Личный кабинет

Курсы повышения квалификации для шахматного всеобуча

Опыт Югры - опыт России
Игорь Сухин ( Пользователь )
Недавно получил вот такое письмо:


Его автор - Павел Валерьевич Скачков, международный гроссмейстер, соискатель Тольяттинского госуниверситета, член президиума ФШ Самарской области (30.05.2010):
"Уважаемый Игорь Георгиевич! В Самарской области проходят мероприятия шахматного образования. На сайте самарачесс появились две статьи: http://www.samarachess.ru/main/94866/, http://www.samarachess.ru/main/94853/. Игорь Георгиевич, скажите пожалуйста, Вы повышаете квалификацию учителей в Ханты-Мансийске, а можно узнать подробнее: есть ли программа курсов, выдаются ли сертификаты?! Ведь помните, Дмитрий Федорович Лапушко в Элисте сказал, что у них только готовится такая программа. Очевидно, как только появится такая программа курсов повышения квалификации школьных учителей, и по окончании выдается сертификат гособразца - большой шаг в организации Всеобуча".


В своём ответе я, в частности, написал: "Я уже дважды проводил 80-часовые курсы повышения квалификации для учителей начальных классов и воспитателей детских садов. И специально для этого разрабатывал программу: 25 лекций (25 часов) и 55 часов практических занятий УМК "Шахматы, первый год" федерального курса "Шахматы - школе". Я писал об этом на сайте…" (в новостях Сайта шахматного всеобуча от 01.11.2009 и от 03.05.2010). - http://chess555.narod.ru
Игорь Сухин ( Пользователь )
Тем, кому сложно пойти по указанной выше ссылке, приведу здесь новости сайта шахматного всеобуча от 01.11.2009 и от 03.05.2010

Вот эта информация от И.Г.Сухина:

1 ноября 2009: С 3-го по 12-е ноября в Ханты-Мансийске, в "Интернет-центре шахматного мастерства" я проведу Курсы повышения квалификации работников образования по внедрению шахмат в учебные заведения ХМАО - "Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования и федеральный курс для начальной школы "Шахматы - школе". Основная цель курсов - дать исчерпывающее представление о шахматах как об учебном предмете в системе образования, обучить педагогов начальной школы методике и технологии проведения уроков шахмат с использованием учебно-методических комплектов курса "Шахматы - школе", проинформировать о ходе модернизации отечественной системы образования, уделить внимание новейшим общепедагогическим и общепсихологическим аспектам современного образования применительно к начальной школе. Приоритетные задачи, которые будут решены во время Курсов, следующие: акцент на инновационность и научное обоснование шахмат как учебной дисциплины, позволяющей древней и мудрой игре стать полноценным и полноправным предметом начальной школы; поурочное знакомство с федеральным курсом "Шахматы - школе"; вооружение учителей начальных классов арсеналу необходимых методических и технологических приёмов для успешного преподавания шахмат в общеобразовательной школе; изложение здоровьесберегающих основ урока шахмат в начальной школе; детальное рассмотрение межпредметных связей урока шахмат с уроками математики, русского языка и чтения; ознакомление с историческим срезом продвижения шахмат в систему образования России и других стран; изучение состояния проблемы "Шахматы и образование" в различных регионах Российской Федерации; выявление психолого-педагогических проблем, связанных с важнейшими аспектами шахматного образования; раскрытие возможностей шахмат для полноценного развития дошкольников и учеников начальной школы; рассмотрение теоретических и практических аспектов проведения урока шахмат в начальной школе. Будут рассмотрены следующие темы:
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию и разработка Национальной образовательной стратегии - инициативы "Наша новая школа".
2. Современный урок и его особенности в свете модернизации отечественного образования.
3. Правила шахматной игры.
4. Межпредметные связи на уроке шахмат.
5. Федеральный курс для начальной школы "Шахматы - школе" (автор курса И.Г.Сухин).
6. Шахматы как инновационный здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе.
7. Развитие у детей способности действовать "в уме" как центральное звено построения учебного курса шахмат в системе образования.
8. Шахматное образование и его структура.
9. Значение шахмат для всестороннего развития детей младшего возраста.
10. Основные вопросы дидактики учебного предмета шахматы.
11. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
12. Методология игровой деятельности.
13. Дидактическая игра и её структурные компоненты.
14. Выбор оптимальной формы школьного урока шахмат и структурные компоненты авторской системы дидактических заданий.
15. Нормативно-правовая база преподавания шахмат в общеобразовательных школах и важнейшие условия, необходимые для успешного введения шахмат как учебной дисциплины в систему дошкольного образования и в общеобразовательную школу.
16. Психолого-педагогические исследования - база для написания учебного шахматного курса для начальной.
17. Психологические аспекты обучения детей шахматной игре.
18. Вопросы шахматного образования в зарубежных странах.
19. История продвижения шахмат как учебного предмета в систему образования разных стран с 1815 года по 2009 год.
20. Состояние проблемы "Шахматы и образование" в разных регионах России.
21. Деятельность международной шахматной федерации и других организаций, уделяющих внимание тематике "Шахматы и образование".
22. Важнейшие отечественные и международные шахматные конференции и конгрессы, посвящённые вопросам продвижения шахмат в школы.
23. Урок шахмат в российских общеобразовательных школах: Опыт лучших школ.
24. Психолого-педагогические исследования различных аспектов шахматной игры, проведённые в ведущих странах мира.
25. Возможности шахмат для интеллектуальной и социальной реабилитации детей с различными нарушениями развития.


Для вторых курсов я обновил лекционный материал другими темами:

3 мая 2010: Москва - Ханты-Мансийск: Сегодня самолётом из "Внуково" в 20.15 вылетаю в ХМАО. Из программы проблемных курсов повышения квалификации преподавательского состава "Методика проведения занятий по шахматам". Цели и задачи программы: Шахматы - удивительное интернациональное явление, элемент всемирной идеи, своеобразный символ мира и бесценны усилия тех, кто умеет качественно решать сложнейшие аспекты шахматного всеобуча... 19 февраля 2010 года в Москве состоялся внеочередной Съезд Российской шахматной федерации (РШФ). Председателем созданного Наблюдательного Совета РШФ избран Помощник Президента РФ А.В.Дворкович, который сразу же озвучил базовую задачу - всемерное развитие детских шахмат, выполнение которой он будет требовать от всех губернаторов РФ. Одной из ключевых проблем детских шахмат и являются вопросы методики преподавания древней игры. Но до сих пор многие аспекты методики и технологии преподавания шахмат детям вызывают жаркие дискуссии и не имеют единого толкования. Курс лекций и практических занятий "Методика проведения занятий по шахматам", предназначенный для подготовки и переподготовки педагогов, проводящих шахматные занятия с детьми, и призван дать ответы на эти вопросы. Цель курса - дать полную информацию о шахматном всеобуче, познакомить педагогов с различными методиками обучения шахматной игре и преподать им эффективную технологию проведения шахматных занятий, акцентировать внимание на последних психолого-педагогические разработках в этой области. Приоритетными направлениями в Программе курсов являются: обучение эффективным методическим приемам проведения шахматных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста; обучение нестандартным дидактическим играм, которые помогут обеспечить сохранность контингента на этапе начальной подготовки; знакомство с широким кругом задач шахматного всеобуча; научное обоснование шахматных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста; углубленное рассмотрение вопросов методики проведения шахматных занятий по материалам последних международных шахматных конференций и конгрессов (2009-2010); анализ состояния дел с шахматным всеобучем в различных регионах России и за рубежом; выявление психолого-педагогических проблем, связанных с преподаванием шахмат детям; рассмотрение теоретических и практических аспектов проведения шахматных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Все указанные направления впервые поставлены и решены в РФ именно в рамках данного курса повышения квалификации. В результате освоения программы курса "Методика проведения занятий по шахматам" педагоги получат теоретические знания и приобретут практические умения для эффективного проведения шахматных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Программа позволит слушателям получить представление о классических и новейших психолого-педагогических исследованиях, посвященных методике проведения шахматных занятий, освоить новые методические приемы, получить необходимые умения и приобрести навыки проведения шахматных занятий...

Среди важнейших тем:
Вопросы методики проведения шахматных занятий на авторском Сайте шахматного всеобуча и авторском сайте "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат".
Эффективные методические приемы на шахматных занятиях.
Математические игры на шахматной доске.
Нестандартные дидактические шахматные задания в учебном процессе.
Вопросы методики проведения шахматных занятий на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (Томск, 2008).
Вопросы методики проведения шахматных занятий на Международной научно-практической конференции "Шахматы в системе образования России и мира" (Москва, 2009).
Вопросы методики проведения шахматных занятий на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (Элиста, декабрь, 2009).
Вопросы методики проведения шахматных занятий на Международной научно-практической конференции в Москве (РГСУ, январь-февраль 2010) и Всероссийской научно-практической конференции в Элисте (апрель, 2010).
И многое другое.

И все слушатели получили сертификаты - в ХМАО такая работа налажена с помощью Института развития образования Югры.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Возвращаясь к курсам повышения квалификации "Методика проведения занятий по шахматам" (Ханты-Мансийск, 4-13 мая 2010 года):

Все слушатели трудились не для галочки, а на совесть, внимали каждому слову, задавали множество вопросов. И самое главное – мы не расстались с ними, почти половина слушателей предоставила мне свой адрес электронной почты, и я имею возможность следить за их дальнейшими успехами и оказывать оперативные консультации! Потому что я никогда не был свадебным генералом, мне важно, чтобы, в самом деле, мои курсы принесли максимальную пользу каждому слушателю, и я несу ответственность за дальнейшую жизненную траекторию каждого из них.

Не случайно на торжественное открытие курсов 4 мая специально пришли двое выпускников ноябрьских курсов А.А.Ерёмин и С.И.Кунцевич и рассказали новым слушателям о том, что дали им ноябрьские курсы. Отмечу самых лучших слушателей:

Юрий Анатольевич Богданов (учитель истории, обществознания, г. Нефтеюганск),
Оксана Владимировна Высоцкая (воспитатель ДОУ, г. Ханты-Мансийск),
Зульфия Габдулхаковна Гарипова (учитель начальных классов, г. Нефтеюганск),
Светлана Николаевна Замятина (начальная школа - детский сад, воспитатель ГПД, г. Нефтеюганск),
Татьяна Васильевна Иваненко (учитель биологии, г. Нефтеюганск),
Владислав Анатольевич Кирпота (ПДО, п. Сентябрьский),
Анна Александровна Кошелева (ПДО, п. Луговской),
Вариса Габдулловна Курбанова (учитель начальных классов, г. Нефтеюганск),
Татьяна Павловна Младенцева (учитель начальных классов, п. Луговской),
Людмила Анатольевна Мозер (учитель начальных классов, п. Сибирский),
Ольга Сергеевна Пузина (воспитатель ДОУ, г. Ханты-Мансийск),
Ирина Александровна Пучкова (воспитатель ДОУ, г. Нижневартовск),
Татьяна Александровна Ржанова (учитель начальных классов, с. Батово),
Евгений Юрьевич Спиридонов (учитель английского языка, п. Кедровый),
Анатолий Александрович Тимко (директор школы, п. Пырьях),
Раиса Николаевна Шеломенцева (учитель начальных классов, п. Выкатной),
Галина Валерьевна Юдина (учитель начальных классов, г. Ханты-Мансийск).
Игорь Сухин ( Пользователь )
Так это было в Нижневартовске: 10-20 мая 2011 года -

http://chesshmao.ru/?p=7678#more-7678

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+