Личный кабинет

Съезд Русского географического общества

Обсуждение вопросов для дискуссии на профильной секции XIV съезда Русского географического общества
Алексей Оробец ( Пользователь )
В период с 11 по 14 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге состоится XIV Съезд Русского географического общества, приуроченный к 165-летию основания организации.

Съезд является высшим руководящим органом, уполномоченным принимать ключевые решения по деятельности Общества. К участию в работе Съезда приглашены более 150 делегатов из 74 региональных отделений Общества. В ходе работы Съезда участникам предстоит заслушать более 250 докладов по наиболее актуальным темам, связанным с научной деятельностью, планами и перспективами развития Русского географического общества.

В научную программу съезда включена секция «Школьное географическое образование» (секция G-4). Значительная часть докладов этой секции будет посвящена проблемам географического образования. Среди тем выступлений — «Модернизация структуры и содержания школьного курса географии» (Васильев С.В., Санкт-Петербург), «Проблемы среднего географического образования в России» (Горбанёв В.А., Москва), «Качество школьного картографического образования» (Зинчук Л.Н. и др., Москва), «Направления „перезагрузки“ в школьной географии» (Максаковский В.П., Москва) и другие.

На секции будут также обсуждаться возможности Русского географического общества по географическому и экологическому просвещению. Предлагаю обсудить на этой ветке форума основные проблемы географического образования и те направления, по которым может быть выстроено взаимодействие между Русским географическим обществом, как общественной организацией и субъектами системы образования (общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учителями географии, учащимися, муниципальными методическими службами и др.).
Ирина Жагрина ( Пользователь )
Как попасть на Ваш съезд?
Алексей Оробец ( Пользователь )
Цитата (Ирина Жагрина, 06.12.2010, 17:10) <{POST_SNAPBACK}>
Как попасть на Ваш съезд?


Ирина Александровна!

Я — один из участников съезда, мой доклад включён в научную программу. А Ваш вопрос скорее к организаторам. Участником съезда, насколько мне известно, может стать любой член Русского географического общества. Для этого нужно было зарегистрироваться в оргкомитете. Подробности можно уточнить в контактном отделе по единому федеральному телефону 8-800-700-1845 (звонок бесплатный).

Как Вы считаете, на что нужно обратить внимание участников съезда в первую очередь? Какие проблемы в школьном географическом образовании наиболее актуальны для Вас? Что может дать Русское географическое общество учителям географии и школьникам, интересующимся географией и экологией?
Ирина Жагрина ( Пользователь )
На мой взгляд проблема в школьном географическом образовании заключается в том, что последнее время предмет считают не важным, не нужным, количество часов всё меньше и меньше, хотя программа остаётся прежней. Дошло до того, что география уже не входит в обязательные учебные предметы.
Алексей Оробец ( Пользователь )
Цитата (Ирина Жагрина, 06.12.2010, 21:24) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд проблема в школьном географическом образовании заключается в том, что последнее время предмет считают не важным, не нужным, количество часов всё меньше и меньше, хотя программа остаётся прежней. Дошло до того, что география уже не входит в обязательные учебные предметы.


Ирина Александровна, спасибо! Как по-Вашему, какие действия и кто должен предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Какую роль может сыграть Русское географическое общество как всероссийская общественная организация, заинтересованная в распространении географических знаний, воспитании географической и экологической культуры?
Ирина Жагрина ( Пользователь )
Может уже к президенту обратиться? Наверное пора.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Алексей Александрович!

Это очень хорошо, что вы будете на съезде. Да еще и выступите.
На мой взгляд, сейчас надо бить тревогу среди профессионалов по поводу ВЫРОЖДЕНИЯ географии, как общеобразовательного предмета, на уровень Малахов-TV и Петрик-science. В сознании наших образовательных "вождей" эта наука, соответственно и географический раздел школьной программы, абсолютно маргинальный закуток современного "научного мэйнстрима". Такое отношение к географии полностью отрицает весь опыт как российской, так и советской школы.

Видимо, идя вслед за зарубежными образовательными системами, кроме, разве что Франции и Германии, они не понимают (вернее, им в школе этого не дали), что география – важнейшая мировоззренческая академическая дисциплина, находящаяся на самом острие научного фронтира. Особенно социально – географическая ее часть.

Но дело не только в непонимании фундаментальных основ современной глобализации и, соответственно, антиглобалистских выступлений. Школьная география должна стать окошком в восприятии и понимании земной поверхности как гигантской арены глобального взаимодействия и глобальной взаимозависимости процессов природных и социальных. Только при этом можно избежать абсолютно нерационального противостояния "зеленого движения" и конструктивной географии. Действительно научное мировоззрение, а не спекулятивное полузнание, в этом вопросе должно закладываться в школьном возрасте.

И еще, ИМХО, надо твердо противостоять превращения школьного курса в туристический буклет про "Страны и народы". То, о чем повествуют нынешние школьные учебники по нашему предмету, вполне оправдывает сокращение учебных часов на географии. На такое содержание и того, что дают – жалко. Возьмите, хотя бы, курс за 9 класс. Никакой нормальной статистики. Ни одной приличной или содержательной картограммы или картодиограммы. В корне искажен важнейший для нас краеведческий принцип, т.к. невозможно с помощью учебника или атласа сравнить свой регион с другими, показать его как ЧАСТЬ ЦЕЛОГО. Географию заменяют этнографией и самыми примитивными этническими мифологемами.

В физической географии выхолощены научные основы предмета. Дети вообще не понимают почему эта часть географии так называется. А ведь в 8 классе вполне можно очень неплохо показать ее связь с физикой, химией, биологией. Предмет из научно-познавательного постепенно скатывается на описательно-развлекательные рельсы.

Про картографическую составляющую я уже и не говорю. И это в эпоху ГЛОНАСС и GPS. Никакие навигаторы, никакие Google Earth или Яндекс–карты не помогут, если человек никогда не работал с конкретной топографической картой своей малой родины. Благо, сейчас карты – не проблема. Проблема – время на уроках.

Успешного Вам выступления, Алексей Александрович
Петр Гремченко ( Пользователь )
Добрый день, уважаемые географы и географини!
Позвольте поздравить Вас с Новым 2011 год. Пожелать Вам географического здоровья, географического счастья, климатического благополучия, географической устойчивости в нашем творческом труде
Алексей, Вам тоже новогоднего счастья и географического долготерпения в продвижении школьного образования в нашу прагматичную жизнь.
Теперь по делу ( я у станка более 25 лет ) - школьная география - это единственный предмет, который позволяет формировать основы миропонимания и мироощещения. Это комплексная, системная наука. Дети страдают от отсутствия этого комплексного подхода. Великая география превратилась в падчерицу, в школьный предмет, который попадает в разряд "..... и другие". Ну о каком образовании можно говорить, когда умы географической науки называют ее геоэкология. Я согласен с предыдущими коллегами, что часы - скостили, карты - убрали, текст сделали просто нечитаемым. Ну если у ведущих географов нет возмжности сделать хорошие учебники и методические пособия, то можно бросить кличь школьным учителям и я уверен они помогут. Важно чтобы была политическая вера и воля - все таки, молодцы ребята обществоведы, протолкнули обществоведение в главные науки и теперь на экономических факультетах принимают обществоведение, а не географию, хотя это сплошная чушь. Только география с ее территорией и умением анализировать пространственную организацию общества способна дать пищу для будущих планов экономистам
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Есть дельные и современные учебники очень неплохих авторов. К примеру, учебники Сухова. Но, как говорили Ванюше Солнцеву, не показался он московским решителям судеб.

К сожалению, Алексей Александрович не торопиться поделиться впечатлениями о съезде.
Ирина Корнилова ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 28.01.2011, 22:30) <{POST_SNAPBACK}>
Есть дельные и современные учебники очень неплохих авторов. К примеру, учебники Сухова. Но, как говорили Ванюше Солнцеву, не показался он московским решителям судеб.

К сожалению, Алексей Александрович не торопиться поделиться впечатлениями о съезде.


Да, очень интересный учебник. Работала по нему с удовольствием. Развивающий и очень современный. Жаль, что от него нас заставили отказаться.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+