Личный кабинет

УЧИТЕЛЬ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: мнения

Примите участие в опросе! Поделитесь наблюдениями! Предложите сценарии!
Ирина Калинина ( Пользователь )
С удовольствием пообщалась с предложенным тестом, ответы предполагала, результаты не удивили. Считаю, что условия для исследования есть везде, даже в самой маленькой сельской школе. Главное - склад ума, мышления педагога. Считаю, что исследователями все педагоги становиться не должны. Это удел экстремалов. Нужен же эксперимент, размах в наблюдениях, риск. Очень важную, если не главную роль играет и эрудированность педагога. А вот при обработке фактического материала нужна помощь коллег, совещательность, своевременная корректировка методов исследования. Замечательно, если два исследователя сойдутся на одной территории, будет идти активный взаимообмен.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Сергей Сафронов, 24.08.2010, 09:38) <{POST_SNAPBACK}>
А разве исследование не должно быть под задачу?

Или под ПРОБЛЕМУ. В том числе, под ПРОБЛЕМУ отсутствия проблемы...
Вячеслав Рязанов ( Пользователь )
Одно время мне по долгу службы приходилось частенько бывать на уроках своих коллег - ближних и дальних. Сначала я наблюдал за работой самого активного в классе, им был...учитель. Но со временем мое внимание стало все больше переключаться на тех, ради кого и был однажды задуман этот процесс. Я приходил на урок и начинал наблюдать за деятельностью какого-либо конкретного ученика. Мне было интересно, чем он занимается весь урок. С этой целью я посетил около 130 традиционных уроков различных учебных предметов.
В итоге общее время урока для конкретного ученика по основным видам учебной деятельности в среднем распределилось следующим образом: слушание - 70-80%, письмо - 12-17%, чтение - 5-8%, говорение - 1% и менее (!). Каждый усомнившийся может проделать такой же анализ в своей школе и убедиться, что это так.
Что означают эти цифры? Они показывают то, какими объективными возможностями располагаем мы и наши ученики на уроке. Особенно меня поразили последние цифры. Мы много говорим о развитии речи учащихся, а в последнее время даже о развитии их коммуникативных способностей(!) и коммуникативной компетентности (!!). Но разве это возможно в условиях, когда ученик за весь урок может произнести лишь несколько фраз?! Ведь всем понятно: для того чтобы чему-либо научиться и в дальнейшем развивать эти умения, человеку необходима практика, т.е. его личное участие в той или иной деятельности. Это так очевидно. Но на традиционном уроке все получается далеко не так: большую часть времени урока ученик должен сидеть и молчать (активно познавать изучаемое!) 44 минуты, а говорить, отстаивать своё мнение, излагать новый материал, рассуждать и доказывать, высказывать сомнения и что-то опровергать – менее одной минуты. Такова объективная реальность классно-урочного обучения.
Таким образом, проблема развития речи школьников в условиях классно-урочной системы обучения в принципе неразрешима. Для этого сама организация учебного процесса просто не имеет объективных возможностей.
Что делать?
Татьяна Желонкина ( Пользователь )
Преподаю иностранный язык. Ежегодно с учениками принимаю участие в научно-практических конференциях, которые проводит ресурсный центр по изучению ин.яз. Руковожу исследовательской деятельностью учащихся. Недавние темы исследований: "Молодежные организации нашего города" (работа на немецком языке), "Поэты Парижской коммуны" (фр.яз.) "Движение "Сопротивления" во Франции в годы Второй Мировой Войны" (фр.яз.). "Сказки в нашем городе" (фр.яз.) Основным вопросом последней темы исследования был вопрос: откуда взялись сказки? Дети узнали, что прародителем сказок был Ш.Перро, познакомились с его биографией, узнали законы, по которым пишутся сказки, сами писали сказки, нашли все места в городе, связанные со сказками. Эта работа была на русском языке, но большая часть материала для исследования - на французском. Все вышеперечисленные исследования дети представляли на языке или использовали языковые тексты для получения информации. Затем наработанный материал мы продставлюем в виде презентации во всех классах. Все положительные стороны такой работы налицо: учащиеся открывают для себя что то новое, (познавательная деятельность), совершенствуют знания языка (развитие языковой компетенции), учатся работать в команде, общаться с незнакомыми людьми, выступать перед аудиторией, используют и совершенствуют свои знания по работе на компьютере и поиску инфромации в Интернете. Конечно, это работа вне урока и не для всех учащихся, она требует времени и от учителя и от учеников. Но сам увлекаешься, сам узнаешь новое и совершенствуешься.
Екатерина Андреева ( Пользователь )
Цитата (Рязанов Вячеслав Александрович, 24.08.2010, 22:01) <{POST_SNAPBACK}>
 С этой целью я посетил около 130 традиционных уроков различных учебных предметов.  
В итоге общее время урока для конкретного ученика по основным видам учебной деятельности в среднем распределилось следующим образом: слушание - 70-80%, письмо - 12-17%, чтение - 5-8%, говорение - 1% и менее (!). Но на традиционном уроке все получается далеко не так: большую часть времени урока ученик должен сидеть и молчать (активно познавать изучаемое!) 44 минуты, а говорить, отстаивать своё мнение, излагать новый материал, рассуждать и доказывать, высказывать сомнения и что-то опровергать – менее одной минуты. Такова объективная реальность классно-урочного обучения. 
Таким образом, проблема развития речи школьников в условиях классно-урочной системы обучения в принципе неразрешима. Для этого сама организация учебного процесса просто не имеет объективных возможностей.
Что делать?
 Вячеслав Николаевич, проблема речевого развития начинается не в школе. Это проблема и дошкольных учреждений! еще при подготовке к школе часто не уделяется должного внимания проблеме развития диалогической и монологической речи.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
Цитата (Елена Пономарева, 24.08.2010, 21:32) <{POST_SNAPBACK}>
... Тема исследования вытекает из возникшей проблемы. Возникает противоречие между желаемым и результатом действий (обучения, например). Не соответствуют затрачиваемые усилия и результат. Тогда начинаешь искать причину, приступаешь к исследованию. Поэтому я и считаю, что УЧИТЕЛЬ в отличии от урокодателя не может не быть исследователем. Затруднение вызывает то, что большинство выпускников педагогических вузов не владеют методикой проведения исследования. Не дают ее и на годичных курсах. Приходится делать вслепую.

Согласен с Вами, Елена Николаевна!
Я проанализировал один доклад на соседнем форуме, где обсуждаются доклады. На мой взгляд, этот доклад и та исследовательская работа, которая в нем представлена, может послужить образцом, или, как минимум, моделью для обсуждения методики проведения исследований и формы представления исследовательской работы и ее результатов.

Хотелось бы узнать МНЕНИЕ коллег по этому докладу и по моей попытке его анализа.
Надежда Серегина ( Пользователь )
Цитата (Виктор Степанович Пахомов, 24.08.2010, 19:15) <{POST_SNAPBACK}>
А, по моему мнению исследователей в нашем кругу, ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, потому как путают понятие исследование и изучение.. Или ..при изучении применяют исследование? Повторюсь, знакомство с личными делами учащихся, не есть исследование. Простое разгадывание загадок, типа -Почему слон не умеет прыгать, или Лягушки, почему не мигрируют на юг, тоже не исследование...

Просто смешно читать некоторве хвалебные сообщения о якобы "исследованиях" и их значимости. Да ничего они не значат.


Виктор Степанович, если говорить про работу учителя, действительно смешно и ничего не значит!!! Если говорить про исследование ребёнка 1-2 класса (Ваш пример этой возрастной категории!!!), то это исследование! К.Э. Циолковский говорил о себе примерно так: "Сначала я открывал то, что известно всем. Потом то, что известно немногим. И, наконец, то, что никому неизвестно..." Или Вы поспорите с Циолковским? Надо учитывать возраст ученика, скорее всего Ваши претензии к исследованиям самого учителя, а не ученика?
Валентина Сергушина ( Пользователь )
Согласна с № 4 об исследовании под задачу (изучаем тему, в качестве проектной работы берём предлагаемую тематику из учебника, или обсуждаем тематику с ребятами; часто на базе страноведческого или краеведческого материала; предмет - английский язык). Может быть, понимаю и отношусь к этому вопросу примитивно, но у нас в школе исследовательская работа учителей и учащихся не то чтобы не приветствуется, а просто остаётся за рамками нашего текущего школьного бытия.
К № 10. Согласна с Вами, коллега, по поводу конкурсов и неуспеха, сильно охлаждает жажду исследовательской деятельности. Но есть места, где приветствуются все исследовательские и творческие работы учащихся и учителей: сайт www.1september. ru, Фестивали "Открытый урок" и "Портфолио"; там есть рубрика "Лучшие работы", но успех приходит ко всем участникам в виде Дипломов и опубликования работ на дисках.. Моих деток воодушевляет, количество участников растёт каждый год. Меня тоже, хотя времени на всё просто не хватает.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Многие опросы не только не решают свою задачу, но и уводят от сферы, где задача может быть решена. Одна из гарантий от такого исхода: полный базис вопросов. В данном опросе я этого не обнаружил, он больше привлекает к поискам "под фонарём".
Третий вопрос - некорректен, поскольку даже тот, кто отказывается считать себя исследователем, тем не менее, не может совершенно обходится без исследований... Здесь можно говорить о весе исследовательских методик, о различении применимости их разных видов.
Четвёртый вопрос не содержит в ответах важнейшего ресурса - времени.
Должно быть основным предметом для учителя–исследователя прежде всего систематизация всего, что касается предмета учителя и далее насколько хватит "мозгов" вплоть до гносеологических, онтологических и методологических обобщений и далее до методик, инструментов и конкретных воздействий на свой предмет и учеников, для учеников.

Исследователем обязан быть всякий человек ценящий мудрость: только внимание к ещё не освоенному поддерживает разумность и может обеспечить будущее человеку и человечеству.
Екатерина Андреева ( Пользователь )
Начиная исследование, учитель должно точно понимать его цель, задачи, правильно выстроить гипотезу, четко разделять предмет и объект исследования.

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+