Личный кабинет

СЕТЕВОЙ КОНКУРС ПОРТФОЛИО: общественная экспертиза и рекомендации

Сергей Буланов ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.08.2010, 23:02) <{POST_SNAPBACK}>
Вы из скольких вариантов выбираете, Сергей Владимироич?:=)) Тема ВИП-2010 - "Учитель в пятой степени"

Вы настойчиво пытаетесь заставить меня играть по своим правилам :)
Вероятно, мы просто по-разному видим Вашу функцию в этом обсуждении: я жду от Вас комьюнити-менеджмента, а Вы позиционируете себя гуру. Я познакомился с темой ВИП-2010, спасибо. Но обсуждать я предпочитаю то, что интересно мне, или, по крайней мере, я не считаю надуманным (я же в сетевом сообществе, а не на педсовете в районном управлении образования, поэтому делаю только то, что считаю нужным). А уж свести все "разношерстные" обсуждения (в социальной сети других и быть не может) под единую шапку общей темы можно и не ставя всех в строгие тематические рамки.
Александра Великанова ( Пользователь )
Большое спасибо всем педагогам- участникам конкурса, что они нашли возможность высказать свою позицию!
А также спасибо всем, кто проголосовал!
Из этих х ответов и таблицы голосования видно, как постепенно меняется отношение учителя (пусть даже только "продвинутого", стремящегося к саморазвитию) к портфолио. От позиции "делаю, потому что заставляют" это люди переходят к позиции - "заставляют? сделаю так, чтобы мне пригодилось!", а потом, глядишь, будет и позиция "делаю, потому что без этого трудно контролировать саморазвитие".
И даже если сейчас большинство высказались в том духе, что только отдельные конкурсные работы отвечают таким задачам, но они есть - и ВСЕ участники конкурса осмысливают свой опыт. Это очень хорошо!!
можно сазать, что уже поэтому конкурс был "не зряшный" :)
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Возвращаясь в заключении к теме обсуждения "СЕТЕВОЙ КОНКУРС ПОРТФОЛИО: общественная экспертиза и рекомендации"

В ближайшее время много внутренних и внешних факторов могут усугубить и без того непростое положение учителя в российском образовании. Болонское соглашение, вступление России в ВТО и появление зарубежных провайдеров, выдающих образовательныне сертификаты международного признания, планируемое принятие новых законов, регулирующих образование и все более превращающих его в сферу услуг, тенденция к оргструктурной оптимизации и массовое сокращение не только малокомплектных школ, но и других образовательных учреждений, создадут все более конкурентные отношения на рынке учительского труда.

Это закономерно... И дело тут не только в экономике и политике, или в общем падении культуры и нравственности. Это не причины кризиса, а, - следствия того, что социальный институт "школа" как основа существующей системы образования перестала выполнять свою исторически-цивилизационнную роль - функцию трансляции межпоколенческого опыта и взращивания создателей новых культурных норм. А, значит, школа в ее существующей форме и содержании исторически обречена, как заранее были обречены первичные партийные организации, и не подозревавшие как скоро, в одночасье рухнет несокрушимая мощь КПСС.

Происходящий переход российской экономики на БОР (бюджетирование, ориентированное на результаты) заставит отказаться от нынешней оценки "качества" образования и перейти на оценку конечного результата - "образованности" как компетентности и совокупности компетенций. А, значит, - на изменение взглядов на содержание образования. Это значит, что лишенные стабильных каналов финансирования не только образовательные учреждения, но и в связи с планируемым переходом на персональный "образовательный ваучер" для учителя и ИПК и институты развития и другие службы методического обеспечения, вынуждены будут обратиться к изменению главного, - содержания образования. Предстоящая и идущая разработка ФГОС для средней школы не сможет, в силу совершенно других масштабов, быть проведена как сейчас, силами федерального центра и внутриведомственно. В возникший рынок разработки образовательных программ вынуждены будут устремиться и образовательные учреждения и методисты.


Новое содержание образования, ориентированное в условиях рынка не только на заказ государства, но и и на потребности ребенка, и на амбиции родителей, и на запросы общественности, и на требования работодателей и бизнеса, неминуемо вынуждено будет выйти за границы нынешнего школоцентризма и обратиться к социуму и проблемам социально-экономического развития территорий и регионов.

Все это потребует и от школ, и от отдельного учителя-профессионала, все более превращающегося во фрилансера, перехода в режим саморазвития и овладения проектной культурой. Портфолио, - один из возможных инструментов этого перехода. Для поддержки и обеспечения этого овладения учителем новыми инструментами саморазвития нужны организационные условия.

При ныненешней "свободе"никому не возбраняется проводить хоть конкурсы потрфолио, хоть другие мероприятия, даже если число желающих принять в них участие исчисляется всего десятками участников из миллионного корпуса учителей. Есть спрос - есть и предложение. Необходимо только учитывать, что важен конечный результат - адекватная реакция или решение того субъекта, которому учитель адресует свое портфолио. Создание портфолио -это риск и ответственность самого учителя. Это ведь его интеллектуальная собственность и его собственный рефлексивный инструмент многоаспектного саморазвития и совершенствования. Только он сам может, самоопределившись и учитывая все условия и обстоятельства решить вопрос о форме, структуре и содержании своего портфолио.


Задача ВИПа поддержать учителя, помочь ему увидеть целое, ничуть не ограничивая его личной свободы. Детализируя идею "уитель в пятой степени" и используя модные нынче "карты ума" , можно изобрзить два уровня конкретизации портфолио следующим образом.



Uploaded with ImageShack.us

Что брать, что не брать, что использовать, что нет, - это самоопределение самого учителя. Большое спасибо всем участникам! Переходим на следующую конференцию.
Сергей Буланов ( Пользователь )
Друзья, спасибо за пристальный интерес к поднятой теме!
Для тех у кого этот интерес не угас, приглашаю Вас на страницы конкурса в Открытый класс: http://www.openclass.ru/content/129626 и Campus http://www.campus.ru/campuses/campus.conk_portfolio

Пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим новым учебным годом, желаю всем значительных профессиональных успехов!
Владислав Иванович, Вам персональное спасибо за новые экземпляры в моей личной коллекции редюхинских ладошек :)
Удачи!
Людмила Рыбкина ( Пользователь )
Здравстуйте, уважаемые коллеги!
Проблема создания портфолио, в особенности электронного, весьма актуальна. Я ознакомилась с профессиональными достижениями учителей в ходе сетевого конкурса портфолио. Этот опыт бесценен для молодых педагогов, для всех пытающихся использовать ИКТ-технологии в профессиональной деятельности. Очень заметно, когда применяется электорнное портфолио в работе по внутренней потребности педагога, а когда его "разрешили" взять на вооружение вышестоящие работники. Исренность, заинтересованность, увлеченность своим делом, своим профессиональным образом жизни, желание и стремление личности самосовершенстоваться и самореализовываться является отличительными особенностями первых от вторых.
Школьное учительство является двигателем прогрессивных педагогических идей и обладает мощными современными образовательными инструментами и успешно применяет их на практике. Педагоги дошкольного образования, к коим я и отношусь, зачастую не имеют в своем арсенале элементарных возможностей, для реализации профессиональных задач. Это и состояние материальной базы, и оснащенность компьютерной техникой, и доступ в Интернет . Но, все это преодолевается, если есть внутренняя потребность педагога.
Спасибо всем учителям за огромный труд, инновационные идеи, профессиональное мастерство и качественные результаты своих и ученических достижений, представленные в электронных портфолио. Успехов вам!
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
Цитата (Людмила Рыбкина, 24.08.2010, 09:00) <{POST_SNAPBACK}>
Здравстуйте, уважаемые коллеги!
Проблема создания портфолио, в особенности электронного, весьма актуальна. Я ознакомилась с профессиональными достижениями учителей в ходе сетевого конкурса портфолио. Этот опыт бесценен для молодых педагогов, для всех пытающихся использовать ИКТ-технологии в профессиональной деятельности. Очень заметно, когда применяется электорнное портфолио в работе по внутренней потребности педагога, а когда его "разрешили" взять на вооружение вышестоящие работники. Исренность, заинтересованность, увлеченность своим делом, своим профессиональным образом жизни, желание и стремление личности самосовершенстоваться и самореализовываться является отличительными особенностями первых от вторых.
Школьное учительство является двигателем прогрессивных педагогических идей и обладает мощными современными образовательными инструментами и успешно применяет их на практике. Педагоги дошкольного образования, к коим я и отношусь, зачастую не имеют в своем арсенале элементарных возможностей, для реализации профессиональных задач. Это и состояние материальной базы, и оснащенность компьютерной техникой, и доступ в Интернет . Но, все это преодолевается, если есть внутренняя потребность педагога.
Спасибо всем учителям за огромный труд, инновационные идеи, профессиональное мастерство и качественные результаты своих и ученических достижений, представленные в электронных портфолио. Успехов вам!


Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Вы так профессионально работали, что подвели итоги обсуждения.
Итак, закончился первый день педсовета.
Я надеюсь, что Вы все ознакомились с вводным докладом в разделе "Пролог". Доклады участников, подготовленные к нашей конференции. А их набралось целых 300 (самое большое количество!) в разделе "Доклады". Мы работали с Вами по Программе сверяя по ней время. В подразделе "Ссылки" мы собрали полезные линки на различные материалы в сети по теме нашей конференции. Ну и, наконец, Протокол мы включили в него наиболее интересные фрагменты дискуссии для того, чтобы вновь пришедшим участникам было легче ориентироваться. Кроме того, он и станет венцом нашей работы для "внешнего потребителя".
Позвольте поделится с Вами выводами к которым мы пришли проанализировав сообщения работы форумов дня.
В конференции «Учитель как профессионал» участниками заинтересованно и содержательно обсуждалась не только само понятие педагогического профессионализма (хотя именно определению этого ключевого понятия была посвящена значительная часть комментариев), но выявлены некоторые проблемы школы, проекта портфолио и методов воспитания и обучения.



Тема "Учитель- профессионал" включила в себя все остальные темы сразу. Чтобы быть учителем- профессионалам нухно быть: личночтью, гражданином, исследователем и даже учеником. Профессиональный учитель – тот, кому доверяют ученики, кто предоставляет им возможность быть успешными, кто учит учеников быть успешными.

На первый план конференции вышли проблемы совести. Учитель-профессионал, как считают многие участники, сам создает свои условия, если его устраивает заработная плата или любой другой его доход, даже если он маленький, таков его выбор, ему достаточно. Значит, у него другие приоритеты в жизни. Если эта заработная плата его не устраивает, он создает новые условия для себя. Если просто подчиняться условиям - это не профессионально в любой сфере? И уровень заработной платы не может быть мерилом профессионализма, среди управленцев много "дубоватых".

Во все времена тех, кто любил свою работу, был профессионалом и отвечал за качество уважительно называли мастером. Учитель-мастер это человек, который не умеет делать плохо, независимо от того, сколько ему заплачено. Учитель-профессионал – носитель высокой культуры, умеющий делиться с другими не только знаниями, но и дарить свою любовь.

Вот типичное высказывание на этот вопрос: «Учителей много, но каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух . Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни. Тех, кто поразил наше воображение. Тех, кто поддержал нас тогда, когда, казалось, все рушится. Тех, кто открыл нам наше призвание. Тех, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Тех, кого вправе считать профессионалами".

Значительное внимание участников конференции привлек вопрос о «фокусе на ученика». Самым важным учителя считают не столько информировать школьников, сколько спрашивать и слушать, не предъявлять готовые решения, а побуждать искать их.

Профессионал учится как бы вместе с детьми. В некоторых случаях не считает зазорным учиться у школьников.

Отсюда — критерии, совокупные показатели профессионализма учителя. Когда дети идут в школу не потому что «надо», а потому что не могут без неё, когда у детей есть желание учиться, значит, в школе царит радость и дух творчества.

Из материалов нашей конференции вырисовывается отношение к деятельности учителя как к искусству. Искусству, которое опирается на науки.

Учительское искусство включает в себя адаптацию к изменениям, гибкость, нестандартность, способность перестраивается, подвижность.

Урок – в некотором смысле театр, а учитель – сценарист, режиссер, актер и т. д.

Обсуждение проблем портфолио внесло полезный вклад в разработку темы о мастерстве учителя-профессионала.

Большинство согласилось с тем, что портфолио – это инструмент учителя, путь к его саморазвитию, самооценке, рефлексии, предвидения результатов, а также развития творческого мышления. Портфолио учителя адресовано: в первую очередь, ученикам и их родителям, во вторую – коллегам и администрации, и только в третью – аттестационной комиссии. Портфолио учителя способствует престижу самого образовательного учреждения.

При обсуждении докладов, представленных на конкурс, предпочтение было отдано докладам, описывающих опыт работы, методические находки.

Наконец, данная конференция выявила целое множество проблем, требующих подчас срочного решения.

Можно ли считать степенью профессионализма квалификационную категорию? Каков потенциал учителя? Каковы программы повышения его квалификации? Кроме содержания программ, важно, а кто их реализует? Какова стратегия повышения мастерства учителя?

Кто поможет учителю назвать его профессионалом? Администрация? КОЛЛЕГИ? Результаты конкурсов? ЕГЭ?

Что необходимо профессиналу, чтобы не произошло его "выгорание"? Необходим стимул для развития, моральный или материальный. Конечно же лучше , если будет и тот и другой.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Александра Великанова, 24.08.2010, 02:09) <{POST_SNAPBACK}>
Посмотрите, пожалуйста, ссылки здесь - , в разделе круглого стола "Что почитать" (они все активны).


А мне еще хотелось бы задать вопрос тем участникам нашего обсуждения, которые являются и участниками конкурса одновременно: насколько при подготовке вашей конкурсной работы вы обращали внимание на критерии, по которым вас будут оценивать? побудили ли вас эти критерии что-то менять в своем портфолио?


Нет, не побудили, Александра Владимировна. Я выложила на конкурс то, что у меня было. Я имею в виду структуру. А это то, что мне самой нужно. Какой смысл что-то менять? Конкурсы приходят и уходят, а мы, наши ученики и и наша работа остаётся.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+