Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК УЧЕНИК: обсуждение докладов

На основе докладов продолжаем обсуждение проблем саморазвития учителя
Григорий Ищук ( Пользователь )
Дорогие коллеги в поле поиска «Учитель как ученик»

По этой номинации поступил 121 доклад. Их обсуждение давно идёт на страничках отдельных докладов. А наши задачи сегодня и здесь – выделить полезные для совершенствования практики непрерывного образования учителя, на основе докладов поставить актуальные проблемы саморазвития учителя в современных условиях (какие ещё?)

Мы не оцениваем доклады, а продолжаем обсуждение направления «учитель как ученик» на основе поступивших докладов.
Владимир Анненков ( Пользователь )
Коллеги
Кто смотрел доклады по номинации "Учитель-ученик"? Приглашаю высказываться с учётом акцента, предложенного в начальном посте этой темы

PS: поскольку докладов много и далеко не все авторы получили комментарии, то приглашаем их кратко представить свои доклады на обсуждение
Елена Боровская ( Пользователь )
Традиционный взгляд на проблему "Учитель как ученик" предстаёт в виде ролевой позиции учителя как обучающего себя либо на курсах повышения квалификаци, либо самостоятельно через Интернет, либо узнающего что-то от учеников. Мне представлялось важным показать учителя, как понимающего своего ученика, вживающегося в его бытийные состояния, и в то же время знающего о том, что не он "главный" в жизни ребёнка (не только учитель со-трудничает, со-переживает и т.п., а, значительнее, что его ученики со-бытуют). Позволю сейчас опереться на классику: воспитывает не сам учитель, а среда.. . И хотя мои тезисы маленький штрих в целостной концепции опосредованного (через среду) воспитания, но может быть кому-то из учителей будет интересно по иному взглянуть на оценку их труда в моём материале "Образ жизни школьника как показатель труда учителя" http://pedsovet.org/components/com_mtree/a...07&cf_id=24
Елена Ямкина ( Пользователь )
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представила доклад-рассуждение "Учитель как ученик".
http://pedsovet.org/component/option,com_m.../link_id,24163/

Рассмотрела два подхода. 1) Учитель учится учить и 2) учитель и ученик, их взаимоотношения.
Мне кажется, что хотя рассуждения можно начать с диаметрально противоположных сторон, все равно мы приходим к одному. Учитель учится всегда!
В рассуждениях затронуто и понятие урока, и роль ученика и учителя в нем. Так же тема самообразования является важной. А самое главное - все должно быть от души. Это одна сторона.
А вторая - учитель -это наставник, человек, который состоялся в своей профессии. Личность для самого себя.
И как вывод - учитель тот, кто умеет быть учеником.
Спасибо.
Татьяна Романова ( Пользователь )
Учитель. Ученик. Если посмотреть на эти слова, первые две буквы УЧ. С этих букв начинаются слова учение, учиться. Ученик учиться 11 лет, а учитель всю жизнь. Учитель берет знания у своих учеников, при общение с коллегами. И, конечно, сам. Обучение в разных областях и разными способами (очно, дистанционно, мастер-классы). Главное в самообучение - желание. В этом случае, обучение пойдет на пользу и учителю и образовательному процессу в целом.
Многие учителя представляют повышение квалификации для "галочки" - один - два раза в пять лет. Это не будет совершенствовать их практику. Это не самообразование. Лишь непрерывное образование, поиск нового, интересного для себя и учеников может привести к улучшению их квалификации.
Какие проблемы могут возникнуть при непрерывном образование учителя? Первое, это время. Всегда педагог - это самый занятый человек (утром, днем и вечером - он занят педагогической деятельностью). Уроки, внеклассная работа, подготовка к урокам, общение с родителями и так далее.
Второе, это желание. Образование без желание - это понапрасну проведенное время.
Третье, отсутствие внимания и понимания со стороны администрации школы.
Проблем много. Основная проблема, скорее всего, кроется в следующим. Никогда не надо забывать, что учитель - это тоже человек. У него тоже есть семья, дети, родители, интересы, о которых приходиться частенько забывать. Слишком большая ответственность накладывается государством на работников образования.
Ольга Иванова ( Пользователь )
Цитата (Романова Татьяна Михайловна, 25.08.2010, 15:22) <{POST_SNAPBACK}>
Учитель. Ученик. Если посмотреть на эти слова, первые две буквы УЧ. С этих букв начинаются слова учение, учиться. Ученик учиться 11 лет, а учитель всю жизнь. Учитель берет знания у своих учеников, при общение с коллегами. И, конечно, сам. Обучение в разных областях и разными способами (очно, дистанционно, мастер-классы). Главное в самообучение - желание. В этом случае, обучение пойдет на пользу и учителю и образовательному процессу в целом.
Многие учителя представляют повышение квалификации для "галочки" - один - два раза в пять лет. Это не будет совершенствовать их практику. Это не самообразование. Лишь непрерывное образование, поиск нового, интересного для себя и учеников может привести к улучшению их квалификации.
Какие проблемы могут возникнуть при непрерывном образование учителя? Первое, это время. Всегда педагог - это самый занятый человек (утром, днем и вечером - он занят педагогической деятельностью). Уроки, внеклассная работа, подготовка к урокам, общение с родителями и так далее.
Второе, это желание. Образование без желание - это понапрасну проведенное время.
Третье, отсутствие внимания и понимания со стороны администрации школы.
Проблем много. Основная проблема, скорее всего, кроется в следующим. Никогда не надо забывать, что учитель - это тоже человек. У него тоже есть семья, дети, родители, интересы, о которых приходиться частенько забывать. Слишком большая ответственность накладывается государством на работников образования.

Татьяна Михайловна, я с Вами полностью солидарна!
Юлия Цветкова ( Пользователь )
Учитель как ученик и это конечно гораздо больше чем фраза. Ведь все мы начали свою трудовую деятельность именно как ученики. Однако наверное все учителя могут сказать о себе -мы постоянные ученики. Ведь совсем недавно в нашу жизнь вошли компьютерные технологии и как быстро они нашли широкое применение, особенно у наших учеников. Чтобы "соответствовать" уровню наших детей необходимо применять информационно – коммуникационные технологи в учебном процессе, что позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
http://pedsovet.org/component/option,com_m...987/Itemid,118/
Владимир Анненков ( Пользователь )
Цитата (Романова Татьяна Михайловна, 25.08.2010, 15:22) <{POST_SNAPBACK}>
...Лишь непрерывное образование, поиск нового, интересного для себя и учеников может привести к улучшению квалификации.
Какие проблемы могут возникнуть при непрерывном образование учителя? Первое, это время...
Второе, это желание...
Третье, отсутствие внимания и понимания со стороны администрации школы...


Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Добавлю и "четвёртое" Ныне развернута кампания по внедрению в школу здоровьесберегающих технологий. А учитель - только проводник, или и...? В тех условиях, которые Вы отметили.

Как в НИРО относятся к проблеме здоровьесбережения учителя?
Владимир Анненков ( Пользователь )
Цитата (Алена Ямкина, 25.08.2010, 15:02) <{POST_SNAPBACK}>
В рассуждениях затронуто и понятие урока...


Елена Владимировна, частный вопрос: в условиях информационного взрыва есть тенденция модульного подхода к учебным программам, занятиям и пр. Дробления на кванты информации. А проявляется ли эта тенденция в построении урока?
Ольга Синёва ( Пользователь )
Учитель  «вечный ученик», человек, постоянно самосовершенствующийся, ставящий перед собой цели и задачи, ищущий к ним ключ, человек, постоянно находящийся в творческом и профессиональном поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам. Учитель должен постоянно учиться, учиться…Наверное, самому нужно быть немножко ребёнком, чтобы чувствовать, что именно может заинтересовать детей, что им близко и понятно.
Мой рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу своих учеников и учусь сам. Бывает, что я ошибаюсь, но учусь на своих ошибках. Часто мечешься в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником, беседую с родителями на разные темы… Да мало ли какие вопросы решает учитель?! Но я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий, в стремлении познания науки и окружающего. А иначе нельзя, ибо я перестану быть учителем, потеряю уважение к себе не только учеников, их родителей и окружающих, но и потеряю себя.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я постаралась ознакомиться со всеми предоставленными на конкурс докладами "Учитель как ученик" . Впечатление хорошее, думаю, что все старались. Конечно, все доклады разные, интересные, но мне особенно понравился доклад :"Учиться быть учителем" Вавкина Е.В. ( к моему стыду никак не получается выполнить гиперссылку этого доклада) Очень светлые мысли, необычно изложенные мысли в форме обращение к собирательному образу - учителю.
"...настоящий учитель должен, скажу больше, имеет потребность в развитии профессиональной компетентности. День за днем покоряет вершины педагогического мастерства по индивидуальной траектории профессионального развития.
Среди нехоженых путей
Один – пусть мой,
Среди не взятых рубежей
Один – за мной!
Я не работаю учителем, я – учитель. Давным - давно стерлась грань между личной жизнью и работой, и вот уже 16 лет в одной связке с детьми преодолеваю «сложные горные перевалы»..."

Ещё удивительно интересные для меня доклады Шиварёва П.В. " Учитель как ученик. Работа над ошибками" и Белоногиной Г.В. "Учиться - значит извлекать уроки". Их названия сами говорят за себя. Огромное Вам спасибо, уважаемые коллеги!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+