Личный кабинет

Проектирование рефлексивных образовательных ситуаций в основном и дополнительном образовании

Евгений Доманский ( Пользователь )
Проектирование рефлексивных образовательных ситуаций (РОС) создаёт ситуации обучения, в которых педагоги осваивают рефлексию как личное средство работы, позволяет средствами рефлексии преодолевать педагогические стереотипы, формировать опыт инновационной деятельности, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества.
Существуют два педагогических обоснования организации рефлексии в образовании: преодоление затруднений в деятельности, связанные с развитием рефлексии мышления и деятельности; и ограничение деятельности - связанные с методами организации рефлексии сознания, создающие: ситуацию выбора между прагматическим характером целей и нравственными основаниями деятельности; зависимостью, несвободой от моральных оценок своих действий в рамках нравственного сознания. Рассматриваются интегративные модели организации рефлексии в образовательной деятельности, где её место определяется в двух разрабатываемых сферах образования: в рамках теории и технологии деятельности и теории духовного сознания и самосознания.

Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Вот это да!
А я думал - образования без рефлексии не бывает, потому что, образование - это и есть процесс и результат рефлексии. А, оказывается - для неё нужны специальные ситуации, которые ещё нужно специально организовывать...
Может - речь и вправду идёт о чём то интересном, только за этим текстом смысл потерялся?
Евгений Доманский ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 11.01.2011, 07:55) <{POST_SNAPBACK}>
Вот это да!
А я думал - образования без рефлексии не бывает, потому что, образование - это и есть процесс и результат рефлексии.
Если вы педагог и организуете рефлексию образовательной деятельности, то киньте ссылку на свой опыт. Это интересно. Покажите свой опыт где "...образование - это и есть процесс и результат рефлексии".

А, оказывается - для неё нужны специальные ситуации, которые ещё нужно специально организовывать...

В общем то я здесь Америку не открываю. Педагогические, образовательные и т.п. ситуации, всё это средства обучения. Присутствие в них рефлексии, тоже не моё открытие. А вот специфика их организации, для многих проблематична. А вы о чём?
Может - речь и вправду идёт о чём то интересном, только за этим текстом смысл потерялся?

Я так понял, у вас проблема с пониманием. Могу помочь!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Коллеги, мне кажется, вы рассматриваете вопрос в разных проекциях :)
С одной стороны, да, образования без рефлексии не бывает. Теоретически безукоризненное суждение ;)
С другой стороны, мы "по факту" наблюдаем безрефлексивность и учеников, и учителей, и администрации (в т.ч. и образовательной) :(
Что и вызывает к жизни необходимость проектирования рефлексивных образовательных ситуаций для следующих поколений учеников.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Евгений Доманский, 28.08.2010, 17:13) <{POST_SNAPBACK}>
Существуют два педагогических обоснования организации рефлексии в образовании: преодоление затруднений в деятельности, связанные с развитием рефлексии мышления и деятельности; и ограничение деятельности - связанные с методами организации рефлексии сознания, создающие: ситуацию выбора между прагматическим характером целей и нравственными основаниями деятельности; зависимостью, несвободой от моральных оценок своих действий в рамках нравственного сознания.

Единство указанных педагогических обоснований в реальной практике у нас принято называть педагогичесткой ситуацией (именно единство, а не сумма).
Евгений Витальевич, прошу прокомментировать с точки зрения РОС следующие слайды:
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/06.htm
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/07.htm
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/26.htm


Цитата (Евгений Доманский, 28.08.2010, 17:13) <{POST_SNAPBACK}>
Рассматриваются интегративные модели организации рефлексии в образовательной деятельности, где её место определяется в двух разрабатываемых сферах образования: в рамках теории и технологии деятельности и теории духовного сознания и самосознания.

Где рассматриваются? Было бы интересно почитать…
Евгений Доманский ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 11.01.2011, 10:27) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, мне кажется, вы рассматриваете вопрос в разных проекциях :)
С одной стороны, да, образования без рефлексии не бывает. Теоретически безукоризненное суждение ;)
С другой стороны, мы "по факту" наблюдаем безрефлексивность и учеников, и учителей, и администрации (в т.ч. и образовательной) :(
Что и вызывает к жизни необходимость проектирования рефлексивных образовательных ситуаций для следующих поколений учеников.

Спасибо, Сергей!
Именно, поэтому, мой вопрос о наличии опыта, чтобы понять, откуда вопрос: из опыта или непонимания?


Цитата (Виталий Лебедев, 11.01.2011, 11:47) <{POST_SNAPBACK}>
Единство указанных педагогических обоснований в реальной практике у нас принято называть педагогичесткой ситуацией (именно единство, а не сумма).
Евгений Витальевич, прошу прокомментировать с точки зрения РОС следующие слайды:
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/06.htm
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/07.htm
http://vostrove.ru/metodics/os/prezent_os07/txt/26.htm

С точки зрения РОС, нет места для комментариев.
Возможно рефлексия там подразумевается, но это существенный элемент схемы и если она присутствует, то и обозначается, там где она включена. Здесь этого нет. Чтобы прокоментировать все картинки, я их просмотрел почти все, надо писать отдельную статью.
В педагогических целях обзначено: вывод на рефлексивную позицию (ученика), скорее всего речь идёт о рефлексивном управлении. Как версия. Но система по которой всё строится, для меня, (опять же, как версия), из представленного набора структурных элементов, выглядит как образовательная стратегия по типу: человек-семья (либеральная) (об этом А.А. Остапенко). Для меня это важный момент, начинать осмысление с образа результата образования.
С точки зрения единства структурных элементов рефлексии, образовательной среды и ситуации, для меня были полезны схемы рефлексивной стратегии и др. изложеные в докт. диссерт. Н.Г. Алексеева (2002).

Где рассматриваются? Было бы интересно почитать…

Это в монографии Шавриной О.Ю.
ШАВРИНА О. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
УЧИТЕЛЯ: Монография.- Уфа: Институт истории, языка и
литературы УНЦ РАН; Стерлитамак: Стерлитамак. гос.
пед. ин-т, 2000.- 148 с

А также использованы идеи Слободчикова, Братуся, Шарова, Левинтова, протоирея Б. Нечипорова и др.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Я так понял, у вас проблема с пониманием. Могу помочь! (Е. Доманский)
Помогите!
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
Это в монографии Шавриной О.Ю.
ШАВРИНА О. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
УЧИТЕЛЯ

К сожалению, кроме раздела «Введение» других материалов данной монографии в открытом доступе я не нашел.
Отсюда у меня возникает вопрос в цели открытия Вами этой темы на форуме?!
Для продолжения обсуждения я попросил бы Вас сформулировать вопросы, которые Вы хоте ли бы обсудить (если эти вопросы требуют специализированной подготовки, то дать ссылки на материалы) и цель, котоую Вы хотите достигнуть данным обсуждением.

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
С точки зрения РОС, нет места для комментариев.
Возможно рефлексия там подразумевается, но это существенный элемент схемы и если она присутствует, то и обозначается, там где она включена. Здесь этого нет.

Ну… Понятие «рефлексия» может обозначать и процесс, и свойство системы, и конкретную деятельность… Так как я понял из Вашего поста аббревиатуру РОС, то мне показалось, что речь идет о свойствах системы… Но, так как для меня не ясен вопрос темы, то я предложил Вам конкретизировать свой первый пост разбором конкретного примера. В частности (прошу прощения, что этого не обозначил в явной форме), мне был интересен Ваш анализ возможности рефлексии в предложенных схемах и возможности получения заявленных реультатов без без использования рефлексии, как процесса (то есть, рефлексии, как свойство системы). Если для начала обсуждения Вам необходимы рефлексивные стрелки* или процессуальные блоки под названием «Рефлексия», то, боюсь, что дальше мне обсуждать эту тему с Вами будет неинтересно :(
* Под рефлексивной стрелкой имею в виду графическое отобржение точки в схеме деятельности, в которой происходит рефлексивная концентрация и стрелки из этой точки, которая указывает на один или несколько этапов рефлексируемой деятельности.

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
В педагогических целях обзначено: вывод на рефлексивную позицию (ученика), скорее всего речь идёт о рефлексивном управлении. Как версия…
Но система по которой всё строится, для меня, (опять же, как версия), из представленного набора структурных элементов, выглядит как образовательная стратегия по типу: человек-семья (либеральная) (об этом А.А. Остапенко)

* Так как у «рефлексивного управления» есть несколько значений, то прошу уточнить, а лучше, дать определение, которым Вы пользуетесь, определяя это понятие (извините за тавтологию).
* Было бы интересны основания обоих Ваших предположений, а также ссылка на материал по либеральной образовательной стратегии, так как это понятие мне не знакомо.
* Так как обозначенные мною вопросы не касаются темы ветки, то был бы благодарен за ответ в личной переписке.
* Отдельное спасибо за упоминание А.А. Остапенко. Нашел и познакомился с «Подступами к православной педагогике», не беспорно, но очень познавательно и интересно!
Евгений Доманский ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 12.01.2011, 09:48) <{POST_SNAPBACK}>
К сожалению, кроме раздела «Введение» других материалов данной монографии в открытом доступе я не нашел.
Я могу переслать, нет проблем.
Отсюда у меня возникает вопрос в цели открытия Вами этой темы на форуме?!
С точки зрения практики у меня проблем нет. Создана и апробирована в практике модель образовательной ситуации в которой мировоззренческие изменения влияют на изменение профессиональных подходов, приоритетов (если речь идёт об учителе) и образовательных, если речь идёт об ученике, в том числе изменяются и основания для взаимодействия между ними.
С точки зрения теоретического обоснования, тоже много чего наработано интересного. В своей модели я развёл рефлексию мышления и сознания. Для понимания последней потребовалось много усилий в результате которых получилось довольно приемлемое и понимаемое её обоснование для учителей и конечно для себя. Если обоснование
(и понимание) её организации для педагогов и учеников удастся сделать более доступным, то это для меня был бы хороший результат.
Но я не знаю ни ваших текстов (мне известен Валерий Лебедев - философ), ни вы моих (кроме одного).
поэтому я скорее всего могу
рассчитывать на обозначение каких-то проблемных моментов, что тоже неплохо. Будет над чем подумать.

Для продолжения обсуждения я попросил бы Вас сформулировать вопросы, которые Вы хоте ли бы обсудить (если эти вопросы требуют специализированной подготовки, то дать ссылки на материалы) и цель, котоую Вы хотите достигнуть данным обсуждением.
А вы как кто будете их обсуждать? Обозначьте свою позицию, тогда я сформулирую по отношению к ней вопросы.

Ну… Понятие «рефлексия» может обозначать и процесс, и свойство системы, и конкретную деятельность… Так как я понял из Вашего поста аббревиатуру РОС, то мне показалось, что речь идет о свойствах системы… Но, так как для меня не ясен вопрос темы, то я предложил Вам конкретизировать свой первый пост разбором конкретного примера. В частности (прошу прощения, что этого не обозначил в явной форме), мне был интересен Ваш анализ возможности рефлексии в предложенных схемах и возможности получения заявленных реультатов без использования рефлексии, как процесса (то есть, рефлексии, как свойство системы). Если для начала обсуждения Вам необходимы рефлексивные стрелки* или процессуальные блоки под названием «Рефлексия», то, боюсь, что дальше мне обсуждать эту тему с Вами будет неинтересно :(
* Под рефлексивной стрелкой имею в виду графическое отобржение точки в схеме деятельности, в которой происходит рефлексивная концентрация и стрелки из этой точки, которая указывает на один или несколько этапов рефлексируемой деятельности.

Понятно. В той методологической культуре, где я рос, этот вопрос не обсуждаем. Рефлексия всегда как то обозначалась. Но может я не всё знаю. Что касается "возможности рефлексии", то какие проблемы, конечно да. Только там не обозначены (на многих схемах) субъекты деятельности. Схемы концептуальные, поэтому может там "стрелочки" и не нужны. Там где они проявлены, можно подумать надо ли и какая.
Что касается возможности получения заявленных результатов, то они несомненно при правильной организации будут получены. Одно небольшое, но существенное НО. Они будут осознаны? Какие аспекты осознаются? Я сознательно ухожу от слова деятельности, так как меня интересует более широкие основания для осознания, не только деятельности, в любом её проявлении.
* Так как у «рефлексивного управления» есть несколько значений, то прошу уточнить, а лучше, дать определение, которым Вы пользуетесь, определяя это понятие (извините за тавтологию).
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - процесс передачи оснований для принятия решения одним из персо­нажей другому (В. Лефевр).

Есть и другие (имеющие более прямое отношение к образованию) более развёрнутые, но здесь вся суть.

* Было бы интересны основания обоих Ваших предположений, а также ссылка на материал по либеральной образовательной стратегии, так как это понятие мне не знакомо.
Я могу выслать эти статьи.
* Так как обозначенные мною вопросы не касаются темы ветки, то был бы благодарен за ответ в личной переписке.
Вполне, мой адрес dom.tut@mail.ru
* Отдельное спасибо за упоминание А.А. Остапенко. Нашел и познакомился с «Подступами к православной педагогике», не беспорно, но очень познавательно и интересно!
У него много неплохих статей и книг. Он выпускающий редактор журнала "Педагогическая техника". Входит в холдинг "Народное образование"


Цитата (Дмитрий Корнилов, 12.01.2011, 07:01) <{POST_SNAPBACK}>
Я так понял, у вас проблема с пониманием. Могу помочь! (Е. Доманский)
Помогите!
Тогда обозначьте свою позицию и с неё вопросы. Мне будет понятна адресность, суть помощи, ну и конечно мои возможности.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
С точки зрения практики у меня проблем нет.
...
С точки зрения теоретического обоснования, тоже много чего наработано интересного.
...
Но я не знаю ни ваших текстов (мне известен Валерий Лебедев - философ), ни вы моих (кроме одного).
поэтому я скорее всего могу рассчитывать на обозначение каких-то проблемных моментов, что тоже неплохо. Будет над чем подумать.

Я правильно понимаю, что в качестве начала обсуждения Вы предлагаете задавать Вам вопросы, то есть обсуждать по заявленной теме то, что мы (читатели) сочтем интересным?
...Просто в форумах принято несколько наоборот — автор ветки заявляет о том, что он собирается обсуждать, а остальные пользователи, определяясь со своим интересом к заявленной теме либо присоединяются, либо нет...

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
Я могу переслать, нет проблем.

Спасибо, буду благодарен.
Однако, если мое первое предположение верно, то, на мой взгляд, было бы уместнее опубликовать основные тезисы упомянутых Вами работ (или Ваши личные), чтобы иметь точку опоры для вопросов и принятия решения участниками об интересности им (нам) данной проблематики.


Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
А вы как кто будете их обсуждать? Обозначьте свою позицию, тогда я сформулирую по отношению к ней вопросы.

Моя позиция такова: рефлексия — один из инструментов, который, при грамотном использовании, может помочь в формировании образовательного пространства с одной стороны и свойство (как потребность и навык) образованного человека с другой стороны.
Обсуждать их буду с точки зрения:
– человека, интересующегося теоретическими основами педагогики,
– практикующего педагога в области дополнительного образования.

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
Понятно. В той методологической культуре, где я рос, этот вопрос не обсуждаем. Рефлексия всегда как то обозначалась.

Обозначалась как что: свойство системы, свойство человека, процесс, объект?…

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
Что касается "возможности рефлексии", то какие проблемы, конечно да.

Видимо, здесь опечатка, поэтому не понял, что Вы имели в виду…

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
Что касается возможности получения заявленных результатов, то они несомненно при правильной организации будут получены. Одно небольшое, но существенное НО. Они будут осознаны? Какие аспекты осознаются?

Предложенные схемы родились в результате (говоря проектным языком) тестирования, то есть, данные схемы — результат осмысления результата как производной процесса (извините за тавтологию), а не design-specification планирования.
Однако, у меня устойчивое ощущение, что в данном случае уместнее понятие «анализ», а не «рефлексия» как осознание субъективного отношения к элементам процесса и всему процессу в общем. То есть, говоря о коллективном проекте, субъективное рефлексивное Я-ПОЧЕМУ является рамками, которые определяют сам коллектив, а не его деятельность. То есть, рефлексивность на общих (не знаю какое подобрать слово, но пусть будет) доминантах — есть условие совместной деятельности, а не элемент коллективной деятельности, рефлексия же коллективной деятельности, дабы процесс не оказался деструктивным строится на общих для всех доминантах, что убирает субъективность Я-ПОЧЕМУ, вводя в обиход МЫ-ПОЧЕМУ, что существенно ближе к анализу, чем к рефлексии.
Аспекты… долгий вопрос… Если коротко, то ЧТО получилось, КАК (за счет чего) получилось, ПОЧЕМУ получилось (так или иначе) — это вопросы «первой волны» и вопросы «второй волны»: ПОЧЕМУ действовал(и) так, а не иначе, КАК можно было действовать по иному, ЧТО могло бы получится в результате, а потом вопросы «третьей волны»: ЧТО было понято, КАК (за счет чего это понято в настоящий момент) и ПОЧЕМУ это не было понято в предыдущий момент; а потом еще и вопросы «четвертой волны»: ЧТО необходимо изменить/оставить, КАК это сделать и ПОЧЕМУ это необходимо изменить/оставить.
Если совсем коротко, то аспекты ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ с точки зрения поставленной цели и образа результата.

Цитата (Евгений Доманский, 11.01.2011, 12:23) <{POST_SNAPBACK}>
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - процесс передачи оснований для принятия решения одним из персо­нажей другому (В. Лефевр).

Если ввести уточнение: не передачи оснований, а формирования поливариантного поля оснований; то, на мой взгляд, действительно можно говорить о рефлексивном управлении в уточненной формулировке.

Свой адрес для пересылки материалов отправлю Вам посрествам личных сообщений и буду благодарен за упомянутые Вами материалы.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+