Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: мнения

Примите участие в опросе! Поделитесь наблюдениями! Предложите сценарии!
Елена Соколова ( Пользователь )
Я педагог, и поэтому каждый раз, прорабатывая заново урок и его компоненты, создаю условия для педагогического исследования. Анализируя урок-- собираю результаты своего эксперимента. Полученные выводы позволяют формировать общую систему обучения. Пусть это моя система, но рождается-то она в процессе исследовательской деятельности педагога!

А с другой стороны, для многих замечательных учителей процесс собственного исследования неосознаваем, интуитивным образом выработан нужный ритм, который приводит к новым педагогическим открытиям, но объяснить шаги своего пути будет и затруднительно автору.


Когда отвечала на вопросы анкеты, была в полной уверенности, что речь идёт об исследованиях, сделанных УЧИТЕЛЕМ. Поэтому, например, и ответила, что таких людей в моей школе 1-2. А в большинстве комментариев речь идёт почему-то об организации УЧЕНИЧЕСКОГО исследования. Очень точно моё мнение уже высказала Инна Вячеславовна в 152 посте.

Для меня учитель-исследователь тот, кто ищет новые для себя приёмы педагогической работы как по предмету, так и в общении с учениками, формировании их как личностей. Для этого и нужен научный руководитель, моральная поддержка со стороны администрации, коллег, родных. Вот в этом смысле каждый учитель должен быть исследователем.
Инна Пополитова ( Пользователь )
Но тогда каким образом учитель фиксирует результаты своих проф.исследований. Подразумевается - издание своих материалов, участие в семинарах и конференциях.

Скажем так: современность ставит исследовательские качества в любой профессии среди самых приоритетных. Если 100 лет назад проблемой человечества стояло создание 100% грамотного общества, то теперь самыми различными лозунгами и словами по всему миру формируется установка на формирование познавательного и исследовательского навыка для любой сферы профессиональной деятельности.

Возвращаясь к учительству как сфере профессиональной деятельности
1) Наличие исследовательской составляющей профессиональных навыков-- необходимое требование к современному учителю. Не умеющий сам-- не научит других.
2) Где-то говорилось, что человек-исследователь-- особый строй восприятия окружающего мира. В широком смысле слова и его понимания. В прикладном-- это готовность анализировать оокружающие явления (вне их предметной принадлежности), владение основами методологии исследования хотя бы на пропедевтическом уровне (умение строить технологическую цепочку "проблема, цель-- гипотеза-- проверка-- анализ-- выводы), и постоянное использование исследовательских приемов для своей практической деятельности. Собственно, исследовательская деятельность в широком смысле и не подразумевает глобальных открытий!
3) А вот трансляция результатов исследования--это уже вопрос совсем другой оперы. Если в результате профессиональной деятельности сформулировано новое знание, то почему бы и не использовать семинары и конференции? И это не просто способ сообщить о своем открытии-- обычно встречи с коллегами и обсуждения являются великолепным способом самому осмыслить и понять свои результаты.
4) Публикация статьи, книги, монографии, защита диссертации-- это уже способ зафиксировать приоритет и получить материалные свидетельства и подтверждения своей исследовательской деятельности. Это будет для кого-то только вопросом амбиций.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+