Личный кабинет

Беспалько В.П.

Как мы применяем методику Беспалько В.П.
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Отрывок из книги В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М., 1989, С. 12-13)

«В чем же состоит глубинный смысл технологической направленности педагогических исследований и разработок, а, следовательно, и педагогической технологии в целом?

Во-первых, посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть: успешно сделано только в указанном выше контексте – на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения».

Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Если методическая поурочная разработка не может быть воспроизведена однозначно каждым учителем, то, как показал опыт программированного обучения, проектирование учебно-познавательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

В современных условиях, когда компьютеризация педагогического процесса становится ближайшей перспективой, педагогическое проектирование – единственное условие его эффективной реализации.

В-третьих, существенная черта педагогической технологии – процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, они ли) задаются весьма нечетко, а степень их достижения определяется на глазок, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.

Наконец, в-четвертых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике – принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов ПС как по горизонтали (в рамках одного периода обучения – четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали – на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. К примеру, изменяя цели образования, оставляют неизменным его содержание и процессы обучения. Такие деформированные ПС нежизнеспособны, о чем свидетельствует богатая история бесконечного перекраивания школьных учебных планов и программ».





Предлагаю обсудить идеи Беспалько В.П.

Материалы конференции
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Для затравки желателен Ваш комментарий к цитате Беспалько...
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Для затраки могу отправить всех свои сайты и свой блог. Там показано, как работают идеи Беспалько.
http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...blogid=919&

 

Почему Беспалько  уехал из России?
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Да, Аркадий Аркадьевич, почему ОН уехал из России? Или из СССР?

Вообще я не уверен, что речь идет о том самом Беспалько, который был "академик РАО" и выдал идею, что Модель Выпускника Школы - глобальная проблема Мировой Системы Образования. ???

Про ЭТО я читал в середине 90-х, когда занимался ЭТОЙ проблемой в ЧИПКРО.

И он укатил? Почему, когда, за что?
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Он не укатил, а уехал. Уехал за рубеж. Не выдержал нашей рутины в образовании. Силы -то не беспредельны.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
ГО: Я вижу фамилию Беспалько впервые. Поэтому понятно, что я не знаю, что он сделал. И поэтому я могу отнестись только к тексту, который Вы дали, - в целом он косноязычен. Не спешите! Он косноязычен не в словах, а в смыслах. Один уважаемый мною человек сказал "язык - это поток значений, а речь - это поток смыслов". C языком у Беспалько более или менее, а вот со смыслами - полная путаница.

Беспалько: педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании

ГО: Да ничуть не бывало! Педагоги стремятся как раз всегда и везде к экспромту, - этим просто доверху наполнен педсовет.

Беспалько: существенная черта педагогической технологии – процесс целеобразования.

ГО: Так вот попробуйте догадаться, существенная черта - это процесс целеполагания или само целеполагание?

Беспалько: Если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков

ГО: Точно так, как медицину, которой обучают в медицинских вузах, ошибочно называют традиционной, точно так же автор ошибочно называет традиционной педагогику, которой учат в педвузах. Её можно назвать искусственно-технической или академической. Или схоластической. Традиционным называют нормальные люди то, что передаётся по традиции. Например, у немцев с этим гораздо лучше, они называют медицину, которой учат в медицинских вузах Schulmedizin, - то есть "школьная медицина", а традиционную медицину называют Heilmedizin, - медицина, которая лечит. Возможно, потому, что у немцев со смыслами меньше косноязычия, они и живут лучше других?

Беспалько: в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.

ГО: Ну, просто прелесть! Дайте ему объективный контроль качества, чтобы достижение или недостижение положенных целей проверить, да ещё и то же самое по развитию личности. Да никогда ни ему, ни кому бы то ни было этого не получить! Это - смысловое косноязычие утопизма "вот дадите это, тогда уж мы!". Да целеполагание и развитие личности, - это задачки, сопоставимые по своей сложности со смыслом жизни! Чистая тень на плетень!

Беспалько: Принцип целостности означает, что ... необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы.

ГО: То есть целостность равна гармоничности частей. Занятно. Впервые слышу. К тому же выяснение таких соответствий есть задача ничуть не проще предыдущей, - не решаемая в принципе и никогда.


Г-н Захаров: Предлагаю обсудить идеи Беспалько В.П.

ГО: Разбираться с наукоподобным смысловым бредом? Увольте. Вот, например, вчера мне по скайпу Михаил Арест за 5 минут изложил прикладную структуру сложности. Ну, это из известного педагогического тезиса о "задачах развивающейся сложности". Ему Агеев дал когда-то тему для диссертации "разберитесь со сложностью"… Так он мне так рассказал, что всё было понятно, просто и, - главное!!! - было сразу видно, как и куда это использовать в учебном процессе. То, что мычит (по смыслам) Беспалько, использовать невозможно в принципе. Ни в какой работе и никогда. Искренне Вам соболезную.



Цитата (Аркадий Захаров, 27.06.2010, 10:50) <{POST_SNAPBACK}>
Он не укатил, а уехал. Уехал за рубеж. Не выдержал нашей рутины в образовании. Силы -то не беспредельны.

ГО: Прелестный миф о том, что "там" рутины этой существенно меньше. Увы. Её здесь, - это в Германии, где я живу, - существенно больше, она в разы жёстче и непоколебимее, - за века отлажена и смазана. С виду очень приветливая, кстати. Приятно так берут за ноги, за руки и... Как это у Ильфа и Петров? "после непродолжительной гражданской панихиды тело было предано земле". Да? А всё так культурно и с улыбочками. Педагогическая надстройка везде имеет одинаковое устройство. Впрочем, как и любая непедагогическая надстройка, - любая система любит только себя и защищает себя самоотверженно до последнего патрона.

Как пишут мне люди, которые знают об этом не понаслышке, и в США, и в Израиле - всё точно также, только в разы мощнее. Так что Беспально уехал либо а) не от рутины, либо б) не знал, что там её больше.
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Он много написал о бестолковщине американской системы образовангия.
А то, что Вы не знали Беспалько - это Ваш большой минус.


Пример Применения идей Беспалько В.П.
Захаров А.А., Купреева А.В., Петрищев Д. Методы достижения ученического (первого) уровня
http://pedsovet.org/components/com_mtree/a...68&cf_id=24
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Аркадий Аркадьевич!
Слабак он оказался. Карьерист и слабак. :-))
Но ничего не поделаешь... рыба ищет где глубже...

Был он здесь, мы бы с ним сейчас и обсудили Модель выпускника Школы!
А может у Вас есть его Е-мейл? Или его сайт?
Спасибо. С уважением.
Аркадий Захаров ( Пользователь )
Сам ищу его адрес. Пара вопросов у меня к нему есть. Может у тех, кто будет читать это сообщение, укажет его адрес?
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Наверное, Гольдин С.М. знает. Он, похоже, с ним когда-то или где-то контачил...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+