Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 24.08.2010, 09:47) <{POST_SNAPBACK}>
Согласна, поэтому удачным вариантом я нахожу такой: исследовательская деятельность учителя органически вплетается в его профессиональную деятельность. Поэтому к ней можно подключить детей. Но это не анализ его педагогической деятельности. Тем не менее, это тоже очень важная сфера его деятельности. .

Означает ли это, что Вы отрицаете анализ педагогического труда и дальнейшие пути решения выявленных противоречий к исследовательской деятельности?
В. К. ( Пользователь )
Цитата (Ольга Соловьева, 24.08.2010, 09:47) <{POST_SNAPBACK}>
Владимир! Вопрос не в том, отличник или нет. Повторюсь : особые качества, особый склад ума, умение находить проблему и желание её разрешить.



Конечно, безусловно. Согласен.
Лидия Дудкина ( Пользователь )
Слабой стороной, на мой взгляд, для нашей школы и города является то, что недостаточно науки в такой работе, а больше практики и личных наработок учителей. Иногда приходится в каких - то моментах "изобретать велосипед".
[/quote]

Этого можно избежать! Если до обобщения своего опыта прийти на кафедру педагогики / методики университета и прочитать авторефераты последних диссертаций. Очень полезная вещь! Тогда найдешь научную основу для своих педагогических находок или убедишься, что твоё "открытие" уже кем-то сделано раньше.
Ольга Беляева ( Пользователь )
Здравствуйте!
Спасибо за возможность поговорить о наболевшем. Имею опыт работы преподавателя высшего учебного заведения,  сейчас работаю в школе. Наверное, исследовательская работа - это прерогатива ВУЗовского преподавателя. Масштабы решаемых задач, взрослая аудитория и, следовательно, непредсказуемость результата позволяют получать действительно интересные и весомые исследовательские результаты. На первый план исследовательской работы школьного учителя выступают вопросы организации учебного процесса подачи, усвоения материала, т.е. методики преподавания. Ведь каждый ученик-индивидуальность, каждый классный коллектив имеет свой характер, каждая тема ограничена во времени и в предъявляемых к учащимся требованиям ЗУН. Говорить осерьезных научных изысканиях непосредственно в изучаемом предмете здесь не очень уместно. Даже в случае организации исследовательской работы учащихся результат, как правило, известен заранее. Вопрос количества и качества падтверждающих этот результат фактов.  
Татьяна Иванова ( Пользователь )
Современная социально-экономическая, политическая ситуация в России обуславливает необходимость модернизации и инновационного развития как единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Целью педагогической деятельности является развитие у учащихся самостоятельности мышления, способности к самообразованию и саморазвитию. Воспроизведение и трансляция готового знания учителем на уроке бессмысленна в современности т.к. поток информации научной огромен, фрагменты её не дают полного представления об изучаемом объекте . Исследовательская деятельность учителя предполагает и ориетировние в "океане" предметной информации, и в передаче опыта ориентирования ученикам.
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Андреева, 24.08.2010, 09:44) <{POST_SNAPBACK}>
Цитата (Ольга Соловьева, 24.08.2010, 09:32) Согласна, что исследовательская деятельность педагога :"напрочь отвергает закоснелость и предполагает устойчивый профессиональный рост". Но почему же тогда так много противников этой деятельности среди педагогов?




Так педагогу никогда не объясняли, что педагогическая деятельность - это хорошо. Даже в институтах это чаще всего происходит формально.

Однако сейчас, когда очень много стало разговора вокруг этой темы. В каждом образовательном учреждении об этом говорят. Тем не менее есть ярые противники исследовательской деятельности учителя именно среди педагогов.

Цитата (Лидия Дудкина, 24.08.2010, 09:51) <{POST_SNAPBACK}>
Слабой стороной, на мой взгляд, для нашей школы и города является то, что недостаточно науки в такой работе, а больше практики и личных наработок учителей. Иногда приходится в каких - то моментах "изобретать велосипед".


Этого можно избежать! Если до обобщения своего опыта прийти на кафедру педагогики / методики университета и прочитать авторефераты последних диссертаций. Очень полезная вещь! Тогда найдешь научную основу для своих педагогических находок или убедишься, что твоё "открытие" уже кем-то сделано раньше.

Значит, нужно учителей ознакомить с азами исследовательской деятельности. Они должны знать, что полезен обзор литературы по теме исследования.
Людмила Курышева ( Пользователь )
Цитата (Людмила Кузнецова, 24.08.2010, 09:23) <{POST_SNAPBACK}>
Трудно сказать,сколько лет должен учитель проработать в школе,чтобы стать исследователем. По-моему,учитель как исследователь начинает формироваться тогда,когда начинает усматривать противоречия и проблемы в своей педагогической
деятельности и в связи с этим испытывает внутренние потребности исследовать и решить их.

Здравствуйте! Тема исследовательской работы учителя меня интересовала всегда. Мне кажется, здесь речь идет о педагогических исследованиях, однако возможна и исследовательская деятельность по предмету, которая привлекает сейчас многих учителей, к ней побуждает и внедрение в практику регионального компонента: учитель становится исследователем местной литературы, языка, открывает свои темы, которые осваивает вместе с учениками, при этом оба приобретают знания о научной методологии, расширяют научный потенциал, "работа учителя становится более осмысленной". Некоторые к этому приходят со временем, а некоторые сразу: я, например, одновременно поступила в аспирантуру и на работу в школу, поэтому в основу обучения как-то сразу легла исследовательская деятельность. Это стимулировало и интерес к предмету, и к выступлениям, и к развитию(детей и моему), результат был замечательный. Накоплен опыт - можно, наверное, и обобщить материал. Но ведь это не эксперимент над детьми? Или тогда вся наша работа - своего рода педагогический эксперимент?!
Татьяна Cпорынина ( Пользователь )
Цитата (Ольга Соловьева, 24.08.2010, 09:44) <{POST_SNAPBACK}>
А как вы считаете, насколько тесными должны быть эти связи и в чём проявляться?


Если учитель занимается каким-то исследованием , то егодеятельность должна быть определенным образом выстроена, в логическом порядке:цель исследования, задача(и), гипотеза, система критериев, ход эксперимента(исследования), обобщение материалов исследования, вывод…Занимаясь с учениками исследовательской работой в результате исследования могут возникнуть новые идеи, теоретические и практические выводы. Исследовательская работа проводится в разных направлениях: индивидуальная, групповая. Из собственного опыта - ученикам нравится групповая работа над совместными исследовательскими проектами, где используется информация из разных предметных областей.

В. К. ( Пользователь )
Интересно, а что для учителя важнее: дать хороший урок или помочь ученику подготовить учебно-исследовательскую работу или провести собственную исследовательскую работу?
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Ольга Соловьева, 24.08.2010, 19:50) <{POST_SNAPBACK}>
Означает ли это, что Вы отрицаете анализ педагогического труда и дальнейшие пути решения выявленных противоречий к исследовательской деятельности?


Нет, конечно, не считаю. Даже больше, я полагаю, что навыки исследовательской работы должны быть свойственны абсолютно всем педагогам именно для исследования своей профессиональной деятельности. Уж все плюсы и минусы своей работы нам надо знать и понимать лучше всех.
Но я не хотела бы всю исследовательскую деятельность учителя сводить только к этому. Могут быть и другие сферы приложения исследовательских качеств учителя.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+