Личный кабинет

Информационная культура школьника

Елена Блужина ( Пользователь )
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА на тему:
«Информационная культура школьника»

Работу выполнила
Блужина Елена Пагатовна – библиотекарь МОУ СОШ№8 с.Тахта
Ипатовского района Ставропольского края

Информационная справка
Количество учащихся - 468 чел.
Количество читателей - 402 чел.
Объем основного фонда - 27 329 экз.
Объем фонда учебной литературы - 18 364 экз.
Обращаемость фонда за год - 3
Библиотекарь: Блужина Елена Пагатовна Год рождения 1969 г.
Образование - среднее специальное (Ставропольское
культпросветучилище, 1988 г.)
Стаж работы в библиотеке Тахтинской СОШ№ 8-12 лет
«Знания, как и деньги, должны работать»
Афоризм
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценить?
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся.
Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.
Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования, ее информационной поддержкой. Кроме того, школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, оставаясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни.
Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития.
Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности.
Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.
Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем.
Основное направление работы Тахтинской школьной библиотеки - «Информационная культура школьника». Почему возникла необходимость в этой программе? Для нас, библиотекарей, не секрет, что наши читатели слабо владеют навыками поиска, отбора и анализа необходимой им информации. Все это говорит о том, что уровень информационной культуры читателей остается низким. Поэтому, собрав воедино все свои наблюдения, я пришла к следующему выводу: необходимо вести такую работу, которая позволит учащимся постичь основные информационные понятия, разгадать тайны библиографии, развить навыки обработки текста.
Обучение по программе включает в себя цикл уроков, занятий «Библиотечно-библиографическая грамотность учащихся 1-8 классов». Специальные занятия даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении.

Несколько слов об этом направлении работы. Уроки строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предлагают активное участие школьников. В связи с этим большая часть занятий предусматривает практические задания, на которых можно проверить освоение пройденного материала.
Для проведения занятий используются как традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные. Последние очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста. В конце учебного года проводится итоговое занятие.
В библиотеке данная программа реализуется третий год. Мы еще сталкиваемся с трудностями. Оценив ее достоинства, стараемся преодолеть недостатки. Естественно, что по ходу работы мы многое меняем, убираем то, что себя не оправдало, и вносим что-то новое, или, наоборот, расширяем уже имеющиеся темы. Однако на сегодняшний день ясно одно - введение данного курса своевременно, осознали это и администрация школы и сами ученики. Планируем и дальше работать в этом направлении.

«Даруй мне тишь твоих библиотек...»
Давно написаны эти строки Беллой Ахмадулиной. Какая там тишь? Жужжит, шелестит страницами читальный зал, а абонемент наполняет школьный коридор во время большой перемены. В свое время появилось крылатое выражение «Школьная библиотека - кабинет № 1». Она является неотъемлемой частью системы школьного образования, стоит в центре учебно-воспитательного процесса. Школьная библиотека, как правило, становится первой библиотекой в жизни ребенка. Каждый ученик, обратившийся сюда, находит в ее стенах то, что всегда в цене - информацию, возможность общения, доброжелательность и радушие.
Перешагнув порог библиотеки, читатель встречает красочно оформленный «Информ - уголок», где размещены объявления, правила пользования библиотекой и правила читателя. Традиционно в начале учебного года библиотека пополняется новыми читателями -первоклассниками. Для них знакомство с библиотекой начинается с экскурсии «Книжное царство - мудрое государство». Очень важно, чтобы этот первый час, проведенный здесь, запомнился детям и им захотелось бы сюда вернуться. Именно поэтому мы стараемся сделать так, чтобы ребята попали не в простую библиотеку, а в волшебную, чтобы им было интересно и весело. Знакомят их с библиотекой любимые сказочные герои: Буратино, Мальвина и Лиса-Алиса.
Ребенок, придя в библиотеку, трудно ориентируется в книжном море. Поэтому для самых маленьких читателей в библиотеке оформлен детский информационный уголок: «Здравствуй, книга!», где размещены тематические полки: «Волшебный мир сказки», «О братьях наших

меньших», «Книги о твоих ровесниках», «Стихи, загадки о зиме», «Стихи о природе».
Особое внимание у детей вызывают книжные выставки по различным темам: «Мир игрушки». «Как живут лесные звери», «Писатели нашего детства». Ребята активно участвуют в литературных викторинах, играх. А освоившись в стенах библиотеки, для первоклассников организуется праздник «Посвящение в читатели». В рамках бережного отношения к книге для малышей разработан библиотечный урок-сцена «На приеме у Нервистраничкина». Регулярно проходят занятия в «Книжкиной больнице», беседы «Книги просят защиты».
По истории создания книги были разработаны и успешно проведены два мероприятия: игра «Поле чудес - Учимся играя» и праздник «Путешествие в Книгоград». Эти массовые мероприятия прошли в рамках «Недели детской книги».
Для старшего возраста - восьмиклассникам,, в качестве закрепления основ библиотечно-библиографических знаний стала игра -проверочный урок «Увлекательная библиография, которая проходила по типу популярной телеигры «Как стать миллионером?», только ребятам предлагалось получить не миллион денег, а миллион знаний и стать обладателем всесторонней информации.
Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки:

«Книги обо всем на свете», «Школьнику о вредных привычках», «Люблю тебя, мой край родной». «Экология - зона тревоги». Большим спросом пользуются тематические папки: «Поэты серебряного века», «Мир русского рассказа 20 века», «В помощь классному руководителю», «Они должны жить», «Великой победе посвящается».
Раскрытию фонда способствует издание закладок-реклам на книги. Небольшого формата, они пользуются огромной популярностью у читателей всех возрастов. Яркое оформление, интересный заголовок -все это служит тому, чтобы человек взял в руки сначала закладку, а потом и книгу. Например, «От винта» (книга о самолета), «Что за прелесть, эти кошки». На оборотной стороне закладки дается небольшая аннотация на тему книгу.
Для привлечения читателей разработана книжная выставка «Марафон эрудитов», где на трех стеллажах представлены книги по всем отраслям знаний. Наиболее интересные отмечены сигнальным значком - «эрудитик». В книгу вкладывается интересный вопрос, ответ на который можно найти, прочитав ее. Набравшие наибольшее число «эрудитиков» поощряются небольшими подарками.
Не проходят читатели и мимо рубрики: «Ау, народ!». Здесь мы предлагаем им высказывать свое мнение на спорный вопрос «Кто ты -«окрыленный чтением» или «приговоренный к чтению»? Каждый может вписать свое самое любимое или нелюбимое произведение соответственно в красный или черный столбец.
Интересной для учащихся стала постоянная книжная выставка «С любовью о книгах». Это - персональная книжная выставка - отзыв читателей библиотеки. На ней представлены книги, прочитанные данным читателем. В своих отзывах ребенок советует своим сверстникам прочитать эту литературу. Конечно, такая экспозиция
вызывает бесспорный интерес у ребят, а книги пользуются большим спросом.
Среди мероприятий, ориентированных на пробуждение интереса к книге, успешно оправдал себя конкурс «Внимательных и начитанных» для учащихся 4-го класса. В классной комнате были вывешены вопросы конкурса. Не весь класс, но человек 15 ежедневно прибегали в библиотеку, искали нужные им выставки, лихорадочно листали книги, в поисках готовых ответов. В терпеливой форме ребятам объяснялось, как нужно пользоваться книгой, обращая внимание на ее справочный аппарат, содержание; поиск становился более целенаправленным и организованным. Два тура конкурса завершились выставкой работ, раздачей призов. Цель конкурса - получение навыков самостоятельной работы с книгой — была достигнута.
Библиотека не только информационный, но и культурный центр. Наши читатели имеют возможность проводить свое свободное время, посещая клуб «Родничок». Родник - это бьющий из глубины земли водный источник; впоследствии слово родник стало употр######ться как источник или исходное начало чего-то нового, светлого, дающего людям добро и теплоту. Наш «Родничок» дает исходное начало одаренным ребятам; певцам, танцорам, чтецам. На своих занятиях дети проводят игры, конкурсы, участвуют в подготовке праздников, вечеров, утренников, таких как,...: «Веселая горница», «Книжкины именины», Пушкину - 200 лет».
Частые посетители библиотеки - родители учащихся - как правило, они интересуются новинками учебной литературы, т.к. приобретение учебников легло в последнее время на их плечи. На родительских собраниях проводим беседы на темы: «Чтение в жизни
вашего ребенка». Они всегда вызывают интерес и понимание значимости чтения.
Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и конечно же учителя — предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой «Для Вас педагоги» - где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная - подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к «Неделе английского языка» - представлена книжная выставка и ее обзор «Английские писатели нашего детства». К «Неделе математики» - обзор литературы «Занимательная математика» и книжная выставка «Математика - царица всех наук».
О проходящих мероприятиях в библиотеке и в актовом зале учащиеся узнают из объявлений, которые вывешиваются на школьной стенгазете «Юность». Здесь же помещаются результаты конкурсов, санитарной проверки учебников и т.д.
Наша школьная библиотека делает многое, чтобы книги стали для ребят сначала источником интересного, а потом постепенно источником образовательной информации, ведь школьная жизнь должна быть привлекательной и интересной для ученика, потому что детство - игра.
Наша библиотека - культурный центр, позволяющий детям развиваться за пределами учебных программ. Будущее поколение растет и умнеет здесь, в библиотеке.
В наше время пропаганда насилия, жестокости, стяжательства через средства массовой информации, особенно телевидение, нацеливает нас, библиотекарей, на формирование в молодежи главных
духовных и нравственных ориентиров - образа своей страны и ее будущего, образа героя нашего времени, который был бы достоин будущего.
Библиотекари не только хранители книг, но и навигаторы в сложном информационном мире.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Люблю и ценю библиотекарей! Маленькая зарплата и кладезь знаний - это по-нашему, по-российски. Лично я бы предложил в разы прибавить зарплату только трём категориям людей: врачам, педагогам и библиотекарям. Очень хорошо, что в последнее время стали появляться проекты, направленные на спасение библиотеки как явления культуры, вспомним мега-проект "Пушкинская библиотека".
А, увидев в тексте вашего доклада словосочетание "Литературная викторина", я и совсем растаял. Вот, что нужно нашим детям!
Я уже задал на Педсовете следующий вопрос - пока никто не ответил. Хочется узнать Ваше мнение, Елена Пагатовна.
Вот этот вопрос:
Несколько лет назад, когда набирал материал для книги "Весёлые скороговорки...", столкнулся в районной детской библиотеке с прискорбным фактом - оказывается там списывают "потрёпанные" книги. Когда это касается художественной литературы у меня нет претензий - их перепечатывают оперативно. Но меня крайне огорчает, когда ликвидируют книги занимательных жанров (сборники скороговорок, затей и т.п.) Дело в том, что практически всё новое, что выходит в данных жанрах - плагиат либо компиляция. И только подобные книги 1920 - 1991 гг. были оригинальными!!! Несамостоятельность современных "образовательных" авторов просто пугающая. Выход один - срочно запретить уничтожение книг занимательных жанров в библиотеках РФ!
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=735
Елена Панова ( Пользователь )
Вопрос списывания потрепанных книг остро стоит в библиотеках, особенно в школьных! ведь мы уже забыли о тех временах, когда получали много разных книг. Но с другой стороны, надо учитывать и другие факторы, а именно: детскую психологию (они обожают новые и красочные книги) + здоровье библиотекаря ( старая книга это не только ценная информация, но еще и пыль накопленная десятилетиями) Вот и не знаешь, где золотая середина!
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Елена Панова, 14.12.2011, 08:24) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос списывания потрепанных книг остро стоит в библиотеках, особенно в школьных! ведь мы уже забыли о тех временах, когда получали много разных книг. Но с другой стороны, надо учитывать и другие факторы, а именно: детскую психологию (они обожают новые и красочные книги) + здоровье библиотекаря ( старая книга это не только ценная информация, но еще и пыль накопленная десятилетиями) Вот и не знаешь, где золотая середина!

Со старыми книгами нужно работать в маске.
Можно привлечь школьников, - создать кружок хранителей древней литературы.
Завлечь описанием из Дэна Брауна, - как его герой работал в архиве Ватикана с книгой Галилео Галилея.

Цитата (Блужина Елена Пагатовна, 11.10.2005, 11:49) <{POST_SNAPBACK}>
Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.

К сожалению, не знаю, - где это так.
Реально научился пользоваться библиотекой только попав в Медицинскую библиотеку г. Киева. (Красивый особнячок в центре города).
Там нормальный каталог и толковые библиотекари, помогающие разобраться в его системе.
Школьным библиотекарям просто некогда было этим заниматься.
Такая толпа наседает на перемене, что только успевай взять - отдать - записать.
При наличии электронных библиотек (спасиоб Машкову и другим подвижникам) необходимость в бумажных скоро отпадёт. Останутся хранилища для раритетов.
Я уже давно читаю в бумажном виде только самые любимые книги. А за информацией - в Гугль.

Цитата (И.Г.Сухин, 11.10.2005, 12:09) <{POST_SNAPBACK}>
Вот этот вопрос:
Несколько лет назад, когда набирал материал для книги "Весёлые скороговорки...", столкнулся в районной детской библиотеке с прискорбным фактом - оказывается там списывают "потрёпанные" книги. Когда это касается художественной литературы у меня нет претензий - их перепечатывают оперативно. Но меня крайне огорчает, когда ликвидируют книги занимательных жанров (сборники скороговорок, затей и т.п.) Дело в том, что практически всё новое, что выходит в данных жанрах - плагиат либо компиляция. И только подобные книги 1920 - 1991 гг. были оригинальными!!! Несамостоятельность современных "образовательных" авторов просто пугающая. Выход один - срочно запретить уничтожение книг занимательных жанров в библиотеках РФ!
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=735

Уважаемый Игорь.
У библиотекарей маленькая зарплата, потому что их мало кто ценит.
Если Вам так дороги книги занимательных жанров, - быстренько организуйте их перенос на электронные носители и разместите в сети в платном или бесплатном доступе.
В "современных" "пылехранилищах" они долго не проживут.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+