Личный кабинет

СЕТЕВОЙ КОНКУРС ПОРТФОЛИО: общественная экспертиза и рекомендации

Надежда Сухорукова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.08.2010, 11:10) <{POST_SNAPBACK}>
Полностью соглашусь, Надежда Александровна... С ма-а-аленьким дополнением...:=)) Если структура портфолио ЦЕЛОСТНА

Да, Владислав Иванович, именно это я имела ввиду, но неверно подобрала слово.
Александр Бондаренко ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Дедюлькина, 23.08.2010, 11:33) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть я что-то пропустила. У меня вот какой вопрос: а у методистов, какое должно быть портфолио?

А методист - это не учитель?
Сергей Буланов ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.08.2010, 12:33) <{POST_SNAPBACK}>
Бумага все стерпит:=))) Я имею в виду текст рекомендаций к написанию портфолио, который мы здесь вместе создаем.... Пусть на бумаге будет с перебором, - главное, пока не забыть про что-то... А уж реальный учитель под СВОЮ ситуацию найдет, что из перечня взять, а что выбросить:=))




Бумага все стерпит:=))) Я имею в виду текст рекомендаций к написанию портфолио, который мы здесь вместе создаем.... Пусть на бумаге будет с перебором, - главное, пока не забыть про что-то... А уж реальный учитель под СВОЮ ситуацию найдет, что из перечня взять, а что выбросить:=))

Хм... При таком подходе созданный документ можно сразу адресовать в акцию "Бумажкам нет".
Оксана Петрова ( Пользователь )
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прочитала все высказывания и напишу свои размышления.

Первая проблема из-за которой возникает путаница - это сам термин "портфолио". Изначально это папка, демонстрирующая некие результаты (папка достижений) и именно так портфолио воспринимают аттестационные комиссии. Но ведь собрать и оформить свои дипломы (хоть в электронном виде, хоть в бумажном) это не технология.
Технология имеет четкую ориентацию на цель, которую мы хотим достичь, и этапы, соблюдая очередность, идею и приемы каждого этапа мы гарантированно получим желаемый результат.
Вот если мы говорим о технологии, то папка достижений - это приложение, на которое мы можем ссылаться для того, чтобы подтвердить свои выводы.

Для кого технология? кто является субъектом. Если это портфолио ученика - то субъект, чья деятельность направлена на достижение личностно значимого результата сам ученик. Учитель организационными и дидактическими (в нашем случае мы назвали это рефлексивные листы) направляет, формирует деятельность ученика, которая приведет его к поставленной цели. А цель может быть, например, профессиональное самоопределение, поступление в высшее учебное заведение и т.д. Еще совсем недавно, будучи классным руководителем, я с 8 класса разработала структуру портфолио, которое было нацелено на профессиональное самоопределение (1 этап) и поступление в ВУЗ (2 этап). Работали с предметниками, психологами, родителями. Но главным заказчиком, потребителем и исполнителем был ребенок.
Что в итоге?
1. К концу 8 класса дети точно знали какие элективные курсы надо выбрать - это их выводы, их внутренние цели (что является самой мощной мотивации). Выбор был основан на осознании своих склонностей, соизмерением желаемого возможного и т.д.
2. К концу 9 класса дети знали куда они будут поступать и что надо сделать для того, чтобы успешно пройти итоговую аттестацию и быть успешным студентом. Из 24 человек 23 поступили в ВУЗы, 1 в ССУЗ. Причем только один платно, остальные на бюджет. ВСЕ продолжают обучение, они успешные студенты, школа получает хорошие отзывы из ВУЗов.

Если это портфолио учителя, то субъект - учитель. Субъектом нельзя назвать человека, складывающего бумажки в папку. Для чего учителю портфолио? Нужно ли портфолио (как технология) каждому? Не все на это способны, не все готовы. Потому что формирующее оценивание (как направленная на результат деятельность) требует навыков самооценки и саморефлексии, развитых навыков целеполагания.

В этом учебном году с одной из школ по договоренности с директором мы выбираем технологию портфолио как основную деятельность педагогического коллектива.
Как?
1. Определена проблема, которая сдерживает повышение качества знаний учащихся.
2. Выбрана методическая тема школы.
3. Выбраны цели методобъединений.
4. Определены самими учителями темы по самообразованию.
5. Исходя из целей самообразования разрабатывается структура и материалы портфолио личных. Цель: разрешение профессиональных затруднений, мешающих повышению качества знаний учащихся. Этапы, рефлексивные листы и т.д. позволяющие не только направлять деятельность, но и отслеживать прогресс (регресс), корректировать задачи и способы решения задач.
6. В течение года отслеживаются промежуточные, в конце учебного года подводятся общие итоги.

Старалась объять все, не знаю насколько понятно... Но главное, если учитель или ученик видит и понимает смысл в этой работе, в использовании технологии портфолио, то не надо заставлять, работают с увлечением.

А учить (я бы назвала это помочь, направить, подсказать) как использовать эту технологию эффективно лично для себя надо. И тут роль педвузов и ИПК очень значима.

Сергей Сафронов ( Пользователь )
Цитата (Надежда Сухорукова, 23.08.2010, 12:36) <{POST_SNAPBACK}>
Да, Владислав Иванович, именно это я имела ввиду, но неверно подобрала слово.


Владислав Иванович, Надежда Александровна - без целостности любой продукт в базу данных превращается, но вот с вопросом структуры я не согласен - структура тоже может быть предметом творчества, и ее заданность как корсет, который форму держит, но калечит.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (SergeyBulanov, 23.08.2010, 11:38) <{POST_SNAPBACK}>
Хм... При таком подходе созданный документ можно сразу адресовать в акцию "Бумажкам нет".

Абсолютно точно, Сергей Владимирович... Вот почитает учитель эти споры, взглянет мельком на рекомендации "пять степеней учителя", поймет про "оценивающее формирование"... и... не станет ни одного портфолио писать.. НИКАКОГО! И ведь это его ПРАВО... Портфолио в первую очередь является его ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. И это со всеми вытекающими последствиями по Закону.. И это основания для любой прокуратуры и суда... Спасибо за аргумент!
Надежда Кузнецова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.08.2010, 11:29) <{POST_SNAPBACK}>
Надежда Михайловна, а приходилось ли Вам, при Вашем большом опыте, приносить свое портфолио в общественные образовательные организации? в НКО? В какие-нибудь благотворительные Фонды? Вы что тогда в него писали?

Владислав Иванович! Этот электронный портфолио-блог у меня - первый. До его создания у меня был опыт создания бумажных портфолио ( например, на конкурс ПНПО -2007).
Сергей Буланов ( Пользователь )
Цитата (Сергей Сафронов, 23.08.2010, 11:49) <{POST_SNAPBACK}>
Если говорить о портфолио, как не о технологии самооценки, а о форме представления самого себя: Портфо́лио — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.). Здесь выбор формы портфолио зависит от заказчика, одни требуют одно, другие другое. Как с резюме при устройстве на работу. Ведь они везде по-разному, но есть какие-то общие правила. Так и с портфолио. И вопрос, а зачем нужно портфолио для самого себя? Может достаточно хорошо организованной базы данных, хранилища документов? Мне кажется, что портфолио изначально ориентировано на внешнего потребителя, на "продажу самого себя".

Портфолио, как форма представления своих достижений всегда ориентируется на самопрезентацию, "продажу себя" работодателю. И в случае профессионального портфолио учителя в том числе.
Однако ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ПОРТФОЛИО" (она очень хорошо у Полат с коллегами в "Новых педагогических...." описана - понятно и без зауми), прежде всего, ориентирует на внутреннюю оценку - сравнить свои достижения с ранее достигнутыми результатами, понять, что из достигнутого значимо лично для меня. Технология формирует рефлексивную культуру, это очень проблемная тема.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (SergeyBulanov, 23.08.2010, 08:49) <{POST_SNAPBACK}>
"Портфолио" не должна облегчить труд учителя, она позволяет замерить личностное развитие, это достаточно сложный процесс.


Вот только зачастую портфолио делают не для себя лично, а для конкурса, аттестации или по "обязательной повинности"(как администрация решила, так и будет).
Оксана Петрова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.08.2010, 11:48) <{POST_SNAPBACK}>
Абсолютно точно, Сергей Владимирович... Вот почитает учитель эти споры, взглянет мельком на рекомендации "пять степеней учителя", поймет про "оценивающее формирование"... и... не станет ни одного портфолио писать.. НИКАКОГО! И ведь это его ПРАВО... Портфолио в первую очередь является его ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. И это со всеми вытекающими последствиями по Закону.. И это основания для любой прокуратуры и суда... Спасибо за аргумент!


Поэтому заставлять публиковать портфолио нельзя. Но для развития школы, через развитие профессионализма каждого учителя эту технологию использовать можно.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+