Личный кабинет

Проблемы образования взрослых в России

Тезисы к обсуждению
Олег Чикуров ( Пользователь )
Чикуров Олег Борисович
президент Псковской региональной ассоциации образования взрослых


Пространство образования взрослых
В европейских дискуссиях по образованию, вообще, и образованию взрослых, в частности, принято оперировать терминами lifelong learning (учение длиною в жизнь) и lifewide learning (учение шириною в жизнь, т.е. включающее все формы обучения – формальную, с выдачей сертификата или диплома, неформальную, осуществляемую на разного рода семинарах, конференциях, в клубах, кружках и т.п. и информальную, т.е. самообразование посредством общения, СМИ, чтения и т.п.). В России из всего этого огромного образовательного пространства более-менее отрегулирована и институцианализирована лишь сфера формального и дополнительного образования детей и молодежи. Развитие образовательного пространства в целом тормозится отсутствием национальной концепции образования взрослых, соответствующих программ и стратегий и необходимой государственной поддержки. Для преодоления этого следует объединить всех участников образовательного процесса, включая учреждения культуры, службы занятости и социальной помощи, общественные организации и т.п. и организовать национальное обсуждение данной проблемы.

Содержание образования взрослых
Говоря о содержании образования, традиционно выделяют перенос знаний, умений, навыков и качеств (в европейской терминологии – ценностей или отношений). В современном быстро меняющемся мире, особенно, в странах с переходной экономикой первые три компонента устаревают достаточно быстро и именно последний – ценностный компонент приобретает все более значимую роль. Кроме того, именно он составляет основу развития общества, выработки его демократических ценностей и гражданских структур. К сожалению, проблема ценностей редко обсуждается в сфере образования взрослых, хотя именно эта сфера должна помочь человеку выработать свою систему отношений в современном мире. Этот вопрос должен быть обязательно включен в национальную дискуссию и концепцию.

Методология образования взрослых
Определившись с ценностями, которые должны стать частью образовательного процесса, следует обсудить и средства их передачи. Практика показывает, что наиболее эффективен здесь простой принцип «подобное – подобным», т.е. если мы хотим научить человека говорить, надо дать ему возможность больше говорить, если мы хотим, чтобы он умел принимать решения, надо дать ему возможность принимать решения, если мы хотим сделать его активным и творческим, надо дать ему возможность быть таким. Повальное увлечение интерактивными методиками, к сожалению, еще не гарантирует развития самостоятельности и творчества. Важно, какие ценности несет в себе человек, применяющий эти методики. Можно и чисто лекционной формой воспитать свободомыслящих людей и, наоборот, применяя массу блестящих интерактивных методов, превратить их в игру, не имеющую никаких последствий для обучаемых.

Подготовка кадров для образования взрослых
Подготовка кадров также является элементом общего пространства образования взрослых, а значит, здесь актуальны все вышеперечисленные проблемы. К сожалению, поскольку сфера образования взрослых не определена на государственном уровне, так же не ясно, кто должен проходить подобную подготовку. Здесь нельзя ограничиваться лишь руководителями учебных групп и курсов, потому что и работники учреждений культуры, и сотрудники служб занятости, и члены общественных организаций, и просто любой руководитель любой организации так или иначе занимаются образованием взрослых, а значит должны представлять себе базовые принципы этой работы. Еще одним недостатком подготовки кадров является то, что она зачастую сводится к изучению новых методик или технологий без разговора об их качественной составляющей. В результате люди, прошедшие такую подготовку, прекрасно владеют технологиями, на самом деле выхолащивая и компрометируя ценности, лежащие в их основе, и превращая их в несерьезную игру.

Современные тенденции в образовании взрослых в России
Следуя европейским тенденциям в сфере образования, обозначенным, в частности, в Декларации ЮНЕСКО «КОНФИНТЕА V» 1997 г., Программе Совета Европы «Образование для демократического гражданского общества»1999 г., Дакарской декларации «Образование для всех» 2000 г., Послании Европейской комиссии «Воплощение в жизнь европейского пространства образования на протяжении всей жизни» 2001 г. и других, Россия также не могла остаться в стороне от общеевропейских дискуссий в этой сфере. К сожалению, на внутринациональном уровне до сих пор остается неясным, какое из министерств или других структур должно взять на себя роль инициатора дискуссии по этим проблемам. Однако, в мае 2003 г. на уровне министров образования стран СНГ была принята Концепция развития образования взрослых, содержащая много хороших и верных ориентиров. Будем надеяться, что Министерство образования России станет, наконец-то, центром объединения усилий в данной сфере.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Давным-давно был этот пост. На него не обратили внимание, а жаль. Столкнувшись в последние дни с некоторыми материалами квалификационной профессиональной подготовки учителей (имею ввиду своих соотечественников - историков) приуныл, приуныл, приуныл. Большой процент неуспешности наших детей в современном образовании от чрезвычайно низкой квалификации нас самих, учителей. Не ново, скажите Вы. Но увы.
Но ведь на подготовку учителей тратят деньги (Москва из бюджета). Мы провели мониторинг по учителям, окончившим курсы при.... Причины поступления на курсы - пройти аттестацию (без ПК не получишь). Результат и удовлетворенность самих же педагогов - ниже среднего. Массово...Методика прошлого века. Мы перстали любить учиться?
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Jan 17 2006, 08:10 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Результат и удовлетворенность самих же педагогов - ниже среднего. Массово...Методика прошлого века Мы перстали любить учиться?

Мы устали формально " любить учится " и ожидать "любви системы" к ЧЕСТНО учащимся.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Jan 17 2006, 08:10 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Давным-давно был этот пост. На него не обратили внимание, а жаль. Столкнувшись в последние дни с некоторыми материалами квалификационной профессиональной подготовки учителей (имею ввиду своих соотечественников - историков) приуныл, приуныл, приуныл. Большой процент неуспешности наших детей в современном образовании от чрезвычайно низкой квалификации нас самих, учителей. Не ново, скажите Вы. Но увы.
Но ведь на подготовку учителей тратят деньги (Москва из бюджета). Мы провели мониторинг по учителям, окончившим курсы при.... Причины поступления на курсы - пройти аттестацию (без ПК не получишь). Результат и удовлетворенность самих же педагогов - ниже среднего. Массово...Методика прошлого века. Мы перстали любить учиться?

Андрей!

Я поняла, где именно повышали квалификацию учителя, которых Вы проверяли. sad.gif

Вы сетуете, что ученики неуспешны, поскольку неуспешны учителя.
Продолжаю Вашу мысль: "Учителя неуспешны, поскольку неуспешны преподаватели, которые повышают их квалификацию".

Может быть, нужно было бы с пеной у рта защищать честь мундира, например так, в стиле Ваших недавних смайловых постов thumbs.gif thumbs.gif thumbs.gif

Но я не стану этого делать...

Ведь абсолютно везде, в любой организации есть специалисты различного уровня. Кто-то справляется лучше, кто-то хуже. От каждого по способностям, знаете ли...

А Вы что предлагаете? Аттестовать нас, "отделить агнцев от козлищ"? Ну переполовиним мы штат института (или сократим на треть)... Ну не будет у нас возможности обучать и повышать тех, кто к нам на кафедру в очереди стоит, потому что мы ФИЗИЧЕСКИ не в состоянии всех принять уже сейчас, а спрос растет. excl.gif
Может быть уйти от обязаловки и позволить учителям самим выбирать, где и у кого повышать квалификацию? И "подушевое финансирование" ввести. tongue.gif

Включатся нормальные регулирующие механизмы - и все будут довольны?

Елена
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Зачесова @ Jan 17 2006, 21:46) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей!

Я поняла, где именно повышали квалификацию учителя, которых Вы проверяли. sad.gif

Вы сетуете, что ученики неуспешны, поскольку неуспешны учителя.
Продолжаю Вашу мысль: "Учителя неуспешны, поскольку неуспешны преподаватели, которые повышают их квалификацию".

Может быть, нужно было бы с пеной у рта защищать честь мундира, например так, в стиле Ваших недавних смайловых постов thumbs.gif thumbs.gif thumbs.gif

Но я не стану этого делать...

Ведь абсолютно везде, в любой организации есть специалисты различного уровня. Кто-то справляется лучше, кто-то хуже. От каждого по способностям, знаете ли...

А Вы что предлагаете? Аттестовать нас, "отделить агнцев от козлищ"? Ну переполовиним мы штат института (или сократим на треть)... Ну не будет у нас возможности обучать и повышать тех, кто к нам на кафедру в очереди стоит, потому что мы ФИЗИЧЕСКИ не в состоянии всех принять уже сейчас, а спрос растет. excl.gif
Может быть уйти от обязаловки и позволить учителям самим выбирать, где и у кого повышать квалификацию? И "подушевое финансирование" ввести. tongue.gif

Включатся нормальные регулирующие механизмы - и все будут довольны?

Елена

Знаете, Елена, почему я Вас очень люблю и уважаю?Кроме того, что Вы красивая женщина
Даже при самой провокационной постановке вопроса, (без чего форум глохнет или превращается в сладострастную беседу) Вы остаетесь профессиональным собеседником, спорщиком и объективистом, никогда не переходя на высокопарные эмоции. От душисказал...
В следующем году пойду к Вам учиться. Возьмете?
С надеждой...
Марина ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Jan 17 2006, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
Давным-давно был этот пост. На него не обратили внимание, а жаль. Мы перстали любить учиться?

А я вот только что приехала с курсов . Никакой мороз, ни какой холодющий и опаздывающий автобус не может лишить меня этого удовольствия - учиться у такого просто удивительного мастера своего дела, методиста по русскому языку и литературе Богомоловой Татьяны Ивановны. Вот сколько уже лет езжу к ней на курсы, уже и сама до лектора-обучителя благодаря ей выросла, а все удивляюсь еенеиссякаемой энергии и творчеству. И ведь как умело и целостно все, едино - и форма, и содержание!
Это я к тому, что УЧИТЬ ВЗРОСЛЫХ - это тоже ТАЛАНТ нужен. И УМЕНИЕ. И ЖЕЛАНИЕ. И ТВОРЧЕСТВО.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Вывод... Какие бы ни были программы, методики, технологии, итп умные слова от педагогики - 99,7% зависит от ПРОФЕССИОНАЛА (не ремесленника, как выразился Е. Травин, а Личности способной)
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Jan 17 2006, 21:59) <{POST_SNAPBACK}>
Знаете, Елена, почему я Вас очень люблю и уважаю?Кроме того, что Вы красивая женщина
Даже при самой провокационной постановке вопроса, (без чего форум глохнет или превращается в сладострастную беседу) Вы остаетесь профессиональным собеседником, спорщиком и объективистом, никогда не переходя на высокопарные эмоции. От душисказал...
В следующем году пойду к Вам учиться. Возьмете?
С надеждой...

Андрей!
Я готова! wink.gif
Елена
Оксана Родионова ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ Jan 17 2006, 22:07) <{POST_SNAPBACK}>
А я вот только что приехала с курсов . Никакой мороз, ни какой холодющий и опаздывающий автобус не может лишить меня этого удовольствия - учиться у такого просто удивительного мастера своего дела, методиста по русскому языку и литературе Богомоловой Татьяны Ивановны. Вот сколько уже лет езжу к ней на курсы, уже и сама до лектора-обучителя благодаря ей выросла, а все удивляюсь еенеиссякаемой энергии и творчеству. И ведь как умело и целостно все, едино - и форма, и содержание!
Это я к тому, что УЧИТЬ ВЗРОСЛЫХ - это тоже ТАЛАНТ нужен. И УМЕНИЕ. И ЖЕЛАНИЕ. И ТВОРЧЕСТВО.


Любопытно... Марина, а как вы определеяете, что педагог, который читает вам лекцию, талантлив? Сразу, в первые минуты или постепенно? Есть ли признаки талантливого педагога? Или это очень технологичный подход?
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Jan 17 2006, 22:16) <{POST_SNAPBACK}>
Вывод... Какие бы ни были программы, методики, технологии, итп умные слова от педагогики - 99,7% зависит от ПРОФЕССИОНАЛА (не ремесленника, как выразился Е. Травин, а Личности способной)


Андрей! И все заинтересованные коллеги! smile.gif

Посмотрите, не это ли мы обсуждаем?
"Ярослав Кузьминов – интервью информ . агентству « Росбалт », 19/07/2005

Ситуация, когда наших детей учат неудачники — невозможна для общества"

Елена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+