Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!
Светлана Шелестова ( Пользователь )
"...Посмотрел анкету, предварительные результаты которой указывают, что почти половина учителей указала, что в школе создаются условия для исследовательской деятельности учителя. Возникает вопрос: а какие это условия? что должна сделать в этом случае администрация? " Во первых, я считаю этому администрация должна посвятить не мало заседаний, семинаров-практикумов. Заинтересовать учителя в этой исследовательской деятельности. Открытие факультативного часа или внеклассную оплачиваемую работа по этому направлению, или присвоение звания учителю исследователю на внутри школьном уровне.
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Цитата (Виктор Степанович Пахомов, 24.08.2010, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые! очень много прочел о важности и значимости, а вот с примерами, слабовато. Познакомьте с своими работами, Учителя – исследователи…!

........
Светлана Нестерова ( Пользователь )
Цитата (Виктор Степанович Пахомов, 24.08.2010, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
На пост 362.
Татьяна Александровна, приведите примеры исследования современных учителей , в вашей школе, они ведь есть?

Уважаемые! очень много прочел о важности и значимости, а вот с примерами, слабовато. Познакомьте с своими работами, Учителя – исследователи…!

Часть идей моего исследования изложена в докладе. Ссылка http://pedsovet.org/component/option,com_m.../link_id,24329/
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 24.08.2010, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
Уже не первый раз в ходе дискуссии речь заходит об учителе исследователе в узком и широком смысле. Я считаю, что для понимания нашей темы это очень важно. Получается, что когда участники говорят о том, что каждый учитель должен быть исследователем (это в широком смысле), а когда о том, что это доступно только единицам, что это требует знаний специальных научных процедур и пр. (это в узком, то есть о строго научном исследовании).
Хорошо было определиться с тем, что должен делать и уметь каждый учитель сегодня, чтобы мы говорили о нем как исследователе в шиоком смысле слова?


.....
В. К. ( Пользователь )
Цитата (ПавелМ, 24.08.2010, 16:13) <{POST_SNAPBACK}>
А при чём здесь профессия? Если Вы, как человек,чувствуете внутреннюю потребность исследовать нечто - исследуйте.Ктои что Вам может помешать?



Вот причем. Если я работая учителем истории, изучаю объект и предмет, который не имеет к моей работе никакого отношения (например, особенности пива в Германии и Франции), то я не учитель-исследователь. Я просто это изучаю как человек, а мы здесь обсуждаем другую тему: Учитель как исследователь.
Соответственно я мог бы поставить и вопрос: является ли учитель учителем-исследователем если он изучает вкусовые особенности пива в Германии и Чехии?
Юрий Климант ( Пользователь )
Цитата (Лидия Дудкина, 24.08.2010, 09:28) <{POST_SNAPBACK}>
При обсуждении в первый день многие отмечали эту ипостась учителя как показатель его профессионализма. Согласна, если понимать в бытовом смысле как "человек, постоянно ищущий", "исследователь человеческих душ" и т. п.
Если брать по Ожегову "Исследователь - тот, кто занимается научным исследованием", то далеко не каждый хороший учитель является исследователем и может помочь провести такое исследование своему ученику - старщекласснику (о чем свидетельствуют результаты ежегодного конкурса "Я и Земля" на муниципальном уровне).
Учителю самому необходимо пройти через настоящее НАУЧНОЕ исследование. Особенно это касается старшей возрастной категории, у которой студенческие годы далеко позади.
К этому убеждению пришла не сразу: через 24 года после университета пришлось пройти обучение в магистратуре. Опыт написания своей магистерской диссертации очень помогает в работе!


Считаю, что Вы совершенно правы.
Скажите мне, зачем искусственно создавать так называемых учителей-исследователей.
Это или есть в человеке или его нет. Аналогично тому, как либо ученик либо способный, умный, одаренный, либо наоборот...
Зачем такая массовость исследовательской деятельности в учительской среде?
Она никому в школе не нужна. Эта стимуляция исследовательской деятельности к добру не приведет, хотя...
Напротив сие порождает подчас отвратительное отношение к такому учителю администрации школы.
Ибо каждый администратор печется о своем месте под солнцем...
Возможно я не прав?!
ЮВК.
Марина Абрамова ( Пользователь )
Цитата (Виктор Степанович Пахомов, 24.08.2010, 14:19) <{POST_SNAPBACK}>
Светлана Шелестова, и в чем же заключается исследование, при знакомстве с документами?

Тогда получается и чтение художественной литературы - исследование?


Уважаемый Виктор Степанович!
Еще какое исследование! Если, конечно, читать внимательно, вдумчиво.
Виктор Колобаев ( Пользователь )
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Колобаев В.К., Архангельская Т.С.
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия
им. И.И.Мечникова
email:vkolobaev@mail.ru
В настоящее время основной целью любой образовательной системы является подготовка учащихся к полноценному участию во всех сферах деятельности общества. Для достижения этой цели образовательный процесс должен строиться с учетом особенностей развития современного поликультурного общества, для которого характерны, во-первых, множественность взаимодействующих языков и культур, а во-вторых, множественность текстов и текстовых форматов, циркулирующих в глобальном информационном пространстве, создаваемом современными средствами массовой коммуникации. Одной из ключевых компетенций, необходимых любому специалисту для эффективного функционирования в такой информационной среде, становится медиаграмотность, определяемая как способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм. «Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) [1]. Но наиболее лаконичным, емким и точным определением этого термина является определение, данное Рене Хоббсом: «обучение умению находить, анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных формах [2]. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1]. Таким образом, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. В этих условиях система образования должна обеспечить потребность общества в критически мыслящих медиаграмотных специалистах, способных эффективно использовать медиасреду для решения разного рода профессиональных, общественных и личных задач.
Особое значение для формирования медиаграмотности имеет обучение иностранному языку в высшей школе, так как иноязычные тексты широко используются в процессе подготовки специалистов в различных областях деятельности и в сфере высшего медицинского образования в частности. Они рассматриваются как аутентичный источник актуальной информации профессионального характера, которая должна вызывать интерес у учащихся, и тем самым обеспечивать мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, их включенность в процесс учебного взаимодействия. Иноязычные медиатексты расширяют профессиональные границы студентов, открывают для них новые возможности пополнения своих профессиональных знаний. Умения медиаграмотности важны для студентов и в аспекте непрерывного медицинского образования: на протяжении всей жизни иноязычные источники информации будут для них одним из средств получения актуальной информации по интересующей их проблеме, необходимой для эффективной профессиональной деятельности.
Вместе с тем, несмотря на тенденцию активного применения медиатекстов в обучении студентов, концепты медиаграмотности остаются в основном вне поля зрения преподавателей. По данным Чичериной Н.В, несмотря на то, что 95% преподавателей иностранных языковых осознают важность формирования медиаграмотности студентов, только 12% пытаются реально решать медиаобразовательные задачи при организации работы с иноязычными медиатекстами [3]. Это свидетельствует о наличии противоречия между социальной потребностью и осознанной необходимостью в подготовке медиаграмотных специалистов и отсутствием направленности языкового образования на решение этой задачи.
Решение этого противоречия в условиях преподавания иностранных языков в неязыковом вузе возможно на основе интегрированного медиаобразования, разрабатываемого в работах Л.С. Зазнобиной [4,5,6], А.А. Журина [7], М.Н. Фоминовой [8], А.В. Федорова [9] и других.
Следует отметить, что именно интегрированное медиаобразование представляется наиболее перспективным с точки зрения формирования медиаграмотности у студентов неязыковых специальностей. Это связано, во-первых, с необходимостью охвата медиаобразовательной деятельностью всех студентов, поскольку для каждого из них медиатексты являются средством изучения иностранного языка на уровне профессиональной деятельности; во-вторых, с наличием объективных возможностей для интегрированного медиаобразования, создаваемых благодаря регулярному использованию медиатекстов в процессе обучения.
Однако, несмотря на то внимание, которое уделяется в последнее время проблемам интегрированного медиаобразования, они еще недостаточно исследованы, хотя эта проблема очень актуальна при изучении иностранного языка, поскольку масс-медиа предоставляют неограниченный материал для совершенствования языковой компетенции и расширения знаний культурологического, страноведческого и, главное, профессионального характера.
Отсюда вытекает необходимость разработки технологии медиаобразования в профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков.
Целью формированиия медиаграмотности у студентов является развитие умений пользоваться такими медиасредствами, как видео, CD, DVD, мультимедийный проектор, Интернет-ресурсы, назначение которых сводится к усвоению большего количества лексического материала по изучаемым темам с сокращением временных затрат. Кроме того их использование может оказаться особенно эффективным при обучении студентов с разным уровнем знаний и разной степенью развития навыков и умений. Преимущества применения электронных средств обучения могут оказаться еще более очевидными, если их использование становится интегральной частью учебного процесса.
Одним из несомненных достоинств такого подхода является то, что в этом случае в достаточно простой форме представляется сложный комплекс информации: текст, звук и визуальный ряд. С другой стороны, проведенные исследования показали, что существует и ряд недостатков: ошибки исправляются без объяснений, не хватает разнообразных, интересных видов работы, разговорная речь лучше усваивается при наличии реального, а не виртуального преподавателя [10].
Одна из исходных задач медиаобразования заключаться в том, чтобы ознакомить обучающихся с образцами медиатекстов; продемонстрировать характерное для различных источников разнообразие мнений по одному и тому же вопросу; проследить, какие формы и методы следует использовать для решения проблемного вопроса; формировать умения создавать собственный медиапродукт с соблюдением всех предъявляемых к нему требований.
Условиями для достижения поставленной задачи являются: соблюдение требований Программы по иностранным языкам, материально-техническая обеспеченность учебного процесса, подготовленность преподавателей к использованию медиа-средств; учет специфики преподавания иностранного языков в медицинском вузе, наличие комплекса заданий по всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию, письму.
Процесс формирования медиаграмотности должен включать процедуры по отбору содержательного материала, подлежащего усвоению, выбор методов и средств обучения, придающих целенаправленный характер деятельности обучающихся и способствующих достижению поставленной цели.
Ознакомление студентов с новой темой следует начинать с предлагаемого им систематизированного списка лексических единиц с последующим выполнением ряда упражнений из учебного пособия. Для более глубокого изучения темы и дальнейшего применения усвоенного лексического материала в процессе иноязычного общения на занятии может использоваться одно из медиасредств с комплексом заданий и объяснением приемов, с помощью которых они выполняются, а также форм работы (устно или письменно, индивидуально или фронтально).
Задача преподавателя заключается в постановке задания, которое стимулирует учащихся на поиск и усвоение информации. С целью оказания помощи учащимся в решении поставленной задачи, преподаватель может сообщить адреса сайтов в Интернете, на которых размещена необходимая литература и, что особенно ценно, иллюстративный материал.
С помощью различных упражнений учащиеся обучаются: восприятию иноязычных текстов на слух или путем аутентичных текстов, включенных в учебное пособие, а также дополнительного материала, полученного с электронного носителя (DVD, CD, видео) и Интернета, и воспроизведению этого материала в устной или письменной речи.
Количество и характер упражнений в устной и письменной форме должны определяться преподавателем с учетом возможностей, как отдельных студентов, так и всей группы в целом. Следует учитывать и тот факт, что задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. Студент никогда не сможет найти материал, проработать и понять его, если у него нет необходимых фоновых знаний. При организации работы по извлеченному материалу (из Интернета, CD, DVD) следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и степень их владения иностранным языком, что должно отражаться в предлагаемых заданиях. Студенты с более высоким уровнем владения языком могут получать задания, содержащие большое количество нового, подлежащего усвоению, текстового или лексического материала. Для более слабых студентов задания должны составляться с меньшей степенью новизны и сложности.
Для оценки сформированности медиаобразовательных умений в каждом виде речевой деятельности могут использоваться устные и письменные методы проверки. При аудировании наилучшим способом выявления навыков восприятия иноязычной речи и запоминания как можно большего количества тех разговорных формул и лексических единиц, которые прозвучали в речи диктора, является сочетание устного и письменного методов. Часть заданий может носить репродуктивный характер (в виде ответа на вопросы, подстановки недостающих слов, выбора правильного варианта), но акцент следует делать на заданиях творческого характера, которые могут заключаться в реферировании аутентичного текста, составлении краткой аннотации.
Как представляется, очень важным фактором развития навыков устной речи является прослушивание текста, сопровождающееся его просмотром на мониторе ПК. Учащиеся не только слышат, но и наблюдают за артикуляцией звуков, произносимых носителем языка, могут зрительно воспринимать произносимый диктором текст. Самостоятельная работа студента с заданиями по аудированию позволяет ему более внимательно, не отвлекаясь на замечания и комментарии окружающих, ознакомиться с текстом и, наблюдая за речью диктора, понять те слова, которые не всегда воспринимаются студентами при прослушивании. Как следствие, он в большем объеме и лучше запоминает тот лексический материал, который предусмотрен темой. Преимущество использования медиасредства заключается в том, что преподаватель может сразу оценить навыки обучающихся в аудировании посредством письменной индивидуальной проверки. Компьютерная программа на CD, включающая вопросы и задания по данному тексту, позволяет студентам продемонстрировать полноту его понимания. Сразу после выполнения заданий преподаватель может осуществить устную фронтальную проверку, задавая логически связанные между собой вопросы, требующие развернутого ответа и способствующие включению новых лексических единиц в их активный словарь. Работа с персональным компьютером концентрирует внимание студентов, способствует развитию их самостоятельности.
В таком виде деятельности, как чтение, эффективность использования медиасредств должна заключаться в использовании специальных текстов на изучаемом иностранном языке, взятых из Интернета. Принимая во внимание тот факт, что оригинальные тексты отличаются сложностью лексико-грамматического содержания и особенностью стиля, следует предусмотреть предварительную работу, направленную на облегчение понимания предлагаемого Интернет-материала. Такая работа может включать представление и тренировку необходимых для дальнейшего понимания текста (текстов) лексических единиц и грамматических конструкций, фраз и словосочетаний.
По прочтении текста следует провести самостоятельную работу, которая заключается в выборе правильного варианта ответов по предложенному тексту, подстановке нужных лексических единиц в предложениях из текста, т.е. осуществление многократного и внимательного изучения текста. После этого можно предложить составить аннотацию прочитанного или прослушанного текста.
Задача использования Интернет-ресурсов заключается в том, чтобы заинтересовать обучающихся в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Они должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятия.
Исходя из всего вышесказанного представляется, что попытка создания интегрированного курса иностранного языка, сочетающего собственно образовательные цели и медиаобразовательные цели, представляет научный и практический интерес и может послужить началом дальнейших исследований в этой области. Медиаобразование тесно связано с изучением иностранного языка, что особенно актуально в современном мире, где огромная часть профессиональной информации поступает именно из медиа источников. Студенты получают знания об иностранном языке и о культуре страны изучаемого языка из медиа. Очевидно, что как вуз так и средства массовой коммуникации принимают участие в процессе обучения и развития личности. Знание того, как «функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними и как мы можем использовать их с максимальной пользой» [11] становится необходимым компонентом грамотности современного человека. Кроме того медиаобразовательные задания и формы работы стимулируют тренировку навыков чтения, письма, аудирования и творческие способности учащихся и значительно повышают познавательный интерес [11]
Литература
1. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.
2. Hobbs R. Expanding the Concept of Literacy. In: Kubei (ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick (USA) and London (UK), 1997. – pp.169 – 170.
3. Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов. Автореф.дис. на соиск.уч.степ.канд.пед.наук. – СПб., 2008.
4. ЗазнобинаЛ.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования. – М., 199834.
5.Зазнобина Л. С. Общее и особенное в медиаобразовании. // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с. — С. 263 – 269.
6. Зазнобина Л. С. Технология интеграции медиаобразования с различными учебными дисциплинами. // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с. — С. 178 – 182.
7. Журин А. А. Разработка интерактивных средств обучения химии и условия их эффективного использования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1996. — 178 с.
8. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
9. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
10. Lasagabaster, D., & Sierra, J. (2003). Students’ evaluation of CALL software programs, Educational Media International. Retrieved July 16, 2006 from www.tandf.co.uk/journals.
11. G.Dudeney. The Internet and the Language Classroom. – Cambridge University press, 2001.
Светлана Шелестова ( Пользователь )
[quote name='Виктор Степанович Пахомов' date='24.08.2010, 16:19' post='159335']
Светлана Шелестова, и в чем же заключается исследование, при знакомстве с документами?

Тогда получается и чтение художественной литературы - исследование?



Мини исследование: какой пришел ребенок в первый класс? Это ведь и есть исследование: изучить его документы увидеть проблемы (слава богу если их не будет), которые он будет испытывать при обучении в школе и стараться помочь ему успешно по началу хотя бы адаптироваться в школе.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Цитата (Юрий Климант, 24.08.2010, 16:25) <{POST_SNAPBACK}>
Считаю, что Вы совершенно правы.
Скажите мне, зачем искусственно создавать так называемых учителей-исследователей.
Это или есть в человеке или его нет. Аналогично тому, как либо ученик либо способный, умный, одаренный, либо наоборот...
Зачем такая массовость исследовательской деятельности в учительской среде?
Она никому в школе не нужна. Эта стимуляция исследовательской деятельности к добру не приведет, хотя...
Напротив сие порождает подчас отвратительное отношение к такому учителю администрации школы.
Ибо каждый администратор печется о своем месте под солнцем...
Возможно я не прав?!
ЮВК.

Конечно не правы!
Разве можно всех под одну гребёнку? Вам может и не нужна, а ищущим школам в самый раз. А учитель печётся пуще администратора, уэ поверьте..

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+