Личный кабинет

Обучение учителей новым компьютерным технологиям

Сергей Галаган ( Пользователь )
Чему и как учить учителей, причем так, чтобы на курсы записывались не по посторонним мотивам принуждения, не для корочек под аттестацию, а с глубоким внутренним мотивом профессионального развития и обоснованной надеждой получить пользу?
Сергей Галаган ( Пользователь )
Мировая премьера: Internet Explorer 9
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 06.09.2010, 08:33) <{POST_SNAPBACK}>
Чему и как учить учителей, причем так, чтобы на курсы записывались не по посторонним мотивам принуждения, не для корочек под аттестацию, а с глубоким внутренним мотивом профессионального развития и обоснованной надеждой получить пользу?

Математика учит, что прежде чем рассуждать о свойствах, нужно установить существование. Иначе можно договориться до полной ахинеи.

Самые ценные знания -- те, которые не просто перпендикулярны, но и противоречат "глубоким внутренним мотивам".

Когда учатся студенты, у них нет выхода, они к этому морально готовы и просто зубрят, грубо говоря.

Но как только возникает возможность НЕ учить, начинаются разговоры про "внутренние мотивы".

Учиться (и вообще думать) -- так тяжело чисто даже энергетически (см. любую приличную книжку по физиологии мозга), что в живые существа встроены мощные механизмы избегания нагрузки на мозг всеми фибрами и способами.

Так что массовое обучение взрослых без существенных элементов внешнего воздействия невозможно.
Аркадий Захаров ( Пользователь )
БЕСПАЛЬКО В.П. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧАСТИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ (ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

Беспалько Владимир Павлович http://pedsovet.org/forum/topic6851.html
Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)
Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.
Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (info21, 23.09.2010, 10:14) <{POST_SNAPBACK}>
... (и вообще думать) -- так тяжело чисто даже энергетически (см. любую приличную книжку по физиологии мозга), что в живые существа встроены мощные механизмы избегания нагрузки на мозг всеми фибрами и способами.
Это неэффективно думать тяжело, когда понимаешь, что не столько думаешь, сколько работаешь, как отопительное устройство, и не осознаёшь, зачем тебе это нужно. Работа же на свою пользу, во исполнение закона самосохранения, как представителя, продолжателя вида, не только не утомляет, но и умножает силы...
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Владимир Суходоев, 24.09.2010, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Это неэффективно думать тяжело, когда понимаешь, что не столько думаешь, сколько работаешь, как отопительное устройство, и не осознаёшь, зачем тебе это нужно.

Опять на поэзию скатываемся. Когда корень проблемы в банальной физиологии.

Вот кусочек фундаментального знания: Глюкоза попадает в ликвор -- аналог крови для центральной нервной системы -- посредством, грубо говоря, диффузии сквозь гематоэнцефалический барьер. Поэтому если нагрузить мозг -- хоть с пониманием, хоть без -- то глюкоза сжигается, а новую надо ждать, пока надиффундирует. И вот пока она не надиффундирует из крови в ликвор, хоть кол на голове теши -- мозг будет тупить. Еще учесть, что в ЦНС нет никакого сердца, которое прокачивало бы ликвор.

Кстати, эмоции тоже сжигают энергию в мозге. Поэтому энтузиазм сверх обычной бодрости вредит умственной работе.

Цитата (Владимир Суходоев, 24.09.2010, 20:45) <{POST_SNAPBACK}>
Работа же ... как представителя, продолжателя вида, не только не утомляет, но и умножает силы...

Ну уж прям и не утомляет 8)
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (info21, 23.09.2010, 10:14) <{POST_SNAPBACK}>
Когда учатся студенты, у них нет выхода, они к этому морально готовы и просто зубрят, грубо говоря.
Но как только возникает возможность НЕ учить, начинаются разговоры про "внутренние мотивы".
Учиться (и вообще думать) -- так тяжело чисто даже энергетически (см. любую приличную книжку по физиологии мозга), что в живые существа встроены мощные механизмы избегания нагрузки на мозг всеми фибрами и способами.

Зубрежка - кошмарная по тяжести работа! Я от такой выдыхаюсь через полчаса совершенно, при этом ярко чувствую, что чем больше учу, тем меньше остается в голове, на глазах тупею и от нуля в понимании передвигаюсь в какую-то отрицательность. Был у меня некоторый опыт в этом плане печальный. И внешние стимулы, угроза провалить экзамен, например, нисколько не улучшает мозговое состояние, скорее напротив. Это мое личное свойство или оно типично? Думаю, верно последнее. А в шахматы могу играть восемь часов почти без перерывов и только на девятом часу понимаю вдруг, что пора и отдохнуть. Внутренний мотив движет? И столь эффективно? Про тяжесть учения, глядя на многих учеников, нужно согласиться, но глядя на других, согласиться нельзя: какой-то внутренний мотор гонит и гонит их по пути познания.

Цитата
Так что массовое обучение взрослых без существенных элементов внешнего воздействия невозможно.

А при существенных этих самых элементах очень неэффективно, думается.

Цитата (Аркадий Захаров, 24.09.2010, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)
Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов

Мой опыт говорит - да, на этом пути возможен существенный прогресс, но
Цитата
, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

не надо иллюзий, чрезмерных ожиданий: все высокого уровня мастерства не достигнут, потому что - недостижимо. Реально очень большого улучшения в уровне образованности достигнут сильнейшие, некоторые весь курс средней школы будут проходить на год-два-три раньше, чем сейчас они же проходят; достижения учащихся со средними учебными возможностями будут заметно выше, но не на уровне "высокого мастерства"; слабые продвигаются слабо, однако - продвигаются, они за 11 лет реально, по-настоящему могут пройти 6-7-8 классов (сейчас многие из них остаются в начальной школе, если реально измерить); очень не многие как стояли на месте, так и будут стоять. Впрочем, если их "брать" не в седьмом классе, а еще в начальной школе, то, можно надеяться, прогресс будет и у них.

Цитата (info21, 25.09.2010, 05:17) <{POST_SNAPBACK}>
Глюкоза попадает в ликвор -- аналог крови для центральной нервной системы -- посредством, грубо говоря, диффузии сквозь гематоэнцефалический барьер. Поэтому если нагрузить мозг -- хоть с пониманием, хоть без -- то глюкоза сжигается, а новую надо ждать, пока надиффундирует. И вот пока она не надиффундирует из крови в ликвор, хоть кол на голове теши -- мозг будет тупить. Еще учесть, что в ЦНС нет никакого сердца, которое прокачивало бы ликвор.

Да. Но только с пониманием, с хоть некоторым интересом, а если с большим, то и вовсе, диффундирование идет явно на много быстрее. Или тут что-то иное вмешивается? Может, мы чего-то не знаем?
Цитата
Кстати, эмоции тоже сжигают энергию в мозге. Поэтому энтузиазм сверх обычной бодрости вредит умственной работе.

Да, легкое горение будь то при игре в шахматы или при иной умственной деятельности - лучше полного спокоя и чрезмерного энтузиазма.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 25.09.2010, 12:19) <{POST_SNAPBACK}>
Зубрежка - кошмарная по тяжести работа!

На всякий: про зубрежку у меня не было.

Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 25.09.2010, 12:19) <{POST_SNAPBACK}>
А при существенных этих самых элементах очень неэффективно, думается.

Смотря что понимать под принуждением.

Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 25.09.2010, 12:19) <{POST_SNAPBACK}>
Да. Но только с пониманием, с хоть некоторым интересом, а если с большим, то и вовсе, диффундирование идет явно на много быстрее. Или тут что-то иное вмешивается?

Вы путаете две перпендикулярных вещи: 1) чисто энергетический обмен и 2) гуморальные состояния, обеспечивающие повышенное внимание/запоминание/...
2) может стимулировать 1), но только в пределах.

А изначально обсуждавшаяся неохота к умственному напряжению коренится в 1)
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (info21, 26.09.2010, 15:10) <{POST_SNAPBACK}>
Вы путаете две перпендикулярных вещи: 1) чисто энергетический обмен и 2) гуморальные состояния, обеспечивающие повышенное внимание/запоминание/...
2) может стимулировать 1), но только в пределах.

А изначально обсуждавшаяся неохота к умственному напряжению коренится в 1)

В пределах, но только очень уж они широки. Если взять себя за некоторый объект наблюдения (да и по ученикам это ярко видно), то получается, что стимулирование как бы меняет энергообмен раз в десяток. Без энергии движение (мысли в том числе) невозможно, если ее действительно не хватает, то ни волевые усилия, никакое стимулирование не помогут. Отсюда, вроде бы, следует, что и запас энергии, и темп ее "протекание" в нужные места достаточен для длительной активной работы, значит, на паралич умственный влияет нечто иное. Что? Внутренние стимулы? Или внешние? Некоторые люди очень эффективно работают только под внутренними, другим и внешних достаточно для сносной работы. Или же главное - особенности энергопоступления? Т.е. у одних и запас много больше, и скорость "подкачки" выше? Но тогда мы в педагогике обязаны перестать издеваться над детьми и признать, что если человек ленится, то 1. не по злому умыслу, а из-за устройства энергомира своего; 2. леность непреодолима, если мы не влияем на этот самый энергомир. Если Вы согласны с тамими практически значимыми выводами, то надо как-то это строго доказать (физиологов призвать), после чего сильнейше изменять педагогику.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 27.09.2010, 08:43) <{POST_SNAPBACK}>
В пределах, но только очень уж они широки.
Вы говорите не про энергообмен, а про общую эффективность работы мозга. Там и другие факторы роль играют.

Оценка раз в 10 -- даже преуменьшение: ведь даже маленькое число, отнесённое к нулю (это когда мозг тупо тупит), даст бесконечность.

Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 27.09.2010, 08:43) <{POST_SNAPBACK}>
мы в педагогике обязаны перестать издеваться над детьми и признать, что если человек ленится, то
1. не по злому умыслу, а из-за устройства энергомира своего;
2. леность непреодолима, если мы не влияем на этот самый энергомир. Если Вы согласны с тамими практически значимыми выводами, то надо как-то это строго доказать (физиологов призвать), после чего сильнейше изменять педагогику.

Грубо говоря, об этом примерно речь.
Но не в том радикальном смысле, что леность непреодолима, а что проблема тяжелее, чем кажется поэтизированной педагогике.

А педагогике, несомненно, есть куда меняться с учетом научных знаний, демографических тенденций и императива инновационного развития 8)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+