Личный кабинет

Доклад: "Раннее обучение иностранному языку: проблемы и решения"

Ирина Конина ( Пользователь )
И.А.Конина, главный методист кабинета иностранных языков Тамбовского областного ИПКРО

Статья приводит доводы в пользу обучения учащихся иностранному языку в раннем возрасте, а также перечисляет методические отличия при работе с младшими школьниками. Выделяется проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы и даются примеры решения данной проблемы в Тамбовской области.

Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых.
Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.
По Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития,
но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя ИЯ в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие.
Прежде всего, учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.
Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Аффективная или эмоциональная сторона обучения так же важна, как когнитивная. В аффективную сферу входит Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность и способность идти на риск. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими (Fine 1977).Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся 1-4 классов.
Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель – учитель должно стать доверие.
С вступлением в силу Образовательного Стандарта возникает насущная потребность в подготовке учителей иностранного языка для преподавания начальной школы, так как не все школы обеспечены подготовленными кадрами.
Признавая факт отсутствия в Тамбове четкой и разработанной программы подготовки кадров для преподавания иностранного языка в начальной школе, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования предложил создать программу профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания английского языка в начальной школе» для учителей начальной школы и педагогических работников, преподающих другие предметы. При подготовке кадров для обучения младших школьников авторы программы руководствовались рядом положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать учителя начальной школы, которые послужили основой для разработки программы подготовки таких специалистов.
С целью определения квалификационных характеристик, необходимых для работы с младшими школьниками, был составлен список профессиональных умений учителя иностранного языка:
1. умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям;
2. умение модифицировать учебные программы;
3. умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся;
4 умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.
5. умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе.
6. умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов
7. умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.
Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно
- предоставление ребенку свободы выбора
- демонстрация энтузиазма
- оказание авторитетной помощи
- терпимое отношение к возможному беспорядку
- поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность
- одобрение результатов деятельности учащихся
- способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником
- уважение потенциальных возможностей не очень сильных в языке детей.
Во многих школах Тамбова уже на протяжении ряда лет ведется обучение иностранному языку в 1-4 классах, и опыт работы этих учителей может оказать неоценимую помощь педагогам, планирующим начать обучение в младших классах в 2005 -2006 году.

Список литературы:
1. Г.В. Рогова, И.Н, Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. –М. Просвещение, 1998
2. Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория обучения иностранным языкам. –М. Айрис Пресс, 2004
3. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М. Просвещение, 1991
4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. –М. Просвещение, 1985
5. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы. Сборник научных трудов под редакцией Н.Д. Гальсковой .- М. Просвещение, 1989
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Лучше всего начинать изучать второй (третий и т.п.) язык до школы.
При чём делать это лучше всего в игровом и бытовом общении на изучаемом языке.
Хорошо, когда у ребёнка для говорения на другом языке есть специальный человек который "не понимает" на родном для ребёнка языке.
Практика израильских семей показывает, что такое разделение даёт хорошие результаты.
Школа - иврит. Бабушка - язык страны исхода. Родители - английский, французский и т.п.
Есть, конечно, определённые проблемы в таком подходе, но израильтяне уже научились их решать.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+