Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!
Ольга Бикеева ( Пользователь )
Так ли необходим широкий кругозор для свершения открытий?!
ПавелМ ( Пользователь )
Чем больше я читаю форумы нынешнего педсовета, тем больше прихожу в ужас. Какой-то повальный эгоцентризм. Учитель-профессионал, учитель-исследователь.... И ничего более!!!
Исследователем может быть или не быть человек. Причём тут его профессия?
Ребёнок, разбирая на запчасти игрушку такой же исследователь, как физик,пытающийся проникнуть в тайны атомного ядра.Исследователем человек становится тогда, когда есть будоражащая его проблема - не суть важно какая. А у Вас тут получается - сверху царь-батюшка спустил приказ -и все стали срочно что-то исследовать! Я даже враньём это постыжусь назвать - слишком мягкое слово для этого.
Татьяна Cпорынина ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 24.08.2010, 10:31) <{POST_SNAPBACK}>
Согласна. И мой опыт об этом говорит. Есть ещё большой плюс в такой работе: каждый может найти себе работу по душе.


И не оценивается степень неудач, а именно каждый находит то, что ему интересно и работает над этим с отдачей, увлеченно. Развиваются  навыки работы в коллективе, что для дальнейшей жизни очень важно.


Любовь Цой ( Пользователь )
От социолога. Информация к размышлению.


Исследователь-практик и исследователь-теоретик.

Немного истории.
На протяжении нескольких веков ведущей, базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области деятельности людей, являлась наука. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являлась высшим авторитетом и критерием истинности.
Но во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия как в самой науке, так и в общественной практике. Основное внимание ученых привлекло развитие технологий, т.е. наука как бы переключилась больше на непосредственное обслуживание практики. Не снижая значимости фундаментальных исследований, становится очевидным, что работающая модель полезнее отвлеченной теории.

Два факта о сближении науки и практики.
Первый факт.
Признание правомерности и равноправия различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Эту тему озвучил булгаковский Воланд: - «Все теории стоят одна другой».
Второй факт.
Появление новой позиции в научных сообществах. Наряду с исследователями-теоретиками, появляются исследователи-практики.
Исследователи-практики - это специалисты, которые для грамотной организации проектов и их реализации осваивают навыки научной работы, умение быстро ориентироваться в потоках информации, навыки создания инновационных моделей качественно новых жизнеобеспечивающих систем – экономических, производственных, технологических, образовательных и т.д.
Главное для исследователя-практика - это формирование навыков научной работы, инкорпорированных (включенных) в практику принятия управленческих решений.

Появляется новое профессиональное образование - пока еще не осознанное в полной мере, а потому могущее называться «тандемом» ученых, профессионально занимающихся наукой и практических работников, но тоже ученых, совмещающих свою практическую деятельность с научными исследованиями.

Новые проблемы и базовое противоречие.
Сближение науки и практики создает новые объективные противоречия между наукой и практикой и новые проблемы между позициями исследователя-теоретика и исследователя-практика.
Практическая целенаправленность не требует признания научной истины. Если удалось осуществить проект, следовательно, проект был истинным.
Если удалось реализовать деятельность, заданную в предписании, следовательно - это предписание истинно.

Базовое противоречие - отношение к ИСТИНЕ и РЕАЛИЗУЕМОСТИ.


Если удалось осуществить проект, то следовательно, для исследователя-практика проект был истинным. Исследователи-теоретики могут не признавать эту истину. Но кто их сегодня уже спросит?
Исследователи-практики постепенно занимают прочное положение как в обществе, так и в научно-профессиональном сообществе, что не только уравнивает их позиции, но и выдавливает исследователей-теоретиков из многих социальных практик.
Новая ситуация требует осмысления и нового союза между теоретиками и практиками.
В. К. ( Пользователь )
Цитата (Людмила Парукова, 24.08.2010, 10:45) <{POST_SNAPBACK}>
Трудно быть исследователем начинающему педагогу.
Нужны знание не только своего предмета.
Трудно когда нет научной лаборатории для исследовательской деятельности( исследования по биологии.химии,физики)нехватка оборудования.
Нет наставника из института.
Нехватка времени у педагога.
Нет кружков,мало факультативов.


Трудно (потому что исследователем вообще быть трудно), но можно и нужно. Многие исследованиями занимаются уже в вузе, а далее уже продолжают начатое в школе. Именно так и надо, а не через 15-20 лет решить, что пора переходить к исследованиям.
Татьяна Cпорынина ( Пользователь )
Цитата (ПавелМ, 24.08.2010, 10:51) <{POST_SNAPBACK}>
Чем больше я читаю форумы нынешнего педсовета, тем больше прихожу в ужас. Какой-то повальный эгоцентризм. Учитель-профессионал, учитель-исследователь.... И ничего более!!!
Исследователем может быть или не быть человек. Причём тут его профессия?


Почему не может? Каждый человек - исследователь :) В той или иной степени. И продолжает им быть всю жизнь.


Мне кажется в этом топике мы больше говорим о научно-исследовательской работе ученика и учителя.

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Людмила Парукова, 24.08.2010, 10:39) <{POST_SNAPBACK}>
Учитель ,я думаю,не каждый сможет научно исследовать свою педагогическую деятельность.

А почему так, Людмила Ивановна? Чего учителю для этого не хватает? Вот выше коллеги писали, что у него недостаточная методологическая оснащенность. Может быть он не владеет средствами анализа ситуации, так как привык пользоваться готовыми методиками? А может быть у него психологическое неприятие ПРОБЛЕМЫ как таковой? Ведь чтобы стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, нужно признать, что ты чего-то не знаешь. Что у тебя самого есть лично-профессиональная ПРОБЛЕМА. Может учитель себе такое даже мысленно, не говоря уж про публичное, позволить?
Татьяна Удилова ( Пользователь )
Цитата (Елена Сангалова, 24.08.2010, 10:23) <{POST_SNAPBACK}>
Я считаю, что исследовательской деятельностью необходимо заниматься постоянно. Исследовательская работа - это показатель не только собственной компетентности, но и, вероятно, требование времени. Плох тот учитель, который не является исследователем. Но возникает сразу ряд вопросов. Во- первых, где найти время, чтобы сочетать качественную работу учителя- практика и самозабвенную работу учителя исследователя? Во - вторых, если мы вовлекаем учащихся в исследовательскую работу, она должна находить выход в свет, а не быть исследованием ради исследования?

Елена Александровна! Вы спрашиваете где найти выход в свет результатам исследований - я думаю что у Вас в Белгороде проводится не меньше НПК для школьников чем у нас в Омской области, а кроме этого есть масса возможностей заочного участия в НПК на полях Интрернет, главное было бы что представлять. Но скажу из опыта что всё таки участие в "живой" конференции даёт больше пользы чем, в заочной, так как там дети приобретают опыт грамотного устного изложения полученных результатов, имеют возможность задавать вопросы друг другу сразу после выступления, то есть учатся дискутировать. И ещё один выход результатов исследования в свет я нашла в своей практике: использую их в проведении уроков с обязательным указанием авторства (т.е. Ф.И. ребёнка проводившего исследование). Это имеет большой стимулирующий эффект для младших школьников. А насчёт времени учителя-исследователя, тут конечно проблематично, но если есть желание заниматься этим, то всегда можно найти.
Елена Меньших ( Пользователь )
Цитата (Лидия Дудкина, 24.08.2010, 09:28) <{POST_SNAPBACK}>
При обсуждении в первый день многие отмечали эту ипостась учителя как показатель его профессионализма. Согласна, если понимать в бытовом смысле как "человек, постоянно ищущий", "исследователь человеческих душ" и т. п.
Если брать по Ожегову "Исследователь - тот, кто занимается научным исследованием", то далеко не каждый хороший учитель является исследователем и может помочь провести такое исследование своему ученику - старщекласснику (о чем свидетельствуют результаты ежегодного конкурса "Я и Земля" на муниципальном уровне).
Учителю самому необходимо пройти через настоящее НАУЧНОЕ исследование. Особенно это касается старшей возрастной категории, у которой студенческие годы далеко позади.
К этому убеждению пришла не сразу: через 24 года после университета пришлось пройти обучение в магистратуре. Опыт написания своей магистерской диссертации очень помогает в работе!





Совершенно согласна, что учителю самому нужно пройти через настоящее НАУЧНОЕ исследование (именно об этом я говорила в своём докладе). Научные исследования в студенческие годы коренным образом отличаются от таких же в настоящее время: жизненный опыт, опыт в профессиональной деятельности, большая выносливость, проверка себя, новый взгляд на действительность и т.д. 


Евгения Трошкова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 24.08.2010, 10:45) <{POST_SNAPBACK}>
А почему так, Людмила Ивановна, чего ему для этого не хватает? Вот выше коллеги говорили, что у учителя недостаточная методологическая оснащенность... Возможно, он, привыкнув к готовым методикам слабо владеет средствами анализа? А, может он просто психологически боится ПРОБЛЕМ? Ведь для исследователя важно признать, что он чего-то не знает. Может себя такое УЧИТЕЛЬ позволить?


Проблема в том, что многие боятся сложностей, связанных с исследовательской деятельностью. Недостаточная методологическая база, нежелание вообще что-то менять в своей работе и самое главное, здесь я с Вами, Владислава Иванович, соглашусь - не хватает сил признаться в том, что Я, как учитель - чего- то не знаю или не умею. Мне кажется, именно вот это не знание является своеобразным толчком, для исследовательской деятельности.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+