Личный кабинет

Возраст учителя и инновации

Наталья Ведерникова ( Пользователь )
Прочитала, коллеги, всю ветку с самого начала. Интересные ощущения. Доводы "молодых" - не владеют ИКТ, доводы "старых" - опыт и любовь к детям. Что перевешивает?
Проблема в том, что и опыт - не панацея, и владение ИКТ - ничего не гарантирует. А уж ставить знак равенства "ИКТ= инновация"! ИКТ - это ПРОСТО ИНСТРУМЕНТ. Новый, продвинутый, интересный... Но - не гарантирующий результата. Учитель на уроке использует массу "инструментов" - карты, таблицы, доска с мелом даже (что всем стало казаться странным), презентации, ролики, интерактивные модели... Но ИКТ полезны лишь тогда, когда уместны. А если презентация просто заменила элементарную запись на доске какой-то формулы... Тогда это смешно.

Про уход из школы вовремя - оно верно, конечно. Только вот как это измерить? Некоторым надо и в 25 уходить :)))

О том, что молодым надобно учиться у старшего поколения и о нежелании их учить молодых.

Опять же все индивидуально. А что значит - помогать молодому учителю? А всегда он доброжелательно воспринимает попытку помочь?
Вообще, замечаю, что дело в коллективе, в атмосфере, которая в школе сложилась. А, следовательно – дело в руководстве ОУ. Наши директора и завучи очень редко планируют свою кадровую политику. А это процесс не стихийный – создать коллектив, в котором будет комфортно педагогам разного возраста и где будут условия для естественной смены поколений.
Сергей Белашов ( Пользователь )
Ведерникова: "Учитель на уроке использует массу "инструментов" - карты, таблицы, доска с мелом даже (что всем стало казаться странным), презентации, ролики, интерактивные модели... Но ИКТ полезны лишь тогда, когда уместны. А если презентация просто заменила элементарную запись на доске какой-то формулы... Тогда это смешно.
...Вообще, замечаю, что дело в коллективе, в атмосфере, которая в школе сложилась. А, следовательно – дело в руководстве ОУ. Наши директора и завучи очень редко планируют свою кадровую политику. А это процесс не стихийный – создать коллектив, в котором будет комфортно педагогам разного возраста и где будут условия для естественной смены поколений".

- Так что же является основным в работе учителя - "инструменты", а точнее методики по передаче информации с усилением и ускорением ее усвоения или все-таки коллектив учителей и учеников с грамотной расстановкой кадров и взаимопониманием и единой целью?
А.С. Макаренко считал, что главное это коллектив учителей и детей, руководимый компетентным в педагогике директором.

"Из истории коммуны им. Ф.Э.Дзержинского":
«Общественный интерес - это есть и интерес личный....
Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны ("вы должны его исправлять, а не вгонять") – это разглагольствование буржуазного индивидуалиста, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех -же личностей...
Коллектив детей не готовится к будущей жизни, а уже живет.
Требования коллектива являются воспитывающими, главным образом по отношении к тем, кто участвует в требовании, коллектив ... сознает себя как часть великого пролетарского коллектива, связанного с ним каждым движением.
Это и есть политическое воспитание, отличное от политического образования.


А.С. Макаренко «Проблемы воспитания в советской школе»
Теоретики видят в воспитательных мероприятиях лишь подсобное вспомогательное средство к повышению успеваемости – и только.
Учителям до сих пор не помогли понять, что нормальная работа школы немыслима без сплоченного педагогического коллектива, придерживающегося единой методики и коллективной ответственности не только за свой класс, а за всю школу в целом.
Наша школьная сеть, которой вправе гордиться страна, представляет собой в педагогическом секторе распыленную массу одиночек-учителей и в ученическом – массу разрозненных классов лишь механически связанных соседством в общем школьном здании.
Школа как единого коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни дети, ни семья, ни советская общественность.
И именно в этом таится корень многих бед.

«Проблемы школьного воспитания»
А.С. Макаренко том 5 из-во Академии пед.наук 1958 г.
«…я и теперь остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной.
… Все ошибки, все уклоны в нашей педагогической работе происходили всегда в области логики целесообразности.
…Главной формой воспитательной работы считаю коллектив.
Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него.
Организация работы (в детском клубе, пионерском лагере) должна принадлежать все-таки школе.
Я удивлялся, что в пионерских лагерях собираются дети разных школ.
Значит, школьный коллектив никакого участия в организации летнего отдыха не принимает.
Такое разбиение воспитательного процесса между различными учреждениями и лицами не связанными между собой взаимной ответственностью и единоначалием, не может принести пользы.
…Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания и как средство воспитания должна отличаться от режима.
Режим – это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать.
…Гниение (актива) начинается с пользования привилегиями, с уклонений, с барского тона.
Лучше совсем не иметь воспитателя, который сам не воспитан.
У нас считают, что любой человек, стоит его назначить на должность воспитателя и заплатить жалование, он может воспитывать. А между тем, это работа самая ОТВЕТСТВЕННАЯ (стр.178)
Воспитатель должен иметь поставленный голос, владеть мимикой.
Лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных одной мыслью и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают в одиночку, как кто хочет (стр. 180).
Если КОЛЛЕКТИВ живет и сбит по-настоящему, то каждый НОВЕНЬКИЙ является новеньким – не только воспитанник, но и ПЕДАГОГ. И воображать, что сегодня пришедший педагог может воспитывать – это ошибка.
Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива (стр.180).
Работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу, в наибольшей дружбе с ним, в товарищеском воспитании (стр.185)
…Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены, оказываются в постоянном деловом, дружеском бытовом и идеологическом объединении.
В моем опыте я пришел к такой организации первичного коллектива, который является ячейкой, в которой и школьные и производственные интересы приходят от разных групп. Вот почему я остановился на отряде, в который входили школьники разных классов и работники разных производственных бригад (как в семье старшие и младшие). Коллектив организовывался по принципу, кто с кем хочет. Общее собрание обычно старалось дела с отдельными личностями не иметь. Мы имели каждый день несколько билетов в театр. Идет весь отряд (лучший). И отличники идут и те, которые не имели отлично, а имел даже плохие отметки. Они пользуются тем, что получил отряд.

А.С. Макаренко
«Некоторые выводы из педагогического опыта»
"Моим основным принципом было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему.
Нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем.
Отказаться от риска, значит, отказаться от творчества.
Никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы как коллектива.
Моим основным принципом было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше доверия к нему.
Коллектив это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Так вот, коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив, и кроме того коллектив педагогический.
Я не представлял и не представляю себе можно ли воспитывать коллектив, по крайней мере, детский коллектив, если не будет коллектива педагогов.
Во всяком случае я уверен, что труд не имеющий ввиду создание материальных ценностей не является положительным элементом воспитания, так что труд так называемый учебный и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать.
Но если бы меня спросили с чего я начал бы в нормальной школе, я сказал бы, я начал бы с хорошего Общего собрания, где от души в лоб сказал - бы ребятам: во-первых чего я хочу, во-вторых, чего я от них требую, в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через года. Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет огромное значение Стр.242 Полного Собрания сочинений Макаренко».
В педагогических ВУЗах этим ПЕДАГОГИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ и не пахнет.
Там не знают, что такое педагогическое мастерство. Мы имеет такое положение, когда это мастерство каждый имеет право назвать КУСТАРНЫМ (стр.267).
Мне дают мальчика, доведенного до известной степени "совершенства". И вот, я доводил его к такой идее - ОН должен нести в семью мою государственную идею. Таким образом, я не ожидал, что мне семья принесет какую-то идею, в был уверен, что мой воспитанник, мой мальчик понесет государственную идею в семью (стр.247 ППС)

«Мои педагогические воззрения»
Учитель – это рядовой работник. Если он не сумеет быть хорошим рядовым работником, он никогда не сможет быть хорошим руководителем (стр.291).
Единство педагогического коллектива – определяющая вещь и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма, склоки в педагогическом коллективе, неи ничего отвратительнее и вреднее (стр. 292).

«Из опыта работы»
…У вас воспитательное средство не то, которое ведет к цели, а то, при котором меньше скандалов, меньше крика, когда и волки сыты и овцы целы.
А каким результатам ведет это средство – не проверяется, не имеет особого значения.
А я считал воспитательным средством то, которое ведет к цели.
Я считаю, что воспитание есть выражение политического кредо педагога, а его знания являются подсобными.
Я всегда был противником такого взгляда, что педагогика строится на изучении ребенка и на изучении отдельно взятых, абстрактно мыслимых воспитательных методов.
Я считаю, что ВОСПИТАНИЕ есть выражение ПОЛИТИЧЕСКОГО КРЕДО педагога, а его знания являются подсобными.
Я НАСТАИВАЮ, что вопросы ВОСПИТАНИЯ, методику воспитания НЕЛЬЗЯ ограничивать вопросами ПРЕПОДАВАНИЯ, тем более нельзя, что воспитательный процесс совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей земли (стр.313)



Нелли Алексеева ( Пользователь )
Давайте подождём каких-то подвижек после фиаско с ЕГЭ...Всё новое-хорошо забытое старое...Сочинение,а
не ЕГЭ по литературе/ а помните: право выбора -защита реферата,устный экзамен-учили тексты наизусть!,
собеседование с аттестационной комиссией и другие формы / Почему бы и нет? Согласна с предыдущими
коллегами: воспитание через образование! Давайте всё-таки растить ЛИЧНОСТИ / мне как-то методист
высокого уровня по поводу чуши в тестах-а это натаскивание- ответила:нам не нужны Пушкины!..
Нужны!!! И они есть, но мы подчас им подрубаем крылья на корню!!! НН

Цитата (Нелли Алексеева, 11.06.2013, 00:04) <{POST_SNAPBACK}>
Давайте подождём каких-то подвижек после фиаско с ЕГЭ...Всё новое-хорошо забытое старое...Сочинение,а
не ЕГЭ по литературе/ а помните: право выбора -защита реферата,устный экзамен-учили тексты наизусть!,
собеседование с аттестационной комиссией и другие формы / Почему бы и нет? Согласна с предыдущими
коллегами: воспитание через образование! Давайте всё-таки растить ЛИЧНОСТИ / мне как-то методист
высокого уровня по поводу чуши в тестах-а это натаскивание- ответила:нам не нужны Пушкины!..
Нужны!!! И они есть, но мы подчас им подрубаем крылья на корню!!! НН

Сергей Белашов ( Пользователь )
Нелли Алексеева: "мне как-то методист высокого уровня по поводу чуши в тестах-а это натаскивание- ответила:нам не нужны Пушкины!.."

- Именно так, чиновникам не нужны Пушкины, Лермонтовы, Ленины, Сталины, Прокофьевы, им не нужны талантливые граждане, им нужны исполнительные, тупые подданные, которых можно беззастенчиво и безнаказанно эксплуатировать.
Именно поэтому современная школа превращена в концлагерь с решетками на окнах и вокруг и с такими-же зэковскими традициями.
Россия стоит на первом месте в Европе по подрастковому суициду.
Власть уничтожающая свой народ и в первую очередь молодежь, долго не продержится.
Современная Россия очень похода на николаевскую 19 века.
Эльвира Литвинова ( Пользователь )

Полностью с вами согласна, Татьяна Викторовна! Мне так и ответила молодая коллега. Хорошо у тебя дети выросли, больше свободного времени, а то они у нас маленькими не были. Личная жизнь она у каждого, а работа есть работа. Без интереса, энтузиазма не стоит наверное и идти на работу.
Александр Бермус ( Пользователь )
К сожалению, в этой дискуссии, ушло на второй план очень важное, хотя и не столь очевидное отношение. Биологический возраст учительства и возраст как культурно-антропологическая реальность, все-таки, очень разные вещи. "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..." - написано 24-летним человеком, в то же время, для многих учителей с 40-, 50- и более-летним стажем, по-прежнему любимой песней остаются "Комсомольцы - беспокойные сердца..."

Действительно, в образовании традиционно сочетались (и, одновременно, противостояли) две тенденции - с одной стороны, попытка транслировать опыт предыдущих поколений и, с другой стороны, - становление новых поколений с присущими им новыми способами жизни, деятельности, коммуникации, самосознания. И, в общем-то, противостояние этих двух тенденций и являлось условием развития школы при одном-единственном условии - ЧЕЛОВЕК (вне зависимости от его возраста) обладал некоторой неотчуждаемой ценностью, называемой ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ. Дальше - начиналось уже построение иерархии, в которой воплощались те или иные приоритеты, предпочтения, относящиеся к возрасту, социальному и профессиональному статусу и др.

В современной ситуации, ключевой проблемой является как раз жесточайший и все возрастающий дефицит человеческого достоинства не только на уровне образовательной системы, но и общества, в целом. Европейский человек перестает быть интересен, с экономической точки зрения, вслед за этим он "уходит" из политики, образования, культуры, уступая место "эффективным мнимостям" - "глобальной экономике", "мультикультурализму", "толерантности", "цивилизационному выбору" и т.д. Прежние институты, связывающие индивидов в прежней товарной экономике отношениями партнерства и взаимодействия (школы, институты, профсоюзы, учреждения культуры и др.) оказываются "излишними" и "неэффективными" не в силу тех или иных "индивидуальных" недостатков, а в силу принципиальной несовместимости со структурами постсовременности. В результате, не только "старшие" и "младшие" учителя, но и учителя и учащиеся, в целом, оказываются друг по отношению к другу совершенными инопланетянами, лишенными общего языка, интересов и потребностей друг в друге...
Сергей Белашов ( Пользователь )
Бермус Педагогический университет: "Прежние институты, связывающие индивидов в прежней товарной экономике отношениями партнерства и взаимодействия (школы, институты, профсоюзы, учреждения культуры и др.) оказываются "излишними" и "неэффективными" не в силу тех или иных "индивидуальных" недостатков, а в силу принципиальной несовместимости со структурами постсовременности. В результате, не только "старшие" и "младшие" учителя, но и учителя и учащиеся, в целом, оказываются друг по отношению к другу совершенными инопланетянами, лишенными общего языка, интересов и потребностей друг в друге... ".

- Указанный вывод политически.ономически и социально необоснован.
Россия не входит в перечень развитых капиталистических стран с рыночной экономикой и демократическими формами правления.
Россия затормозила на уровне советского бюрократического феодализма и никак не может расстаться с правилами банановой полуфеодальной латиноамериканской республики, куда была сброшена вооруженным контрреволюционным фашистским переворотом Ельцина-Лужкова в октябре 1993 г. Российская школа перешла от методик полуфеодальной немецкой с советсим уклоном к полукриминальной латиноамериканской.
Россия отброшена из монополистического полуфеодального индустриального капитализма в тягловый полуфеодализм.
Соответствующим образом среагировала на это и школа, вытеснив из школы и ликвидировав появившихся педагогов-новаторов периода буржуазных преобразований 1989-90 г.г., вернувшись к методам николаесвкой России 19 века.
Сергей Белашов ( Пользователь )
Учитель как вино, чем старше, тем лучше.
Валентина Грязнова ( Пользователь )
Думаю, что возраст не имеет значения! Есть молодые, которые не хотят ничего делать и учителя со стажем, которые впереди планеты!
Людмила Кривошеина ( Пользователь )
Сейчас вошло в моду ругать учителей со стажем.Они все - отсталые. А молодые, опять же все- перспективные, умные, деятельные и т.п. Их продвигают. Им- лучшие классы и больше часов. Им- льготы на покупку жилья и гранты за работу на селе. Только вот работают они, как правило, пока есть эти льготы или вовсе неполный год до декрета.И все. Обратно возвращается редко кто. А если и приходят, то только потому, что больше нигде их не взяли.
Я не против молодых. Я против того, что им положены льготы за то, что для нас было и остается по сей день нормой. Вовсе не все учителя со стажем имеют жилье или деньги на его покупку. Многие проработали в селе всю жизнь- так почему не поощрить их самоотверженный труд, вместо грантов для тех, кто приедет сюда только на обязательные 3 года?
Инновации- это может и важно, Только какое отношение это имеет к реальной работе и ее результатам?И при чем здесь возраст. Все зависит от самого человека.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+