Личный кабинет
- 117IT
- 552Азбука, письмо
- 20Аналитика
- 5466Английский язык
- 70Астрономия
- 70Аттестация
- 34Башкирский язык
- 316Библиотечное дело
- 32Билингвизм
- 2644Биология
- 8Благодарные Выпускники
- 123Военное образование
- 7196Воспитание
- 30Высшее образование
- 1877География
- 279Дети и взрослые
- 772Детские и юношеские объединения
- 314Детские лагеря и каникулы
- 129Дизайн, архитектура
- 6Домашнее задание
- 3363Дополнительное образование
- 9430Дошкольное образование
- 63ЕГЭ
- 6Зарплаты учителей
- 551Здоровье и медицина
- 1737Изобразительное искусство
- 169Иностранный язык
- 3138Информатика и ИКТ
- 656Искусствоведение и культурология
- 36Испанский язык
- 3256История
- 2304Классному руководителю
- 4Коми язык
- 330Конкурс
- 3644Коррекционное образование
- 896Краеведение
- 5280Литература
- 513Логопедия
- 6250Математика
- 330Медиаобразование
- Ментори
- 611Метапредмет
- 9Минобрнауки
- 583Мировая художественная культура
- 1688Музыка
- 23Национальные языки
- 6889Начальная школа
- 321Начальное образование
- 942Немецкий язык
- 418Образование
- 4Образование за рубежом
- 54Общество
- 1083Обществознание, граждановедение, право
- 2055Окружающий мир
- 7Организации
- 770Основы безопасности жизнедеятельности
- 2990Педагогика
- 1884Педагогические сообщества
- 4Персоны
- 58Подростки
- 7Политика
- 1029Праздники
- 199Профориентация
- 1551Психология
- 877Разное
- 395Религиозная культура и светская этика
- 52Робототехника
- Рособрнадзор
- 5541Русский язык
- 12События и происшествия
- 135Социология
- 406Спорт и туризм
- 223Среднее профессиональное образование
- 578Сурдопедагогика
- 65Татарский язык
- 112Техника
- 89Технологии
- 2339Технология и труд
- 4Тифлопедагогика
- 4ТОП Школа
- 6Трудовые отношения
- 1050Управление
- 146Учитель
- 180ФГОС
- 1895Физика
- 2324Физическая культура
- 52Философия
- 279Французский язык
- 1255Химия
- 466Хореография, танцы, театр
- 33Черчение
- 751Чтение
- 13Чувашский язык
- 120Школа
- 234Школьное образование
- 736Экология
- 193Экономика и предпринимательство
- 8Юридические вопросы
- 59Юридические науки
Советские учебники
сохраним золотые буквы?
Дмитрий Кудрявцев
(
Пользователь )
18.01.2011, 22:28
Коллеги, здравствуйте.
Называю вас так не столько потому, что я - профессиональный педагог, сколько из-за того, что по призванию - учитель. Призвание своё осознал давно, но очень крепко, преодолев 4 волны первого кризиса среднего возраста этим летом. И вот, видимо, нашёл небольшой, но важный лично для меня выхлоп. Прошу совета и мнения.
Сейчас будет небольшое введение, без него никак.
С детства терпеть не мог тех педагогов, что перечитывали вслух написанные кем-то учебники и своей души в детей не вкладывали. Из-за этого находился в перманентной конфронтации с 90% личного учительского состава всех учебных заведений, где проходил обучение. Это проявление говинды началось у меня лет в пять и нарастет по сей день. Почему зову это качество характера призванием? Да потому что тянет просветлять, создавать гармонию, устранять лакуны и зажигать интерес. Возможно, потому что происхожу из рода потомственных учителей (8 поколений священники и учители), возможно просто таким уродился. В общем, пишу не об этом.
Профессионально я стал айтишником, хоть и закончил экономический факультет с красным дипломом. Мощь возможностей тиражирования однажды оцифрованного контента заворожила меня еще на втором курсе (я тогда запрограммировал первую курсовую по статистике и обеспечил ею весь поток в 240 человек). Учитывая, что в потоке входящей информации я как-то автоматически стараюсь искать смысл и оцениваю эффективность и оптимальность подачи материала, в университете семестровый курс лекций умещался у меня обычно в 12-листовой тетрадке, но содержал ВСЁ. Тем не менее, надо было чем-то заниматься и лекторы получали уйму замечаний типа "а тут лучше было бы сделать график", "здесь неверно поставлен акцент" и так далее. Тогда я начал замечать в себе вкус, выделяющий Мастеров и вечных подмастерий. Тогда же я научился ценить тех Учителей, что могли за 15 минут выдать на-гора колоссальный по насыщенности и гармоничности подачи материал, а внимание их рассказам было очень похоже на медитативное состояние. Учителей было в моей жизни целых... 8 человек. Думаю, их ненамного больше у каждого из нас.
Такое же ощущение прямого контакта со Знанием вызывали и некоторые учебники. Зайдёшь в библиотеку, наберёшь список рекомендованной к курсу литературы (всяко интереснее читать, чем писать диктант из ценных мыслей, надёрганных из книг, что только что взял), прочитаешь и видно: один-два учебника действительно фундаментальны и живут десятитетиями, выдерживая десятки переизданий, а остальные 50 - максимум нюансы, штрихи, царапины на гранитной глыбе знаний тех двух "золотых". Такие учебники я ценил, бережно обращался и искренне советовал всем знакомым. С тех пор тёплое и бережное отношение к книгам, которое завязалось ещё в начальной школе, где я - ребёнок из маленького городка, перечитывавший клубную библиотеку килограммами, стал чинить затрёпанные, но возносившие выше облаков книги с приключениями для пользования другими - возрастало и крепло.
И вот сейчас у меня появилась идея. Помогите начать её реализацию.
Мы не можем отрицать, что начальное и среднее образование в России целенаправленно уничтожается. Тем не менее, личность и культура человека формируется до 14 лет. Если до этого времени не познакомить ребёнка с жемчужинами мировой культуры, не помочь ему сформировать мировоззрение, им станут помыкать любые манипуляторы сознанием, а управлять собой он не научится никогда.
Последняя инициатива компании "Просвещение", связанная с лоббированием с 2012 года изменений в направлении патриотического воспитания удручает не просто сильно, а очень сильно. Понятно, что люди хотят заработать денег, но зачем же переориентировать миллиарды рублей и тысячи человеко-часов на пустую деятельность (в масштабах страны) в пользу наполнения десятка карманов? Высшее образование вообще язык не поворачивается назвать таковым, одни взятки да поборы кругом. Или очень дорого, пафосно и бесполезно.
Я думаю, что раз гора не идет к Магомету, надо менять ситуацию коллаборативно. Вы все знаете, какие учебники в СССР стали хитовыми. Выражаясь современным языком - бестселлерами. Я готов организовать сообщество по оцифровке и публичному беплатному распространению таких учебников. К сожалению, известные сайты типа ИнфаНата и МирКниг не уделяют внимания распространению "золотых" учебников, коих в интернете толком не найти. И ориентированы они на заработок всё больше и больше.
Но можно создать золотой фонд учебников. Использовать их в работе. Привлекая силу крайдсорсинга распознавать, трансформировать в форматы e-book, давать свободно скачивать всем желающим. Так можно решить проблему заполнения библиотек - ведь даже на самом тонком канале можно за лето вытянуть годовой набор учебников, а устройства для их чтения закупить путём организации массовых акций по сбору средств с населения.
В другой стороны, рунет пестрит объявлениями типа "выкидывать жалко, полезное очень, но не пользусь" и учебники полувековой и двадцатипятилетней давности летят на помойку, а могли бы - в сканеры.
Эта работа полезна для сохранения нашей нации. Для сохранения слова Учителей. Для сохранения качества советского и российского образования.
Мне подумалось, что для управления проектом по созданию публичной библиотека советских учебников неплохо было бы разжиться их перечнем, выпущенных с 1918 года. Вот только человек от станка педагога я далёкий и толком не понимаю, где его найти. Ну дожно же было какое-то министерство этим заниматься или нет. Литовать там, планы выпуска создавать и контролировать, а потом отчёты писать. Куда копать в этом направлении - не подскажете? Или я выбрал неверный путь и начать надо с другого? С чего, на ваш взгляд? И вообще, стоит ли идея усилий? Я могу сделать хоть википедию из текстов этих учебников, есть и опыт и запал.
В Ленинку с этим вопросом я пойду в ближайшие выходные. Но вдруг такой реестр имеется в рунете и по нему можно начинать сбор книг?
Как думаете?
Называю вас так не столько потому, что я - профессиональный педагог, сколько из-за того, что по призванию - учитель. Призвание своё осознал давно, но очень крепко, преодолев 4 волны первого кризиса среднего возраста этим летом. И вот, видимо, нашёл небольшой, но важный лично для меня выхлоп. Прошу совета и мнения.
Сейчас будет небольшое введение, без него никак.
С детства терпеть не мог тех педагогов, что перечитывали вслух написанные кем-то учебники и своей души в детей не вкладывали. Из-за этого находился в перманентной конфронтации с 90% личного учительского состава всех учебных заведений, где проходил обучение. Это проявление говинды началось у меня лет в пять и нарастет по сей день. Почему зову это качество характера призванием? Да потому что тянет просветлять, создавать гармонию, устранять лакуны и зажигать интерес. Возможно, потому что происхожу из рода потомственных учителей (8 поколений священники и учители), возможно просто таким уродился. В общем, пишу не об этом.
Профессионально я стал айтишником, хоть и закончил экономический факультет с красным дипломом. Мощь возможностей тиражирования однажды оцифрованного контента заворожила меня еще на втором курсе (я тогда запрограммировал первую курсовую по статистике и обеспечил ею весь поток в 240 человек). Учитывая, что в потоке входящей информации я как-то автоматически стараюсь искать смысл и оцениваю эффективность и оптимальность подачи материала, в университете семестровый курс лекций умещался у меня обычно в 12-листовой тетрадке, но содержал ВСЁ. Тем не менее, надо было чем-то заниматься и лекторы получали уйму замечаний типа "а тут лучше было бы сделать график", "здесь неверно поставлен акцент" и так далее. Тогда я начал замечать в себе вкус, выделяющий Мастеров и вечных подмастерий. Тогда же я научился ценить тех Учителей, что могли за 15 минут выдать на-гора колоссальный по насыщенности и гармоничности подачи материал, а внимание их рассказам было очень похоже на медитативное состояние. Учителей было в моей жизни целых... 8 человек. Думаю, их ненамного больше у каждого из нас.
Такое же ощущение прямого контакта со Знанием вызывали и некоторые учебники. Зайдёшь в библиотеку, наберёшь список рекомендованной к курсу литературы (всяко интереснее читать, чем писать диктант из ценных мыслей, надёрганных из книг, что только что взял), прочитаешь и видно: один-два учебника действительно фундаментальны и живут десятитетиями, выдерживая десятки переизданий, а остальные 50 - максимум нюансы, штрихи, царапины на гранитной глыбе знаний тех двух "золотых". Такие учебники я ценил, бережно обращался и искренне советовал всем знакомым. С тех пор тёплое и бережное отношение к книгам, которое завязалось ещё в начальной школе, где я - ребёнок из маленького городка, перечитывавший клубную библиотеку килограммами, стал чинить затрёпанные, но возносившие выше облаков книги с приключениями для пользования другими - возрастало и крепло.
И вот сейчас у меня появилась идея. Помогите начать её реализацию.
Мы не можем отрицать, что начальное и среднее образование в России целенаправленно уничтожается. Тем не менее, личность и культура человека формируется до 14 лет. Если до этого времени не познакомить ребёнка с жемчужинами мировой культуры, не помочь ему сформировать мировоззрение, им станут помыкать любые манипуляторы сознанием, а управлять собой он не научится никогда.
Последняя инициатива компании "Просвещение", связанная с лоббированием с 2012 года изменений в направлении патриотического воспитания удручает не просто сильно, а очень сильно. Понятно, что люди хотят заработать денег, но зачем же переориентировать миллиарды рублей и тысячи человеко-часов на пустую деятельность (в масштабах страны) в пользу наполнения десятка карманов? Высшее образование вообще язык не поворачивается назвать таковым, одни взятки да поборы кругом. Или очень дорого, пафосно и бесполезно.
Я думаю, что раз гора не идет к Магомету, надо менять ситуацию коллаборативно. Вы все знаете, какие учебники в СССР стали хитовыми. Выражаясь современным языком - бестселлерами. Я готов организовать сообщество по оцифровке и публичному беплатному распространению таких учебников. К сожалению, известные сайты типа ИнфаНата и МирКниг не уделяют внимания распространению "золотых" учебников, коих в интернете толком не найти. И ориентированы они на заработок всё больше и больше.
Но можно создать золотой фонд учебников. Использовать их в работе. Привлекая силу крайдсорсинга распознавать, трансформировать в форматы e-book, давать свободно скачивать всем желающим. Так можно решить проблему заполнения библиотек - ведь даже на самом тонком канале можно за лето вытянуть годовой набор учебников, а устройства для их чтения закупить путём организации массовых акций по сбору средств с населения.
В другой стороны, рунет пестрит объявлениями типа "выкидывать жалко, полезное очень, но не пользусь" и учебники полувековой и двадцатипятилетней давности летят на помойку, а могли бы - в сканеры.
Эта работа полезна для сохранения нашей нации. Для сохранения слова Учителей. Для сохранения качества советского и российского образования.
Мне подумалось, что для управления проектом по созданию публичной библиотека советских учебников неплохо было бы разжиться их перечнем, выпущенных с 1918 года. Вот только человек от станка педагога я далёкий и толком не понимаю, где его найти. Ну дожно же было какое-то министерство этим заниматься или нет. Литовать там, планы выпуска создавать и контролировать, а потом отчёты писать. Куда копать в этом направлении - не подскажете? Или я выбрал неверный путь и начать надо с другого? С чего, на ваш взгляд? И вообще, стоит ли идея усилий? Я могу сделать хоть википедию из текстов этих учебников, есть и опыт и запал.
В Ленинку с этим вопросом я пойду в ближайшие выходные. Но вдруг такой реестр имеется в рунете и по нему можно начинать сбор книг?
Как думаете?
Татьяна Падалко
(
Пользователь )
http://www.mathedu.ru/
http://www.gnpbu.ru/
Ряд других государственных научных публичных библиотек (им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге, к примеру). Наверное, есть смысл обратиться в фундаментальные библиотеки крупных педагогических вузов, если речь идет об учебниках. В издательства, выпускающие учебную литературу. В "Просвещение", монопольно специализировавшееся на выпуске учебников в советское время и, кажется, унаследовавшее это право и деятельность от "Учпедгиза".
Коли Вы свободно можете обратиться в Ленинку, то все остальные ресурсы, сконцентрированные в Москве, Вам тоже доступны. Идея мне очень нравится. К сожалению, с учебниками советской школы, хранившимися у меня до недавнего времени, я распрощалась через "помойку".
http://www.gnpbu.ru/
Ряд других государственных научных публичных библиотек (им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге, к примеру). Наверное, есть смысл обратиться в фундаментальные библиотеки крупных педагогических вузов, если речь идет об учебниках. В издательства, выпускающие учебную литературу. В "Просвещение", монопольно специализировавшееся на выпуске учебников в советское время и, кажется, унаследовавшее это право и деятельность от "Учпедгиза".
Коли Вы свободно можете обратиться в Ленинку, то все остальные ресурсы, сконцентрированные в Москве, Вам тоже доступны. Идея мне очень нравится. К сожалению, с учебниками советской школы, хранившимися у меня до недавнего времени, я распрощалась через "помойку".
Дмитрий Кудрявцев
(
Пользователь )
Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 19.01.2011, 06:25) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, с учебниками советской школы, хранившимися у меня до недавнего времени, я распрощалась через "помойку".
Ну ведь смогли бы выслать по почте для сканирования в случае чего?
Про комментарии куда сходить - спасибо. Ищу контакты живых людей из "Просвещения", пока достать не смог, но уверен - смогу.
Скажите, правильно ли моё ощущение, что школьные учебники более полезны и менее устаревают по актуальности знаний, чем ВУЗовские и начать надо именно с них?
Дмитрий Колосов
(
Пользователь )
Вероятно, лучше всего вопрос переадресовать Игорю Георгиевичу.
Сам восстанавливаю личную библиотеку с помощью Натиной Избушки и букинистов.
Рекомендую alib.ru: поиск по ключевому слову "Учпедгиз" в поле "Издательство" даёт выдачу в более чем 45 страниц.
Сам восстанавливаю личную библиотеку с помощью Натиной Избушки и букинистов.
Рекомендую alib.ru: поиск по ключевому слову "Учпедгиз" в поле "Издательство" даёт выдачу в более чем 45 страниц.
Татьяна Падалко
(
Пользователь )
Цитата (Дмитрий Кудрявцев, 19.01.2011, 09:47) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, правильно ли моё ощущение, что школьные учебники более полезны и менее устаревают по актуальности знаний, чем ВУЗовские и начать надо именно с них?
Если бы это делала я, я обращала бы внимание на автора учебника и год издания. А школьный или вузовский это учебник, на мой, возможно ошибочный, взгляд, в данном случае не имеет решающего значения. И тот, и другой делали свой вклад в формирование системы знаний, от которой теперь так переметнулись в сторону компетенций и которая, насколько я понимаю, привлекает Вас в той (советской) школе и учебниках.
Надежда Казанцева
(
Пользователь )
Цитата (Дмитрий Кудрявцев, 18.01.2011, 22:28) <{POST_SNAPBACK}>
...распознавать, трансформировать в форматы e-book, давать свободно скачивать всем желающим.
А копирайт? Авторские права на эти учебники ведь еще кому-то принадлежат (насколько я знаю, семьдесят лет после смерти автора). Вы консультировались с юристом?
Дмитрий Кудрявцев
(
Пользователь )
Цитата (Дмитрий Колосов, 19.01.2011, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
Вероятно, лучше всего вопрос переадресовать Игорю Георгиевичу.
А почему его? Судя по профилю -- популярный автор и просто увлечённый человек.
Цитата (Дмитрий Колосов, 19.01.2011, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
Рекомендую alib.ru: поиск по ключевому слову "Учпедгиз" в поле "Издательство" даёт выдачу в более чем 45 страниц.
Ага, уже натыкался. Ну будет задел - найдём где брать литературу. Спасибо за совет в любом случае.
Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 19.01.2011, 10:09) <{POST_SNAPBACK}>
школьный или вузовский это учебник, на мой, возможно ошибочный, взгляд, в данном случае не имеет решающего значения.
Да как сказать...
Я исхожу из собственных ощущений: ВУЗовские учебники, прекрасно написанные в 50-е и 60-е гг, часто были совсем несовременными, хоть и с великолепным контентом. А когда я бегал по олимпиадам - только в их ровесниках, по которым учились фактически мои тогдашние учителя была в разы более описана (как Вы правильно отметили - системно описана) требуемая область знаний.
То есть, чисто на опыте видно, что жизненный цикл учебника (с точки зрения актуальности знаний) уменьшается от средней школы к профессиональным знаниям ПТУ и ВУЗов чуть ли не экспоненциально.
Ну и объём публикаций для средней школы и ВУЗов, как мне кажется, различается на порядки. Думаю, надо начинать с малого...
Цитата (Надежда Казанцева, 19.01.2011, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
А копирайт? Авторские права на эти учебники ведь еще кому-то принадлежат (насколько я знаю, семьдесят лет после смерти автора). Вы консультировались с юристом?
Консультировался, естественно. С учётом поправок в ГК ч. 4, произведённых для публично доступных произведений (4 кв. 2010 года) срок давности до выхода в public domain в нашей стране устанавливается в 60 лет. То есть, все книги до 1941 года включительно можно размещать свободно.
Ну а более свежие придётся пиратить. А куда деваться-то... Торрент сделаю, пусть ищут.
Обратятся правообладатели - спрячу. Как-то так.
Главное - польза для людей.
Раз наше государство считает целесообразным убивать школу, то я не считаю нарушением нравственных норм передавать в публичный доступ оптические копии учебников возрастом от 20 лет, в настоящее время не издающихся.
Александр Стариков
(
Пользователь )
полностью соглашусь а автором темы.
У меня сын первркласник. Какие сейчас учебники, даже по стандартной программе, просто ужас берёт. Тупое научение, никакой связки тем между собой. В правилах по "Русскому языку" вообще отсутствует логика.
Я сам озадачен поиском учебников советских времён. Кое что накопал в инете - сейчас сам обучаю (после школы) сына. А вскором времени ещё и дочери пойдут в школу. Так что труды мои не напрасны будут :)
Дмитрий, раз Вы профессиональный айтишник, может совместно сайт замутим. "Старая школа" например. Как идея. Маломальский опыт веб-мастера есть (сделал сайт класса где сын учится).
У меня сын первркласник. Какие сейчас учебники, даже по стандартной программе, просто ужас берёт. Тупое научение, никакой связки тем между собой. В правилах по "Русскому языку" вообще отсутствует логика.
Я сам озадачен поиском учебников советских времён. Кое что накопал в инете - сейчас сам обучаю (после школы) сына. А вскором времени ещё и дочери пойдут в школу. Так что труды мои не напрасны будут :)
Дмитрий, раз Вы профессиональный айтишник, может совместно сайт замутим. "Старая школа" например. Как идея. Маломальский опыт веб-мастера есть (сделал сайт класса где сын учится).
Рамзия Матвеева
(
Пользователь )
Я ждала подобное сообщение! Работаю учителем истории, естественно стараюсь приобщиться к новым изданиям. Но рука не поднимается выбрасывать старые учебники, у меня в кабинете есть издания 50-ых, 60-ых годов 20 века. Но это именно учебники истории. Я иногда даю своим ученикам такую работу: сравнить , как преподносится та или иная информация в действующих и советских учебниках. Да, конечно, советские учебники мощно идеологизированы, но есть и интересные страницы. Раз уж поднята эта тема, я хотела бы добавить одно интересное направление: не сравнивали женский и мужской авторский след в учебниках? И еще , когда- то мне понравились учебники по Российской цивилизации Ионова. Работает ли кто по ним сегодня?
Игорь Сухин
(
Пользователь )
Во всём этом много тонкостей.
Во-первых, да, авторские права.
Во-вторых, как пример, лет 10 назад я с упоением копался в занимательных раритетах 1800-1899 гг. в Ленинке - и от руки переписывал интересные редкие головоломки. При этом там было требование, что эти раритеты вроде как нельзя пересканировать (а жаль), даже, вроде бумагу какую-то об этом подписываешь. Детали уже не помню, но убедился, что всё везде имеет своего хозяина.
Уже 3 и свои книги я обнаружил в свободном доступе (электронные версии) на многих сайтах (на Озоне файл даже за деньги продаётся?!?). Это меня не очень радует, поэтому это не будет радовать и наследников авторов СССР-овских учебников. В задумчивости, ИГС.
Во-первых, да, авторские права.
Во-вторых, как пример, лет 10 назад я с упоением копался в занимательных раритетах 1800-1899 гг. в Ленинке - и от руки переписывал интересные редкие головоломки. При этом там было требование, что эти раритеты вроде как нельзя пересканировать (а жаль), даже, вроде бумагу какую-то об этом подписываешь. Детали уже не помню, но убедился, что всё везде имеет своего хозяина.
Уже 3 и свои книги я обнаружил в свободном доступе (электронные версии) на многих сайтах (на Озоне файл даже за деньги продаётся?!?). Это меня не очень радует, поэтому это не будет радовать и наследников авторов СССР-овских учебников. В задумчивости, ИГС.