Личный кабинет

Если ли рефлексия на ВИПе?

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я столько раз писал про рефлЕксию и рефлексИю, что когда в очередной раз упомянул, что некоторые вещи становятся человеку слышны, видны и понятны только при наличии рефлексии, что подумал, - сколько не говори "халва" во рту слаще не станет... Рефлексию обнаружить и продемонстрировать, или на себе или на других требуется. Вот что пишет на форуме консультантов по оргуправлению Ренальд Александрович Лачашвили руководитель Научно-методического Центра "Школа нового поколения"

...для меня результаты следующие:

- еще раз убедился, что образование и его люди вряд ли придумают, как его радикально менять, все их идеи - экстраполяция существующего

- еще раз убедился, что изменения наступят и уже наступают как реакция на то, что происходит вообще

- начал понимать, что преднамеренные изменения в этой сфере возможны, скорее всего, из предельной онтологии, например, если рассматривать как заказчика образования не работодателей, а клиентов этих работодателей (заказчик для мединститута - не главврач поликлиники, а больные, заказчик вузов гражданской авиации - не авиакомпания, а пассажиры и их родственники) - эта простая мысль мне до этого в голову не приходила, и я всякий раз удивлялся, почему работодатели так пассивно себя ведут как заказчики

- исходя из этого мы в группе предложили законодательную инициативу (не на ближнее будущее, но озвучивать нужно) - ввести независимое (от способа получения компетенций, знаний и пр.) тестирование профессиональных компетенций по важнейшим отраслям жизни: хочешь стать бухгалтером, врачом, учителем и др. - можешь учиться где угодно и у кого угодно, только сдай профессиональный экзамен и получи сертификат, а не диплом об окончании вуза

- в голове забродили еще кое-какие непривычные мысли...


Это, на мой взгляд, - пример рефлексии. Столь редкой на ВИПе.

.
Ренальд Лачашвили ( Пользователь )
Прежде всего, хотел бы уточнить, что организаторы мероприятия, о котором я писал, ставлии целью заглянуть в будущее образования где-то до 30-40 гг. и увидеть там то, что сейчас еще никак себя не выказывает. Такая попытка была названа модным английским словом ФОРСАЙТ и проводилась в нескольких проектных группах, где большинство принадлежало опытным работникам образования.
ИМХО, даже самые прогрессивные из них продолжают воевать с тоталитаризмом, который, по моим наблюдениям, остался существовать лишь в тех школах, которые сами хотят работать именно так. Если, конечно, не принимать за проявления тоталитаризма бюрократические манеры некоторых органов управления образованием, которые по отзывам наших коллег с Запада, доставляют им не меньше хлопот, чем нам.

Сосредоточенность на этой борьбе мешает им почувствовать уникальность ситуации в мире, где от ситуации дефицита информации мир перешел к ситуации ее избытка - я помню, как ценил возможность в зале периодики Ленинской библиотеки ознакомиться с зарубежными журналами всего лишь месячной (!) давности, а сейчас приходиться буквально отбиваться от потока интереснейшей информации, сдерживая природную жадность.
При этом я всякий раз вспоминаю о предоставлении школьникам права выбора индивидуальной траектории, что в моем представлении связано с мучительным отказом от отбрасываемых альтернатив. И этому (умению отказаться от многого ради одного и отвечать за свой выбор) тоже следует учить, как важной общекультурной компетенции.

Работая в группах разного состава, ловил себя на том, что чувствую себя генералом, готовящимся к прошедшей войне, и только преднамеренные усилия выводили на какие-то действительно новые позиции.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Ренальд Лачашвили, 21.10.2010, 22:01) <{POST_SNAPBACK}>
Работая в группах разного состава, ловил себя на том, что чувствую себя генералом, готовящимся к прошедшей войне, и только преднамеренные усилия выводили на какие-то действительно новые позиции.


Ренальд Александрович, очень схоже рефлексивно писал великий физик Резерфорд

"'Сначала, я думал, что важно как работать. - 'Работать нужно хорошо", Потом, я думал, что важно, где работать? - "Работать нужно в престижном месте. И лишь под конец жизни, я понял, что не важно как, и не важно где? - Важно с КЕМ работать. Качество и престижность работы проистекает из того, С КЕМ РАБОТАЕШЬ."

Спасибо, что Вы пришли, Ренальд Александрович! Вместе и поработаем. Скажите, пожалуйста, что нужно, на Ваш взгляд, сделать, чтобы у тебя появилась рефлексия?
Ренальд Лачашвили ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 21.10.2010, 23:47) <{POST_SNAPBACK}>
Ренальд Александрович, очень схоже рефлексивно писал великий физик Резерфорд

"'Сначала, я думал, что важно как работать. - 'Работать нужно хорошо", Потом, я думал, что важно, где работать? - "Работать нужно в престижном месте. И лишь под конец жизни, я понял, что не важно как, и не важно где? - Важно с КЕМ работать. Качество и престижность работы проистекает из того, С КЕМ РАБОТАЕШЬ."

Спасибо, что Вы пришли, Ренальд Александрович! Вместе и поработаем. Скажите, пожалуйста, что нужно, на Ваш взгляд, сделать, чтобы у тебя появилась рефлексия?


Есть много "способов", например, разозлиться, загрустить, и т.п.
А если серьезно, то ИМХО - задать себе вопрос "Как бы я объяснил, что со мной произошло, когда я (делал Х, участвовал в У, не смог Z и т.п.), если бы я начал об этом вспоминат и в этом разбираться".
А если еще серьезнее, то я это отношу, скорее, к неосознанной компетенции (хотя в развивающем образовании этому учат, но я учился в школе задолго до развивающего образования :)
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 22.10.2010, 00:47) <{POST_SNAPBACK}>
...очень схоже рефлексивно писал великий физик Резерфорд

"...И лишь под конец жизни, я понял, что не важно как, и не важно где? - Важно с КЕМ работать. Качество и престижность работы проистекает из того, С КЕМ РАБОТАЕШЬ."

Замечательную тему начали Вы, Владислав Иванович! Может, все же попробовать выстроить здесь, на ВИПе семинар соответствующих. Вот уже не один год повторяю, что учитель -- это, в первую очередь, homo reflexio. Я не специалист в таких делах, но, если нужно будет, грузите. Впрягусь и не буду просить пощады.
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 22.10.2010, 00:47) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, что Вы пришли, Ренальд Александрович!

Присоединяюсь.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 03.11.2010, 01:19) <{POST_SNAPBACK}>
Может, все же попробовать выстроить здесь, на ВИПе семинар соответствующих. Вот уже не один год повторяю, что учитель -- это, в первую очередь, homo reflexio. Я не специалист в таких делах, но, если нужно будет, грузите. Впрягусь и не буду просить пощады.


Спасибо за партнерство, Сергей Васильевич, - я же писал, - вашу руку и плечо всегда чувствую на ВИПе. Только сомнения меня гложут... И не только потому, что Ренальд Александрович относит рефлексию "к неосознанной компетенции", и как мне, кажется, сомневается во всесилии развивающего обучения...

Цитата (Ренальд Лачашвили, 03.11.2010, 01:07) <{POST_SNAPBACK}>
А если еще серьезнее, то я это отношу, скорее, к неосознанной компетенции (хотя в развивающем образовании этому учат, но я учился в школе задолго до развивающего образования :)

Но и потому, что если в реальном социуме я много раз на разных событиях видел как невыносимо психологически трудно возникает (но ведь такое случается?!) рефлексия, то в виртуале я не обнаружил этого ни разу... Может виртуал сходен управляемому сновидению? Какая может быть проблематизация во сне?:))
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата
...сомнения меня гложут...

...если в реальном социуме я много раз на разных событиях видел как невыносимо психологически трудно возникает (но ведь такое случается?!) рефлексия, то в виртуале я не обнаружил этого ни разу...


Гипотеза 1. Рефлексия на ВИПе есть только у тех, кто её уже "приобрёл" ранее.
Гипотеза 2. Выйти в рефлексию через проблематизацию в виртуале можно только на собственном волевом усилии.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 03.11.2010, 03:48) <{POST_SNAPBACK}>
...если в реальном социуме я много раз на разных событиях видел как невыносимо психологически трудно возникает (но ведь такое случается?!) рефлексия, то в виртуале я не обнаружил этого ни разу...

Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 03.11.2010, 05:45) <{POST_SNAPBACK}>
Гипотеза 2. Выйти в рефлексию через проблематизацию в виртуале можно только на собственном волевом усилии.

Согласен с обоими. Рефлексия, как и многое в нашей жизни, передается только "воздушно-капельным" путем. Учителям такая "опция" нашей профессии очень хрошо известна.

Но!.. Хотя бы для тех, кто готов приложить эти самые "собственные волевые усилия" для освоения азов интеллектуальной культуры?!

На себя я могу взять поиск и постинг Интернет-ресурсов, соответствующее пополнение соответствующих библиотек. Могу ( с разрешения администрации ВИПа) попытаться привлечь к сотрудничеству авторитетных в этом деле людей, засветившихся в Сети. Но нужна, хоть минимальная, программа, какой-то учебный план, содержание тренировочных задач и т.п. Нужно явственно выделенное "ядро конденсации" проекта.

З/Ы/ Явно напрашивается такой же виртуальный семинар и по коммуникационной культуре.
Ренальд Лачашвили ( Пользователь )
1. Не очень у меня получается навигация по веткам (это мой ИКТ-кретинизм, как был прикладным программистом, так и помру, видимо :). Кое-что не открывается, хоть ты тресни. Кстати, а что такое ВИП?
2. Откуда растет рефлексионная способность и как можно было бы наращивать рефлексионную компетентность?
На уровне абсолютно субъективной спекуляции могу предположить, что способность растет из раннего детства под влиянием всех обстоятельств, которые помогают (заставляют) избавлению ребенка от врожденного эгоцентризма. Архетип эгоцентризма получил серьезный удар со стороны Коперника и компании, но в виртуальном мире отыгрывается в полной мере: почитайте комменты модераторов Вики-сайтов (например, letopisi.ru), где в обращении к авторам постов прямо говорится об избавлении от эгоцентризма.
Если говорить о компетентности, то здесь можно обратиться к опыту тренингов личностного роста, НЛП и т.п., где пытаются тренировать у участников опыт т.наз. диссоциации, т.е. взгляда на себя (действующего) со стороны. Еще одно полезное упражнение - моделирование переговоров с разных позиций. Можно, наверное придумать и еще много чего, однако:
3. Если говорить о педагоге как профессии, то это не очень располагает к выращиванию рефлексивной компетенции.
Учитель в классе - центр образовательной Вселенной, где всё не только вращается вокруг него, но и по его воле, что при многократном повторении приучает его к позиции демиурга, но не исследователя.
Обратную связь со стороны он получает после открытых уроков, которые разворачиваются, скорее, по законам дейстия театрального, чем учебного.
По мере накопления профессионального опыта эгоцентрические акценты могут приобретать доминирующее значение, скажем, у тех учителей-мастеров, у которых каждый урок - волнующее представление.
4. Все вышеизложенное не носит оценочного (и тем более, нормативного!) характера и является попыткой ответа на поставленный вопрос. А вот как могли бы сочетаться рефлексивные компетентности с презентационными - вопрос уже другой.
Ирина Антоновна Китаева ( Пользователь )
Уважаемый Ренальд Александрович!

ВИП - это практикуемая в обсуждениях аббревиатура данного портала - "Всероссийсский интернет-педсовет".

У меня к вам вопрос.
Когда спрашивают "Существует ли в данном сообществе рефлексия", что именно имеется в виду?
Существует классическое понимание рефлексии (самоанализ своих мыслей, суждений, действий как бы со стороны), и существует так называемая групповая рефлексия, когда члены сообщества что вместе сделали (обсудили, поиграли, поработали), а после этого стали сообща анализировать мысли, высказывания, действия, позиции, роли и мотивацию (причины действий) каждого участника сообщества.
То что групповой анализ называют "рефлексией" это правильно, или нет?
Вы эти процессы различаете?
Способствует ли обратная связь (групповая рефлексия) развитию личной рефлексии, или наоборот?
Какой, по вашему мнению, должна быть групповая рефлексия, чтобы человек, получающий "обратную связь", на нее не обижался? Должна ли групповая рефлексия какого - ни будь обсуждения быть продолжением этого обсуждения?

Спасибо!
С уважением!




footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+