Личный кабинет

Профессиональная компетентность педагога

Как соотносятся профессионализм и профессиональная компетентность?
Алексей Оробец ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Предлагаю вернуться к квалификационным характеристикам педагогических работников, уже бывших в центре обсуждений Педсовета год назад.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593) впервые в отечественной нормативной практике закреплены компетентности руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Для каждой из категорий были описаны компоненты профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой компетентностей.

Цитата
Профессиональная компетентность педагога — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.


В рамках сегодняшней темы мы могли бы обсудить как формализованные в квалификационных характеристиках составляющие профессиональной компетенции педагога, так и неформальные признаки профессионализма учителя.

Как соотносятся профессионализм и профессиональная компетентность? Какие будут мнения?
Владимир Петрович ( Пользователь )
Согласен с Алексеем Александровичем, этим инструкциям уже год, но до сведения рядовых учителей в массовом порядке они не доведены. И вряд ли их кто-то всерьез соблюдает. А хотелось бы... Только чувствую, что почти нет желающих обсуждать эту тему. Рядовой учитель должен быть защищен от произвола администрации образовательного учреждения и учредителей мало-мальски значащим документом. Но в российских реалиях учитель беззащитен...
Наталья Баштанник ( Пользователь )
На мой взгляд, понятие «профессионализм» шире по своему значению понятия «компетентность», так как помимо деятельностного аспекта оно включает определенные
характеристики личности специалиста, и поэтому педагогическая компетентность представляет собой лишь одну из сторон профессионализма учителя.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

«…Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
• передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
• представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
• мелочных правил и инструкций;
• бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями…»

Оставляю данный абзац без комментариев…
Сергей Серебряков ( Пользователь )
Цитата (Наталья Баштанник, 23.08.2010, 17:48) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд, понятие «профессионализм» шире по своему значению понятия «компетентность», так как помимо деятельностного аспекта оно включает определенные
характеристики личности специалиста, и поэтому педагогическая компетентность представляет собой лишь одну из сторон профессионализма учителя.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

«…Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
• передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
• представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
• мелочных правил и инструкций;
• бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями…»

Оставляю данный абзац без комментариев…

Я бы добавил:
"... бездумно (!) выполнять все получаемые указания..."
Ольга Белая ( Пользователь )
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+