Личный кабинет

Общественное управление классом

Небольшой анализ опыта
ПавелМ ( Пользователь )
Про управляющие советы школы говоря давно, много и разное. И на наш взгляд в этой области я вряд ли могу сказать что-то принципиально новое. Но мне кажется, что есть несколько иной, быть может, не очень традиционный, путь формирования управляющих советов.
Школа как организм априорно не может быть однородной. Даже стандартная московская школа - это 600-700 человек, по 2-3 класса в параллели. Наивно предполагать, что у всех родителей, у всех классов существует некий единый взгляд на образование, общие целеполагания. Поэтому я вижу путь к формированию реально действующих советов школы через формирование советов классов. Иначе говоря, мы предлагаем начинать с малого - с реализации общественного управления классом, но не школой.
В данном случае я опускаю историю развития самоуправления в классе и опишу существующую действующую модель. Единственное,что тут очень важно заметить - это реальная модель, существующая (в развитии) уже пять лет и имеющая, на наш взгляд, ещё большие возможности для развития.
Нам представляется, что самым важным в общественном управлении является причина возникновения этого управления, то есть причина, по которой родительская общественность берёт на себя по сути полномочия администрации.
Тут нам наиболее важными видятся три причины:

1. несогласие со многими позициями государственной образовательной политики
2. желание максимально использовать государственный ресурс в целях образования детей
3. гласное признание, что в общем случае администрация школы не способна решить задачу индивидуального подхода к образованию

Исходя из этого на сегодняшний день построена следующая модель общественного управления классом.

Родительское сообщество класса институализовано в общественное объединение ( с образованием юридического лица). Данное объединение (далее - РК) является органом, формирующим целеполагания образовательного процесса и ставящим конкретные образовательные задачи. При этом в процессе создания объединения вырабатывается общая образовательная цель.

Для конкретной реализации общих текущих задач, в том числе, для их финансового обеспечения, создана автономная некоммерческая организация (далее - АНО), а для реализации масштабных проектов, в которых не очевидно участие всего класса, создано некоммерческое партнёрство ( далее - НК).

Для обеспечения наиболее качественного и адекватного запросам родителей педагогического состава создаются временные экспертные группы, куда, по необходимости, привлекаются специалисты из разных областей не являющиеся частью родительской общественности.

Для наиболее полной реализации образовательной парадигмы, принятой РК, подбираются программы, независимо от того, внесены они в Федеральный перечень или нет. Далее, выявляются педагоги, готовые и способные работать по этим программам.
По соглашению с администрацией школы эти педагоги берутся в штат школы с той нагрузкой, которую школа имеет возможность им оплатить в рамках государственных ограничений. Так как в реальности официальная нагрузка может быть и очень маленькой (например, 3 часа в неделю), РК назначает персональный оклад каждому педагогу, вне зависимости от его категории, а в зависимости от ценности педагога для образовательного процесса школы и в зависимости от его реальной загрузки в классе. Педагог заключает договор с АНО об оказании дополнительных образовательных услуг.

В связи с тем, что класс формально существует как часть государственного образовательного учреждения, возможно существования часов, не нужных с точки зрения образовательной парадигмы родителей. В этом случае вопрос решается чаще всего через оформление экстерната по данному предмету всем классом. (Сейчас прорабатывается нормативная возможность отказа от предмета.)

Таким образом, формируется самостоятельная и независимая система основного и дополнительного образования, которая при этом частично может пересекаться с общешкольной и интегрироваться в неё.

Одним из ключевых вопросов общественного управления всегда является вопрос финансовый. Источники финансирования образовательных инициатив родителей многочисленны, но их в целом можно разделить на несколько групп.

1. Продажа образовательных продуктов, получаемых в результате основной деятельности учителей ( методические разработки, открытые (модельные,показательные) уроки, проведение семинаров, и т.п.)
2. Гранты разного типа Фондов
3. Дотации вузов, сотрудничающих с РК и АНО.
4. Благотворительное или спонсорское участие коммерческих структур
5. Эффективное управление свободными средствами через инвестирование их в разного рода финансовые инструменты

При этом мы не отрицаем благотворительности со стороны отдельных родителей, но не только не считаем её обязательно, но скорее стремимся к тому, чтобы родители имели возможность ничего не оплачивать сами. На сегодняшний день сумма родительских пожертвований уже стремится к нулю.
Тут стоит оговорится, что возникают проекты, в которых участвует не весь класс,а порой 3-4 ученика. Иногда такие проекты частично или полностью оплачиваются родителями, но во всех случаях эта оплата исключительно добровольна и не является условием участия ученика в проекте.

Естественно, самым сложным тонким моментом является взаимодействие с администрацией школы. И, надо признать,что тут наш опыт говорит о том, что существование подобной модели возможно даже при условии, когда администрация категорически против и пытается препятствовать. Но, справедливости ради, надо добавить,что в этих условиях приходится тратить немалый ресурс на подавление административного сопротивления, что,естественно, неэффективно. поэтому сейчас мы существуем в рамках школы, где администрация относится к нашим начинаниям скорее позитивно и в большинстве случаев мы находим с ней общий язык. Впрочем, в данном аспекте есть ещё много идей, попытка реализовать которые грядёт в ближайший год.

Было бы несправедливо не упомянуть риски подобной модели управления классом. И тут мы однозначно понимаем, что есть только один, но очень серьёзный риск - такая модель становится очень уязвимой, как только возникают базовые разногласия среди родителей. Поэтому для минимизации подобного риска в случае приёма в класс нового ученика мы проводим серьёзные многоступенчатые собеседования с родителями. Кроме этого, у нас действует на регулярной основе семинар для родителей, где мы регулярно, с одной стороны, пытаемся держать родителей в курсе всей многогранности проблем сегодняшнего образования, с другой - набираем библиотеку родительских желаний, чтобы корректировать совместно траекторию развития.

Также хочется отметить, что сейчас перед нами стоит достаточно сложная задача - нахождение правой основы для выделения класса в отдельную структуру внутри школы, признаваемую государством как самостоятельно действующую структуру.
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
ТОлько сегодня я наткнулся на Вашу, Павел Юрьевич, новую (для меня) ветку об Открытии Своей Школы (наконец-то!) и пролистал её всю - от начала и до конца. И могу сказать одно: я - в восторге!

Прежде всего от Вашей воистину подвижнической хватки.
Все-таки от Своего Класса переход к Своей Школе - это поступок!

Значит, приспичило так, что отступать некуда - позади уже все развалено и дышит на ладан...
Не зря ведь Маркс предупреждал типа: "Если культура будет развиваться стихийно, а не будет направляться сознательно, за спиной у неё будет ... пустыня"!
Так и есть!
Потому что БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Искусство Живописи и Искусство Музыки и Искусство Слова уже к концу советской власти стали вытесняться из школы на периферию. С ними-то стала исчезать и культурность самих педагогов. Выросшие до ректоров педагогических и прочих вузов педагоги поддались влиянию торжествующего естествознания и так называемого НТП, - и вот про это предупреждение Маркса ЗАБЫЛИ. Или не придали ему должного значения...
Сегодня Фурсенко и иже с ним, делают ставку на НАУКУ, по всему видно - страстно желая совершить ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ прорыв в будущее! Через физику, математику, информатику и всё подобное, но посмотрите!- ведь именно здесь сидит вся наша современная школа уже не менее как 30, если не все 50, лет! и вот видим - сама приходит в ужас - до какого дикого состояние дошло отечественное ОБРАЗОВАНИЕ!!!???

Возьмите любого учителя-предметника особенно естественных наук, проверьте его "культурность" на предметах ИЗО, Музыки и Литературы и ... всем станет ясно, о какой "пустыне" говорил Маркс...
Про ИХ учеников уже и говорить не приходится...
Табак, алкоголь, наркотики + эротика и ... попса, попса, попса...
Вот и вся "культурность" все нашей ПЕДАГОГИКИ...
Не надо думать, что я вынужден писать ЭТО без надежды на будущее, на таких как Вы и Ваши усилия...

Предлагаемые мною прожекты на основе идеи "Русской Школы" и др. Вы достаточно красноречиво отвергли, поэтому не буду о них...
Немного попробую сказать о Вашей практике и её перспективе. Разумеется, на мой неправильный взгляд.

Я много приводил своих слов о Школе Щетинина, и призывал обсудить, нельзя ли этот опыт распространить "на всю Рассею". Оказалось, нельзя, потому что Щетинин - один такой уродился.
На весь Советский Союз, а теперь и на всю Россию!!! И вот М.П. Щетина произвели в академики РАО РАН!

Его опыту 40 уже лет, а никто из умных и умнейших! педагогов заимствовать его не хочет и не может!
Не хочет или не может???
Почему? Почему Вы лично, столь прекрасно владеющий русским глаголом, не хотите рассказать всем, в чем секрет его неподдающейся нашим педагогам педагогики?
А ведь из стен его Центра комплексного формирования Личности стабильно выходит уже не первый, наверное, год именно то, что и задумано Центром - Личность, гармонично развитая во всех отношениях!
Закончив при этом уже ВУЗ, а не только собственно школу.
И при этом все остаются некурящими, непьющими, неколющимися - не на всю ли жизнь(!?)
И даже создают уже собственные семьи (по слухам, сам я там не был, далеконько с моим здоровьем не уедешь)! И, опять же по слухам, остаются здраво- и трезво- мыслящими людьми.

Из Вашей педагогической практики видно, по крайней мере из того, как Вы её здесь представляете, что сам Вы относитесь не только к научной элите, но и к ЭЛИТЕ социальной, ибо по всему видно, что обладаете статусом весьма авторитетной Личности.
При этом я отчетливо вижу, что именно той личности, о которой пишу я - ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ и ФИЗИЧЕСКОМ и ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОМ отношении. По сути, Вам нет равных здесь, по крайней мере, ни в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ, ни в ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОМ отношении. Но ведь Вы категорически не согласны с этим НАШИМ определением Человека!!!?

Скорее всего, Вы тот Человек, которого искал в свое время Диоген, рыская днем с фонарем среди людей, или Ницше, выводивший своего "сверхчеловека" всей своей философией антихриста... ( а вот я, наконец-то, кажется, нашел))

Я вполне понимаю, как Вам невероятно трудно жить не среди диогенов и ницш, а среди нас, обычных смертных, и слава Б-гу, что иногда встречаются на Вашем пути понятливые и отзываются на Ваши усилия, идя навстречу и отступая от ЗАКОНА...

Но таких мало, хотя бы для того, чтобы Ваше Дело двигалось так, как хочется этого Вам...
Наверное, оттого и случаются у Вас дискуссии, от которых Вы не в восторге (как я понял из некоторых реплик).

На ВИПе Вы уже 5 лет, но можно ли говорить, что в конце туннеля видится свет от вашего фонаря знаний и умений?
Дай-то Б-г, чтобы этому помогла Ваша новая ветка о Своей Школе... (чего я искренне желаю).

Но если смотреть трезвыми глазами на то, что Вы предлагаете, то в нынешних неоднозначных условиях, при определении истины, наиболее подходящими оказываются слова "авантюризм" или "аферизм", или то и другое вместе. Разьясню, что имеется в виду...

АВАНТЮРИЗМ, потому что Ваш опыт не подлежит ни заимствованию, ни распрстранению (как и опыт ШЩ), и потому авантюрно уже само появление его здесь, поскольку опыт этот требует, во-первых, элитных детей, во-вторых, элитных учителей-педагогов, которых Вы отбираете по невесть каким, известным только Вам качествам. Наконец, требует он и элитных родителей, по крайней мере, хотя бы из числа мамаш. Но скорее всего такие деятели ЗДЕСЬ. на ВИПе, просто "не ходют" - им не до базаров и афер...

АФЕРИЗМ, потому что совершенно отчетливо видно, что везде нужны ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ....
Повышенные ставки элитным учителям, организация выставок, издательств, культпоходы и культпоездки по России и Запстранам...
Вы, по всему видать, умеете неплохо "делать деньги", можебыть, как раз в силу того, что лично Вы - Личность незаурядная, "гармонично развитая во всех отношениях", но ведь мы-то ... совершенно другой материал, и почти все еще обычные ... "советские человеки"....
Нам все еще надо, чтобы нас партия позвала, подняла, мобилизовала и проч., но "ЕдРоссия" это не политическая партия, а самая что ни на есть мафиозная организация политиканов, где всё делается через взятку. Вот и свежий пример с прокурорами о том же...

Почему партия?
Да хотя бы потому, что "голос единицы тоньше писка"...
Вот и Вы - не туда ли же гребете, ...где одинокий узник стонет?...
Однако лично я желаю Вам все-таки успешно закончить школу и ... в ЕВРОПУ....
Дети ведь у Вас, как пишете, не дураки...

Однако очень надеюсь, что и здесь "Не пропадет Ваш скорбный труд..."
Успехов Вам, терпенья и здоровья, чтобы все преграды одолеть...
Вы правы: Дорогу осилит идущий...
С искренним уважением.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Основная проблема среднего школьного педагога в том, что он привык работать по программе.
Он как робот. Его туда активно загнал педсовет и методисты.
Задача родителей, желающих, чтобы их дети получили хорошее образование, в том, чтобы определить:
1. Что они считают хорошим образованием для своих детей.
2. Какие педагоги-предметники им нужны (если с этим сами не справятся, - пусть спросят здесь, на форуме)
3. Как отбиться от методистов и прочих организаторов ОБЯЗАТЕЛЬНОГО образования.
4. (И главное) - найти родителя-активиста, который будет в состоянии всё это организовать. Ибо, несмотря на то, что "голос единицы тоньше писка" именно этот писк может быть услышан в полной тишине и может оказаться организующим знаком для аморфной массы родителей, которые понимают, что нынешнее состояние образования - плохо, но не понимают, - что нужно сделать, чтобы было хорошо.
PYM ( Пользователь )

Возьмите любого учителя-предметника особенно естественных наук, проверьте его "культурность" на предметах ИЗО, Музыки и Литературы и ... всем станет ясно, о какой "пустыне" говорил Маркс...
Я думаю, что большинство предметников и в своём предмете слабы :-)

Предлагаемые мною прожекты на основе идеи "Русской Школы" и др. Вы достаточно красноречиво отвергли

Я отвергаю не идею. Я просто хочу заниматься другим. Вы же не готовы открывать свою Русскую школу?

Его опыту 40 уже лет, а никто из умных и умнейших! педагогов заимствовать его не хочет и не может!
Не хочет или не может???
Почему? Почему Вы лично, столь прекрасно владеющий русским глаголом, не хотите рассказать всем, в чем секрет его неподдающейся нашим педагогам педагогики?


Быть может, я Вас огорчу - но ме не очень важно, в чём секрет Щетинина, как, впрочем, и Тубельского, и Лобка, и многих других, глубоко мною уважаемых людей. Дело в том, что я - о чём не раз говорил - не хочу быть хоть сколько-нибудь новатором на поле педагогики. Моя задача цинично проста - дать образование (в моём понимании) собственным детям. Ещё 5 лет - и я со вздохом облегчения забуду все эти перипетии образовательных проблем.

Из Вашей педагогической практики видно,

У меня нет педагогической практики - я не работал ни дня в школе, слава Б-гу, не веду занятий и вообще далёк от этого.

Скорее всего, Вы тот Человек, которого искал в свое время Диоген, рыская днем с фонарем среди людей, или Ницше, выводивший своего "сверхчеловека" всей своей философией антихриста... ( а вот я, наконец-то, кажется, нашел))

Нечто подобное, в более примитивной форме, мне однажды сказал следователь КГБ - "Вас-то мы и искали!"

Я вполне понимаю, как Вам невероятно трудно жить не среди диогенов и ницш, а среди нас, обычных смертных, и слава Б-гу, что иногда встречаются на Вашем пути понятливые и отзываются на Ваши усилия, идя навстречу и отступая от ЗАКОНА...
Видимо, Вы что-то плохо понимаете - мне легко жить, вокруг много приятнейших, интересных и добрых людей. И мне хорошо среди них.

Наверное, оттого и случаются у Вас дискуссии, от которых Вы не в восторге (как я понял из некоторых реплик).
Было бы скучно, если бы все вокруг были согласны друг с другом :-)

Но если смотреть трезвыми глазами на то, что Вы предлагаете, то в нынешних неоднозначных условиях, при определении истины, наиболее подходящими оказываются слова "авантюризм" или "аферизм", или то и другое вместе. Разьясню, что имеется в виду...

То, что я аферист и авантюрист не только ни для кого не секрет, я и сам этого никогда не отрицал.

АВАНТЮРИЗМ, потому что Ваш опыт не подлежит ни заимствованию, ни распрстранению (как и опыт ШЩ), и потому авантюрно уже само появление его здесь, поскольку опыт этот требует, во-первых, элитных детей, во-вторых, элитных учителей-педагогов, которых Вы отбираете по невесть каким, известным только Вам качествам. Наконец, требует он и элитных родителей, по крайней мере, хотя бы из числа мамаш. Но скорее всего такие деятели ЗДЕСЬ. на ВИПе, просто "не ходют" - им не до базаров и афер...
Это Вы про кого-то другого - у нас не элитные дети, не элитные родители и даже не элитные учителя.

АФЕРИЗМ, потому что совершенно отчетливо видно, что везде нужны ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ....
А где они не нужны?

Вы, по всему видать, умеете неплохо "делать деньги",

Мил человек, я деньги не делаю, а зарабатываю. Впоне честным трудом.


Однако лично я желаю Вам все-таки успешно закончить школу и ... в ЕВРОПУ....
Дети ведь у Вас, как пишете, не дураки...


В Европе катастрофически скучно. А если дети не дураки - им и здесь хорошо будет.



Цитата (Дмитрий Шишкалов, 23.02.2011, 21:15) <{POST_SNAPBACK}>
Основная проблема среднего школьного педагога в том, что он привык работать по программе.
Он как робот. Его туда активно загнал педсовет и методисты.
Задача родителей, желающих, чтобы их дети получили хорошее образование, в том, чтобы определить:
1. Что они считают хорошим образованием для своих детей.
2. Какие педагоги-предметники им нужны (если с этим сами не справятся, - пусть спросят здесь, на форуме)
3. Как отбиться от методистов и прочих организаторов ОБЯЗАТЕЛЬНОГО образования.
4. (И главное) - найти родителя-активиста, который будет в состоянии всё это организовать. Ибо, несмотря на то, что "голос единицы тоньше писка" именно этот писк может быть услышан в полной тишине и может оказаться организующим знаком для аморфной массы родителей, которые понимают, что нынешнее состояние образования - плохо, но не понимают, - что нужно сделать, чтобы было хорошо.


В целом я с Вами согласен, хотя всё намного проще и сводится к одному пункту - каким я хочу, чтоб был мой ребёнок. Я для себя ответил - счастливым! А что такое счастье - это пусть дети сами разбираются...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+