Личный кабинет

Форум открытого кружка

Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (Евгений Шабалин, 10.10.2010, 18:06) <{POST_SNAPBACK}>
Не знаю, интересно ли Вам, но у меня (у моих учеников :) ) обычно вызывают проблемы следующие простые вопросы:


1) Как изменится уровень воды в ведре, в котором плавает лёд, после того, как лёд растает?

2) Как изменится глубина погружения плавающего тела в воде в ведре, если ведро расположено в лифте, а лифт начинает разгоняться вверх? тормозить?

3) Как установится уровень воды в стакане, если стакан перемещать горизонтально с ускорением а

Это, конечно, не все вопросы, но на мой взгляд одни из тех, что помогают понять суть явлений.


Можно уже не удивляться в том, что у нас совпадают задачи. Видно детские проблемы объединяют учителей. Похожие задачи я рассматриваю на занятиях. Завтра выложу на сайте кружка.

Завтрашний кружок будет посвящен электрическим цепям (по просьбе ребят).
В прошлом году об этом говорили (да и в позапрошлом .....).
Вот теория и задачи.

Что сказать нового?
Евгений Шабалин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 16.10.2010, 18:03) <{POST_SNAPBACK}>
Завтрашний кружок будет посвящен электрическим цепям (по просьбе ребят).
В прошлом году об этом говорили (да и в позапрошлом .....).
Вот теория и задачи.

Что сказать нового?


К сожалению, долго не был на сайте и увидел Ваше сообщение уже поздно. Но задачи, естественно, отличные. Правда, скорее ближе к олимпиадным. Я не помню, чтобы подобного рода задачи встречались где-то на вступительных экзамненах. Однако, с сильными учениками я такие тоже рассматриваю. Но не много. Больше уделяю внимание амперметрам и вольтметрам и их подключению (особенно нравится реакция детей, когда нарисуешь схему с амперметром, включенным параллельно какому-нибудь сопротивлению, а вольтметр, наоборот, последовательно). А также вопросам шунтирования. 


Кое-что написал в личку.

Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (Евгений Шабалин, 19.10.2010, 10:17) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, долго не был на сайте и увидел Ваше сообщение уже поздно. Но задачи, естественно, отличные. Правда, скорее ближе к олимпиадным. Я не помню, чтобы подобного рода задачи встречались где-то на вступительных экзамненах. Однако, с сильными учениками я такие тоже рассматриваю. Но не много. Больше уделяю внимание амперметрам и вольтметрам и их подключению (особенно нравится реакция детей, когда нарисуешь схему с амперметром, включенным параллельно какому-нибудь сопротивлению, а вольтметр, наоборот, последовательно). А также вопросам шунтирования. 


Кое-что написал в личку.

Спасибо огромное! С вашего разрешения публикую здесь ваше письмо:
Тема: по теме потенциал

Здравствуйте, Григорий Григорьевич!

Пару слов по поводу теории по теме "потенциал". Вы рассматриваете не "какой-то участок цепи", а однородный участок, то есть участок без ЭДС, конденсаторов, диодов и т.п. Мне кажется, это надо подчеркнуть. Да и напряжение, это не работа поля, а работа и поля и сторонних сил. По поводу же последней фразы, что ток при равенстве потенциалов равен нулю - это верно в случае, если есть сопротивление на участке. Иначе ток может существовать и при отсутствии разности потенциалов. См., например, известную задачу из задачника Козела.



Уменьшенные изображения:

Прикрепленное изображение

Евгений Иванович!
Еще раз спасибо за интерес к моим текстам.
Как мне показалось в понедельник (18 октября) на занятии у нас "состоялся" разговор с ребятами. По их просьбе мы говорили о ПОТЕНЦИАЛЕ. Ребята 9 класс (большинство), 10 и 11 класс. Не смотря на то, что с понятием потенциал знакомы на уроках только 11 класс. Разговор шел "на равных" и для 11 класса так же был полезен.
Согласен с вашими замечаниями. Но я умышленно "сужаю" разговор. Как я понимаю ребята хотели "уточнить" когда точки можно соединять когда разъединять. В этом смысле разговор получился (как мне кажется).
Посмотрим увидят ли они вашу задачу из Козела! Если Да, то мне достанется.
Выложил задачу "Звезда". Конечно не смог показать как решали ее на кружке, но оказалась очень интересная работа. Пусть теперь все посмотрят решение (как вариант)


Получил письмо от коллеги из Воронежа:

Здравствуйте Григорий Григорьевич!Рассмотрите,пожалуйста,мою задачу и вышлите решение.
Вымпел на мачте.Вымпел на мачте корабля образует угол альфа1=60 градусов с курсом корабля при его скорости V=10 км/ч.Не меняя курса,корабль увеличил скорость в 2 раза,при этом угол стал равен альфа2=30 градусов.Используя эти данные,и считая скорость ветра неизменной,постройте график зависимости угла поворота вымпела от скорости корабля альфа(V). Определите, при какой скорости корабля угол будет равен 90 градусов?

На скорую руку предложил вот такое решение

[attachment=21926:SDC11026.jpg]

Не очень понимаю вопрос о зависимости угла от скорости корабля. Записать теорему косинусов и показать зависимость косинуса?
Евгений Шабалин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 19.10.2010, 20:46) <{POST_SNAPBACK}>
Получил письмо от коллеги из Воронежа:

Здравствуйте Григорий Григорьевич!Рассмотрите,пожалуйста,мою задачу и вышлите решение.
Вымпел на мачте.Вымпел на мачте корабля образует угол альфа1=60 градусов с курсом корабля при его скорости V=10 км/ч.Не меняя курса,корабль увеличил скорость в 2 раза,при этом угол стал равен альфа2=30 градусов.Используя эти данные,и считая скорость ветра неизменной,постройте график зависимости угла поворота вымпела от скорости корабля альфа(V). Определите, при какой скорости корабля угол будет равен 90 градусов?

На скорую руку предложил вот такое решение


Не очень понимаю вопрос о зависимости угла от скорости корабля. Записать теорему косинусов и показать зависимость косинуса?

Григорий Григорьевич, действительно на скорую руку! Почему Вы решили, что треугольники равнобедренный и равносторонний? Это ведь не так.


Немного по другому решается задача, и рисунок будет также слегка другой, но в принципе, решение не сложное, а вот вопрос действительно расплывчатый - какую функцию угла надо построить? Если сам угол, то как-то уж слишком математически сложно. К тому же меня смущает в условии следующий момент: угол дан по отношению к курсу корабля, а по условию получается, что как ни крути, но этот угол надо вводить к направлению, противоположному курсу корабля (после увеличения скорости).

Григорий Ищук ( Пользователь )
Треугольники такие как я сказал!
В треугольнике BCD угол с=120, а угол д=30.
значит CD=BC, а это и есть начальная скорость корабля.
Предложите свое решение.

Я наберусь нахальства и еще раз применю этот метод для решения вот этой задачи:
Шлейф дыма.Два корабля идут встречным курсом строго параллельно направлению Север-Юг с одинаковыми скоростями, равными V=10км/ч.Шлейф дыма одного корабля вытянулся строго на Запад, а шлейф дыма второго корабля вытянулся в направлении Северо-Запад.Объясните,как это может быть?
Задача от того же адресата.
Вот такое решения предлагаю я. Красный - на север, черный - на юг. Ветер дует на северо-запад. Просто относительно поезда "на юг" скорость ветра больше!
[attachment=21928:poezd.gif]
Евгений Шабалин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 24.10.2010, 21:53) <{POST_SNAPBACK}>
Треугольники такие как я сказал!
В треугольнике BCD угол с=120, а угол д=30.
значит CD=BC, а это и есть начальная скорость корабля.
Предложите свое решение.


Не предложу :)

Это я делал "решение на скорую руку" и к тому же усталым. А как часто бывает в таких случаях допустил простую математическую ошибку и сделал неверный вывод. Ваше решение, естественно, абсолютно верное. Я лишь могу всё-таки добавить своё (в общем виде, для любых углов), в котором изначально допустил ошибку: опустим из точки B перпендикуляр на AD (пусть это будет точка E). Тогда BE = (Vк + CE) tg(alfa2) = CE tg (alfa1). Отсюда находится CE, а затем и скорость ветра. Но всё-таки, на мой взгляд, условие этой задачи не совсем корректное.

Григорий Ищук ( Пользователь )
Цитата (Евгений Шабалин, 25.10.2010, 07:43) <{POST_SNAPBACK}>
Не предложу :)

Это я делал "решение на скорую руку" и к тому же усталым. А как часто бывает в таких случаях допустил простую математическую ошибку и сделал неверный вывод. Ваше решение, естественно, абсолютно верное. Я лишь могу всё-таки добавить своё (в общем виде, для любых углов), в котором изначально допустил ошибку: опустим из точки B перпендикуляр на AD (пусть это будет точка E). Тогда BE = (Vк + CE) tg(alfa2) = CE tg (alfa1). Отсюда находится CE, а затем и скорость ветра. Но всё-таки, на мой взгляд, условие этой задачи не совсем корректное.


Спасибо Евгений Иванович за отклики. Очень не хватает сегодня учителям предметного общения. Еще раз спасибо.
Окорректности на физике как мне кажется можно говорить до бесконечности.
Вот сегодня пришел (скорее приплелся) с работы. После кружка. На кружке утомили с этой самой некорректностью! Вот задача.
Кирпич падает с высоты один метр на теннисный мячик и отскакивает почти на 1 м. На какую высоту при этом подымется мяч?
На мой взгляд красивая задача.

А что касается относительности движения, то в этих задачах физика в этой идее (на мой неправильный взгляд)
Евгений Шабалин ( Пользователь )
Цитата (grigri, 25.10.2010, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо Евгений Иванович за отклики. Очень не хватает сегодня учителям предметного общения. Еще раз спасибо.



Да, не надо благодарить - мне самому очень интересно подобное общение. Кроме того, я стараюсь всем, кто мне пишет в письмах, дать адрес этого портала, чтобы тоже как-то участвовали в обсуждении.

Цитата (grigri, 25.10.2010, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
Окорректности на физике как мне кажется можно говорить до бесконечности.
Вот сегодня пришел (скорее приплелся) с работы. После кружка. На кружке утомили с этой самой некорректностью! Вот задача.
Кирпич падает с высоты один метр на теннисный мячик и отскакивает почти на 1 м. На какую высоту при этом подымется мяч?
На мой взгляд красивая задача.



На мой - тоже. И мне кажется это абсолютно корректная задача. Надо только в вопросе добавить слово "оценить". Раньше такие задачи давали на вступительном экзамене в Новосибирский университет (типа: оценить силу, с которой давит на землю кузнечик во время прыжка). По ихней статистике (а они в те времена уже вели эту самую статистику) такие задачи вызывали наибольшую трудность - их решало порядка 20% поступающих (или даже меньше, точные цифры уже не помню).

Кстати, у меня они вызывали всегда тоже определённую трудность. Например, Вашу я бы решал примерно так. Считаем, что удар упругий и энергия сохраняется. Кирпич потерял процентов 5-10 энергии, значит она перешла к мячу. Так как масса мяча значительно меньше массы кирпича (раз в 60 - масса мяча: 60 г, масса кирпича 3600 г), то высота его подъёма должна быть в 3-6 раз больше кирпича - то есть 3-6 метров. Однако (самое интересное :) ) при своём движении вверх мяч должен столкнуться с кирпичем, значит, его высота подъёма также почти метр! Последнее, конечно, шутка, но в целом я не совсем уверен в своём решении.

Цитата (grigri, 25.10.2010, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
А что касается относительности движения, то в этих задачах физика в этой идее (на мой неправильный взгляд)

Вот тут осторожней! Да, для скоростей и перемещений этот закон верен (это так называемые преобразования Галилея). Но для ускорений - нет! Система, движущаяся относительно инерциальной системы с ускорением, уже не является инерциальной. И при рассмотрении движения тела в такой системе необходимо рассматривать силы инерции - центробежная, кориолисова и т.п. Это приводит порой к очень сложному выражению для ускорения тела в такой системе. В простейших случаях (при прямолинейном движении и тела и системы) такая связь формально получается, но в общем случае нет. Так что, лучше про ускорения и не говорить. 
Григорий Ищук ( Пользователь )
Кирпич падает с высоты один метр на теннисный мячик и отскакивает почти на 1 м. На какую высоту при этом подымется мяч?
Вот моя версия о решении задачи о кирпиче:
1. По закону сохранения энергии до и после удара о мяч скорости одинаковы (пренебрегая размером и деформацей мяча).
2. Мяч представим как две платформы соединенные пружинкой (масса каждой равна половине массы мяча.
3. Верхняя часть мяча (платформа) в момент отрыва кирпича такая же как у кирпича, а нижняя еще не движется!
4. По закону сохранения импульса находим скорость мяча (центра масс) во время отрыва всего от поверхности.
5. Ну а дальше по закону сохранения энергии находим высоту на которую подпрыгнет мяч.
[attachment=22051:kirpich.gif]

[attachment=22052:kirpich_form.gif]

В Иваново сегодня по школам прошла школьная олимпиада по физике.
Вот здесь условия задач.
Вот здесь пытаюсь обсуждать эту реальность.
Решения выложу завтра на сайте кружка.

Решения школьной олимпиады города Иваново

Довольно интересным оказался разговор о задаче №3 для 10 класса:

Задача3. Вася гуляет со своим любимым бульдогом Закусаем вокруг елки по круговой дорожке радиуса 28 метров. Закусай бегает вокруг Васи на натянутом поводке длиной 7 метров. Скорость движения Васи постоянна по модулю и в каждый момент времени равна скорости Закусая относительно Васи. Когда скорость бульдога относительно земли становится равной нулю, он гавкает. В тот момент, когда Вася начал движение по дорожке, Закусай гавкнул. Сколько раз бульдог гавкнет, пока Вася пройдет полный круг по дорожке?

Я как то уже пытался завести здесь разговор о этой задаче. Может сейчас кому захочется?
Условия и решения здесь
Виктория Базеева ( Пользователь )
Григорий Григорьевич, вот возможный вариант сетевой работы со школьниками, который шире олимпиадных задач:
https://docs.google.com/document/edit?id=15...uthkey=CLT8_PYG

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+