Личный кабинет

"Пропасть растет... А кто виноват?," -спрашивает Добрая планета!

Общество и льготники...как уменьшить пропасть?
Ольга Перминова ( Пользователь )
Статья навеяна комментариями в нашем блоге и последующими комментариями у нас на форуме

Марина Хананова гл. редактор МОО "Добрая Планета"
В настоящее время список категорий граждан, имеющих льготы при зачислении в высшие учебные заведения, довольно велик – 137 пунктов. В числе льготников и дети-сироты. Государство дает тем, кто в детстве был лишен самого главного – родительской любви и заботы, приоритетную возможность получить высшее образование в любых ВУЗах страны, в том числе и самых престижных.

Но это решение на сегодняшний день стало одним из самых непопулярных как среди тех выпускников, кто столкнулся с невозможностью поступления на бюджетные места ввиду заполнения их льготниками, так и среди чиновников различных уровней. Сам министр образования Андрей Фурсенко в своих интервью признал, что уровень образования в стране очень низкий, и идти по пути предоставления льгот неправильно. Все чаще раздаются голоса законотворцев о необходимости введения квоты на льготные категории – речь идет о цифрах 25 – 75 % от числа бюджетных мест. Но пока это только разговоры и проекты, а реальность такова, что во многих ВУЗах столицы все бюджетные места заняты теми абитуриентами, которые, набрав рекордно низкие баллы по ЕГЭ, попали в списки поступивших только благодаря своему социальному статусу. Странная получается картина – теперь здоровых детей из полных семей можно смело считать социально незащищенной категорией, потому что им гораздо труднее поступить в выбранный ВУЗ и овладеть желаемой специальностью. Родители вчерашних школьников негодуют. Их возмущение понятно – когда твое чадо годами корпит над учебниками, вкладывает все силы и способности в учебу, набирает вполне заслуженные высокие баллы на пресловутом ЕГЭ, и после всего этого оказывается в хвосте длинного списка, который возглавляют троечники со справками об инвалидности или статусе сироты, - нельзя оставаться спокойными. При этом гнев родителей и детей обрушивается на тех, кто менее всего повинен в сложившейся ситуации. Конечно, среди льготников есть и те, кто купил поддельные справки, и те, кто подал документы просто из-за обладания льготным статусом, а не для того, чтобы действительно получить образование. Но есть и такие, кто упорно добивался своей цели, невзирая на одиночество, отсутствие семьи, скудное детдомовское обучение. Они достойны уважения, но всеобщее презрение ко льготникам вообще распространяется и на них. В СМИ регулярно появляются известия о купленных результатах ЕГЭ, о том, как количество инвалидов при введении льгот за один год выросло в три-четыре раза, о том, как в медицинские, юридические и технические ВУЗы приходят сироты с минимально возможными баллами, лишая круглых отличников из обычных семей шанса получить бесплатное образование. Все это приводит к тому, что пропасть между разными социальными группами растет, детям-сиротам, и без того обделенным судьбой, стало еще сложнее найти общий язык с окружающим миром. Родители выпускников все резче отзываются о льготниках, иногда их высказывания близки к экстремизму. В обществе давно сформировалось негативное отношение к воспитанникам детдомов и интернатов, и сейчас непродуманная социальная политика государства еще больше обостряет эту проблему. На западе социальные преференции при поступлении в высшие учебные заведения уже давно стали частью истории, набор ведется только по уровню знаний. В большинстве стран Европы и Америки социальный статус поступивших рассматривается только после прохождения общего конкурса, и нуждающиеся студенты получают необходимую помощь на время обучения. Россия же уныло и добросовестно повторяет ошибки Запада, отставая от него на несколько десятилетий, и упорно игнорирует свою же, российскую поговорку о тех, кто на чьих ошибках учится.
Скорее всего, мы постепенно придем к введению квоты на льготников, к более или менее вразумительному проведению единых госэкзаменов, к обдуманным решениям в сфере социальной политики и системы образования. А до тех пор выполнение основных функций по стабилизации положения в обществе ложится на благотворительные организации. Причем на те из них, кто не ограничивается рамками материальной помощи, а в первую очередь заботится о духовно-нравственных потребностях сирот и беспризорников. Волонтеры подобных организаций не только принимают деятельное участие в судьбе одиноких детей, но и помогают наладить диалог между ними и обществом, помогают им найти себя, обрести свое место под солнцем, стать достойными и полноправными членами общества. Это трудно даже для семейных детей, что уж говорить о тех, у кого в жизни никогда не было поддержки и опоры. Да еще при враждебном отношении большинство окружающих.
Рано или поздно все, кто вплотную занимается благотворительностью, начинают осознавать, что работы с детьми мало – необходима еще и работа с обществом, борьба с социальными стереотипами, с предрассудками, со сложившимся предубеждением людей против обитателей приютов и детдомов. Необходима грандиозная информационная работа, в каком-то смысле ее можно назвать просветительской – люди многого не знают о тех, кто живет за стенами детских сиротских учреждений совсем рядом с ними. При этом потенциал добра и милосердия у нашего народа достаточно велик – нужно только помочь найти друг друга тем, кто хочет поделиться теплом и заботой, и тем, кто отчаянно в них нуждается. Может быть, тогда у страны появится шанс на лучшее будущее.
Давайте вместе думать, и объединять наши усилия, приглашает МОО "Добрая Планета"
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Т.н. "проблема льгтников" - надуманная.
В 2009 году льготников было зачислено 3% от общего числа.
А вот "целевиков" - 29%.
Но те, кто "не в курсе" объединяют эти две категории под общим термином "льготники".

А целевики - это совсем другой коленкор...
Ольга Перминова ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 16.08.2010, 22:19) <{POST_SNAPBACK}>
Т.н. "проблема льгтников" - надуманная.
В 2009 году льготников было зачислено 3% от общего числа.
А вот "целевиков" - 29%.
Но те, кто "не в курсе" объединяют эти две категории под общим термином "льготники".

А целевики - это совсем другой коленкор...

Уважаемый Сергей Михайлович!
Автор статьи, Марина Хананова, сегодня утром прислала мне по электронной почте комментарий к Вашему посту и просила его разместить.:

От:Марина Хананова

Кому:Перминова Ольга

Отправлено: 17 августа 2010 г. 0:49

Тема: комментарии к статье на педсовет.ру




Ольга, доброй ночи. Я не зарегистрирована на ресурсе http://pedsovet.org. Размести , пожалуйста мой комментарий.

Во-первых, проблему можно называть надуманной, но она существует, как бы Вы ее ни назвали.
Во-вторых, я бы была осторожнее с цифрами. Откуда эти проценты?
Вот данные с официального сайта приемной комиссии МЭСИ, к примеру: В МЭСИ, при среднем конкурсе по вузу 85 человек на место, в списки рекомендованных к зачислению в первом этапе попали только льготные категории (т.е. ребята, имеющие право в соответствии с законодательством на внеконкурсное зачисление), а ребята с суммарным баллом 260-270 оказались в списках на позициях от 500 до 800.
Оттуда же: В 2009 г. в МЭСИ на очную форму обучения зачислено 1120 человек: 1066 - на направления бакалавриата и в специалитет, 54 чел. - в магистратуру.

Бюджетный набор на направления бакалавритата и в специалитет - 420 человек, из них:
ачислены вне конкурса - 44 чел.
Победители олимпиад - 13 чел.
По целевому набору - 13 чел.
Из республик Южного федерального округа (по приказу Рособразования) - 8 чел.
На общих основаниях (по общему конкурсу) - 355 чел.

По-моему, 44 человека льготников из 420 никак не тянут на три процента, а 13 целевиков из 420 человек тоже ну никак не похожи на озвученные Сергеем Михайловичем двадцать девять процентов. И уж тем более, нет смешения понятий, две категории - льготников и целевиков - четко разделены.
Цифры в разных ВУЗах сильно отличаются. Конечно, можно взять некие усредненные показатели, но они не дают реальной картины происходящего.

Еще несколько примеров: Федеральное информационное агенство Regnum сообщает: "В Чувашии по первой волне зачисления в вузы большая часть бюджетных мест осталась за льготниками. Такая ситуация сложилась в одном из крупнейших вузов - Чувашском государственном педагогическом университете (ЧГПУ), где сегодня, 4 августа, был опубликован приказ о зачислении. Причём на специальностях престижного исторического факультета 100% бюджетных мест остались за абитуриентами, подавшими заявления на внеконкурсный приём. Так, например, на три бюджетных места специальности "Государственное и муниципальное управление" претендуют четыре льготника, сообщил ИА REGNUM Новостиответственный секретарь приёмной комиссии ЧГПУ Александр Китаев. На специальности "Управление персоналом" аналогичная картина: здесь четыре льготника, прошедшие 60-балловый порог, являются претендентами на три бюджетных места".
"Красноярский рабочий" пишет: "Вчера в Сибирском федеральном университете появился приказ о зачислении С сегодняшнего дня начинается смена приоритетов в заявлениях, потому что в связи с небывалым количеством льготников очень многие абитуриенты, имеющие высокий проходной балл, не смогли поступить на бюджетной основе на выбранные ими престижные специальности.
О сложившейся ситуации руководство СФУ официально уведомило Министерство образования и науки РФ, но к моменту подписания приказа о зачислении каких-либо чётких инструкций, как поступать, так и не получило. А ситуация такова. Если при поступлении на технические специальности на бюджетные места претендовал один, максимум два человека, имеющих льготы, то, к примеру, на специальность "юриспруденция", где выделено 28 бюджетных мест, претендовало 35 льготников. Стоимость платного обучения по этой специальности - 60 тысяч рублей. Мест на платной основе - 35. На специальность "связи с общественностью" выделено 10 бюджетных мест, из которых семь мест заняли льготники. На специальность "психология", а это 15 бюджетных мест, принято 8 человек, имеющих льготы при поступлении."

Других примеров приводить не буду, по-моему, и так ясно, что странный пост Сергея Михайловича не имеет ничего общего с реальностью, и мне, честно говоря, жаль тратить время на диалог с теми, кто абсолютно не разбирается в предмете.

С уважением, Марина Хананова, гл. редактор, МОО"Добрая Планета"







footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+