
Как-то поздновато увидела эту тему... Но, может быть, это еще актуально?


Актуально!
Спасибо огромное за такое подробное изложение.
Я в сущности всё это представлял. Но меня интересует другое понимание профильности - увы ;-(
Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 19.04.2011, 22:06) <{POST_SNAPBACK}>
Но меня интересует другое понимание профильности - увы ;-(


Если Вы расскажете о своем видении, то наверняка найдется кто-нибудь, кто имеет требуемый опыт.
Это очень интересно.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Михайловна, 21.04.2011, 13:13) <{POST_SNAPBACK}>
Если Вы расскажете о своем видении, то наверняка найдется кто-нибудь, кто имеет требуемый опыт.
Это очень интересно.


Профильност о которой говорю я - это сильный перекос в ту или иную сторону.
Скажем, я хочу профиль определённого гуманитарного вида. То есть - некий набор предметов, включая риторику, стилистику, технику речи, литературу как вид искусства и литературоведение, историческая грамматика, русский язык, теоретическая фонетика и т.п. (Список примерен, не придирайтесь :))

При этом я хочу вывести за рамки учебного процесса все непрофильные предметы. Так как матемтиа является обязательной для сдачи ЕГЭ - она выводится как курс по подготовке к ЕГЭ, причём как только ученик достигает требуемого уровня, так для него этот курс может быть (по желанию) закончен.

Примерно так - вкратце.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 21.04.2011, 21:49) <{POST_SNAPBACK}>
Профильност о которой говорю я - это сильный перекос в ту или иную сторону.
Скажем, я хочу профиль определённого гуманитарного вида. То есть - некий набор предметов, включая риторику, стилистику, технику речи, литературу как вид искусства и литературоведение, историческая грамматика, русский язык, теоретическая фонетика и т.п. (Список примерен, не придирайтесь :))

При этом я хочу вывести за рамки учебного процесса все непрофильные предметы. Так как матемтиа является обязательной для сдачи ЕГЭ - она выводится как курс по подготовке к ЕГЭ, причём как только ученик достигает требуемого уровня, так для него этот курс может быть (по желанию) закончен.

Примерно так - вкратце.

Павел Юрьевич, а Вам не кажется, что любой курс по подготовке ЕГЭ убивает какую-то часть разумного в человеке?

Но на самом деле вопрос не в этом, нужна Ваша помощь.

Как относятся к Вашей автономии преподаватели внутри школы, коллеги и родители в районе, чиновники в Москве?

Готовы ли вы оставаться в границах одного класса или предполагаете расти? Может ли существовать с вашей точки зрения структура, которая "не растет"?

Вопросы не праздные. В связи с нашим переездом в другую школу на наши классы очень усугубилось давление, причем и чиновников, и учителей, и даже родителей "со стороны". . В принципе, я понимаю, что это реакция на наш непомерный рост (все-таки за 5 лет из двух классов получилось 9 - то есть 200 человек). Но с другой стороны, если бы нас было мало - раздавили бы.

Какова Ваша философия в этой области? Что Вы посоветуете по поводу принятия "внутреннего решения": коллективу преподавателей лучше остановиться, замкнуться, работать "вглубь" или все-таки процесс какого-то роста необходим школе?




PYM ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 22.04.2011, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
Павел Юрьевич, а Вам не кажется, что любой курс по подготовке ЕГЭ убивает какую-то часть разумного в человеке?


Так ЕГЭ - это некий налог. Нужно оптимизировать налогообложение - вот и всё.

Цитата (Мария Чистякова, 22.04.2011, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
Как относятся к Вашей автономии преподаватели внутри школы, коллеги и родители в районе, чиновники в Москве?


В целом относятся плохо. Но вынуждены мириться.

Цитата (Мария Чистякова, 22.04.2011, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
Готовы ли вы оставаться в границах одного класса или предполагаете расти? Может ли существовать с вашей точки зрения структура, которая "не растет"?


Расти не собираемся, да и нет спроса на рост.
Может ли? А почему нет? Рост есть естественный - взросление наших детей. Рост же вширь имеет смыл только тогда, когда он возникает сам по себе.

Цитата (Мария Чистякова, 22.04.2011, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
Вопросы не праздные. В связи с нашим переездом в другую школу на наши классы очень усугубилось давление, причем и чиновников, и учителей, и даже родителей "со стороны". . В принципе, я понимаю, что это реакция на наш непомерный рост (все-таки за 5 лет из двух классов получилось 9 - то есть 200 человек). Но с другой стороны, если бы нас было мало - раздавили бы.

Какова Ваша философия в этой области? Что Вы посоветуете по поводу принятия "внутреннего решения": коллективу преподавателей лучше остановиться, замкнуться, работать "вглубь" или все-таки процесс какого-то роста необходим школе?


Я бы предпочёл не только работать вглубь, но и сужаться даже. Объясню почему - модели подобные нашей возможно исключительно при условии даже не командности, а единомыслия и даже, если хотите, некой семейственности. 200 человек - это огромная масса для единства целеполаганий. Теоретически могу допустить её существование, практически почти уверен, что внутри этих 200 уже зреет и оппозиция, и протест против того, что делаете Вы. И это взорвётся непременно - рано или поздно.
Я стою на противоположной позиции - раздавить можно школу, даже с 1000 учеников. Раздавить группу родителей и учителей в 20-30 человек практически нереально. Ведь в самом крайнем случае мы можем просто всем кагалом перейти на экстренат - и дальше учиться хоть в квартире. Даже применение законов в отношении столь малой группы совсем иное.

Вообще для меня идеальная модель школы - это большое количество классов (групп, назовите как угодно), каждый из которых абсолютно самостоятелен. Но находятся физически под общей крышей. Что-то типа торгового центра, где каждое помещение арендуется разными магазинами.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (PYM, 22.04.2011, 22:53) <{POST_SNAPBACK}>
Так ЕГЭ - это некий налог. Нужно оптимизировать налогообложение - вот и всё.



В целом относятся плохо. Но вынуждены мириться.



Расти не собираемся, да и нет спроса на рост.
Может ли? А почему нет? Рост есть естественный - взросление наших детей. Рост же вширь имеет смыл только тогда, когда он возникает сам по себе.



Я бы предпочёл не только работать вглубь, но и сужаться даже. Объясню почему - модели подобные нашей возможно исключительно при условии даже не командности, а единомыслия и даже, если хотите, некой семейственности. 200 человек - это огромная масса для единства целеполаганий. Теоретически могу допустить её существование, практически почти уверен, что внутри этих 200 уже зреет и оппозиция, и протест против того, что делаете Вы. И это взорвётся непременно - рано или поздно.
Я стою на противоположной позиции - раздавить можно школу, даже с 1000 учеников. Раздавить группу родителей и учителей в 20-30 человек практически нереально. Ведь в самом крайнем случае мы можем просто всем кагалом перейти на экстренат - и дальше учиться хоть в квартире. Даже применение законов в отношении столь малой группы совсем иное.

Вообще для меня идеальная модель школы - это большое количество классов (групп, назовите как угодно), каждый из которых абсолютно самостоятелен. Но находятся физически под общей крышей. Что-то типа торгового центра, где каждое помещение арендуется разными магазинами.





Да, Вы абсолютно правы. Предвидя это, мы пытались создавать отделения внутри школы (4 класса математических, 4 биологических). Оказалось, что нарождающаяся многопрофильная структура без ясной системы управления, без законодательно утверржденных должностей кураторов направлений, без отработанной системы взаимодействия все равно сломалась. А выстроить такую структуру можно только "сверху". У нас коллектив биологических классов постепенно стал разваливаться, а на этапе переезда произошел раскол. Переезжаем мы уже малыми группами (по 4 класса). Таким образом, попытка выстроить в лицее этакий "торговый центр" не удалась, хотя были даже чиновники, готовые поддерживать такую линию развития. Не знаю, связано ли это с какими-то фатальными ошибками, обстоятельствами или современной ситуацией... Жалко, но что поделаешь. Может быть, правда, работать маленькими структурами надежнее.

А много в Москве таких структур?

Для математиков 4 класса все равно необходимы. Написание научной работы предполагает, чтобы младшие видели, как серьезно работают старшие, к чему они приходят. Тогда складывается атмосфера. Мне кажется, что 4 класса (человек 80 - 100) все-таки самое оптимальное количество. Хотя....

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+