Личный кабинет

МИССИЯ ШКОЛЫ - СПАСТИ СЕЛО: дискуссия

Проводится журналом "Директор школы"
Елена Фомина ( Пользователь )
Российская сельская школа сегодня берет на себя ответственность не только за свое функционирование как общеобразовательного учреждения, но и за сохранение села в целом.

К такому выводу пришли эксперты, которые рассматривали конкурсные работы участников Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010».

Одна из участниц конкурса, Татьяна Немирич, в 2009 году написала статью, в которой рассказала об опыте создания в школе мощного сельскохозяйственного комплекса:

«Наша школа более одиннадцати лет имеет свое подсобное хозяйство. Начинали с кроликов и овец. На сегодня его можно уже назвать мини-фермой. Это школьное стадо (шесть голов) крупного рогатого скота, 90 кроликов, 13 овец, до 110 куриц, до 40 гусей, 2 поросенка…».

В результате школа не просто «выживает», а подает пример ведения успешного хозяйства всем жителям села, в первую очередь - самим детям и их родителям, превращаясь в социокультурный центр родной деревни:

«Содержание образовательного процесса в школе максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Каждый предмет в рамках школьной образовательной программы важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда. Именно такой подход сельских школ к образованию детей поможет нам сохранить село». (Читать статью полностью: Т. Немирич. Миссия школы – спасти село // «Директор школы», 2009 г, №10)

И это не единственный подобный случай.

Сельские школы, отмечают эксперты конкурса, «обгоняют» городские по темпам развития связей с местным сообществом, поскольку эти связи осознаются ими как ключевой фактор выживания. Тем временем, городские школы все больше зависят от вертикали власти, в которую они встроены.

Как Вы считаете, как можно способствовать развитию данной тенденции? Какие приемы успешного взаимодействия с местным сообществом городские школы могут перенять у сельских?

Тема поддерживается журналом «Директор школы»
Владимир Анненков ( Пользователь )
Цитата (Елена Фомина, 25.08.2010, 01:09) <{POST_SNAPBACK}>
Российская сельская школа сегодня берет на себя ответственность не только за свое функционирование как общеобразовательного учреждения, но и за сохранение села в целом.


Сельская школа - не только учреждение, подведомственное органам управления образования (отраслевой подход). Она - центр культурной жизни села. Известно, что закрытие малокомплектных сельских школ ведёт к исходу молодёжи из села, к умиранию поселения. Поддерживая тезис "Миссия школы - спасти село", добавляю к нему другой: "Задача сельской общины и его администрации - отстоять школу от попыток закрытия в угоду ложно понятой экономической необходимости".
Сформулируем ещё один тезис: "ШКОЛА - БУДУЩЕЕ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"

Другое направление дискуссии: "как изменить образовательный процесс в сельских малокомплектных школах, чтобы при минимуме средств включить учащихся и учителей в глобальную образовательную среду Интернет"?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Елена Фомина, 25.08.2010, 11:09) <{POST_SNAPBACK}>
Российская сельская школа сегодня берет на себя ответственность не только за свое функционирование как общеобразовательного учреждения, но и за сохранение села в целом.

К такому выводу пришли эксперты, которые рассматривали конкурсные работы участников Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010».

Позволю себе усомниться в таком выводе экспертов :(

Не способна сельская школа взять на себя такой неподъёмный груз. Она и свои собственные проблемы сама решить не в силах.
Сколько по стране школ с хорошим составом педагогов... и с нехваткой детей? Сотни? Тысячи?
Если в селе нет ни работы, ни нормального быта — будет уезжать молодёжь, никакая культурно-просветительская деятельность школы не поможет.

Не может экономическая ситуация на селе измениться от агитмассовой и культпросветительской работы.

Так что выводы экспертов это, в лучшем случае, «сюсю-мусю».
Я так считаю.
Антонида Лукина ( Пользователь )
Цитата из Сергея Михайловича:Сколько по стране школ с хорошим составом педагогов... и с нехваткой детей? Сотни? Тысячи? Если в селе нет ни работы, ни нормального быта — будет уезжать молодёжь, никакая культурно-просветительская деятельность школы не поможет.
Наверное, жестко. Давайте, закроем школы, выгоним педагогов на рынок; те дети, которые там еще остались - пусть себе доживают, как могут - не видели образования и культуры, и не увидят никогда. А что? Вообще, жизнь человеческая ужасно нерентабельная вещь, и право на жизнь и образование имеют только сильные. Сэкономим! Так, что ли, Сергей Михайлович?
А, может, поискать варианты помягче? Почему в Финляндии, Норвегии школы существуют, даже если в селе есть хотя бы 2 ученика. Конечно, там и программы другие, и учитель с ними работает один, и санпины и МЧС не так требовательны. Однако дети живут около родителей, получают образование достаточное, чтобы стать достойными гражданами своей страны, чтобы уважать её. А мы при таком подходе растим людей - перекати-поле, этаких манкуртов, родства не помнящих. О какой гражданственности и патриотизме можно говорить в таком случае?
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Об истоках и причинах "нерентабельности" человеческой жизни в России вообще и в сельской местности (сельских школах), в частности:

http://www.shturmtv.com/video/594/%D0%A3-%...%B8%D0%BD%D1%83



Елена Селезнёва ( Пользователь )
Цитата (Антонида Лукина, 30.08.2010, 13:06) <{POST_SNAPBACK}>
А, может, поискать варианты помягче? Почему в Финляндии, Норвегии школы существуют, даже если в селе есть хотя бы 2 ученика. Конечно, там и программы другие, и учитель с ними работает один, и санпины и МЧС не так требовательны. Однако дети живут около родителей, получают образование достаточное, чтобы стать достойными гражданами своей страны, чтобы уважать её. А мы при таком подходе растим людей - перекати-поле, этаких манкуртов, родства не помнящих. О какой гражданственности и патриотизме можно говорить в таком случае?


У нас же как раз с точностью до наоборот: САНПиНы, МЧС лютуют, директоров обязывают набирать полный штат учителей предметников и техперсонал (хотя могли бы справиться и меньшими "силами"). Соответственно, начинают давить на невыполнение норм по пожбезопасности, сантехнике - школа подлежит закрытию, неэффективно платить куче учителей, обучающих 2-3 (даже 20) учеников, а ведь еще техперсонал - перерасход финансов, следовательно, лучше школу закрыть. Да и на ремонт не надо будет тратиться. Вот такая политика у нас.
Зато находятся средства на бензин, чтобы возить детей в школу с интернатом мимо школы без интерната. Да и родителям хорошо - не надо целую неделю (а иногда и больше - бездорожье) кормить детей, ухаживать за ними, уроки с ними делать, можно легко пить/гулять/наслаждаться жизнью. Не всем родителям надо, чтобы их чадо рядом жило - мешает ведь. А государство как -то не замечает такой ситуации.
Ольга Веселова ( Пользователь )
[ Почему в Финляндии, Норвегии школы существуют, даже если в селе есть хотя бы 2 ученика. Конечно, там и программы другие, и учитель с ними работает один, и санпины и МЧС не так требовательны. Однако дети живут около родителей, получают образование достаточное, чтобы стать достойными гражданами своей страны, чтобы уважать её. А мы при таком подходе растим людей - перекати-поле, этаких манкуртов, родства не помнящих. О какой гражданственности и патриотизме можно говорить в таком случае?

Почему мы сравниваем с Финляндией и другими странами? Давайте вспомним годы ВО войны, в нашем районе работало 40 школ, а сейчас всего 9, разве так много было денег на содержание школ, или не было Санпинов или Минфинов? Да всё было, просто было другое отношение к работе учителя, к проблемам школы, как хочется сказать "уважаемым депутатам", которые принимают законы, или тем, кто сидит и решает Государственные проблемы - нужен ли школе Гимн и флаг. Дорогие посмотрите что осталось от образования, а ведь мы говорим о нашем будущем, о будущих умах России. Да если так решать проблемы малокомплектных школ, то лучше сразу поставить крест на образовании,извините, может быть несколько сумбурно, но наболело...
Наталья Гаврилко ( Пользователь )
Цитата: "А, может, поискать варианты помягче? Почему в Финляндии, Норвегии школы существуют, даже если в селе есть хотя бы 2 ученика. Конечно, там и программы другие, и учитель с ними работает один, и санпины и МЧС не так требовательны. Однако дети живут около родителей, получают образование достаточное, чтобы стать достойными гражданами своей страны, чтобы уважать её.
Очень хочу, чтобы мои дети тоже стали достойными гражданами своей страны."
-Считаю, что в этом им могут помочь хорошие педагоги, умные, практичные, опытные и такие у нас есть, но вот проблема, оказывается, выгоднее жить по принципу, "чем меньше педагогов, тем лучше" Даже отчетность есть, количество детей на одного педагога. А если он талантище, а у него всего 4 часа -отдай нагрузку другому и будь свободен.не там экономим, не там...
Татьяна Котова ( Пользователь )
Может и правильно сформулирована миссия сельской школы - спасти село, но уж очень неподъёмная она для маленькой сельской школы. Я согласна с Вами Сергей Михайлович. Ведь, чтобы осталась молодёжь на селе, усилий одной школы маловато будет. Нужно решать проблему на федеральном уровне.
Татьяна Калина ( Пользователь )
Сразу скажу, чтобы понятно - я далеко не писсемистка. Но ситуация ужасающая. Унас руководители района и образования в нем просто запугали всех педагогов и директоров тем, что если попытаются законным образом вмешаться в процесс деформации и уничтожения школ - останутся без работы. Сокращаются штаты в школах, учебный план кроится без всякой демократии и целесообразности. Повод один - экономия. Цель одна - заставить учителей по рабски угождать начальству, дабы им выжить. Развитие, воспитание, уважение, опыт - ничто. Летит под топором и информатизация и духовно-нравственное направление.... И ни сказать, ни спросить - просто невозможно.

Цитата (Татьяна Котова, 30.08.2010, 10:11) <{POST_SNAPBACK}>
Может и правильно сформулирована миссия сельской школы - спасти село, но уж очень неподъёмная она для маленькой сельской школы. Я согласна с Вами Сергей Михайлович. Ведь, чтобы осталась молодёжь на селе, усилий одной школы маловато будет. Нужно решать проблему на федеральном уровне.


Безусловно. Хотя школа ведь не в одиночку решает эту проблему. Нужны грамотные УПРАВЛЕНЦЫ. У нас видимым образом происходит некое возрождение, потому что деревня дает экологически гарантированное питание и человеческие отношения. Перестают уезжать, потомучто везде - хуже. Люди понимают, что сами должны обеспечить себя ВСЕМ. В деревне выжить легче.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+