Личный кабинет

Проблемы ОРГАНИЗАЦИИ коммуникации на ВИП-2010

Жанр рефлексии
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Общение и коммуникация это совсем не одно и то же. Коммуникация всегда потенциально опасна для Вашего психологического здоровья! Изредка она может порождать новые идеи. Человеческое общение - роскошь, коммуникация - суровая необходимость.

Приходится переходить к организации и обучению.

http://www.youtube.com/watch?v=E7PB_eDvx4Y...player_embedded

При взгляде на одну и ту же ситуацию из разных ПОЗИЦИЙ, возникает не только разное СОДЕРЖАНИЕ анализа и коммуникации, но и разные ПРОБЛЕМЫ. Так как организация коммуникации предполагает устранение возможных проблем через проектирование, то приведу типология проблем социального сетевого проектирования из позиции консультанта по управлению

Проблема отсутствия САМООПРЕДЕЛЕНИЯ и ПОЗИЦИИ субъекта

Проблема удержания КОНТЕКСТА (аспекта) в котором лежит проблема.

Проблема неудержания РАМОК рассмотрения проблемы

Проблема собственности или отсутствия
"собственного" и проблема границ между ними...


Проблема пленения мифом "здравого смысла", когда если видят общее, то забывают различное, а если выделяют различное, то, опускают общее..

Проблема расмсмотрения только одного типа ОТНОШЕНИЙ

Проблема отсутствия адекватных СРЕДСТВ решения ЗАДАЧИ

Пролема отсутствия кооперации совместных ДЕЙСТВИЙ партнерства, сотрудничества...

Проблема отсутствия целестановления и подмена его целеполаганием

Проблема обратной связи, ответственности и рисков принимаемых решений

ПРОБЛЕМА - разрывов целостности и связности в сознании и коммуникации и остановка активных действий...

Проблема ВЕРЫ и ДОВЕРИЯ

Начало обсуждения на теме СОДЕРЖАНИЯ коммуникации.

Но, для продолжения восстановим целостность.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Возможно ли ВИ, организовать коммуникацию по изменению позиции без проблематизации?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Фёдор Борисович, 02.09.2010, 21:17) <{POST_SNAPBACK}>
Возможно ли ВИ, организовать коммуникацию по изменению позиции без проблематизации?


Не в бровь, а в глаз вопрос задаете, Федор Борисович! ПРОБЛЕМЫ-то я выше перечислил, и они и из теории и из практики организации следуют, - это так... Но вот вопрос, что с выявленной ПРОБЛЕМОЙ делать? Хоть в виртуале, хоть в реале (конечно, если это не специально проводимый семинар или тренинг для отобранных участников)?

Моя собственная ПРОБЛЕМА в том, что я никогда не мог и до сих не могу понять, когда мне надо молчать, а когда рот раскрыть и нечто сказать надо. Ну, например, идет урок... Тема интересная и ребята спорить между собой начинают... Все горячее и горячее... Я стою в конце класса и из своего учительского опыта понимаю, что не в ту сторону, не в том направлении разговор идет, что нет в этом направлении ни доказательства теоремы, ни решения физической задачи, ни преодоления социальной проблемы, ни... Ничто не ново под луною и пленник я своих собственных отшлифованных годами и десятилетиями представлений. Хотя, вроде бы и высокообразованный пленник. Ну, а они? - разве что они велосипед изобретут...

А спор рябят все жарче и жарче... А время урока идет , и идет... Вот-вот сейчас звонок... Можно, конечно, отложить и задание на дом задать... Пусть в Интернете покопаются, книжки поищут, между собой, с друзьями и с родителями пообщаются... Но... время идет... а программа учебная стоит, и впереди еще больше интересных проблемных тем. которые освоить надо... И что мне делать
- продолжать молчать и ждать пока все само собой образуется:?
- показать, что они встали на неверный путь?
- прервать и самому ответ правильный сказать?
- отложить на какое-то время?
- задать наводящий вопрос?
- предложить искать другие вопросы?
- ...


Столько лет, а я до сих пор, и с детьми, и со взрослыми, и в виртуале, и в реале, попадая в такую ситуацию не знаю, что мне делать... Да нет... каждый раз проблемная ситуация как-то разрешатся, и решение я принимаю, но никогда не уверен, - правильно ли я поступил. А, вдруг, по другому лучше было бы?

Вот я и подумал, - а, что если не у меня одного такая ситуация проблемы организации сетевой коммуникации возникает? Вот и появилась надежда, что коллеги мне тут помогут... Много нас... Помогут советом, вопросами, предложениями, критикой, возражениями... Всему буду рад. За все заранее спасибо!
Виктория Базеева ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 02.09.2010, 21:32) <{POST_SNAPBACK}>
И что мне делать
- продолжать молчать и ждать пока все само собой образуется:?
- показать, что они встали на неверный путь?
- прервать и самому ответ правильный сказать?
- отложить на какое-то время?
- задать наводящий вопрос?
- предложить искать другие вопросы?
- ...


Столько лет, а я до сих пор, и с детьми, и со взрослыми, и в виртуале, и в реале, попадая в такую ситуацию не знаю, что мне делать... Да нет... каждый раз проблемная ситуация как-то разрешатся, и решение я принимаю, но никогда не уверен, - правильно ли я поступил. А, вдруг, по другому лучше было бы?

Владислав Иванович, Вы такую знакомую ситуацию описали, что не могу не откликнуться :)
Представляя себя и перед аудиторией и внутри нее, первые три варианта из Вашего списка я бы отклонила. Само собой никогда не образуется, показывать неверный путь в пылу беседы неэффективно, не отреагируют (по крайней мере, адекватно), самому правильный ответ сказать - самое соблазнительное, но тоже неэффективно, готовый рецепт не так дорог, как тот, который собственными силами обнаружил. А вот задать наводящий вопрос, самое то...при условии, если его поймут адекватно. Вот в этом то одна из проблем, наверное, как задать такой вопрос, чтобы он менно этого собеседника, или эту аудиторию "навел"?
Иван Храповицкий ( Пользователь )
Цитата (Виктория Базеева, 03.09.2010, 12:43) <{POST_SNAPBACK}>
Вот в этом то одна из проблем, наверное, как задать такой вопрос, чтобы он менно этого собеседника, или эту аудиторию "навел"?

Здесь самый раз вспомнить об эвристическом искусстве Д. Пойа, который учил задавать (в математике) "минимальные" вопросы, ведущие к прогрессу в решении задачи.
Виктория Базеева ( Пользователь )
Цитата (Иван Сеогеевич, 03.09.2010, 13:31) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь самый раз вспомнить об эвристическом искусстве Д. Пойа, который учил задавать (в математике) "минимальные" вопросы, ведущие к прогрессу в решении задачи.

Согласна с Вами, Иван Сергеевич, этот инструмент достаточно универсальный http://msk.treko.ru/show_article_947
и может помочь в решении любой творческой задачи.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Виктория Базеева, 03.09.2010, 12:43) <{POST_SNAPBACK}>
А вот задать наводящий вопрос, самое то...при условии, если его поймут адекватно. Вот в этом то одна из проблем, наверное, как задать такой вопрос, чтобы он именно этого собеседника, или эту аудиторию "навел"?


Я вот подумал, Виктория Витальевна, что важнее, чтобы ученик (ученики) САМИ без меня (в отсутствии меня) смогли задать адлексантный ситуации и самим себе такой вопрос. А я как учитель должен ЗАРАНЕЕ предусмотртеть такую ситуацию,и чтобы ее не допускать впредь, дать им ГОТОВЫМ (иначе какой же я учитель?) такой инструмент задавания себе адекватных вопросов.


By reduhin at 2010-08-15

Цитата (Иван Сеогеевич, 03.09.2010, 13:31) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь самый раз вспомнить об эвристическом искусстве Д. Пойа, который учил задавать (в математике) "минимальные" вопросы, ведущие к прогрессу в решении задачи.


Огромное спасибо, Иван Сергеевич! Действительно, мы же уже ранее обсуждали визуализацию и схематизацию подходов Пиаже. А теперь, учитывая, написанное на ветке СОДЕРЖАНИЯ до голубого уровня, можно описать и синий уровень как НОРМУ



Uploaded with ImageShack.us

Болоее того, я только сейчас (вот она , коллективная работа!) понял, что эта схема соответствует обсужденным на прошлой ветке схеме "по Образу и Подобию СЛОВА http://a.imageshack.us/img685/7862/13210481.jpg
- ПРОБЛЕМА связана с неопределенностью ОБРАЗА
- ПРЕДМЕТ - это всегда СИМВОЛ веры в то, что я именно так опредметил МАТЕРИАЛ (алгоритма тут нет)
- ОЦЕНИВАНИЕ предполагает работу с точными ЗНАКАМИ
- ПОСЛЕДСТВИЯ (эффекты РЕЗУЛЬТАТА) закрепляются в ИМЕНИ *в задаче, в именованных величинах)

Так что, если приводить этот полученный инструмент вопрошания к инварианту "пяти палчиков", то этот инструмент, ЗАРАНЕЕ предложенный учителем ученикам может выглядеть следующим образом (это просто другое изображение прдыдущей схемы):



Uploaded with ImageShack.us

Некая "памятка" ученику (учителю) попавшему в проблемную ситуацию при решении ЗАДАЧИ (не поиска ПРОБЛЕМЫ в реале, - там ПРОЕКТ нужен будет)

Ø. Посмотри на МАТЕРИАЛ того, что дано, - все ли ты там использовал, что лишнее и что еще необходимо знать о нем?

0. Выбери адекватный вербально-визуальный язык описания, его уровни и единицы смысла

1. Установи, какой МОДЕЛЬЮ (концептом, теорией, конструктом) ты пользуешься и почему именно ею.

2. На какой вопрос ты отвечаешь и зачем?

3. Каковы подходы к формам обсуждения темы?

4. когда задача считается решенной и каковы характеристики оценивания правильности?

5. Это ЗАДАЧА или ПРОБЛЕМА?

ПРОБЛЕМА (здесь) - это ситуация, которая заставляет придумать и сформулировать ЗАДАЧУ. ПРОБЛЕМА - схожа с тем, как сформулировать и доказать ТЕОРЕМУ.

А вот иллюстрация к необходимости рассмотрения целостности.
Иван Храповицкий ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 03.09.2010, 16:12) <{POST_SNAPBACK}>
4. когда задача считается решенной и каковы характеристики оценивания правильности?

5. Это ЗАДАЧА или ПРОБЛЕМА?

ПРОБЛЕМА (здесь) - это ситуация, которая заставляет придумать и сформулировать ЗАДАЧУ. ПРОБЛЕМА - схожа с тем, как сформулировать и доказать ТЕОРЕМУ.

Владислав Иванович, мне представляется существенным, когда события (решение задачи) развиваются по схеме: от задачи к проблеме. Т.е. решение задачи должно завершиться (в идеале) рефлексией: у меня это получилось, а если что-то изменить в условии, то как решить? В результате может возникнуть ПРОБЛЕМА. И её решение может оказаться плодотворным (для моего образования, для удовлетворения моих амбиций, эстетического или какого-нибудь другого чувства). Т.е. процесс решения задачи-проблемы явление внутренне диалогическое. Внутренний диалог стимулируется внешним диалогом: учитель-ученик. А последний инициирует диалоги: учитель-учитель. Чем мы тут и занимаемся.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Иван Сеогеевич, 04.09.2010, 14:38) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, мне представляется существенным, когда события (решение задачи) развиваются по схеме: от задачи к проблеме. Т.е. решение задачи должно завершиться (в идеале) рефлексией: у меня это получилось, а если что-то изменить в условии, то как решить? В результате может возникнуть ПРОБЛЕМА. И её решение может оказаться плодотворным (для моего образования, для удовлетворения моих амбиций, эстетического или какого-нибудь другого чувства). Т.е. процесс решения задачи-проблемы явление внутренне диалогическое. Внутренний диалог стимулируется внешним диалогом: учитель-ученик. А последний инициирует диалоги: учитель-учитель. Чем мы тут и занимаемся.

Очень хорошо понимаю, что Вы утверждаете, Иван Сергеевич... И такой ход от практики к к рефлексии преобладает в естественно-научных подходах... Но он не единственный.... В гуманитарной практике, в социальном проектировании, например, когда ЗАДАЧУ сразу же сформулировать невозможно, и ПОЗИЦИЙ-участников много - путь прямо противоположный - сначала самоопределение, затем ТЕМА-ПРОБЛЕМА-ПРОТИВОРЕЧИЕ как ценность, затем ЦЕЛЬ-ЗАДАЧА-СРЕДСТВО-РЕЗУЛЬТАТЫ и ПРОДУКТ...То есть это путь введения целостной НОРМЫ, как "заплатки" покрывающей весь развыв социокультурной ПРОБЛЕМЫ.



Uploaded with ImageShack.us

Математику самоопределяться не надо...Он уже когда-то ОДИН РАЗ самоопределился насмерть:=)) Ему важен логический ВЫБОР. Поэтому математика сама по себе без человека лишена Совести. Интеграл может быть безумно красив, но он абсолютно безнравственен. Ему хоть аппарат для спасения детей строить, хоть атомную бомбу, хоть андронный коллайдер. В соединении этих двух - субъектного и бессубъектного подходов, в неразличении рефлеЕксии и рефлексИи и есть главная ПРОБЛЕМА. Вы ее, на мой взгляд, и решаете своей "живой геометрией" На встречных потоках живого и неодушевленного. Спасибо!
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
Цитата (Иван Сеогеевич, 04.09.2010, 14:38) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович, мне представляется существенным, когда события (решение задачи) развиваются по схеме: от задачи к проблеме. Т.е. решение задачи должно завершиться (в идеале) рефлексией: у меня это получилось, а если что-то изменить в условии, то как решить? В результате может возникнуть ПРОБЛЕМА. И её решение может оказаться плодотворным (для моего образования, для удовлетворения моих амбиций, эстетического или какого-нибудь другого чувства). Т.е. процесс решения задачи-проблемы явление внутренне диалогическое. Внутренний диалог стимулируется внешним диалогом: учитель-ученик. А последний инициирует диалоги: учитель-учитель. Чем мы тут и занимаемся.


Иван Сергеевич! Можно с Вами не согласиться? Я работаю за компьютером, вдруг сбой. Не работа компьютера -это проблема, если я пойму из-за чего не работает компьютер, я смогу решить задачу его починки, но в начале, я должна найти причину отказа, проблема как раз в том, что я не знаю из-за чего произашёл отказ.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+