Личный кабинет

Учиться с удовольствием

Ирина Конина ( Пользователь )
Никольская И. А., Попкова Л.В.,
учителя МОУ лицей №21
г. Тамбов

Статья «Учиться с удовольствием» содержит практические рекомендации по оптимизации процесса обучения и использованию приемов, позволяющих повысить мотивацию учащихся в обучении иностранному языку. Приводятся примеры использования проектной методики на начальном этапе обучения в целях развития личности учащихся средствами иностранного языка.

Обучение английскому языку в начальных классах МОУ лицея №21 ведется с 1991 года. Поскольку возраст 6 -10 лет является наиболее сенситивным для развития познавательной сферы школьников, основной целью обучения мы ставили: развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Очень важно в начале урока задать необходимое настроение и ритм, т. к. обязательным фактором успешного обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста является создание благоприятной психологической атмосферы на уроках. Для этого мы используем двигательные игры, игровые ситуации, стихи, песни, рифмовки, носящие коммуникативный характер.
При проведении речевой зарядки можно с успехом использовать стихи. Так для отработки звука [ w ] предлагаем стихотворение Why do you cry, Willy?
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why?
Например, отработка звука [ h ], может проходить не только в стихотворной форме, но и под музыку.
How do you do?
How do you do?
I’m very pleased to meet you,
I’m very pleased to meet you,
How do you do?
How do you do?
(Приложение к учебнику М.З. Биболетовой Enjoy English Game Songs with prof. Dogg’s Troupe).
Нередко фонетическая и речевая зарядки дополняют друг друга, что позволяет не только более эффективно использовать отведенное на них время, но и решить коммуникативные задачи, дает возможность отработать фонетические навыки в контексте ситуации.
One, two, three,
I love coffee,
And Billy loves tea,
How good you be!
I love coffee,
And Billy loves tea.
(English Nursery Rhymes for young learners. Longman 2001. Page 6)
Преобладание непроизвольного внимания у младших школьников требует быстрой смены различных видов деятельности. Здесь на помощь учителю приходят различные игры.
При игре в «Лото», целью которой является развитие произвольного внимания, умения слушать, закрепление алфавита, учитель называет буквы алфавита, а учащиеся на своих карточках должны закрывать эти буквы фишками (на первом этапе чистыми, а затем с алфавитом).

F L
N U
В A
Q X

В психологии для развития внимания используются корректурные пробы. Мы попробовали применить эту форму работы на уроки английского языка для закрепления алфавита и развития орфографической грамотности.
Учащимся предлагается любой текст (можно использовать старую газету или книгу) или набор букв.

wecatsadfgtcatyrhauflvcatmbjanhcatxvlgkgjahdcatuekayjgkdcatfourbvcatnxksreycatpu
wfcatfabnvcocatoamkjldetcatwocbzcatnxaeytuwcatphdgakwcatoeuwiqncmxcatzkszzcatljfk
guycatoriehdbcatcnxbaycatwodksdjfncatmvjguryebcatxjsgdcatkheycatnbcjvhfcatydksliw
oryecatuiznxmcatdrwscatkddlfjgkqpcatmbnxaoishaoejkfncftncatbjhksyeicftcatkmlcatcf
twqopmxbcfcatmnqqqwpcatxbhducatmnzjjxkcatcatmfhjaolamazgotohellfhgjjcaterglnastyp
unkscatjf

Просматривая строчку за строчкой, учащиеся должны в течение определенного времени вычеркнуть все буквы f , которые встречаются в этом тексте. По мере усвоения алфавита, задание усложняется, например, учащимся дается задание все встречающиеся буквы a вычеркивать вертикальной чертой, а буквы t — горизонтальной.
Третий вариант задания предполагает, что учащиеся вычеркивают все слова cat, встречающиеся в данном тексте. Одним из условий выполнения заданий является проговаривание букв, что также способствует развитию произвольности внимания.
Вышеназванные упражнения являются пропедевтикой поискового чтения на старшей ступени обучения.
Одним из сложных аспектов в изучении английского языка является обучение грамматике. Так, например, употребление глаголов to be, have/has, модальных глаголов must, may, can вызывает трудности у младших школьников так как дети 7-10 лет мыслят наглядно-образными категориями, и им необходимы зрительные образы.
Игра «Security», созданная нами, помогает систематизировать глаголы на доступном для младших школьников уровне. Содержание игры следующее: существуют различные охранные агентства, слаженно работающие между собой, выполняющие различные функции.
Модель агентства.

Если в главное агентство “the verbs” обращаются с тем, чтобы предложить свои услуги, рассказать о том, что они могут, их обслуживает агент can. Если речь идет о разрешении что–то сделать, их направляют к агенту may. Агент must поможет с законом, обязанностями. Клиент, составляющий перечень имеющихся у него принадлежностей, связей, работает с агентом have/has. Подразделение to be самое многочисленное и, как показывает опыт, в него обращаются разные категории граждан. Для каждого клиента существует свой телохранитель, которого никто не сможет заметить, особенно в России. Так, для местоимения I – охранником будет AM, для местоимения you – ARE, для местоимений he, she, it – IS, we – ARE, they – ARE. В данном подразделении имеется гимн.
I’m the verb to be.
I’m so important
And you will see.
Please don’t!
Don’t forget me!
Don’t forget me!
I’m the verb to be. ( )
Мы исполняем этот гимн на уроках, чтобы показать учащимся не только значимость глагола to be, но и сделать динамическую паузу.
Моделирование ситуаций общения на уроках развивает коммуникативные навыки младших школьников.
Варианты заданий:
1. Выскажи свое мнение о Карабасе-Барабасе.
Используй фразы:
I like …, because he is …
2. Оцени свои умения.
Используй фразы:
I can … well / very well
3. Обсуди с партнером меню на обед.
Используй фразы:
I like …/ I don’t like ….
4. Обсуди с партнером, какой подарок на день рождения можно подарить вашему общему знакомому.
Используй фразы:
It’s great! I like it. It’s awful. I hate it.
Вышеприведенные примеры заданий направлены на оценку предметов, явлений окружающего мира и способствуют формированию нравственных отношений, которые пронизывают все сферы жизнедеятельности людей. Они имеют значение и для создания ситуаций ролевого общения, так как проявляются в повседневной жизни постоянно и служат предметом обсуждений. Такие задания являются подготовительными для ролевых игр, проигрывание которых позволяет закрепить лексические и грамматические навыки в говорении и ведении диалога.
Например, тема «Еда» 3 класс.

Role 1К Вам пришли гости. Угости их кашей. Спроси, любит ли он кашу. Угости их чаем. Role 2Вы пришли в гости. Вас угощают кашей. Откажитесь. Объясните, что вы не любите кашу. Согласитесь выпить чай.

Хозяин Гость
1. Подайте угощение. Предложите сосиски. 1. Извинитесь. Попросите картошку.
2. Выразите сожаление. 2. Откажитесь. Скажите, что вы не любите помидоры.
3. Подайте пирожное. 3. Попросите молоко.
4. Скажите: «Пожалуйста». 4. Поблагодарите.
Вся деятельность учителя, работающего с младшими школьниками, нацелена на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, к познанию другой культуры, на развитие творческих способностей в процессе активно-познавательной деятельности. На наш взгляд, уже на первом этапе обучении целесообразно использовать проектную методику, которая имеет следующие преимущества: способствует развитию в первую очередь креативности, а также логического мышления, опосредованному запоминанию, так как, имеющиеся опоры, помогают вспомнить логическую цепочку и раскрыть ее, а также требуют произвольности внимания.

Проект по теме «О себе». Выполнил ученик 3 класса «Б» МОУ лицея №21 г. Тамбова.

Примерный рассказ по данной опоре:
My name is Stas. I have got a rabbit. I have a cat. I haven’t got a duck. I have no lion. I like to drive in a car. I don’t like to read. I like apples and bananas.

Проект, созданный Трещинным Антоном, учеником 3 класса «Б» МОУ лицея №21 г. Тамбова по теме «Мой друг».

I have got a friend. It is a rabbit. Its name is Tom. It likes carrots, cabbages and apples. It doesn’t like chicken and fish. My friend can read, run and skip. It can’t fly and swim.

Список литературы.
1. Иностранные языки в школе. -2000,- №№ 1-6
2. Чечель И. Метод проектов. Директор школы -1998 - №№ 3-4
3. Селевко Г.К. Технология развивающего обучения.
4. Биболетова М.З. Enjoy English 1-3. 1998/ Книга для учителя.
5. English Nursery Rhymes for young learners. Longman 2001. Page 6)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+