Личный кабинет

Способы интеграции знаний

Систематизация знаний
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Способы интеграции знаний
А.А. Захаров
Эта тема на фейсбуке
http://arkadijzakharov.narod.ru
http://www.ooo245.ru/
Тренажеры для приведения знаний в систему
Об интегративном методе
Интеграция в преподавании английского языка
Философия для заочников
Целью данной работы является нахождение эффективных способов усвоения терминологии изучаемых дисциплин. Одним из таких способов является тот, который мы предлагаем к рассмотрению в нашем докладе.
При создании нашего метода мы опираемся на следующий принцип: рассмотрим наши с вами знания по аналогии с мозгом, точнее с теми двадцатью миллиардами клеток, которые он содержит и тремястами миллиардами межклеточных соединений. Сами по себе клетки вне соединений мало что значат. То же самое и наши знания, а точнее единицы знаний, которые образуют бесконечное число соединений.
В системе образования, если упор будет делаться только лишь на увеличение единиц знаний, успехи будут невелики. Но как умножить не только единицы знаний, но и число их соединений? Конечно, даже самое обычное решение любых задач – это и есть путь создания новых соединений. Известно, что советская школа физиков и математиков завоевала лидирующее место в мире именно потому, что будущие физики и математики наших учебных заведений, как высших так и средних, решали большое количество задач. Но решение задач не является единственным методом синтеза знаний. Он может дать лишь тоннельный способ увеличения соединений. Вне «тоннеля соединений» может находиться хаос разрозненных единиц знаний. Известно, что «натаскав» школьников или студентов на решение одного типа задач, порой невозможно получить из них решателей задач другого типа.
Как избежать этого? В данном выступлении мы предлагаем один из способов решения возникающей проблемы . Этот способ подразделяется на ряд видов. В чем суть основного способа и его видов? Внешне он прост: берутся термины (3-4…) и составляются разного рода осмысленные предложения. Можно эти термины включить в одно, а можно и несколько предложений, которые должны составить текст.
Теперь об этапах этой работы:
1. Составление оптимального списка терминов по каждой дисциплине. Обычно этот список задается Госстандартом.
2. Разбиение случайным образом этого списка терминов (множества) на группы терминов (подмножества).
3. Составление сводного списка терминов, которые изучаются в данном учебном подразделении.
4. Разбиение случайным образом этого списка терминов (множества) на группы терминов (подмножества)
После того, как будет проделана эта подготовительная работа, дается письменное или устное задание по составлению текста.
Виды этих заданий будут зависеть от того, с каким списком работает студент:
1 вид Работа со списком из какой-либо одной специальности.
2 вид. Работа по спискам из множества терминов близких специальностей (например, гуманитарных или технических).
3 вид Работа со списком из множества терминов далеких специальностей (например, составленных из гуманитарных и технических дисциплин)
Какие могут быть формы проведения занятий. Это может быть или обычная письменная контрольная работа на занятии, или же работа в парах, или в форме проведения конкурса, где будет проверяться скорость мышления при создании устного текста. Важна и форма проверки студентов, участвующих в данном опросе. Очень хорошо, если будет образовано жюри из состава лучших студентов. И, конечно, главная роль у ведущего данное занятие специалиста.
Теперь о времени проведения подобных конкурсов-занятий. Проводить их после того, как будут розданы списки определений или же до этого? Пригодны оба варианта. Если мы проведем подобное занятие до детального изучения терминов, то мы вызовем повышенный интерес к ним. Если мы проведем такое занятие после изучения терминов и соответствующей темы, то получим закрепление знаний.
Что дает этот тип занятий? Научит работать с определениями. Известно, что решение любого типа задач, без умения подводить изучаемое явление под понятие обречено на провал. Это великолепно показал Перуанский С.С . Такие занятия помогут студенту превратить сведения, которые он получает из книг, в знания. Сведения тогда становятся знаниями, когда они находятся в единство с другими сведениями.
Теоретические аспекты данного научного направления изложены в ряде работ П. М. Эрдниева.
Основная идея этой технологии в том, что знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется именно наличием связей – взаимно обратных мыслительных операций, комплекса взаимно обратных, аналогичных, деформированных, трансформированных задач. Таким образом, учащиеся усваивают знания прочно (сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания; забытые знания легко восстанавливаются в системе, без неё – с большим трудом) и быстро (если сегодня изучают прямую задачу, а завтра – обратную, то на это требуются 2 условные единицы времени, если же обе задачи изучают одновременно, прослеживая обратную цепочку логических выводов и оформляя единым графическим документом, то расход времени составляет примерно 1,4 условной единицы) .

Суть интеграциии здесь http://static.ladydrive.ru/images/4c0cca1d1d918.jpg
Интересный метод обучения, всем советую

Тезисы о применении дешграмм стр.156-166
Бинардик на Педсовете.орг
ВСЕ
Игорь Фортунатов ( Пользователь )
А чем отличается интегративный подход от межпредметных связей? Не одно ли это и то же?
Аркадий Захаров ( Пользователь )
 Интегративный подход представляет собой нахождение гарминии в изучаемом предмете изучения. Выявлении связей, системы. А метод межпредметных связей   превратился в солянку разных дисциплин. 
Любовь Голубева ( Пользователь )
Аркадий! Спасибо за подсказку.Этот прием мне не был знаком. Мы часто не задумываемся, что сложное намного проще чем мы его себе представляем.
Серж Андреев ( Пользователь )
Сейчас в школе доминирует метод межрпредметной изоляции. Итогом оного становится узость мышления и непонимание общей природы вещей. Не удивлюсь, если уже появились те, кто считает, что наша планета путешествует по космосу на огромной черепахе...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Серж Андреев, 30.07.2010, 21:01) <{POST_SNAPBACK}>
Не удивлюсь, если уже появились те, кто считает, что наша планета путешествует по космосу на огромной черепахе...

Вполне, Сергей Александрович.



Uploaded with ImageShack.us

Слова все лгут.... По "черепахой" можно подразумевать плоскость эклиптики.:=))) Вавилон языков, смесь понятий и кляк представлений.



Аркадий Захаров ( Пользователь )
Цитата (Любовь Голубева, 30.07.2010, 22:58) <{POST_SNAPBACK}>
Аркадий! Спасибо за подсказку.Этот прием мне не был знаком. Мы часто не задумываемся, что сложное намного проще чем мы его себе представляем.

Рад, что Вы обратили на это внимание. Предлагаю сотрудничество в этом направлении. По Вашему профилю не понял, что Вы преподаете?
Любовь Голубева ( Пользователь )
  
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Отлично! Значит интерес есть. На первый случай посмотрите на наши программы. Наш подход.
http://arkadijzakharov.narod.ru
http://www.ooo245.ru/
Определите, что дает наш тренажер, как бы Вы его построили.
Любовь Голубева ( Пользователь )
  

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+