Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: мнения

Примите участие в опросе! Поделитесь наблюдениями! Предложите сценарии!
Ольга Лысик ( Пользователь )
На мой взгляд, исследователем является любой учитель, стремящийся достичь высоких результатов в работе. Приходиться постоянно анализировать и искать пути решения той или иной проблемы.
Валентина Сергушина ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 24.08.2010, 22:01) <{POST_SNAPBACK}>
Одно время мне по долгу службы приходилось частенько бывать на уроках своих коллег - ближних и дальних. Сначала я наблюдал за работой самого активного в классе, им был...учитель. Но со временем мое внимание стало все больше переключаться на тех, ради кого и был однажды задуман этот процесс. Я приходил на урок и начинал наблюдать за деятельностью какого-либо конкретного ученика. Мне было интересно, чем он занимается весь урок. С этой целью я посетил около 130 традиционных уроков различных учебных предметов.
В итоге общее время урока для конкретного ученика по основным видам учебной деятельности в среднем распределилось следующим образом: слушание - 70-80%, письмо - 12-17%, чтение - 5-8%, говорение - 1% и менее (!). Каждый усомнившийся может проделать такой же анализ в своей школе и убедиться, что это так.
Что означают эти цифры? Они показывают то, какими объективными возможностями располагаем мы и наши ученики на уроке. Особенно меня поразили последние цифры. Мы много говорим о развитии речи учащихся, а в последнее время даже о развитии их коммуникативных способностей(!) и коммуникативной компетентности (!!). Но разве это возможно в условиях, когда ученик за весь урок может произнести лишь несколько фраз?! Ведь всем понятно: для того чтобы чему-либо научиться и в дальнейшем развивать эти умения, человеку необходима практика, т.е. его личное участие в той или иной деятельности. Это так очевидно. Но на традиционном уроке все получается далеко не так: большую часть времени урока ученик должен сидеть и молчать (активно познавать изучаемое!) 44 минуты, а говорить, отстаивать своё мнение, излагать новый материал, рассуждать и доказывать, высказывать сомнения и что-то опровергать – менее одной минуты. Такова объективная реальность классно-урочного обучения.
Таким образом, проблема развития речи школьников в условиях классно-урочной системы обучения в принципе неразрешима. Для этого сама организация учебного процесса просто не имеет объективных возможностей.
Что делать?

В первую очередь отменить так называемую современную "оптимизацию", которая в конечном счёте сводится к элементарной экономии средств на зарплату. Пример: иностранный язык в 2-х 11 классах, количество учащихся-англичан соответственно 11 и 13 человек. Формируется группа из 24 человек, для двух, как и положено, не хватает всего одного лица. Ну и сколько времени на уроке они у меня будут говорить? То есть, конечно, разговорчивые есть, а остальные 80-90 %?
Надежда Серегина ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 24.08.2010, 22:01) <{POST_SNAPBACK}>
...и начинал наблюдать за деятельностью какого-либо конкретного ученика. Мне было интересно, чем он занимается весь урок. С этой целью я посетил около 130 традиционных уроков различных учебных предметов.
В итоге общее время урока для конкретного ученика по основным видам учебной деятельности в среднем распределилось следующим образом: слушание - 70-80%, письмо - 12-17%, чтение - 5-8%, говорение - 1% и менее (!). ...
Таким образом, проблема развития речи школьников в условиях классно-урочной системы обучения в принципе неразрешима. Для этого сама организация учебного процесса просто не имеет объективных возможностей.
Что делать?


Вячеслав Александрович, вы УМНИЦА!!! Что делать? Думать, как найти время в начальной школе, как научить детей работать в парах, затем в группах (без дурачества!!!)? Это долго, трудно, а надо успеть усвоить базовый минимум. А ещё 44 минуты слушать основы религии за счет уроков чтения и математики!!! А ещё... Не буду продолжать, т.к. в начальную школу уже не знают какие только предметы втиснуть... Однако именно там можно научить ребёнка говорить, слушать, слышать, быть субъектом учебной деятельности, но кто даст на это время?
(Норма для учителя начальных классов 20 часов, реально дают работать 13-16 часов!!! А потом в 4-ом классе пусть дети сдадут ЕГЭ...) Поэтому, не совсем классно-урочная система виновата... Может надо убрать все излишества в начальных классах, дать время на свободу мысли, на обсуждение?...
Валентина Сергушина ( Пользователь )
Цитата (Сергей Сафронов, 24.08.2010, 10:18) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо! Было бы неплохо также сценарии набросать.
Например, через 10 лет, высшая школа поглотит среднюю, учить детей будут профессора мегаобразовательных комплексов, универсалы на все руки, а не учителя, специализирующиеся на детях. Верите?

С трудом. Профессора-универсалы и через 10 лет найдут себе более интересное занятие, нежели учить наших средних школьников. Да и детей через 10 лет не станет больше, несмотря на все демографические программы.
Сергей Серебряков ( Пользователь )
Цитата (Людмила Курышева, 24.08.2010, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
Исследовательская работа как самого учителя, так и руководство работой учеников - важнейшее дело сейчас, когда повсюду только выхолащивается интеллект, поощряется шаблон и единообразие(стандарт)

К большому сожалению, и в исследовательской работе зачастую поощряется шаблон и стандарт. Кроме того, мешает перегруженность учителя работой по составлению и оформлению различных отчётов, в большинстве случаев совершенно не нужных.

Цитата (Сергей Сафронов, 24.08.2010, 13:30) <{POST_SNAPBACK}>
Вот именно, чтобы нас не сменили роботы, надо становиться универсальными! Смотрите, как робототехника развивается? Скоро исследования будут роботы проводить, по крайней мере прикладные, основанные на последовательности действий, это уже реальность!

Скорее, всесторонне развитым. Согласитесь - это не идентичные понятия.
Валентина Сергушина ( Пользователь )
Цитата (Сергей Сафронов, 24.08.2010, 12:29) <{POST_SNAPBACK}>
А что если не будет разницы между работой и отпуском, что если не нужно будет поддержки со стороны руководителей, а все мы "станем свободными агентами"

А у нас, учителей, и сейчас нет разницы между работой и отпуском. Пару недель отвлечёшься на домашние дела, и всё, заскучала. Идеи в голову приходят, на котрые не хватало места в прошедшем учебном году. И начинаешь планировать, записывать, продумывать, передумывать...
Прошла по Вашей ссылке, ну, так то ж Америка, свободная страна вроде бы свободных людей...
Ирина Букоткина ( Пользователь )
Доброй ночи всем неспящим! Прошла анкетирование. Радуют грамотно составленные вопросы. Порадовало то, что моё мнение совпадает с мнением большинства.
Валентина Сергушина ( Пользователь )
Цитата (Любовь Верина, 24.08.2010, 15:34) <{POST_SNAPBACK}>
Добрый день всем, кто не может просто жить и работать, а "горит сам и зажигает других"! Все вопросы анкеты заставили меня еще раз задуматься над тем, что профессия учителя многранна. Учитель - это и мастер, и исследователь, и коллега, и консультант, и эксперт, и тьютор, и психолог, и менеджер. И самое главное УЧИТЕЛЬ - ДРУГ!

Согласна с Вами, коллега, на все сто! А иначе в школу и ходить незачем!

Цитата (Зульфия Аминова, 24.08.2010, 18:30) <{POST_SNAPBACK}>
для меня исследование - это как болото которое засасывает, затягивает, и при этом я получаю удовольствие и всё большим рвением погружаюсь вглубь исследований. и чем дальше, тем больше сами собой создаются условия и обстоятельства складываются так что находится нужный да ещё какой интересный материал. так что никто в школе мне пока не создавал условия, и не платил, и даже не похвалили, хотя моя работа опубликована в книге сборнике материалов международной научной конференции. никому до этого нет дела, всё начальство заняты другими бесконечными проблемами. им не до нас исследователей. в связи с этим возникает вопрос для участников этой страницы: как ваше начальство относится к учителям-исследователям?
вопрос главному редактору Сафронову и всем членам жюри данного конкурса: как должны относится начальств к учителям-исследователям? понятно что не проявлять равнодушие

На вопрос о количестве учителей-исследователей в своей школе я ответила "1-2", но и это, наверно, преувеличено: научной базы в нашей исследовательской работе нет, я так понимаю, ознакомившись с материалами конференции и обсуждения. А начальству не до нас: окна, двери, ремонт, отопление, СанПины... Можете возразить, что и кроме директора люди есть, но завучи обычно просят дать то, что есть у учителя, ничего не предлагая для обучения исследовательской работе, вот и приходится через самообразование, в том числе и через Интернет с Вашим, коллеги, опытом. Спасибо Вам огромное за это!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Не ясно - можно ли отмечать в одном вопросе несколько позиций? А ни одной в каком-либо вопросе?

Где взять тему? - Только из собственной практики. Однако такой вариант ответа не предусмотрен :(
Что должно быть основным предметом? - Ф-ф-сё из перечисленного и многое другое, если к этому приведёт личный интерес и собственные профессиональные проблемы...
Нужны ли учителям-исследователям? - все варианты, кроме последнего :(
Сергей Серебряков ( Пользователь )
Цитата (Виктор Степанович Пахомов, 24.08.2010, 19:15) <{POST_SNAPBACK}>
Просто смешно читать некоторве хвалебные сообщения о якобы  "исследованиях" и их значимости. Да ничего они не значат.

Большинство исследований, действительно, ничего не значат... для мировой науки. Да и на всероссийский уровень они редко тянут. Однако, для региона, города (села), школы, самого исследователя эта работа может иметь огромное значение и сточки зрения познания, и с точки зрения самореализации (саморазвития).

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+