Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!
В. К. ( Пользователь )
Мы же тут не диссертацию пишем, а обмениваемся мнениями...

Мы здесь обсуждаем, а обсуждать - это не только обмениваться мнениями в стиле а ля "ты там чего...".
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Людмила Кузнецова, 24.08.2010, 09:23) <{POST_SNAPBACK}>
Трудно сказать,сколько лет должен учитель проработать в школе,чтобы стать исследователем. По-моему,учитель как исследователь начинает формироваться тогда,когда начинает усматривать противоречия и проблемы в своей педагогической
деятельности и в связи с этим испытывает внутренние потребности исследовать и решить их.

Соверешенно верно. Именно противоречия и их разрешение подводят к исследованию.
Лидия Дудкина ( Пользователь )
При обсуждении в первый день многие отмечали эту ипостась учителя как показатель его профессионализма. Согласна, если понимать в бытовом смысле как "человек, постоянно ищущий", "исследователь человеческих душ" и т. п.
Если брать по Ожегову "Исследователь - тот, кто занимается научным исследованием", то далеко не каждый хороший учитель является исследователем и может помочь провести такое исследование своему ученику - старщекласснику (о чем свидетельствуют результаты ежегодного конкурса "Я и Земля" на муниципальном уровне).
Учителю самому необходимо пройти через настоящее НАУЧНОЕ исследование. Особенно это касается старшей возрастной категории, у которой студенческие годы далеко позади.
К этому убеждению пришла не сразу: через 24 года после университета пришлось пройти обучение в магистратуре. Опыт написания своей магистерской диссертации очень помогает в работе!
Татьяна Андреева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 24.08.2010, 09:23) <{POST_SNAPBACK}>
А что дело до всех? Ну не все же лётчики летают на истребителях.

Тогда возникает вопрос: а какими качествами должны обладать те, кто хотел бы пополнить ряды этих "педагогов-летчиков на истребителях"?


Я так понимаю, что учитель, который занимается исследовательской деятельностью должен владеть специальными компетентностями: научной (знать свой предмет на уровне выше общеобразовательного);
исследовательской (знать методы исследования и применять их).
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 24.08.2010, 19:10) <{POST_SNAPBACK}>
Однако в педагогическом сообществе все равно преобладает мнение о том, что научная деятельность отвлекает учителя от его главного дела – образования учащихся, а следовательно мешает эффективному образовательному процессу,


В нашем учреждении администрация поощряет исследовательскую деятельность разного рода. Может поэтому, у нас есть люди, которые ею занимаются.
И она не только не мешает образовательному процессу, она его улучшает, она его делает боле интересным. Дети тоже вовлекаются, а это хороший способ повышения качества образования.
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Олег Шубкин, 24.08.2010, 09:19) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте!
Исследовательская работа в любой из педагогических (и не только) специальностей напрочь отвергает закоснелость и предполагает устойчивый профессиональный рост.
Учительской деятельности свойственны, в первую очередь, педагогические исследования (разработка собственной методики преподавания, уникальных дидактических материалов и пр.), а также научная работа. Собственно, любая возникающая проблема в преподавании может подарить учителю обширное поле для исследовательской деятельности. И, традиционно, наибольшего эффекта добивается тот, кто работает на стыке научных областей, что, в свою очередь, предполагает создание исследовательских тандемов и даже целых коллективов. Как учителю информатики, например, мне приходится вести совместную исследовательскую работу по ряду научных проблем с учителями физики и математики (проект «Космический чистильщик» http://space-cleaner.ucoz.ru/ ) . Это – родственные дисциплины, скажут многие. А вот с учителем биологии предполагается совместная работа над темой: «Особенности обмена информацией между живыми организмами».
И, самое главное, важно заинтересовать этим детей – тогда результат исследовательской деятельности педагога будет наиболее эффективен.
Так, что путь осилит не только идущий, но и нашедший свой собственный путь.

Согласна, что исследовательская деятельность педагога :"напрочь отвергает закоснелость и предполагает устойчивый профессиональный рост". Но почему же тогда так много противников этой деятельности среди педагогов?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Андреева, 24.08.2010, 09:15) <{POST_SNAPBACK}>
Я думая, что исследовательская деятельность учителя не помешает его основной деятельности, а наоборот сделает эту деятельность более осмысленной. А что дело до всех? Ну не все же лётчики летают на истребителях.


Татьяна Николаевна, летчики машиной управляют... И то время от времени квалификацию повышают... А тут живой ребенок к тебе приходит... Не то, что год от года, - день ото дня новый и изменивщийся ... А я старый... Я уже тысячу и один раз объяснял им закон Ома.. . Тысячу второй объяснить? Должен ли я сам как учитель меняться? А как это узнать без исследования? На курсы ИПК сходить? Там скажут?
Людмила Рыбкина ( Пользователь )
Здравствуйте, коллеги!
Мне кажется, что исследовательская деятельность учителя начинается с его раннего детства. Если родители, воспитатели детского сада заложили в нем интерес к познанию нового, неизведанного, то на протяжении всей жизни, включая обучение в школе, профессиональное образование, педагогическую деятельность эта основа позволяет личности учителя осуществлять исследовательский подход в разных направлениях своей работы.
Людмила Кузнецова ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 24.08.2010, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
Творческий порыв 1990-х увлек научно-экспериментальной, инновационной деятельностью многих учителей, которые, не желая ограничиваться воспроизведением и трансляцией готового знания, с энтузиазмом включились в научно-экспериментальную работу, стали писать научные статьи, выступать с докладами на научных конференциях. Своим примером они показывали и продолжают показывать, что научная деятельность не только не мешает учителю-практику, но наоборот положительно влияет на педагогический процесс и повышение его мастерства. Они понимают и хотят, чтобы поняли другие, что «для полноценного существования в интенсивно меняющейся конкурентной среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение» (М.А. Вяйзинен), что «учитель, если он хочет быть конкурентоспособным, должен заниматься наукой профессионально» (В.Г. Петрович). что «по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без научного исследования» (Е.Ю. Хребтищева), что, в конце концов, «современный учитель – это учёный, потому что он осуществляет исследовательский подход ко всему, что делает» (Е.П. Алексеева).

Однако в педагогическом сообществе все равно преобладает мнение о том, что научная деятельность отвлекает учителя от его главного дела – образования учащихся, а следовательно мешает эффективному образовательному процессу, что делать это могут единицы, а большинство предлагает компилятивные доклады, выдавая их за научно-исследовательские труды, демонстрируя тем самым свою явную и очевидную неготовность к серьезной научной деятельности, требующей не только желания, но и как минимум соответствующих знаний и умений, как максимум же – таланта.

Кто же прав? И где выход?
Трудно сказать,кто прав,но с другой стороны,исследователь(слов.)-человек,способствующий получению новых знаний. А учитенль?
В. К. ( Пользователь )
"И она не только не мешает образовательному процессу, она его улучшает, она его делает боле интересным".

Не всегда учителю удается органично сочетать образовательную и научную деятельность, между ними есть противоречие. И разрешить это противоречие могут не многие. При это, что такое противоречие есть я знаю на личном опыте.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+