Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Здравствуйте и доброго времени суток!
Мы открываем конференцию Всероссийского интернет-педсовета "УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Коротко скажем о регламенте:
1) конференция продлится с 10:00 (мск.) вторника до 10:00 (мск.) среды, когда отправка сообщений будет не доступна
2) обсуждение по теме конференции будет происходить только на этой ветке
2) если содержание разговора модератор посчитает важным для развития конфереции, привлечения
новых участников, то ваше сообщение будет выделено в отдельную ветку
3) модераторы периодически будут напоминать участникам об уже пройденых этапах дискуссий

Не будет лишним напомнить и о том, что для для эффективной работы особенно однодневного форума участнику желательно быть в курсе событий конференции, прочитывать предыдущие сообщения темы и реагировать на них репликой, коментарием, вопросом, способствующими развитию темы. Возможно, что Вы уже сейчас готовы открыть свою отдельную тему для обсуждения, которая не укладывается в заданные рамки. Тогда перейдите, пожалуйста, в форум "Пять степеней учителя", который работает без ограничений по времени и рамок разговора.

Обращаем Ваше внимание, что на конференции запрещена реклама, и в виду однодневного формата её проведения модераторы имеют право приостановить доступ на сайт тех участнкиов, чьи действия явно вредят конструктивному обсуждению.

Для удобства Вашей работы вверху страницы этого форума закреплена панель указателей разделов.
Раздел "Программа" призван сориентировать Вас во времени и в пространстве конференции. Определиться содержательно Вам поможет вводный доклад, размещённый в разделе "Пролог".

Ваш собственный материал, если Вы участвовали в конкурсе докладов, можно найти в разделе "Доклады", а в 15.00 (мск.) мы попытаемся обсудить их в форме проблемного анализа. Возможно это поможет Вам с других позиций увидеть самим и довести до сведения профессиональной аудитории суть своей работы, усилить аргументацию или сформулировать новую проблему.

В разделе "Ссылки" сгруппированны полезные, на наш взгляд, для работы материалы. Обратите внимание, что этот документ реализован на платформе Google и позволяет Вам прямо в онлайн-режиме пополнять его своими находками.

Конференция проходит в течении одного дня, поэтому "Протокол" в какой-то мере будет дисциплинировать и организовывать всех участников конференции. Мы рассчитываем по ходу конференции в форме протокола создать документ, с помощью которого отразить суть происходящего на конференции для новых участников и инициации новых обсуждений.

Мы рады видеть и читать Вас на форуме конференции "Учитель как исследователь"!
Андрей Тихов ( Пользователь )
Начну с первой ноты: "ДО"
Какие исследования можно считать достоверными?
Безусловно те, в которых информация подана прозрачно и логично. От цели и задачи есть прямой путь через результаты к выводам. Со всеми комментариями, шагами и КАЖДЫМ результатом по ходу исследования. Прекрасно понимаю, что для многих исследователей от науки некоторые "мелочи" покажутся само собой разумеющимися. Но для учителя-исследователя, ведущего за собой учеников эти мелочи показать - важно.

Каким образом проверить достоверность?
Проверить? Пройти тем же путём. Постараться создать те же условия, в которых был учитель-исследователь. Громоздко? А как иначе...

Кто должен проверять?
Именно тот, кто может создать подобные условия. Или хотя бы "проникнуться" ими.

Имеем ли мы право экспериментировать на детях?
На детях? Пожалуй, вопрос не совсем корректный. Я и над собой-то не могу позволить себе экспериментировать. Вместе с детьми. Только вместе...

Кто следующий? ;)
В. К. ( Пользователь )
Творческий порыв 1990-х увлек научно-экспериментальной, инновационной деятельностью многих учителей, которые, не желая ограничиваться воспроизведением и трансляцией готового знания, с энтузиазмом включились в научно-экспериментальную работу, стали писать научные статьи, выступать с докладами на научных конференциях. Своим примером они показывали и продолжают показывать, что научная деятельность не только не мешает учителю-практику, но наоборот положительно влияет на педагогический процесс и повышение его мастерства. Они понимают и хотят, чтобы поняли другие, что «для полноценного существования в интенсивно меняющейся конкурентной среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение» (М.А. Вяйзинен), что «учитель, если он хочет быть конкурентоспособным, должен заниматься наукой профессионально» (В.Г. Петрович). что «по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без научного исследования» (Е.Ю. Хребтищева), что, в конце концов, «современный учитель – это учёный, потому что он осуществляет исследовательский подход ко всему, что делает» (Е.П. Алексеева).

Однако в педагогическом сообществе все равно преобладает мнение о том, что научная деятельность отвлекает учителя от его главного дела – образования учащихся, а следовательно мешает эффективному образовательному процессу, что делать это могут единицы, а большинство предлагает компилятивные доклады, выдавая их за научно-исследовательские труды, демонстрируя тем самым свою явную и очевидную неготовность к серьезной научной деятельности, требующей не только желания, но и как минимум соответствующих знаний и умений, как максимум же – таланта.

Кто же прав? И где выход?
Татьяна Андреева ( Пользователь )
Я думая, что исследовательская деятельность учителя не помешает его основной деятельности, а наоборот сделает эту деятельность более осмысленной. А что дело до всех? Ну не все же лётчики летают на истребителях.
Олег Шубкин ( Пользователь )
Здравствуйте!
Исследовательская работа в любой из педагогических (и не только) специальностей напрочь отвергает закоснелость и предполагает устойчивый профессиональный рост.
Учительской деятельности свойственны, в первую очередь, педагогические исследования (разработка собственной методики преподавания, уникальных дидактических материалов и пр.), а также научная работа. Собственно, любая возникающая проблема в преподавании может подарить учителю обширное поле для исследовательской деятельности. И, традиционно, наибольшего эффекта добивается тот, кто работает на стыке научных областей, что, в свою очередь, предполагает создание исследовательских тандемов и даже целых коллективов. Как учителю информатики, например, мне приходится вести совместную исследовательскую работу по ряду научных проблем с учителями физики и математики (проект «Космический чистильщик» http://space-cleaner.ucoz.ru/ ) . Это – родственные дисциплины, скажут многие. А вот с учителем русского языка велась работа над создания фильтра нецензурных выражений для чата детского сайта. С учителем биологии предполагается совместная работа над темой: «Особенности обмена информацией между живыми организмами».
И, самое главное, важно заинтересовать этим детей – тогда результат исследовательской деятельности педагога будет наиболее эффективен.
Так, что дорогу осилит не только идущий, но и нашедший свой собственный путь.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Я думаю, что язык "научного педагогического исследования " со всеми его академическими традициями цитирования, указания авторства, публикаций и изданий не подходит для обсуждения проблематики "учитель-исследователь". Мы же тут не диссертацию пишем, а обмениваемся мнениями, - "ты там чего у себя в классе новенького придумал? А я вот чего... " Федор Борисович, скажите как Вы дошли до жизни такой и стали крамольно заявлять, что "химия у каждого должна быть СВОЯ". Ребенок, он что Вам - Д.И.Менделеев?:=))
В. К. ( Пользователь )
А что дело до всех? Ну не все же лётчики летают на истребителях.

Тогда возникает вопрос: а какими качествами должны обладать те, кто хотел бы пополнить ряды этих "педагогов-летчиков на истребителях"?
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Владимир Кучурин, 24.08.2010, 09:10) <{POST_SNAPBACK}>
Творческий порыв 1990-х увлек научно-экспериментальной, инновационной деятельностью многих учителей, которые, не желая ограничиваться воспроизведением и трансляцией готового знания, с энтузиазмом включились в научно-экспериментальную работу, стали писать научные статьи, выступать с докладами на научных конференциях. Своим примером они показывали и продолжают показывать, что научная деятельность не только не мешает учителю-практику, но наоборот положительно влияет на педагогический процесс и повышение его мастерства. Они понимают и хотят, чтобы поняли другие, что «для полноценного существования в интенсивно меняющейся конкурентной среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение» (М.А. Вяйзинен), что «учитель, если он хочет быть конкурентоспособным, должен заниматься наукой профессионально» (В.Г. Петрович). что «по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без научного исследования» (Е.Ю. Хребтищева), что, в конце концов, «современный учитель – это учёный, потому что он осуществляет исследовательский подход ко всему, что делает» (Е.П. Алексеева).

Однако в педагогическом сообществе все равно преобладает мнение о том, что научная деятельность отвлекает учителя от его главного дела – образования учащихся, а следовательно мешает эффективному образовательному процессу, что делать это могут единицы, а большинство предлагает компилятивные доклады, выдавая их за научно-исследовательские труды, демонстрируя тем самым свою явную и очевидную неготовность к серьезной научной деятельности, требующей не только желания, но и как минимум соответствующих знаний и умений, как максимум же – таланта.

Кто же прав? И где выход?

Здравствуйте, коллеги1 С началом работы конференции!
Без анализа своей педагогической деяятельности нельзя двигаться дальше. Анализирование этапов и результатов работы помогает построить дальнейшую траекторию, направленную на достижение образовательных целей, положительных результатов. А анализ и есть составляющая часть научной деятельности. Проанализировав результат, переходим к разрешению вопросов. Таким образом, отбираем необходимые методы и приёмы. А если плыть просто по течению, то неизвестно чем всё закончится.
Людмила Кузнецова ( Пользователь )
Трудно сказать,сколько лет должен учитель проработать в школе,чтобы стать исследователем. По-моему,учитель как исследователь начинает формироваться тогда,когда начинает усматривать противоречия и проблемы в своей педагогической
деятельности и в связи с этим испытывает внутренние потребности исследовать и решить их.
Ольга Соловьева ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Андреева, 24.08.2010, 09:15) <{POST_SNAPBACK}>
Я думая, что исследовательская деятельность учителя не помешает его основной деятельности, а наоборот сделает эту деятельность более осмысленной. А что дело до всех? Ну не все же лётчики летают на истребителях.

Татьяна. поясните, пожалуйста,что Вы понимаете под более осмысленной деятельностью педагога?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+