Личный кабинет

Как учить студентов?

Юлия Полищук ( Пользователь )
Как учить студентов? Как школьников - уже нельзя, взрослые. Как взрослых (в соответствии с принципами андрагогики) - тоже нельзя - еще "маленькие". Давать знания, как обычно - неэффективно с современными студентами. Они другие, они по другому воспринимают вещи. Для них важно не сколько "что" и "как", а в первую очередь "зачем". Потом только "что" и "как" они начнут воспринимать.
Как Вы считаете, надо ли менять методики, технологии обучения в вузах? И если да, то в каком направлении?
Юлия Полищук ( Пользователь )
Александр Николаевич, а как вы планируете решать вопросы обучения с тудентов?

Я сама преподаватель вуза и последнее время пытаюсь разобраться с этой проблемой. Но главная трудность в том, что современные студенты мало могут самоорганизовываться. Очень часто уровень ответственности настолько низок, что на самообучение полагаться просто не приходится. Что делать?
Ольга Б. ( Пользователь )
Самоорганизовываться не умеют, уровень ответственности низкий, зато амбиции льются через край. Знакомая картина. Между прочим, лично мне это знакомо по школе, как учителю. Школьники привыкли, что им открывают ротик и вкладывают в него сладенькую конфетку - слой знаний внутри, слой развлечений - снаружи. Верхний слой с удовольствием рассасывается, внутренний просто проглатывается как что-то невкусное.

Помню, как впервые давала задания детям для самостоятельной работы - выли, ныли: "А мы так никогда не делали!" (от меня: делали, но не каждый раз, и под присмотром), "А Вы нам объясните, покажите, сделайте с нами..." и так далее. Показывала, рассказывала, делала, помогала, разжёвывала. Поначалу. Многие привыкали, справлялись легко, даже с удовольствием. Другие же, проведя энное количество уроков со сложенными на партах руками в конце четверти начинали скулить: "А Вы нам ничего не рассказываете, поэтому мы ничего не понимаем!!!". А сами ни разу учебник не открыли - надеялись на авось. Не пронесло. Знакомо педагогам вузов? Может, всё идёт как раз отсюда, из школы.

А ещё мне эта картина знакома по жизни. Так уж получилось - только несколько дней назад студентка выбрала меня в качестве палочки-выручалочки для написания дипломной. Я-то по наивности подумала, что ей нужна компьютерная помощь (об этом в начале говорили). А оказалось, что я должна помогать ей разбираться в требованиях научного руководителя, подбирать и компоновать материал и т.д.!

А сколько развелось фирм, помогающих ленивым (в лучшем случае - загруженным) студентам подготовить рефераты, курсовые, дипломные? И спрос на эту работу не падает. Кстати, здесь я тоже вижу, с чего всё начинается. Помогла работа в библиотеке. Сколько раз вместо школьников приходили ко мне мамы и бабушки, выискивали что-то по теме, списывали и т.д. При этом сами ученики сидели рядышком и листали развлекательные журналы. И от других людей не раз слышала: то кому-то задачки нужно решить для сына, то сочинение написать, то доклад подготовить... О какой самостоятельности и ответственности тут вообще может идти речь? Ну, ладно, если помочь по веской причине: устал "ребёнок", не успевает, что-то не понимает. Но систематически???

Вопрос "Что делать?" остаётся открытым.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Ольга Б., 15.06.2010, 03:05) <{POST_SNAPBACK}>
Школьники привыкли, что им открывают ротик и вкладывают в него сладенькую конфетку - слой знаний внутри, слой развлечений - снаружи.


И откуда у них эта привычка выработалась?
Загадка природы :(
Елена Добровольская ( Пользователь )
Виноваты не только школа и родители, в этом виновато наше общество в целом. Если посмотреть на контингент учащихся, я, конечно, не обобщаю, но все-таки. Много матерей-одиночек, много семей с одном ребенком, а это влечет за собой последствия - гиперопека. Мы растим общество эгоистов. Требования в школе снижаются. Все твердят о возросшей нагрузке на детей. Я проработала в школе 6 лет. Сравниваю нагрузки сегодняшних учащихся и свои школьные годы. Прошло не так много времени, но мы сидели в библиотеках, мы выполняли домашнее задание, мы занимались в различных кружках. Сегодня, максимум, на что способен учащийся средней школы - поискать нужную к уроку информацию в Интернете. Многие открывают учебники только на уроках, домашнее задание постепенно уходит в историю. Родители не загружают свое чадо, а учителя приспосабливаются работать с тем, что есть.
А еще менталитет русского человека. Родители в Европе, Америке обеспечивают детей до совершеннолетия, а русский родитель до своей собственной смерти. Чувствуете разницу? В таких условиях не вырастит самостоятельный человек, ему всегда есть на кого надеяться.
Мое мнение: пока в нашей стране не будет уровень жизни настолько высок, чтобы среднестатистическая семья могла себе позволить нормальное жилье, рождение не менее двух детей; пока за деньги можно будет покупать не только контрольные работы, рефераты, но и дипломы; пока не поменяются ценности современного российского общества, ничего не изменится.
Татьяна Филипповская ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Я попытаюсь внести свою небольшую лепту в вашу дискуссию.
Студентам предлагалось в свободной форме представить свои рассуждения о причинах, из-за которых они не хотят осваивать научные знания по тем или иным предметам, готовиться к семинарским занятиям, пропускают лекционные или симулируют на них учебную активность, готовясь в лекционное время к занятиям по другим предметам, ведя переписку с друзьями по мобильному телефону и пр.
Первую выявленную тенденцию хотелось бы определить как «внутренняя» (психологическая, осознанная, принятая как рациональная в индивидуальной поведенческой практике) тенденция к отторжению знаний. Она связана с нежеланием «принимать» знания («записываю слова лектора, но ничего не запоминаю», «делаю вид, что веду конспект, а сама думаю о своем», «иногда я просто не могу заставить себя учиться»), и с двумя условиями. Первое: жесткое дисциплинарное требование присутствия студента на занятиях. Связано с личностью преподавателя и (или) отражением посещаемости занятий на итогах промежуточного рейтинга. Второе – то, что студенты назвали «моя собственная лень», «не нравится преподаватель», «преподавателю самому не интересен его предмет», «меня еще со школы «тошнит» от математики», «слишком трудный материал». То есть, знание «проходит мимо», так как сформировалась внутренняя психологическая установка на отказ от его восприятия. В большинстве случаев эта установка подкреплена жестким дисциплинарным контекстом, не согласованным с внутренней мотивацией студента посетить занятия.
Вторую тенденцию можно было бы назвать «внешней тенденцией отказа от знаний». Она также связана с двумя условиями. Первое условие – рациональная, с точки зрения индивида, оценка студентами перспективной значимости изучаемого предмета в будущей профессиональной деятельности. Описывается с помощью утверждений: «из 40 предметов, которые мы изучали, только 5-6 пригодятся на практике», «есть предметы – лишняя трата времени», «нет баланса теории и практики: одна «сухая» теория». Второе условие – равноценное с первым по значимости в эссе студентов – личность преподавателя и его профессиональное мастерство. Причины отказа от знаний здесь описываются через утверждения: «лектор читает лекцию по тексту своего (чужого) учебника, а я читать умею», «читает лекцию, не отрывая взгляд от монитора ноутбука, не обращая внимания на студентов», «преподаватель «гонит заумь», а когда просишь объяснить, обижается: как можно не понять очевидное?», «невозможно «впихнуть» в себя такое количество информации, как требуют все преподаватели».
Третью тенденцию можно было бы определить как тенденцию подсказки: что нужно делать, чтобы студенты не отказывались от знаний? «Подсказки» здесь описываются через утверждения: «мне предмет интересен тогда, когда я хорошо начинаю в нем разбираться, а понимать начинаю тогда, когда понимаю процессы, следствия и причины», «не делю предметы на нужные и ненужные, а делю на интересные и неинтересные», «нужны все предметы, так как не знаешь, с чем столкнешься, когда закончишь университет, поэтому лучше знать, где потом взять информацию», «стараюсь брать из разных областей знаний хотя бы минимум информации для общего развития».
Следует отметить, что эссе, в которых даны рассуждения - подсказки, были написаны студентами, владеющими правилами русской орфографии и синтаксиса. То есть, функционально грамотными людьми. Их предложения представляют интерес, прежде всего, для менеджеров образования. Например, более жестко конкретизировать значимость той или иной дисциплины в процессе подготовки специалиста-практика. Исключить из учебного плана дисциплины, которые, по сути, требуют освоения в течение 2-3- семестров, а по факту представлены объемом в 24-28 часов. Такой объем студенты определяют как формальный, а отсюда формализуется и отношение к предмету. Однако, есть дисциплины, которые представлены ничтожным количеством часов, но реально воспринимаются студентами как нужные для саморазвития. Например, психология и педагогика. И это явно связывается с симпатией к преподавателю и ощущением обиды: не дано время на то, что хочется узнать и освоить.
Но самой значимой подсказкой является высказываемое фактически во всех эссе пожелание замены большого объема лекций на семинары-дискуссии, семинары-практикумы. Речь идет об активизации применения в педагогическом процессе современных педагогических технологий, которые помогают закрепить, продумать, представить ту информацию, которая имеется, как правило, в учебниках, поэтому может быть первично освоена обучаемыми самостоятельно. Студенты видят способ борьбы с отторжением знаний в изменении вузовской методики репрезентации знаний, эффективных формах организации осмысления, анализа и оценки взаимозависимости теории и практики.
Учитывая это, отметим, что реальный уровень психологического, физического и навыкового развитая современных студентов, современная социокультурная динамика требуют коренных перемен в организации образовательного взаимодействия в диаде «преподаватель-студент». Не случайно З.Бауман, рассуждая о «текучей современности», подчеркивает, что самая нужная компетентность в нашем мире мнимых бесконечных целей – это компетентность опытного и неутомимого покупателя. Мы «покупаем» навыки, нужные, чтобы заработать на жизнь, и средства убеждения потенциальных работодателей, доказывающие, что они у нас есть; мы покупаем имидж, который нам приглянулся, и способы заставить других поверить, что мы являемся теми, кем теперь выглядим . И современный студент, как это ни неприятно признавать, в чем-то более талантливый потребитель, чем его педагоги. Но, чтобы остаться его педагогами, нам придется кое-что изменить. Прежде всего, предстоит отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред - данного», и сосредоточиться на анализе «мира человеческой непосредственности» (стремлений, фантазирования, сомнений, реакций на частные события), как это рекомендовал А. Шюц. А далее попытаться понять, почему мы чаще рассматриваем отказ от знаний только как социокультурный феномен. То есть, артикулируем его на уровне чувственного опыта и созерцания. И делаем это вместо того, чтобы освоить уровень ноумена – «умопостигаемой сущности». ..
Готова к продолжению разговора… Филипповская Татьяна Владимировна
Oda ** ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Филипповская, 17.06.2010, 07:36) <{POST_SNAPBACK}>
Но самой значимой подсказкой является высказываемое фактически во всех эссе пожелание замены большого объема лекций на семинары-дискуссии, семинары-практикумы. Речь идет об активизации применения в педагогическом процессе современных педагогических технологий, которые помогают закрепить, продумать, представить ту информацию, которая имеется, как правило, в учебниках, поэтому может быть первично освоена обучаемыми самостоятельно. Студенты видят способ борьбы с отторжением знаний в изменении вузовской методики репрезентации знаний, эффективных формах организации осмысления, анализа и оценки взаимозависимости теории и практики.
Учитывая это, отметим, что реальный уровень психологического, физического и навыкового развитая современных студентов, современная социокультурная динамика требуют коренных перемен в организации образовательного взаимодействия в диаде «преподаватель-студент». Не случайно З.Бауман, рассуждая о «текучей современности», подчеркивает, что самая нужная компетентность в нашем мире мнимых бесконечных целей – это компетентность опытного и неутомимого покупателя. Мы «покупаем» навыки, нужные, чтобы заработать на жизнь, и средства убеждения потенциальных работодателей, доказывающие, что они у нас есть; мы покупаем имидж, который нам приглянулся, и способы заставить других поверить, что мы являемся теми, кем теперь выглядим . И современный студент, как это ни неприятно признавать, в чем-то более талантливый потребитель, чем его педагоги. Но, чтобы остаться его педагогами, нам придется кое-что изменить. Прежде всего, предстоит отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред - данного», и сосредоточиться на анализе «мира человеческой непосредственности» (стремлений, фантазирования, сомнений, реакций на частные события), как это рекомендовал А. Шюц. А далее попытаться понять, почему мы чаще рассматриваем отказ от знаний только как социокультурный феномен. То есть, артикулируем его на уровне чувственного опыта и созерцания. И делаем это вместо того, чтобы освоить уровень ноумена – «умопостигаемой сущности». ..
Готова к продолжению разговора… Филипповская Татьяна Владимировна


С каким удовольствием всегда читаю вас, Татьяна Владимировна !
Спасибо за профессиональный анализ ситуации. Мне кажется пассаж созвучен поднимаемой ВИРом теме о преподавательском фрилансе.
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Где еще остались такие студенты, которые задаются вопросом :"Зачем?". Да они кроме конспектов ничего не читают. Что такое книги они даже не знают. Это уже идет со школы. Я стоял как-то в м-не "Молодая гвардия". Мама с дочкой беседуют. Мама говорит:" Смотри, какой интересный учебник!". Дочка: "А зачем он мне. Мы отвечаем по конспекуту нашей учительницы"
Вот такие дела. Что делать? И что не делать? Какой из них более важен?
Надежда Казанцева ( Пользователь )
Цитата (Аркадий Захаров, 23.07.2010, 21:16) <{POST_SNAPBACK}>
Где еще остались такие студенты, которые задаются вопросом :"Зачем?". Да они кроме конспектов ничего не читают. Что такое книги они даже не знают. Это уже идет со школы. Я стоял как-то в м-не "Молодая гвардия". Мама с дочкой беседуют. Мама говорит:" Смотри, какой интересный учебник!". Дочка: "А зачем он мне. Мы отвечаем по конспекуту нашей учительницы"


Может, не стоит так обощать?
Я читаю лекции по теории перевода. Это тяжелый курс на четыре семестра (два зачета, два экзамена) с курсовой работой. На первой же лекции я говорю студентам, что мне неинтересно слушать пересказ моих собственных слов. К каждому зачету-экзамену есть программа, разумеется. Но любой студенческий ответ предваряется моим вопросом: "Скажите, пожалуйста, какие первоисточники Вы читали?" Вопросы 2 и 3: " Где Вы взяли этот материал?" - и - "Убедите меня, что Вы это прочитали".

Уверяю Вас, очень легко отличить тех, кто на самом деле прочитал и осмыслил, от остальных. "Классика в полчасика" из википедии и прочего интернета здесь не проходит)

Так что - все зависит от нас)
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Согласен, обобщать не стоит. А как Вы решаете проблему поверхностного чтения? Как сделать так, чтобы студент волей-неволей вчитывался в текст? Какие технологии используете? Применяете ли ДИТЕКС?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+