Личный кабинет

Советские учебники

сохраним золотые буквы?
Дмитрий Кудрявцев ( Пользователь )
Коллеги, здравствуйте.

Называю вас так не столько потому, что я - профессиональный педагог, сколько из-за того, что по призванию - учитель. Призвание своё осознал давно, но очень крепко, преодолев 4 волны первого кризиса среднего возраста этим летом. И вот, видимо, нашёл небольшой, но важный лично для меня выхлоп. Прошу совета и мнения.

Сейчас будет небольшое введение, без него никак.

С детства терпеть не мог тех педагогов, что перечитывали вслух написанные кем-то учебники и своей души в детей не вкладывали. Из-за этого находился в перманентной конфронтации с 90% личного учительского состава всех учебных заведений, где проходил обучение. Это проявление говинды началось у меня лет в пять и нарастет по сей день. Почему зову это качество характера призванием? Да потому что тянет просветлять, создавать гармонию, устранять лакуны и зажигать интерес. Возможно, потому что происхожу из рода потомственных учителей (8 поколений священники и учители), возможно просто таким уродился. В общем, пишу не об этом.

Профессионально я стал айтишником, хоть и закончил экономический факультет с красным дипломом. Мощь возможностей тиражирования однажды оцифрованного контента заворожила меня еще на втором курсе (я тогда запрограммировал первую курсовую по статистике и обеспечил ею весь поток в 240 человек). Учитывая, что в потоке входящей информации я как-то автоматически стараюсь искать смысл и оцениваю эффективность и оптимальность подачи материала, в университете семестровый курс лекций умещался у меня обычно в 12-листовой тетрадке, но содержал ВСЁ. Тем не менее, надо было чем-то заниматься и лекторы получали уйму замечаний типа "а тут лучше было бы сделать график", "здесь неверно поставлен акцент" и так далее. Тогда я начал замечать в себе вкус, выделяющий Мастеров и вечных подмастерий. Тогда же я научился ценить тех Учителей, что могли за 15 минут выдать на-гора колоссальный по насыщенности и гармоничности подачи материал, а внимание их рассказам было очень похоже на медитативное состояние. Учителей было в моей жизни целых... 8 человек. Думаю, их ненамного больше у каждого из нас.

Такое же ощущение прямого контакта со Знанием вызывали и некоторые учебники. Зайдёшь в библиотеку, наберёшь список рекомендованной к курсу литературы (всяко интереснее читать, чем писать диктант из ценных мыслей, надёрганных из книг, что только что взял), прочитаешь и видно: один-два учебника действительно фундаментальны и живут десятитетиями, выдерживая десятки переизданий, а остальные 50 - максимум нюансы, штрихи, царапины на гранитной глыбе знаний тех двух "золотых". Такие учебники я ценил, бережно обращался и искренне советовал всем знакомым. С тех пор тёплое и бережное отношение к книгам, которое завязалось ещё в начальной школе, где я - ребёнок из маленького городка, перечитывавший клубную библиотеку килограммами, стал чинить затрёпанные, но возносившие выше облаков книги с приключениями для пользования другими - возрастало и крепло.

И вот сейчас у меня появилась идея. Помогите начать её реализацию.

Мы не можем отрицать, что начальное и среднее образование в России целенаправленно уничтожается. Тем не менее, личность и культура человека формируется до 14 лет. Если до этого времени не познакомить ребёнка с жемчужинами мировой культуры, не помочь ему сформировать мировоззрение, им станут помыкать любые манипуляторы сознанием, а управлять собой он не научится никогда.

Последняя инициатива компании "Просвещение", связанная с лоббированием с 2012 года изменений в направлении патриотического воспитания удручает не просто сильно, а очень сильно. Понятно, что люди хотят заработать денег, но зачем же переориентировать миллиарды рублей и тысячи человеко-часов на пустую деятельность (в масштабах страны) в пользу наполнения десятка карманов? Высшее образование вообще язык не поворачивается назвать таковым, одни взятки да поборы кругом. Или очень дорого, пафосно и бесполезно.

Я думаю, что раз гора не идет к Магомету, надо менять ситуацию коллаборативно. Вы все знаете, какие учебники в СССР стали хитовыми. Выражаясь современным языком - бестселлерами. Я готов организовать сообщество по оцифровке и публичному беплатному распространению таких учебников. К сожалению, известные сайты типа ИнфаНата и МирКниг не уделяют внимания распространению "золотых" учебников, коих в интернете толком не найти. И ориентированы они на заработок всё больше и больше.

Но можно создать золотой фонд учебников. Использовать их в работе. Привлекая силу крайдсорсинга распознавать, трансформировать в форматы e-book, давать свободно скачивать всем желающим. Так можно решить проблему заполнения библиотек - ведь даже на самом тонком канале можно за лето вытянуть годовой набор учебников, а устройства для их чтения закупить путём организации массовых акций по сбору средств с населения.

В другой стороны, рунет пестрит объявлениями типа "выкидывать жалко, полезное очень, но не пользусь" и учебники полувековой и двадцатипятилетней давности летят на помойку, а могли бы - в сканеры.

Эта работа полезна для сохранения нашей нации. Для сохранения слова Учителей. Для сохранения качества советского и российского образования.

Мне подумалось, что для управления проектом по созданию публичной библиотека советских учебников неплохо было бы разжиться их перечнем, выпущенных с 1918 года. Вот только человек от станка педагога я далёкий и толком не понимаю, где его найти. Ну дожно же было какое-то министерство этим заниматься или нет. Литовать там, планы выпуска создавать и контролировать, а потом отчёты писать. Куда копать в этом направлении - не подскажете? Или я выбрал неверный путь и начать надо с другого? С чего, на ваш взгляд? И вообще, стоит ли идея усилий? Я могу сделать хоть википедию из текстов этих учебников, есть и опыт и запал.

В Ленинку с этим вопросом я пойду в ближайшие выходные. Но вдруг такой реестр имеется в рунете и по нему можно начинать сбор книг?

Как думаете?
Татьяна Падалко ( Пользователь )
http://www.mathedu.ru/

http://www.gnpbu.ru/

Ряд других государственных научных публичных библиотек (им. Салтыкова-Щедрина в С-Петербурге, к примеру). Наверное, есть смысл обратиться в фундаментальные библиотеки крупных педагогических вузов, если речь идет об учебниках. В издательства, выпускающие учебную литературу. В "Просвещение", монопольно специализировавшееся на выпуске учебников в советское время и, кажется, унаследовавшее это право и деятельность от "Учпедгиза".
Коли Вы свободно можете обратиться в Ленинку, то все остальные ресурсы, сконцентрированные в Москве, Вам тоже доступны. Идея мне очень нравится. К сожалению, с учебниками советской школы, хранившимися у меня до недавнего времени, я распрощалась через "помойку".
Дмитрий Кудрявцев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 19.01.2011, 06:25) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, с учебниками советской школы, хранившимися у меня до недавнего времени, я распрощалась через "помойку".


Ну ведь смогли бы выслать по почте для сканирования в случае чего?

Про комментарии куда сходить - спасибо. Ищу контакты живых людей из "Просвещения", пока достать не смог, но уверен - смогу.

Скажите, правильно ли моё ощущение, что школьные учебники более полезны и менее устаревают по актуальности знаний, чем ВУЗовские и начать надо именно с них?
Дмитрий Колосов ( Пользователь )
Вероятно, лучше всего вопрос переадресовать Игорю Георгиевичу.

Сам восстанавливаю личную библиотеку с помощью Натиной Избушки и букинистов.
Рекомендую alib.ru: поиск по ключевому слову "Учпедгиз" в поле "Издательство" даёт выдачу в более чем 45 страниц.
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Кудрявцев, 19.01.2011, 09:47) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, правильно ли моё ощущение, что школьные учебники более полезны и менее устаревают по актуальности знаний, чем ВУЗовские и начать надо именно с них?


Если бы это делала я, я обращала бы внимание на автора учебника и год издания. А школьный или вузовский это учебник, на мой, возможно ошибочный, взгляд, в данном случае не имеет решающего значения. И тот, и другой делали свой вклад в формирование системы знаний, от которой теперь так переметнулись в сторону компетенций и которая, насколько я понимаю, привлекает Вас в той (советской) школе и учебниках.
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Кудрявцев, 18.01.2011, 22:28) <{POST_SNAPBACK}>
...распознавать, трансформировать в форматы e-book, давать свободно скачивать всем желающим.


А копирайт? Авторские права на эти учебники ведь еще кому-то принадлежат (насколько я знаю, семьдесят лет после смерти автора). Вы консультировались с юристом?
Дмитрий Кудрявцев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Колосов, 19.01.2011, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
Вероятно, лучше всего вопрос переадресовать Игорю Георгиевичу.


А почему его? Судя по профилю -- популярный автор и просто увлечённый человек.

Цитата (Дмитрий Колосов, 19.01.2011, 09:50) <{POST_SNAPBACK}>
Рекомендую alib.ru: поиск по ключевому слову "Учпедгиз" в поле "Издательство" даёт выдачу в более чем 45 страниц.


Ага, уже натыкался. Ну будет задел - найдём где брать литературу. Спасибо за совет в любом случае.


Цитата (Татьяна Васильевна (wera), 19.01.2011, 10:09) <{POST_SNAPBACK}>
школьный или вузовский это учебник, на мой, возможно ошибочный, взгляд, в данном случае не имеет решающего значения.

Да как сказать...

Я исхожу из собственных ощущений: ВУЗовские учебники, прекрасно написанные в 50-е и 60-е гг, часто были совсем несовременными, хоть и с великолепным контентом. А когда я бегал по олимпиадам - только в их ровесниках, по которым учились фактически мои тогдашние учителя была в разы более описана (как Вы правильно отметили - системно описана) требуемая область знаний.

То есть, чисто на опыте видно, что жизненный цикл учебника (с точки зрения актуальности знаний) уменьшается от средней школы к профессиональным знаниям ПТУ и ВУЗов чуть ли не экспоненциально.

Ну и объём публикаций для средней школы и ВУЗов, как мне кажется, различается на порядки. Думаю, надо начинать с малого...

Цитата (Надежда Казанцева, 19.01.2011, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
А копирайт? Авторские права на эти учебники ведь еще кому-то принадлежат (насколько я знаю, семьдесят лет после смерти автора). Вы консультировались с юристом?


Консультировался, естественно. С учётом поправок в ГК ч. 4, произведённых для публично доступных произведений (4 кв. 2010 года) срок давности до выхода в public domain в нашей стране устанавливается в 60 лет. То есть, все книги до 1941 года включительно можно размещать свободно.

Ну а более свежие придётся пиратить. А куда деваться-то... Торрент сделаю, пусть ищут.

Обратятся правообладатели - спрячу. Как-то так.

Главное - польза для людей.

Раз наше государство считает целесообразным убивать школу, то я не считаю нарушением нравственных норм передавать в публичный доступ оптические копии учебников возрастом от 20 лет, в настоящее время не издающихся.
Александр Стариков ( Пользователь )
полностью соглашусь а автором темы.

У меня сын первркласник. Какие сейчас учебники, даже по стандартной программе, просто ужас берёт. Тупое научение, никакой связки тем между собой. В правилах по "Русскому языку" вообще отсутствует логика.
Я сам озадачен поиском учебников советских времён. Кое что накопал в инете - сейчас сам обучаю (после школы) сына. А вскором времени ещё и дочери пойдут в школу. Так что труды мои не напрасны будут :)

Дмитрий, раз Вы профессиональный айтишник, может совместно сайт замутим. "Старая школа" например. Как идея. Маломальский опыт веб-мастера есть (сделал сайт класса где сын учится).
Рамзия Матвеева ( Пользователь )
Я ждала подобное сообщение! Работаю учителем истории, естественно стараюсь приобщиться к новым изданиям. Но рука не поднимается выбрасывать старые учебники, у меня в кабинете есть издания 50-ых, 60-ых годов 20 века. Но это именно учебники истории. Я иногда даю своим ученикам такую работу: сравнить , как преподносится та или иная информация в действующих и советских учебниках. Да, конечно, советские учебники мощно идеологизированы, но есть и интересные страницы. Раз уж поднята эта тема, я хотела бы добавить одно интересное направление: не сравнивали женский и мужской авторский след в учебниках? И еще , когда- то мне понравились учебники по Российской цивилизации Ионова. Работает ли кто по ним сегодня?
Игорь Сухин ( Пользователь )
Во всём этом много тонкостей.
Во-первых, да, авторские права.
Во-вторых, как пример, лет 10 назад я с упоением копался в занимательных раритетах 1800-1899 гг. в Ленинке - и от руки переписывал интересные редкие головоломки. При этом там было требование, что эти раритеты вроде как нельзя пересканировать (а жаль), даже, вроде бумагу какую-то об этом подписываешь. Детали уже не помню, но убедился, что всё везде имеет своего хозяина.

Уже 3 и свои книги я обнаружил в свободном доступе (электронные версии) на многих сайтах (на Озоне файл даже за деньги продаётся?!?). Это меня не очень радует, поэтому это не будет радовать и наследников авторов СССР-овских учебников. В задумчивости, ИГС.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+